Rambler's Top100

№ 603 - 604
16 июня - 31 июля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 
ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013

Число умерших в результате ДТП стабилизировалось на уровне 1,2 миллиона человек в год, но в одних странах оно снижается, а в других повышается

Смертность от ДТП сильно различается от страны к стране внутри каждого региона

Половину погибших в ДТП составляют наиболее уязвимые участники дорожного движения – пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты

Почти 60% погибших в результате ДТП – люди в возрасте 15-44 года

В Евросоюзе самая низкая смертность от транспортных несчастных случаев в Швеции, самая высокая - в Румынии

Реализация Глобального плана действий по обеспечению безопасности дорожного движения поможет сохранить 5 миллионов жизней

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. ДТП и смертность: мировые тенденции, 2013 /Демоскоп Weekly. 2014. № 603-604. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0603/barometer603.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Число умерших в результате ДТП стабилизировалось на уровне 1,2 миллиона человек в год, но в одних странах оно снижается, а в других повышается

Автомобилизация населения мира сопровождается дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), в которых люди гибнут, получают травмы и увечья. Травмы, получаемые в ДТП, заняли восьмое место в списке основных причин смерти в мире, а к 2030 году, по некоторым оценкам, могут переместиться на пятое место среди основных причин смерти.

В 2004 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирный банк опубликовали «Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма»[1]. В нем была представлена обширная информация об основных факторах риска дорожно-транспортного травматизма, сведения об эффективных мероприятиях и рекомендации о том, как страны могут повысить безопасность дорожного движения.

В 2009 году первые данные о ходе выполнения рекомендаций Всемирного доклада были опубликованы в первом «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире (Время действовать)»[2].

В 2010 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию 64/255[3], призвавшую к проведению в 2011-2020 годы Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения. С целью отслеживания результатов Десятилетия на национальном и глобальном уровнях предполагалась подготовка последующих докладов о состоянии безопасности дорожного движения [4].

В конце 2013 года был опубликован второй «Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире (Поддержать десятилетие действий)»[5]. Приводимые в нем данные являются точкой отсчета для мониторинга мероприятий в рамках Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

При подготовке доклада сбор сведений по каждой стране осуществлялся под руководством национального координатора экспертами в разных областях, заполнявшими соответствующие анкеты по основным переменным. Затем эти данные рассматривались экспертам ВОЗ и в ряде случаев корректировались для обеспечения сопоставимости, после чего отправлялись на согласование национальным экспертам с тем, чтобы обеспечить наибольшую достоверность данных.

В докладе представлены три вида данных о смертности в результате ДТП:

  • сообщенные национальными координаторами данные;
  • скорректированные данные;
  • сопоставимые оценки.

Данные, сообщенные национальными экспертами, представлены в докладе в соответствующих «профилях» стран. Здесь также указаны источники данных, период времени, к которому они относятся, а также временные рамки, используемые при учете смертей от ДТП (от умерших на месте ДТП до умерших от травм, полученных в ДТП, без ограничения времени).

Чтобы минимизировать влияние различий в определении смерти от ДТП и гармонизировать данные из разных источников, они корректировались исходя из 30-дневного срока смерти после ДТП.

Сопоставимые оценки (и их соответствующие 95%-е доверительные интервалы) были разработаны, чтобы компенсировать занижение данных в некоторых странах и оценить смертность от ДТП во всех государствах – членах ВОЗ по состоянию на 2010 год.

В докладе содержатся сведения по 182 странам (территориям), в которых проживает, по оценкам ООН пересмотра 2010 года, 6,8 миллиарда человек (98,6% населения мира). Доля стран региона ВОЗ[6], от которых поступили анкеты, колебалась от 95% населения в Африканском регионе до 100% в регионе Юго-Восточной Азии. Поскольку сбор данных проводился в 2011 году, сведения о законодательстве и политических мерах относятся к 2011 году, а данные о смертности – к последнему году, по которому имелась информация (2010 год и ранее).

По оценкам ВОЗ, в 2010 году в результате ДТП в целом по миру умерло 1,24 миллиона человек (2,3% от общего числа умерших)[7]. Еще от 20 до 50 миллионов человек получили травмы в ДТП. Эти смерти и увечья оказывают огромное воздействие на семьи пострадавших, жизнь которых нередко меняется необратимо в результате этих трагедий, а также на другие сообщества, в которых жили и работали пострадавшие.

Число умерших в результате ДТП осталось таким же, что и по предыдущей оценке за 2007 год. Стабилизация глобального числа умерших в результате ДТП наблюдалась на фоне заметного роста – на 15% - числа зарегистрированных транспортных средств. И хотя цель в отношении сокращения ежегодного бремени смертности от ДТП еще не достигнута, отсутствие роста этого показателя позволяет предположить, что предпринятые меры, направленные на повышение безопасности дорожного движения, возможно, привели к уменьшению числа случаев смерти, которые произошли бы при их отсутствии. В период с 2007 по 2010 год число смертей в результате ДТП снизилось в 88 странах. Это показывает, что прогресс возможен, если государство уделяет проблеме безопасности дорожного движения достаточное внимание. Из этих 88 стран 42 являются государствами с высоким уровнем дохода, 41 – со средним, 5 – с низким уровнем дохода[8] (рис. 1). Однако за тот же период число смертей в результате ДТП возросло в 87 странах, в основном в странах со средним и низким доходом, что вызывает серьезную озабоченность.

Рисунок 1. Изменение числа умерших от ДТП по странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2007-2010 годы, число стран

Источник: World Health Organization (2013). Global status report on road safety 2013: supporting a decade of action. P. 4.

Глобальный показатель смертности от ДТП составляет 18 умерших на 100 тысяч человек. Наиболее высокое значение показателя отмечается в странах со средним уровнем дохода – 20,1 на 100 тысяч, а наиболее низкое – 8,7 на 100 тысяч - в странах с высоким уровнем дохода (рис. 2).

Показатели смертности от ДТП также существенно различаются по регионам ВОЗ, составляя от 10,3 на 100 тысяч человек в Европейском регионе до 24,1 в Африканском регионе.

Рисунок 2. Смертность от ДТП по странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения и регионам ВОЗ, 2010 год, число умерших от ДТП на 100 тысяч человек постоянного населения

Источник: World Health Organization (2013). Global status report on road safety 2013: supporting a decade of action. P. 4, 6.

О непропорционально тяжелом бремени смертности от ДТП в странах со средним уровнем дохода свидетельствует и то, что на эти страны приходится 80% случаев смерти от ДТП, 72% населения мира и лишь 52% мирового парка зарегистрированных транспортных средств (рис. 3). Доля умерших в результате ДТП в странах с высоким доходом в 10 раз ниже (8%), а доля мирового парка зарегистрированных транспортных средств лишь немного меньше (47%).

В странах с низким доходом уровень автомобилизации пока невысок, а доля населения мира, сконцентрированного в них, и доля умерших в результате ДТП равны и на порядок выше, чем доля мирового парка зарегистрированных транспортных средств.

Рисунок 3. Распределение численности населения, числа умерших от ДТП и числа зарегистрированных транспортных средств по странам мира с разным уровнем ВНД на душу населения, 2010 год, %

Источник: World Health Organization (2013). Global status report on road safety 2013: supporting a decade of action. P. 5.


[1] Peden M et al., eds. World report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization, 2004 -www.who.int/violence_injury_prevention/publications/road_traffic/world_report/en/index.html
[2] Global status report on road safety: time for action. Geneva, World Health Organization, 2009 - www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2009/en/index.html
[3] http://www.who.int/roadsafety/about/resolutions/download/en/index.html
[4] Global Plan for the Decade of Action for Road Safety, 2011–2020. Geneva, World Health Organization, 2011 - www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/plan_english.pdf
[5] Global status report on road safety 2013: supporting a decade of action. . Geneva, World Health Organization, http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2013/en/
[6] 194 страны – члены ВОЗ группируются для аналитических целей в зависимости от уровней смертности и заболеваемости в 6 крупных регионов, которые несколько отличаются от привычных географических регионов.
К Американскому региону ВОЗ отнесены все страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна.
В Европейский регион ВОЗ, помимо всех европейских стран, входят Турция, страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) и Средней Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан).
В Восточно-Средиземноморский регион ВОЗ входят Афганистан, Бахрейн, Джибути, Египет, Ирак, Иран, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Оман, Пакистан, Катар, Саудовская Аравия, Сомали, Судан, Сирия, Тунис, ОАЭ, а в Африканский регион ВОЗ - все остальные африканские страны, кроме вошедших в Восточно-Средиземноморский регион.
К Западно-Тихоокеанскому региону ВОЗ отнесены Австралия, Бруней, Вануату, Вьетнам, Камбоджа, Кирибати, Китай, Лаос, Малайзия, Маршалловы о-ва, Микронезия, Монголия, Науру, Ниуэ, Новая Зеландия, о-ва Кука, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Самоа, Сингапур, Соломоновы о-ва, Таиланд, Тонга, Тувалу, Фиджи, Филиппины, Южная Корея, Япония.
В регион Юго-Восточной Азии входят Бангладеш, Бутан, Мьянма, Шри-Ланка, Индия, Индонезия, КНДР, Мальдивские о-ва, Непал, Тимор-Лесте.
[7] Эта оценка основана на данных, собранных для 182 странам, и скорректированных с учетом различий в качестве данных, чтобы обеспечить сопоставимость между странами. Затем они были экстраполированы на все 195 стран и территорий мира, являющихся членами ВОЗ.
[8] Для распределения стран мира по уровню развития использовалась методика Всемирного банка «Атлас» на основании оценок Всемирного Банка валового национального дохода (ВНД) на душу населения за 2010 год по следующим диапазонам:
• низкий уровень дохода = не более 1005 долларов США;
• средний уровень дохода = от 1006 до 12 275 долларов США;
• высокий уровень дохода = от 12 276 долларов США и более.
World Development Indicators database, World Bank, November 2012. - http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.