Rambler's Top100

№ 599 - 600
19 мая - 1 июня 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Независимая газета» о проблеме СПИД в России
«Медицинская газета» об алкоголе, наркотиках и проблемах диагностики причин смертности
«Коммерсантъ» о проблемах заместительной терапии в Донецкой области
«Independent» о потреблении спиртного
«Медицинская газета» об алкогольной смертности в России
«Новые известия» о борьбе против алкоголизации населения в Белоруссии
«Деньги» о проблеме курения в России
«Gazeta.ru» о возможном росте смертности в России
«Naked-science.ru» о недельном ритме смертности в больницах
«Независимая газета» о росте продолжительности жизни в мире
«Коммерсантъ» о продолжительности жизни в России
«Umj.com.ua» о связи здоровья с продолжительностью жизни
«Umj.com.ua» о заболеваемости и инвалидизации подростков
«Новая газета» о демографической ситуации в России глазами руководителя Росстата
«Коммерсантъ» о концепции Семейной политики до 2025 года
«Helsingin Sanomat» о странах, комфортных для материнства

«Коммерсантъ» о миграции в странах ОЭСР
«Ведомости» об утечке умов в США

«Эксперт Урал» о причинах эмиграционных настроений россиян
«Известия» об обучении мигрантов русскому языку на рабочих местах

«Российская газета» о проблемах детей мигрантов в Санкт-Петербурге
«The Atlantic» о расовой напряженности в США
«The National Interest» о притеснениях китайцев в Юго-Восточной Азии
«Haaretz» об израильской национальности
«Новые известия» о Минрегионе - Миннаце
«Gazeta.ru» о двойном и «спящем» гражданстве
«El Pais» о латвийских негражданах
«OMEGA» об особенностях переписи в Молдавии
«Russian-bazaar.com» о естественном приросте латинос в США
«Час» о влиянии старения на экономику
«Коммерсантъ» о кризисе и безработице
«Project Syndicate» о неравенстве
«Коммерсантъ» о принудительном труде
«Haaretz» о пользе службы в израильской армии
«Mardom salari» о сексуальных проблемах иранской молодежи
«Огонёк» о терапевтическом клонировании и биоэтике
«Ситибум» о бюджете и рынке труда Москвы

о проблемах детей мигрантов в Санкт-Петербурге

Нелегал из 5 "А"

Общество. С какими проблемами сталкиваются школы Петербурга при обучении детей иностранцев

В школах Петербурга обучается около 8,5 тысячи детей-иностранцев. Это 2,5 процента от общего числа учеников. Однако, несмотря на небольшое количество, сам факт нахождения детей-мигрантов в российских школах и их обучение за бюджетный счет вызывает оживленные дискуссии. Общественники настаивают на создании дополнительных курсов для таких учеников, а родители утверждают: наличие детей иностранцев в классе тормозит образовательный процесс. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

Найти общий язык
Главная проблема, с которой сталкиваются дети-мигранты в школе, - незнание русского языка. Из-за этого они не могут нормально осваивать программу.
- Чем раньше ребенок начинает изучать русский язык, тем лучше он им владеет, - говорит Даниил Любаров, руководитель общественной организации "Дети Петербурга". Волонтеры этого движения бесплатно обучают детей-иностранцев русскому языку.
Сейчас на занятия ходит несколько десятков детей. А счет инофонов в петербургских школах идет на тысячи. В рамках программы "Толерантность", рассчитанной до 2015 года, выделены дополнительные суммы на работу t детьми-мигрантами учителей начальных и средних классов. Также предусмотрены и специальные занятия русским языком для таких учеников.
Но на практике появление в классе ребенка-мигранта превращается для учителя, и особенно для классного руководителя, в настоящую проблему.
Так, учителю английского языка Полине Слесаревой пришлось сменить место работы. Одна из причин -проблемы с иностранными учениками.
Когда Полине, молодому специалисту, три года назад дали в руководство класс, где было двое ребят из Таджикистана и Узбекистана, девушка отнеслась к этому спокойно.
Да и школьники-неграждане вели себя прилежно. На уроки не опаздывали, в дни их дежурств доска была всегда чистой, все задания старались выполнять в срок.
- О высокой успеваемости по моему предмету было сложно говорить, - вспоминает Полина, - Ребята плохо знали русский, я же должна была их обучать английскому.
Но семья ученика из Таджикистана регулярно меняла съемные квартиры, из-за многочисленных переездов ребенок часто отсутствовал на занятиях. Потом школьница из Узбекистана стала ярой прогульщицей. Оказалось, что недавно у девочки родился братик, и мама стала оставлять дочь дома, чтобы она выполняла мелкие поручения, например, ходила в магазин, убиралась или стирала.
А потом директор вызвал Полину и потребовал, чтобы она следила за миграционным статусом своих учеников, это стало последней каплей, и учительница уволилась.

Без документов
Не менее остро стоит и проблема законности пребывания учеников в школе. Сотрудники прокуратуры проверили школу N 125 Красногвардейского района. Выяснилось, что первоклассник из Узбекистана не имел миграционной карты. Не было документов, подтверждающих законность нахождения в России учеников с Украины, из Белоруссии и Молдовы. А в личном деле юной гражданки Таджикистана не нашлось даже копии свидетельства о рождении, только отрывной талон о прибытии иностранного гражданина. Вина администрации школы заключалась в том, что школьников-нарушителей вовремя не отчислили, более того, перевели их в следующую четверть. Похожие нарушения нашли и в школе №143.
Прокурорские проверки в школах проходят каждый год, и постепенно ситуация улучшается. Если раньше число нелегалов в школах исчислялось сотням", сейчас случаи скорее единичные. По данным УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, сократилось само количество нелегальных мигрантов. Однако обучение детей-мигрантов - сфера, касающаяся сразу нескольких ведомств, здесь пересекается множество законов, конвенций, правил, и алгоритм, как и на каком основании таких детей учить, до конца не отработан.
Даниил Александров, и. о. декана факультета социологии Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге вот уже несколько лет изучает проблему детей-мигрантов. Проводя исследования, он обнаружил целый ряд законодательных коллизий, с которыми сталкиваются дети-мигранты. Например, если у иностранной четы, прожившей в Петербурге много лет, рождается ребенок, то младенцу выдают типовое свидетельство о рождении. Многие родители долгие годы находятся в полной уверенности, что данный документ автоматически делает их ребенка гражданином России. О том, что ребенку для поступления в школу требуются также миграционная карта и регистрация, они не знают. Но это еще не самое страшное. Такой ребенок официально считается лицом без гражданства. Он и не россиянин, и не гражданин той страны, откуда его родители.
Или другой пример. Когда в Россию приезжает взрослый человек, он все время находится в поле зрения УФМС. Именно в миграционной службе он становится на учет, там же оформляет разрешение на работу или покупает патент. Дети же после въезда в страну фактически выпадают из правового поля, они нигде не числятся. А потому вопрос, пойдет ребенок в школу или нет, остается исключительно на совести его родителей.
В то же время есть Конвенция по правам детей, где сказано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное школьное образование. Однако соблюдать ее не всегда получается. Раньше, если родители за три месяца пребывания в России не успевали получить вид на жительство или разрешение на работу, ребенок был обязан покинуть вместе с ними страну на 90 дней. Потом семья могла вернуться, но ее правовой статус не менялся, то снова ненадолго. При такой системе обучение в школе вряд ли окажется эффективным. В этом году УФМС по Санкт-Петербургу пошло навстречу семьям мигрантов с детьми. Теперь если оба родителя получают годовое разрешение на работу, то ребенок имеет право все это время находиться рядом с ними, а значит, гарантируется и непрерывность обучения. И хотя данное решение можно назвать прорывным, всех проблем оно не решает. Так, в ходе опроса, который проводили исследователи из Высшей школы экономики, выяснилось, что 37 процентов матерей детей-неграждан - домохозяйки. Следовательно, выполнить все требования закона у таких школьников не получится.

Вне системы
В ходе исследования ученые обнаружили, что в городе есть школы, где 15-20 процентов учащихся-дети - иностранцы, но большинство все равно составляют россияне.
В организации "Гражданин Учитель" утверждают: число тех, для кого русский язык неродной, в школах намного больше. Просто в отчеты такие дети не попадают, из общих данных выпадают и дети из национальных республик России. Исследование, проводимое Высшей школой экономики, не выявило связи между оценками школьников и количеством детей-мигрантов в классе.
Самые высокие показатели успеваемости демонстрировали те дети, которые либо родились в Петербурге, либо приехали в город в раннем детстве и посещали местный детский сад. В то же время 40 процентов детей из Средней Азии переезжают в Петербург уже после семи лет, а то и в подростковом возрасте.
Они оказываются в школах в середине учебного года, из-за полного незнания русского их нередко определяют в младшие классы, хотя по возрасту они относятся к среднему звену.
Между тем те ребята, которые все-таки оказываются в школе,- это вершина айсберга, это благополучные дети, у которых самые ответственные родители. В прошлом году только за счет миграции население Петербурга увеличилось на 100 тысяч человек. Естественно, что количество детей-инофонов в городе намного больше, чем 8,5 тысячи. Однако в школы и садики они не ходят.
- Неустроенных детей очень много. В большинстве случаев они ведут традиционный образ жизни. Мальчики в 15-16 лет устраиваются на работу, девочки помогают матерям по дому. Они могут совсем не говорить по-русски, не знать каких-то элементарных вещей. Естественно, что, повзрослев, они не смогут работать легально, - считает директор социального приюта для детей "Транзит" Марина Рябко. В это учреждение попадают дети-иностранцы, которые либо потерялись, либо их родители не выполняют своих обязанностей. Марина Рябко может рассказать много страшных историй о том, как родители заставляли детей попрошайничать, как не регистрировали своих новорожденных сыновей и дочерей, обрекая их на нелегальный статус, как мальчики и девочки становились жертвами криминала.
Но все-таки она уверена: проблему решить можно. В подавляющем большинстве случаев папы и мамы желают своим детям счастья, они хотят, чтобы их сыновья и дочери учились в российских школах, получали образование, легально устраивались на работу. Проблема в том, что многие взрослые боятся лишний раз прийти в госучреждение и проконсультироваться. Они полагают, что их сразу же оштрафуют или выдворят из страны. Из-за этого страха сотни и тысячи детей в Петербурге живут "в тени" и тоже лишний раз опасаются пересекаться с представителями официальных органов. Мало ли что.

***
Прямая речь
Марина Шишкина, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, науке, культуре:
- Детей-мигрантов учить необходимо. Только таким образом мы сможем их социализировать, сделать так, чтобы они смогли жить и работать в правовом поле, платить налоги. Проблема в том, что дать им образование не всегда получается. В школах мест пока достаточно, но сейчас вся работа с детьми-мигрантами возложена на классных руководителей и учителей по русскому языку, которые и так уже перегружены бюрократическими обязанностями. Они не успевают учить, а мы им говорим: "Займитесь еще детьми-мигрантами". После оптимизации школ сократилось и количество психологов, а их помощь для адаптации таких детей просто необходима. И, конечно, одной школой или программой "Толерантность" здесь нельзя ограничиваться. На заседании рабочей группы я буду ставить вопрос о том, чтобы выделять суммы для создания обязательных курсов для детей-мигрантов. Но пока все упирается в то, что мы незнаем, сколько в Петербурге таких детей, нет и примерных прогнозов, сколько человек к нам собираются приехать и сколько из них планируют приехать с детьми. А пока нет цифр, нельзя определить, сколько средств требуется, чтобы решить проблему.

Вера ЧЕРЕНЕВА. «Российская газета», 14 мая 2014 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.