Rambler's Top100

№ 597 - 598
5 - 18 мая 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Международная миграция и миграционная политика

Число международных мигрантов в развивающихся странах в 2000-2013 годы росло быстрее, чем в развитых странах

Миграционный прирост стал основным фактором изменения численности населения Европы, в 2030-е годы станет основным и для населения Северной Америки

Доля стран, желающих снизить иммиграцию, сократилась с 40% в 1996 году до 15% в 2013 году, а доля желающих увеличить ее возросла с 4% до 11%

Политика интеграции иммигрантов проводится в большинстве развитых стран

Доля стран, стремящихся снизить эмиграцию, возросла в 2013 году до 25%, а увеличить - до 10%

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Международная миграция и миграционная политика /Демоскоп Weekly. 2014. № 597-598. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2014/0597/barometer597.pdf


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Политика интеграции иммигрантов проводится
в большинстве развитых стран

По мере возрастания числа международных мигрантов все более насущной становится задача их успешной интеграции в принимающее сообщество. Во многих странах расизм и ксенофобия, усилившиеся под влиянием глобального экономического кризиса, привели к усилению напряженности в отношениях между коренным населением и общинами иммигрантов.

В целях содействия интеграции мигрантов многие страны реализуют специальные программы в целях поощрения социально-экономической интеграции иммигрантов (посредством программ обучения языку, знакомства с жизнью и культурой принимающего сообщества), недопущения дискриминации и содействия получению гражданства. Меры по интеграции иммигрантов могут относиться к двум разным направлениям: мультикультурализму или ассимиляции. Если мультикультурализм побуждает мигрантов сохранять собственную культурную идентичность, то ассимиляция предполагает ассимиляцию социо-культурных меньшинств принимающим сообществом. Например, в Латвии и Литве в образовательных программах средней школы предусмотрена возможность обучения на родном языке (польском, белорусском или русском). А в Нидерландах, с другой стороны, наметился явный сдвиг от мультикультурализма в сторону ассимиляции – изучение голландского языка стало обязательным для иммигрантов-школьников и для всех иммигрантов-слушателей муниципальных курсов интеграции.

В 2013 году 92 из 145 стран, представивших соответствующие данные, проводили политику по интеграции иностранцев. Доля таких стран увеличилась до 63% против 44% в 1996 году (рис. 17). Среди развитых стран она возросла до 94%, а среди развивающихся – едва достигла половины. В наименее развитых странах программы по интеграции иммигрантов распространены еще меньше, хотя и в этой группе стран они получают большее распространение (имелись в 2013 году в 29% стран).

Рисунок 17. Распределение основных групп стран по проведению политики интеграции иммигрантов (иностранцев), 1996, 2005 и 2013 годы, % стран, представивших сведения

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Policies 2013. P. 128.

Доля стран, в которых проводится политика интеграции иммигрантов-иностранцев, составляла в 2013 году от 41% в Африке и 45% в Азии до 95% в Европе и 100% в Северной Америке (рис. 18).

Рисунок 18. Распределение стран крупных географических регионов по проведению политики интеграции иммигрантов (иностранцев), 1996, 2005 и 2013 годы, % стран, представивших сведения

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Policies 2013. P. 129.

Правовые меры, принимаемые для интеграции мигрантов, сосредоточены, в первую очередь, на предоставлении возможностей для получения гражданства при определенных условиях. Практически все страны регулируют предоставление таких возможностей. В некоторых странах они очень ограничены в целом или для определенных групп иммигрантов.

В 2013 году данные о политике натурализации иммигрантов представили 196 стран, из которых 125 (64%) проводили достаточно мягкую политику натурализации иностранцев, а еще 66 стран (34%) – более жесткую (предоставление гражданства только определенным группам иммигрантов при проживании в стране 10 лет и более). В пяти странах – Кувейте, Ливане, Мьянме, Науру и ОАЭ – натурализация невозможна ни при каких условиях.

Рисунок 19. Распределение стран мира по политике натурализации международных мигрантов (иностранцев), %, 2013 год

* не ограниченно – срок проживания не более 10 лет; нет ограничений для определенных категорий иммигрантов.

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Policies 2013. P. 131.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.