Rambler's Top100

№ 589 - 590
10 - 23 марта 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Семейная политика в Японии

Резкое падение рождаемости и его последствия

Вехи семейной политики

Рынок труда «не дает разгуляться» семейной политике

Социальные расходы и своевременность принятия демографических мер в Японии

Особенности японской рождаемости

Отсутствие баланса между трудовой деятельностью и личной жизнью как фактор сдерживания рождаемости

Социальные паттерны и традиции как тормоз экономического развития

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Семейная политика в Японии

Над темой номера работала

Мария
ВАРЛАМОВА

Отсутствие баланса между трудовой деятельностью и личной жизнью как фактор сдерживания рождаемости

Для японского общества всегда было характерно четкое гендерное распределение труда – мужчина, добытчик и кормилец семьи, проводил более 60 часов на работе, женщина уделяла все свое время дому и воспитанию детей (рис. 16). Японские мужчины и сегодня тратят на помощь по дому только 59 минут в день – это самый низкий показатель среди развитых стран (Франция – 136 минут, Германия– 164 минуты, Италия – 103 минуты, Великобритания – 150 минут, Швеция – 177 минут, средний показатель по ОЭСР – 131 минута).

Рисунок 16. Распределение времени мужчин старше 15 лет по основным видам деятельности, %22

Источник: Построено по данным OECD Family database

Отношение японских мужчин к работе заслуживает отдельного упоминания - данный феномен можно рассматривать как пример воссозданной традиции, с которой в настоящий момент правительство безуспешно пытается бороться. Одно время в Японии, действительно, существовала система материальных и социальных льгот за преданность фирме23 - пример реконструкции традиционной нормы, однако в настоящий момент японская политика направлена на повышение вовлеченности мужчины в дела семьи и сокращение 10-12 часового рабочего дня. Тем не менее, ощутимых результатов эта борьбы пока не приносит, что приводит к ослаблению внутрисемейных связей, и, как следствие, снижению рождаемости в браке. Кроме того, чем больше люди работают, тем меньше времени они могут потратить на другие виды деятельности, такие, как отдых или хобби. Количество и качество свободного времени имеет большое значение для общего социального благосостояния населения и положительно влияет на самоощущение человека и его здоровье. Японские мужчины уделяют существенно меньше времени досугу, работе по дому и уходу за детьми – преимущественно за счет значительно большего, по сравнению с исследуемыми странами, числа часов работы. Меньшее количество часов на оплачиваемой работе для женщин не приводит к увеличению свободного времени – японские женщины уделяют работе 14,4% времени (в Швеции - 14,8%; в Германии и Италии – около 10%, во Франции и Великобритании – около 12 %), но на досуг у них остается только 17,3% времени – меньше, чем у японских мужчин (в Швеции - 23%; в Германии – 24,3%, в Италии – около 18,3%, во Франции – 17,3%, в Великобритании –22,3%).

Исследования Министерства здоровья, труда и благосостояния доказали наличие зависимости между временем, уделяемым мужчиной работе по дому и уходу за ребенком, и вероятностью рождения у данной пары второго и последующих детей (рис. 17). Число часов указано до рождения ребенка.

Рисунок 17. Рождение второго и последующих детей за последние пять лет среди пар с детьми в зависимости от числа часов в неделю, уделяемых мужем домашней работе и уходу за ребенком, 2008 год

Источник: Построено по данным 6th Comprehensive Survey of Adults in the 21st Century, MHLW – 2008

Последние исследования24 доказали, что в современном мире гендерное неравенство сдерживает рождаемость. Отсутствие возможности легкого выхода на рынок труда после отпуска по уходу за ребенком, низкий уровень субсидий молодым родителям, сложность в построении карьеры ставят женщину перед выбором между семьей с детьми и карьерой. Современные женщины не готовы полностью отказаться от профессиональной самореализации, поэтому используют модель последовательного воплощения желаемых программ: до 35 лет женщины полностью концентрируются на карьере, а потом уходят с работы и занимаются только семьей. Несмотря на высокую долю женщин, имеющих высшее образование (сегодня вероятность получения высшего образования для молодых женщин в Японии, выше, чем для мужчин: 59% женщин и 52% мужчин в возрасте 25-34 года имеют высшее образование, по сравнению с 23% и 32%, соответственно, для женщин и мужчин в возрасте 45-54 года) сохраняется значительное отставание женщин в уровне оплаты труда (рис. 18).

Рисунок 18. Разрыв в уровне медианной заработной платы для штатных сотрудников, рассчитанный как разница между мужской и женской медианной заработной платой, разделенная на медианную заработную плату мужчин

Источник: Построено по данным OECD Family database

На рисунке представлен разрыв в медианной заработной плате для штатных сотрудников с полным рабочем днем, что дополнительно улучшает складывающуюся картину – для японского рынка труда, как было показано ранее, характерна занятость женщин вне штата, на временной, менее высокооплачиваемой работе. Кроме того, существуют достаточно жесткие барьеры на пути повторного выхода на рынок труда. После 3-6-летнего перерыва в трудовой деятельности в связи с воспитанием детей женщина с высокой долей вероятности может быть трудоустроена только вне штата.

В результате складывается ситуация, когда карьеру можно построить исключительно до рождения ребенка – специфика описанных барьеров не дает возможность сделать перерыв «на время», что приводит к значительному откладыванию рождаемости и невозможности совмещения двух социально значимых ролей. По данным японских исследователей25, в тех японских семьях, в которых вся забота о воспитании детей и другие домашние обязанности целиком ложатся на плечи женщины, эффект от высокого женского образования фактически полностью нивелируется: в таких семьях рождение первенца не откладывается, так же как и в семьях с низким уровнем женского образования.

Получается, что традиционные ожидания от того, как должна себя вести замужняя женщина, перевешивают ожидания от того, как себя обычно ведет человек с высшим образованием – вследствие сцепленности матримониального и прокреативного поведения женщины с более высоким уровнем образования сильнее откладывают вступление в брак, однако после этого разница в образовании перестает быть значимым фактором, происходит полная смена социальных ролей.

По данным фокус-групп, нацеленных на обследование репродуктивных установок населения, большинство женщин заявляет о важности роли матери (вне зависимости от принадлежности респонденток к городскому или к сельскому населению), однако достижение этих традиционных ориентиров откладывается на некоторый неопределенный срок. Женщины в возрастной группе 30-35 лет обычно говорят о 2-3 годах, необходимых для достижения поставленных целей в карьерном росте и обращению к роли жены и матери, женщины 25-30 лет - о 5-7 годах. Вопрос о возможности совмещения двух социальных ролей обычно даже не ставится26.


22 Уход за собой включает сон, питание, бытовые, медицинские и личные услуги (гигиена, визиты к врачу, в парикмахерскую и т.д.).
23Паин Э.А. Общество без традиций перед вызовами современности. Россия в глобальной политике, 2008, № 3 (Май – Июнь).
24McDonald P. The “toolbox” of public policies to impact on fertility – a global view, Annual Seminar 2000 of the European Observatory on Family Matters, Low Fertility, Families and Public Policies, Sevilla (Spain), pp. 15-16 – 2000.
25 Fukuda N. Education, Gender Equity, and the Entry into Motherhood in Japan, Journal of Musashi Sociological Society, Vol.7, pp. 1-30 – 2005.
26 Nagase N. Japanese Youth’s Attitudes Towards Marriage and Child-Rearing. / Eds. Rebick M. and Takenaka A. Economic Change and Japanese Families Routledge. – 2006, 45

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.