Rambler's Top100

№ 603 - 604
16 июня - 31 июля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Пешеходы на дорогах

Что такое «пешеход»?

Опасность быть пешеходом

Риск попасть под колеса у мужчин выше, чем у женщин

Эх, дороги!

С чем мы сталкиваемся

Города и веси

Безопаснее всего в Москве и Магадане

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru

Пешеходы
на дорогах*

Над темой номера работал

Тимур
ФАТТАХОВ[1]

Что такое "пешеход"?

Все мы пешеходы. Передвижение пешком - основной и наиболее распространенный вид передвижения во всех общественных группах, во всех странах мира.

Ходьба как форма передвижения человека существовала всегда и была основным средством перемещения человечества многие тысячи лет. Первые люди вышли из Африки около 60 тысяч лет назад и заселили большую часть суши, не имея никаких вспомогательных средств передвижения. Но потребность дать формальное определение такому, казалось бы, простому понятию, как пешеход, появилась лишь недавно, когда пешеход стал рассматриваться как участник дорожного движения.

На интуитивном уровне вполне понятно, о ком идет речь, когда говорят о пешеходах. Пешеходом на дороге обычно принято называть любого человека, который осуществляет передвижение пешком. Но при переходе от обыденной терминологии к юридической возникают разные формулировки и трактовки.

В правилах дорожного движения (ПДД) РФ дается следующее определение:

«Пешеход» - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Под словами «…ведущие велосипед, мопед, мотоцикл…» имеется в виду передвигание, перекатывание или толкание.

В докладах ВОЗ посвященных безопасности дорожного движения можно найти два следующих определения:

«Пешеход» – это любое лицо, которое передвигается пешком как минимум часть своего пути. В дополнение к обычным пешим прогулкам, пешеход использует различные средства передвижения, такие как инвалидные коляски, мопеды, мотоциклы, вспомогательные приспособления для ходьбы, трости, скейтборды и роликовые коньки. Он имеет право переносить предметы в различных количествах, держать их в руках, привязывать сзади, на голове, закреплять на плечах, или подталкивать/вести рядом с собой (тащить за собой). Лицо также рассматривается как пешеход, когда бежит, гуляет, сидит или лежит рядом с проезжей частью[2].

«Пешеход» - лицо, идущее пешком, толкающее или держащее велосипед, детскую коляску или прогулочную коляску, ведущее или пасущее животных, едущее на игрушечном велосипеде, роликовых коньках, скейтборде или лыжах, исключая лиц, находящихся в процессе посадки в транспортное средство и выхода из него[3].

Еще одно определение дано в международной классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ 10), которая действует в России и на которой базируется медицинская статистика:

«Пешеход» – любое лицо, причастное к несчастному случаю, которое в момент происшествия не находилось в моторном транспортном средстве, поезде, трамвае, гужевом транспортном средстве или другом транспортном средстве, на велосипеде или верхом на животном. Включены лица: меняющие покрышку колеса, занятые наладкой мотора средства передвижения, передвигающиеся пешком и пользующиеся пешеходным средством передвижения, таким как: детская коляска, коньки, прогулочная детская коляска, багажная тележка, каталка, ролики, роликовая доска, лыжи, сани, кресло на колесах с мотором.[4]

Приведенные определения дают общее представление о пешеходе, как участнике дорожного движения. В зависимости от определения формируется и отчетность различных ведомств. Если определения разные, то и статистические данные, собираемые различными ведомствами, будут отличаться, что в целом характерно для России.

Впрочем, ситуация со статистикой не безупречна и в других странах. Корректная статистика очень важна для темы нашей статьи - анализа рисков для здоровья и жизни, связанных с самим статусом пешехода. Между тем сейчас характеристики погибших или травмированных пешеходов значительно варьируют между странами, а также между районами одной и той же страны, что затрудняет сбора, анализ и сопоставление конкретной информации, относящейся к данной местности, понимание масштабов проблемы на общегосударственном или местном уровне.

В России имеется довольно подробная статистика ГИБДД, она дает определенное представление о ситуации в стране, но на ее основании можно проанализировать далеко не все. Нельзя, например, изучить влияние возрастного состава пострадавших, определить их гендерные различия. Для того чтобы расширить статистические возможности исследования, в данной статье для анализа привлечены данные медицинской статистики о смертности пешеходов, которыми располагает Росстат.

Эти данные аккумулируют в себе информацию из свидетельств о смерти. В них фиксируется информация о регионе смерти, типе населенного пункта (город, село), дате смерти (год, месяц, число), возрасте и поле умершего. Поскольку в данном случае речь идет о внешней причине смерти, она фиксируется дважды - по девятнадцатому и двадцатому классам МКБ 10.

Медицинское определение «пешехода» шире, чем определение, данное в ПДД, поэтому оно дает большую вариативность по видам летальных случаев при регистрации причин смерти. Такая вариативность позволяет точнее определить, какие пешеходы погибли в ДТП, а какие - в других видах транспортных несчастных случаев. К тому же понятие «дорожно-транспортное происшествие» в МКБ 10 и ПДД разные, что также вносит различия в ведомственную статистику. Некоторые риски и проблемы, связанные с пешеходами, не всегда включаются в определение ДТП и поэтому не учитываются в официальных данных о несчастных случаях на дорогах: в качестве примеров можно назвать помехи в движении, падения, поскальзывания, спотыкания, укусы животных и угрозу личной безопасности. О данных рисках тоже не нужно забывать, ведь они могут приводить к тяжелым травмам и к смертельным исходам.

При анализе пешеходной смертности нами использовались следующие рубрики кодов МКБ 10: V02-V04, V09.

В рубрике V02 учитываются пешеходы, пострадавшие при столкновениях с двух- или трехколесным моторным транспортным средством. Рубрика V03 содержит информацию о пешеходах, пострадавших при столкновении с легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями типа пикап или фургонами. В рубрике V04 учитываются пешеходы, пострадавшие при столкновениях с тяжелым грузовым транспортом и автобусами.

В перечисленных рубриках существует уточняющий третий знак кода, который характеризует место происшествия. Он может принимать значение 0, указывая на недорожный несчастный случай, 1 - дорожный несчастный случай и 9 - несчастный случай, не уточненный как дорожный или недорожный.

Рубрика V09 включает пешеходов, пострадавших в результате других и неуточненных транспортных несчастных случаев. В данной рубрике также используется уточнение, в форме третьей цифры кода, которая может принимать следующие значения:

  • 0 - пешеход, пострадавший в недорожном несчастном случае, связанном с другими и неутонченными мототранспортными средствами;
  • 1 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного недорожного несчастного случая;
  • 2 - пешеход, пострадавший в результате дорожного несчастного случая, связанного с другими и неуточненными мототранспортными средствами;
  • 3 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного дорожного несчастного случая;
  • 9 - пешеход, пострадавший в результате неуточненного транспортного несчастного случая.

В других рубриках V01,V05,V06 указываются пешеходы, погибшие при столкновениях с велосипедами, рельсовым транспортом и другим немоторным транспортным средством. По рекомендации ВОЗ, данные рубрики не относятся к категории дорожно-транспортных происшествий.


* - Данное научное исследование (№ проекта 05-0029) выполнено при поддержке Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2011- 2013 гг."
[1] Фаттахов Тимур Асфанович – Магистр демографии, стажер-исследователь НУЛ Социально-демографической политики Института демографии НИУ ВШЭ.
[2] Pedestrian safety, a road safety manual for decision-makers and practitioners, WHO 2013 г.
[3] Информационные системы: руководство по безопасности дорожного движения, ВОЗ, 2010 г.
[4] Международной классификации болезней, травм и причин смерти, 1989.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.