Rambler's Top100

№ 595 - 596
21 апреля - 4 мая 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Gazeta.ru» о мигрантах в Москве
«Свободная Пресса» и «Новые известия» о миграционном замещении
«Независимая газета» о мигрантах и российской армии
«Коммерсантъ» о наделении ФМС функциями дознания
«Новые известия» о гражданстве «для своих»
«Новые известия» о возможностях получения гражданства России в Грузии
«Новые известия» о наказании за сокрытие второго гражданства
«Slon.ru» об эмиграции из России
«The Moscow Times» о российских американцах
«Политические известия» о притеснениях русских в Украине и их готовности переехать в Россию
«Известия» и «Новые известия» о беженцах из Украины
«Новые известия» о выдворении из России сирийского беженца
«Известия» о правах украинских граждан в Крыму
«EurasiaNet» о русских в восточном Казахстане
«Курсор» об обучении на арабском в Израиле
«Независимая газета» об экспорте образовательных услуг
«Корреспондент» о населении Земли

«Литовский курьер» о буме рождаемости и отсутствии детей в Литве
«Зеркало недели» о рождаемости в Украине

«Коммерсантъ» о маткапитале как залоге за кредит
«Известия» о неконституционности платных абортов
«Tabnak» о рождении детей в Иране с наркотической зависимостью
«Огонек» о положении детей-сирот в России
«Project Syndicate» о возможностях снижения материнской и детской смертности
«Gazeta.ru» о тяжких ДТП, их жертвах и виновниках
«The Guardian» об алкопотреблении и насильственных преступлениях в Великобритании
«Salon» о неравенстве в США
«Коммерсантъ» о размере пособия по безработице
«Коммерсантъ» о серых зарплатах
«Секрет фирмы» о 100 лучших городах России
«Коммерсантъ» о патриотизме
«Новые известия» о христианстве в Китае
«El Mundo» о «карте головного мозга»
«Naked-science.ru» об истинной причине плача младенцев
«Sueddeutsche Zeitung Magazin» о нехватке сна и судьбах мира
«Новые известия» о цене счастья в фунтах

о положении детей-сирот в России

Год ударной заботы

В Минобрнауки подсчитали, сколько детей-сирот обрело семьи в 2013 году, начавшемся со вступления в силу скандального "закона Димы Яковлева". Изменилась ли жизнь сирот к лучшему, после того как их втянули в геополитические разборки? "Огонек" исследовал новые данные одним из первых.
В минувшем году забота о детях, лишившихся родителей, стала в России практически нацпроектом. С учетом масштаба явления — неудивительно: на начало прошлого года в банке данных детей-сирот числилось 121268 человек. Напомним, под занавес 2012 года вслед за запретом на американское усыновление вышел указ президента о дополнительных мерах по защите детей, оставшихся без родительского попечения. Возможность оценить плоды законодательных изменений, последовавших за этим указом, появилась только сейчас: Минобрнауки свело воедино региональную информацию об устройстве детей в семьи.
Судя по этой статистике, позитивный результат имеется: за отчетный "год особой заботы" число сирот в России снизилось на 10 процентов и составляет на начало нынешнего года 107886 ребят, живущих вне семьи. Прогресс, словом, достигнут. Но печальный список ведь пополняется едва ли не ежедневно, так что статистика — подвижна. Вот, например, в 2013 году, как подсчитали в Минобре, впервые за последние 6 лет, выросло число детей, устроенных на различные формы семейного воспитания. В этой графе стоит цифра 62 973. Показатель вроде бы солидный, однако общее число сирот по-прежнему остается устрашающе высоким.
Сейчас в России три основные формы воспитания: опека, приемная семья и усыновление. При их детальном рассмотрении становится ясно: почивать на лаврах не стоит. Усыновленных детей, то есть тех, кого взяли в семью на правах родных, стало... меньше — почти на 1000 человек. И произошло это за счет сокращения иностранных усыновлений.
В отличие от усыновления опека и приемная семья — это фактически исполнение социального заказа, ребенок не становится полноценным членом семьи, зато для него сохраняются "сиротские" льготы и выплаты (в Москве, например, ежемесячные выплаты составляют от 15 до 20 тысяч рублей). И вот к этим формам россияне проявили немалый интерес: число детей, попавших в приемные семьи в 2013 году, выросло почти на 5 тысяч, хотя в предыдущие годы этот показатель неуклонно падал. Под опеку, наоборот, стали брать чуть реже. И, к сожалению, показатели "возврата" по-прежнему весьма высоки.
— Всего в прошлом году было отменено 5746 решений о передаче ребенка, — говорит Галина Семья, доктор психологических наук, международный эксперт по защите прав детей. — Возврат детей, по меньшей мере в Москве, идет в основном из опекунских семей (бабушки и дедушки). Когда подопечные становятся подростками, родные с ними не справляются.
В июле был принят закон, повышающий единовременную выплату до 100 тысяч рублей тем, кто усыновит ребенка старше 7 лет, но, судя по статистике, желающих взять подростка в семью намного больше не стало. Также выплата в 100 тысяч рублей обещана тем, кто усыновит ребенка-инвалида. Здесь динамика лучше: если в 2012 году россияне усыновили 38 детей-инвалидов, то в 2013 году уже 64. Правда, иностранцы в прошлом году усыновили 68 российских детей-инвалидов. И это при том что препятствия для принятия маленьких россиян в иностранные семьи растут: с 10 февраля запрещено усыновление для одиноких граждан тех стран, в которых разрешены однополые браки. Сколько всего инвалидов живет в сиротских домах, даже Минобру не совсем ясно. Называются разные цифры: от 12500 до 29000.
В официальных ведомствах отмечают: с момента принятия "закона Димы Яковлева" в российском законодательстве произошло много нововведений, направленных на избавление потенциальных отечественных опекунов и усыновителей от бумажной волокиты. Например, теперь им не нужно представлять документы о соответствии их жилья санитарным и техническим нормам. Государство наконец признало и то, что детские дома — не альтернатива семье, а ее временное замещение.
— С июля в Семейном кодексе записано, что дети передаются в организации "временно, на период до устройства на воспитание в семью", — говорит Владимир Кабанов, замдиректора департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки. — До устройства ребенка в семью детский дом теперь обязан создать условия семейного проживания.
Жизнь детей в детдомах и интернатах на рубеже 2013-2014 годов стала важным предметом общественного обсуждения. Во многом этому способствовали фильмы Ольги Синяевой "Блеф, или с Новым годом!" и Елены Погребижской "Мама, я убью тебя!", показавшие жуткую картину того, как воспитывают маленьких россиян в коррекционных интернатах. Практически всех воспитанников этих заведений, в том числе и отстающих в развитии адекватных детей, на время отправляют в... психбольницы, где им регулярно делают инъекции успокаивающих психотропных препаратов. Фильм Погребижской посмотрела вице-премьер Ольга Голодец, сделаны выводы.
— Мне никто не может внятно ответить, реформирована ли у нас система коррекционных интернатов, — рассказывает Елена Погребижская.— Но могу сказать, что у моего кино был, по крайней мере, один внятный результат. Ольга Голодец на заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере сказала, что у 983 детей был снят диагноз "задержка психического развития". Эти дети переведены в другие учреждения.
Часть политиков и общественности, в общем, проснулась. Но работы еще непочатый край, утверждают эксперты: нужно разработать программу помощи неблагополучным семьям, создать систему психологического тестирования кандидатов в усыновители и многое другое.

Сергей МЕЛЬНИКОВ

Уйти от коллективизации
Экспертиза
Елена Альшанская, президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам"
Полагаю, что статистика устройства детей за 2013 год отражает изменения в политике и сознании, произошедшие за несколько предыдущих лет, а не только за этот год. Устройство ребенка в семью ведь не происходит в одночасье. После того как люди подумали о возможности приема ребенка в семью, происходит длительный процесс осмысления и не менее длительный процесс сбора документов. Нередко ребенок попадает в семью только на следующий год или через несколько лет.
Также сейчас несколько тормозит процесс семейного устройства обязательная подготовка в школе приемных родителей, введенная два года назад. Вместе с тем прохождение этих школ абсолютно необходимо, потому что брать в семью ребенка в любом случае травмированного жизнью в учреждениях без должной подготовки нельзя.
Я надеюсь, мы на пороге серьезных перемен, готовится нормативный акт, призванный изменить подход к функционированию учреждений для детей-сирот. Там сказана принципиальная вещь: помещение ребенка в учреждение — временная мера. Много говорится и об обустройстве детдомов и интернатов по семейному типу.
Принципом должна стать борьба с сегрегацией детей-сирот, как в целом, так и отдельных групп. Кое-что уже сделано: два года назад по новому закону "Об образовании" детские дома потеряли возможность обучать детей на своей территории, теперь они обязаны отдавать детей в близлежащие школы. Но следует идти дальше, мне очень нравится пример реформ в Болгарии, которые начались с первостепенного устройства тех, кто живет в учреждениях для детей с особыми потребностями и домах ребенка.
Кстати, в минувшем году после всеобщей диспансеризации детей-сирот стало ясно, что детей в учреждениях больше, чем показывает статистика. Врачи пришли в детские дома и интернаты, стали обследовать тех, кто проживает там постоянно. Так вот, если официально говорится о 100 тысячах с небольшим, живущих в учреждениях, то диспансеризацию прошли в 2 раза больше детей. Расхождение в цифрах большей частью вызвано тем, что многие дети находятся в учреждении по заявлению родителей. Они могут там жить всю жизнь, никогда не бывая в своей семье, и при этом формально не считаться сиротами. Это очень большая проблема.
Из позитивного отмечу, что отношение общества к детям-сиротам меняется к лучшему, по крайней мере, в Москве. Например, растет число волонтеров, они хотят совершенствовать свои умения. По поводу будущего у меня есть некоторая тревога, так как социальная сфера у нас воспринимается не как важнейшая, а как некоторая роскошь. Я боюсь за реформу интернатных учреждений: на нее может не хватить средств. Очень надеюсь на то, что бюджеты на социальную сферу не сократятся, ведь именно сохранение внимания к ней позволит обществу не скатиться в пропасть.

Справляемся сами?
Цифры

Разойтись по домам
Детали

Брифинг
Владимир Путин, президент РФ
Ежегодно в России около 51 тысячи родителей ограничиваются в правах либо вообще их лишаются и почти 62 тысячи детей становятся сиротами при живых родителях. В прошлом году было много сделано для устройства детей в приемные или замещающие семьи, но все-таки главная задача — возвратить ребенка в родную семью. Понятно, что это порой сложно. Иногда соответствующим социальным службам легче и удобнее просто изолировать детей, но все-таки нужно делать все возможное, чтобы помочь родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Источник: kremlin.ru

Александр Мишалов, практикующий юрист, менеджер по развитию благотворительного фонда "Дари добро"
С 2013 года действует закон, который изменил порядок предоставления жилья сиротам. С одной стороны, он расширил категорию сирот, имеющих право на жилье, с другой— он не имеет необходимого финансового обеспечения. Приведу пример Ульяновской области: в прошлом году число детей, нуждающихся в жилье, выросло там в 5 раз. Жилищная проблема решается в порядке очередности. То есть новые выпускники детдома встают в конец очереди. Они получат свое жилье в лучшем случае лет через 5-10. А жить им негде уже сейчас, отсюда преступления и бродяжничество.
Источник: соб. инф.

Борис Альтшулер, председатель правления организации "Право ребенка", член Общественной палаты РФ
Лучший вариант устройства ребенка, разлученного с родителями, — это его возврат в реабилитированную кровную семью. Этому можно учиться у других стран. Расскажу историю: разговаривают финский мужчина с россиянином. Финн ругает финскую социальную систему вторжения в семью, говорит, что его 22 раза отбирали у запойных родителей. А россиянин ему резонно замечает: "Но вас же и 22 раза возвращали родителям. А у нас бы вас отобрали один раз, и мы бы с вами сейчас не разговаривали, поскольку ваша судьба после изоляции в интернате была бы известно какой".

Источник: соб. инф.
«Огонек», 21 апреля 2014 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.