Rambler's Top100

№ 593 - 594
7 - 20 апреля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Самый молодой вид смертности

История автомобилизации – история ДТП

Транспортные риски языком формул и моделей

Автомобилизация и транспортные риски

Россия достигнет европейского уровня безопасности через полстолетия

Пока догоним развитые страны, потеряем сотни тысяч под колесами автомобилей

Сценарии будущего

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Самый молодой вид смертности

Над темой номера работал

Тимур ФАТТАХОВ

Пока догоним развитые страны, потеряем сотни тысяч под колесами автомобилей

Количество погибших в ДТП на 100 тыс. населения (показатель социальных рисков) позволяет учесть численность населения и произвести грубое, хотя и приемлемое сравнения между странами. Данный показатель, к сожалению, не учитывает особенностей половозрастного состава населения той или иной страны, что может вносить значимую погрешность при сравнении показателей смертности между странами.

С началом бурной автомобилизации, после Второй мировой войны, в западных странах наблюдался рост значения социальных рисков. Максимальных величин он достиг в начале 1970-х годов, в некоторых странах в это время он поднимался до 40 погибших на 100 тыс. населения. Именно в конце 1960-х - начале 1970-х годов многие европейские страны осознали значимость проблемы дорожно-транспортного травматизма. С этого времени социальные риски в европейских странах постоянно снижаются. Были страны восточной Европы, которые в начале 1990-х годов столкнулись с очередным ростом социальных рисков, но такое колебание имело временный характер.

В России социальные риски, если считать с 1965 года, имеют восходящий тренд (рис. 14). Положительные тенденции последних лет в России объясняются, по всей видимости, теми же факторами, которые способствовали снижению смертности в середине 1980-х и конце 1990-х годов. Существует предположение, что внешние причины смерти имеют тесную связь с потреблением алкоголя на душу населения: чем выше потребление, тем выше уровень смертности. Видимо, смертность от ДТП также тесно связана с алкогольным фактором, т.к. существует схожесть в динамике показателей смертности по всем внешним причинам. В России этот вопрос мало изучен.

Рисунок 14. Количество погибших в ДТП на 100 тыс. населения, 1965-2010 годы, человек

Источник: расчет на основе данных IRTAD

Если говорить о результатах последних десятилетий, то можно сказать, что многие западные страны, достигли больших успехов в области БДД. Во многих из них показатель социальных рисков снизился на 60-80% относительно 1970 года. В России пока остается не совсем ясным, какой период можно считать переломным. В начале 1990-х казалось, что этот момент настал, и дальше будут наблюдаться только положительные тенденции. Но снижение сменилось новым подъемом, почти до прежнего уровня (рис. 15). Наверное, было бы поспешно говорить, что 2003 год стал переломным, т.к. мы видим очередной подъем смертности от ДТП после 2010 года. Насколько затяжным и высоким будет новое колебание, сказать трудно, т.к. существует дефицит информации в статистических данных о данной причине смерти и ее характеристиках.

Рисунок 15. Прирост числа погибших в ДТП в России и некоторых странах мира, 1965-2010 годы (1965 год базовый)

Источник: расчет на основе данных IRTAD

Другой показатель, характеризующий уровень транспортной безопасности - это транспортные риски (число погибших на 10 тыс. транспортных средств). Динамика транспортных рисков в России и некоторых странах мира представлена на рис. 16. В России наблюдаются положительные тенденции, но отставание от стран с высоким уровнем автомобилизации огромно. Сегодня Россия находится на уровне развитых стран конца 1960-х - начала 1970-х годов ХХ века. Если темпы снижения транспортных рисков в будущем не ускорятся, то сегодняшний уровень транспортных рисков, который наблюдается в странах с высоким уровнем автомобилизации, в России будет, достигнут через 50 лет. Человеческие потери, которые понесет Россия за это время, будут оцениваться сотнями тысяч.

Рисунок 16. Число погибших на 10 тысяч автомобилей в России и некоторых странах мира, 1965-2010 годы

Источник: расчет на основе данных IRTAD

Динамика социальных и транспортных рисков однонаправленная, но стремится к различным значениям. Показатель социальных рисков достигал исторического максимума в 1970-е годы ХХ века и составлял примерно 30 погибших на 100 тысяч населения. В 1980-1990-е был пройден этап в 10 погибших на 100 тысяч населения. Сегодня минимальные значения социальных рисков в преуспевших странах составляют 3-5 погибших на 100 тысяч населения. В скором будущем, вероятно, удастся достичь уровня 1 на 100 тысяч населения. Многие национальные программы в странах Европы ставят перед собой задачи добиться нулевой смертности от ДТП. Возможно ли полностью устранить смертельные последствия от ДТП – вопрос дискуссионный. Но не стоит забывать, что уровень в 3-5 погибших на 100 тысяч населения 20-30 лет назад казался фантастикой. Тем не менее, он достигнут.

Динамика транспортных рисков, в отличие от социальных рисков, имеет свои особенности. Так на первых этапах автомобилизации количество автомобилей растет очень высокими темпами, обгоняя темпы рост числа летальных исходов. По этой причине происходит очень заметное снижение показателя за счет быстро растущего знаменателя. Хорошим примером может служить Южная Корея, где в 1970-е годы ХХ века на 10 тысяч автомобилей погибало 300 человек. За 15 лет значение транспортных рисков снизилось почти в 10 раз. В России максимальное значение транспортных рисков было достигнуто в конце 70-х годов и составляло 45 погибших на 10 тысяч автомобилей. К середине 1990-х значение транспортных рисков снизилось в 4,5 раза. Минимальное значение транспортных рисков, наблюдаемое сегодня, составляет 0,3 погибших на 10 тыс. автомобилей в Исландии. В других странах с высоким уровнем БДД (Нидерланды, Великобритания, Швеция) значение транспортных рисков составляет 0,4-0,6 погибших на 10 тысяч автомобилей. Такой уровень транспортных рисков так же считался недостижимым в недавнем прошлом.

Рисунок 17. Долгосрочная динамика транспортных и социальных рисков в России и некоторых странах мира

Источник: расчет на основе данных IRTAD

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.