Rambler's Top100

№ 589 - 590
10 - 23 марта 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Семейная политика в Японии

Резкое падение рождаемости и его последствия

Вехи семейной политики

Рынок труда «не дает разгуляться» семейной политике

Социальные расходы и своевременность принятия демографических мер в Японии

Особенности японской рождаемости

Отсутствие баланса между трудовой деятельностью и личной жизнью как фактор сдерживания рождаемости

Социальные паттерны и традиции как тормоз экономического развития

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Семейная политика в Японии

Над темой номера работала

Мария
ВАРЛАМОВА

Социальные паттерны и традиции как тормоз экономического развития

Социальные паттерны и ценности меняются очень медленно, фактически со скоростью смены поколений – в современном мире процесс может идти быстрее за счет адаптации «более продвинутых» западных образцов. И здесь главная задача правительства – улавливать существующие в обществе тенденции, задавая социальные и законодательные границы, при этом не препятствуя общественной модернизации. Например, доступ гормональной контрацепции на рынок в Японии был открыт только в 1999 году, на 38 лет позже, чем в Великобритании и на 32 года позже, чем во Франции27. Как следствие, только 2,2% использующих контрацепцию японских женщин применяли оральные контрацептивы в 2009 году28, для сравнения – во Франции (2004/2005) - 55%, в Италии (1996) - 35%, в Германии (1992) - 75%, в Великобритании (2008/2009)-33%, в Швеции (1996) - 36%29.

Противоречивое отношение правительства к роли женщины в обществе не может не оказывать негативного влияния на эффективность проводимой политики: с одной стороны, созданы все условия для обеспечения гендерного равенства во всех сферах жизни, с другой – сохраняются традиционные ролевые ожидания. В 1979 году Япония подписала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в 1986 году - закон, призванный устранить дискриминацию женщин при приеме на работу. Однако до сегодняшнего дня доля женщин на руководящих постах остается минимальной, составляя менее 5% мест в советах директоров японских компаний (один из самых низких показателей среди стран ОЭСР), а изменения Закона об Императорском доме, призванные обеспечить возможность женщинам занимать «императорский пост», так и не были приняты.

Согласно японской традиции, еще несколько десятилетий назад активно поддерживаемой японским правительством, уход за пожилыми родителями должна осуществлять жена старшего сына.30 Однако, в результате демографического перехода старший сын стал в семье единственным, также часто единственным ребенком в семье является и жена, и, таким образом, на нее ложится ответственность за 4 пожилых родителей и собственных детей. В расширенных семьях женщина могла рассчитывать на помощь свекрови, но в современном обществе доминирует нуклеарный тип семьи – с 1920 года количество домохозяйств с другими родственниками (кроме семейной пары и их детей) упало с 38% до 10%31. Неудивительно, что японские женщины стремятся отложить вступление в брак и рождение детей на максимально далекий срок32. Японским правительством создана дорогостоящая комплексная программа поддержки пожилого населения, развивается институт надомной помощи, однако социальные ожидания не могут измениться со скоростью введения новых социальных услуг.

По данным обследований, в 2010 году 32% женщин поддерживали традиционное распределение гендерных ролей в семье, 72% обязательное наличие детей в браке (88% по данным 1992 года), 70% выразили свое согласие с утверждением о том, что женщина не должна работать после рождения ребенка (88% в 1992 году)33. Разделяемые ценности и социальные паттерны медленно меняются, и главная задача правительства не препятствовать этим изменениям, так как откат назад к традиционной модели семьи при все более разделяемой японскими женщинами ценности профессиональной самореализации приведет к дальнейшему падению рождаемости34.

Сегодня перед японским правительством стоит непростая задача: наряду с низкой рождаемостью, все большую обеспокоенность вызывает рост демографической нагрузки и сокращение трудоспособного населения (рис. 19). Если уровень занятости и дальше сохранится на уровне 2011 года (63% для женщин и 84% для мужчин), численность трудоспособного населения снизится по прогнозам более чем на 10% в течение следующих 20 лет. Гендерное равенство имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого экономического роста - согласно прогнозам, рост занятости женщин до мужского уровня увеличит ВВП в Японии почти на 20% от расчетного в течение следующих 20 лет.

Рисунок 19. Прогноз численности рабочей силы, тыс. человек, Япония

Источник: Построено по данным OECD. Closing the Gender Gap

Одновременно поднять уровень занятости женщин и сохранить традиционное распределение ролей не представляется возможным. По данным последнего обследования рождаемости, идеальное, предполагаемое и рожденное число детей больше среди пар, где жены придерживаются более традиционных взглядов, независимо от продолжительности брака. Репродуктивные намерения выражены особенно сильно, если жены согласны с идеями, что «женщина должна иметь детей, если выходит замуж», «супруги не должны разводиться из-за незначительных причин, например, личной несовместимости», «брак предполагает жертвенность», «муж должен работать, а жена оставаться дома» и не согласны, что «супруги должны иметь личные цели даже после брака». Однако уровень различий в рожденном числе детей редко превышает 0,1 (рис. 20)35 – этого, безусловно, недостаточно для компенсации снижения численности работоспособного населения. Интересно, что разрыв между идеальным, ожидаемым и реальным числом детей сохраняется в равной степени и в «традиционной», и в «современной» моделях.

Рисунок 20. Ожидаемое и рожденное число детей для женщин, состоящих в браке на протяжении 15-19 лет, в зависимости от декларируемых ценностей, Япония, 2010 год36

Японскому правительству с трудом дается осознание того, что рождаемость бывает не только брачной, и сегодняшняя реально существующая модель семьи отличается от традиционной трехпоколенной. Попытки с помощью правительственной риторики вернуть оставшуюся в прошлом традиционную семью заранее обречены на провал – государственные меры должны быть ориентированы на современную нуклеарную модель семьи, расширяя ее возможности и снимая стоящие перед ней барьеры.

Активная пронаталистская политика нарушает суверенитет семьи, создавая ложное ощущение, что рождение детей – долг семьи, и что дети нужны стране больше, чем самим родителям. Задачей государства является, в первую очередь, обеспечение необходимых условий для воплощения семьей своих ожиданий и идеалов. Попытки японского правительства повысить рождаемость фактически привели к нарушению границ японской семьи. Так, в 2003 году при пересмотре Базового акта по работе с обществом с низкой рождаемостью в вынесенную на обсуждение версию документа не был включен пункт о репродуктивных правах населения и свободе выбора модели семьи, брачности и рождаемости – обязательный пункт законодательных документов современного этапа демографической политики Японии, что вызвало множество протестов со стороны оппозиции и обвинения в нарушении конституции. Нарушение суверенитета семьи и активная пронаталисткая направленность могут иметь обратный эффект, соотносясь в сознании населения с предвоенной пронаталистской моделью и тоталитарным прошлым37.

* * *

Несмотря на большие различия между Японией и Россией, японский опыт решения демографических проблем может послужить определенным уроком и для России. При более высоком, в абсолютном выражении, уровне финансирования, японская семейная политика столкнулась с тему же социальными препятствиями, преодолеть которые сегодня пытается и наша страна.

Японский опыт указывает на определенные противоречия между традиционными паттернами и стремлением современных японцев к самореализации за пределами семьи. Динамика представленных в статье показателей говорит о том, что медленное преодоление традиции, а тем более искусственно воссозданные квазитрадиции не способствуют поддержанию желательных демографических тенденций.

Государственная политика в Японии, воздействуя на жизнь семьи, определяя ее права, обязанности, возможности и ограничения, оказывает влияние на устойчивость социальных паттернов, распространенность конкретных форм семейного устройства, отношение к браку, разводу, сожительствам, рождению внебрачных детей и т.д. Задавая противоречивые цели общественного и семейного развития, такая политика не только сводит на нет усилия государства по достижению декларируемых показателей, но и снижает субъективные оценки качества жизни населения, что негативно сказывается на отношении социума как к пакетам мер, так и к пропагандируемой государством модели.

Японское общество достаточно высоко оценивает значение создания семьи и рождения детей – государству не нужно навязывать эти ценности, важно модернизировать политику с целью ликвидации факторов, препятствующих развитию новых форм отношений, и дать обществу возможность самостоятельно, пусть и за длительное время, эволюционно выработать новую систему – все предпосылки для этого в обществе уже есть.

Японское общество благосостояния способно снизить расходы государства на социальный сектор, передав ответственность за воспитание детей и уход за пожилыми в руки семьи, однако это приведет к дальнейшему снижению рождаемости, снижая вариативность выбора жизненной траектории японцев. Государственные меры должны быть ориентированы на современную нуклеарную модель семьи, расширяя ее возможности и снимая стоящие перед ней барьеры, а не на попытки возврата к устаревшим традиционным паттернам.

Современные исследования не раз доказывали положительную корреляцию уровня рождаемости и активного присутствия женщин на рынке труда. Чем больше равенства в отношениях и в распределении обязанностей в семье и на работе, чем более доступны и качественны институты ухода за детьми, чем меньше гнет социальных ожиданий, тем большее количество женщин рассматривают рождение ребенка не как кардинальную смену жизненного курса, а как один из этапов, естественно интегрируемый в канву профессионального и личностного развития, что, в свою очередь, обеспечит более высокую степень присутствия женщин на рынке труда и снижение разницы между идеальным и наблюдаемым числом детей.

Демографическая политика должна в первую очередь отталкиваться от существующих ценностей и групп населения, диверсифицировать инструменты, цели и меры в зависимости от их запросов, а не навязывать обобщенное понимание сверху (это неэффективный и зачастую контрпродуктивный путь). Государство не должно задавать ценности и идеальные модели – пример Японии показывает ошибочность данной стратегии и для нас. «Традиционную русскую семью», о которой нередко говорят сегодня, но которой никогда, по сути, и не существовало, нельзя «восстановить», это, напротив, порождает отторжение и восприятие пронаталистской политики «как госзаказа на детей». Политика должна быть адресована массовому типу семьи (на настоящее время в России это городская семья с двумя работающими родителями) и опираться на адекватную для них систему ценностей.


27 Timeline: The Pill URL: http://www.pbs.org/wgbh/amex/pill/timeline/timeline2.html
28 The Japan Times, 2009
29World Contraceptive Use 2010, UN – DESA. URL: http://www.un.org/esa/population/publications/wcu2010/WCP_2010/Data.html
30 Несмотря на это японскую структуру выплат отличает высокая доля расходов на пожилое население – 48% всех социальных расходов в 2009 финансовом году, для сравнения та же статья бюджета Франции – 38% , Швеция, Германия, Великобритания – около 30% всех социальных расходов.
31 Statistics Bureau, Ministry of Internal Affairs and Communications, Population Census of Japan
32 Необходимо отметить некоторую двойственность ситуации: несмотря на изменение структуры домохозяйств, по данным 14-го обследования населения Японии в области рождаемости, 52% женщин получали помощь по уходу за ребенком от своей матери или матери мужа в той или иной форме, при этом уровень поддержки со стороны матери жены растет, а уровень помощи со стороны свекрови – напротив, снижается. (The Fourteenth Japanese National Fertility Survey in 2010, 2011, 21).
33В опроснике нет указания на возраст «It is desirable that mothers should not work and should stay home at least when their children are young».
34 McDonald P. Sustaining Fertility through Public Policy: The Range of Options, Population, Vol. 57, No. 3 (May–Jun), pp. 417-446 – 2002.
35 The Fourteenth Japanese National Fertility Survey in 2010, 2011, 21
36 Традиционными считались взгляды, выразившие согласие по всем пунктам, кроме пп. (1), (4), (10).
Подписи данных представлены для среднего числа рожденных детей.
37 Подобную ситуацию отмечают исследователи в Италии, где отсутствие декларируемой семейной политики объясняется, в частности, памятью населения о тоталитарной пронаталистской политике Муссолини. Подробнее: Nishioka H. Low Fertility and Family Policies in Southern European Countries, Journal of Population and Social Security (Population), Supplement to Vol. 1, pp. 262-308 – 2003.
URL: http://www.ipss.go.jp/webj-ad/webjournal.files/population/2003_6/10.Nishioka.pdf.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.