Rambler's Top100

№ 587 - 588
24 февраля - 9 марта 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Исламский мир: пространство, люди, экономическая мощь

Исламский мир в пространственном измерении

Численность адептов ислама растет опережающими темпами

Демографический взрыв и молодость населения мусульманских стран

Экономические подъемы и спады исламского мира

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Исламский мир: пространство, люди, экономическая мощь

Над темой номера работал

Станислав ГОРОХОВ

Экономические подъемы и спады исламского мира

Экономическое пространство исламского мира за время его существования претерпело не меньше изменений, чем географическое или демографическое (табл. 5).

Таблица 5. Динамика экономического пространства мусульманского мира

Годы

ВВП мира, создаваемый в мусульманских государствах

ВВП мира, создаваемый на арабских территориях

$ млрд*

%

$ млрд*

%

1000

13,4

11,0

10,5

8,6

1500

86,7

34,9

6,9

2,8

1700

106,7**

28,8

7,1**

1,9

1820

77,1**

11,1

8,5**

1,2

1913

41,3**

1,5

11,4**

0,4

1950

249,3**

4,7

52,0**

1,0

1969

1105,9

8,4

282,5

2,2

1979

1842,9

9,4

601,9

3,1

1999

3201,9

9,3

821,8

2,4

2011

5805,3

10,2

1402,6

2,5

*В «международных долларах» 1990 г.
**без учёта ВВП колоний европейских государств

Рассчитано и составлено по: Madison A. World Economy: Historical Statistics. Paris: OECD, 2003. 288 p.; The World Bank Open Data. URL: http://data.worldbank.org/ (дата обращения:17.11.2012)

В начале своего существования мусульманский мир явно процветал. «Золотой век» мусульманской цивилизации пришелся на IX–XIII века, который характеризуется выдающимися успехами в области искусства и науки. По данным, приводимым экономистом и историком турецкого происхождения Т. Кураном, который опирается на исламские источники, 64% научных открытий в мусульманском мире были сделаны до 1250 года, 36% - в период между 1250 и 1750 годами, и ни одного – после 1750 года23. Уровень жизни, качество ремесленной продукции, урожайность сельскохозяйственных культур, численность горожан в регионе политического контроля ислама были значительно выше, чем в Европе, и не уступали показателям конфуцианского Китая. Причиной успеха ислама был экономический эффект от создания единого цивилизационного пространства от Средиземноморья до Индийского океана, «спаянного» общим языком, культурой, религией и политической системой.

Известный индийский экономист Д. Лал называет этот исторический период в жизни мусульманского мира «аббасидским экономическим чудом», связанным, по его мнению, с «экономической интеграцией, выкованной мусульманским оружием и поддерживаемой через общую исламскую культуру на обширном экономическом пространстве»24. Имело значение и то, что в первые столетия существования мусульманского государства значительная часть населения халифата – ремесленники и крестьяне, создававшие материальные блага государства, – придерживались христианства и зороастризма. Иноверцы (зиммии – «покровительствуемые») несли на себе основные тяготы налогового бремени, так как по законам ислама облагались подушным налогом (джизьёй), уплата которого гарантировала им безопасность жизни и имущества. Важным источником дохода для мусульманской общины являлась также военная добыча, поступавшая в результате победоносной священной войны (джихада). До середины VIII века джихад ограничивался арабской экспансией на Ближнем Востоке и в Европе, а начиная с XI века начинается новая волна расширения границ исламского мира, связанная с образованием государств турок-сельджуков и турок-османов, мусульманских государств в Индии, Юго-Восточной Азии и Тропической Африке. Таким образом, как отмечает видный отечественный исследователь Ю.М. Почта, для средневекового исламского мира было характерно сочетание внутренней эксплуатации (получение материальных благ с покорённых иноверцев) с внешней (получение военной добычи от побеждённых народов)25. Благодаря этим финансовым ресурсам верхи мусульманского общества могли смягчать социальные противоречия внутри своей общины и обеспечивать социально-политическую стабильность исламского мира, которая оказалась под угрозой, как только мусульманские армии стали терпеть поражения. По мнению известного российского африканиста Н.Д. Косухина «суть исламской экономики заключается в осуществлении принципа “производство по способностям, потребление по благочестию”»26. Соблюдение данного принципа возможно лишь в том случае если вся мусульманская община выполняет функции «коллективного эксплуататора» по отношению к иноверцам.

В дальнейшем, в XIV–XVII веках, экономическое пространство ислама продолжало расширяться по мере продолжения его территориальной экспансии. Причём расширение это было в основном экстенсивным и происходило в результате включения в мусульманский мир новых территорий и прекратилось в конце XVII века, как только мусульманские государства стали проигрывать в военном противостоянии с христианским Западом.

Причиной военного поражения исламского мира стала неспособность исламских элит обеспечить эффективную модернизацию своей экономики, их устремлённость в прошлое, фактический отказ от использования передовых достижений науки и техники западной цивилизации. Во многом это было связано с тем, что экономическая модернизация в исламе вследствие единства в нём духовного и мирского начал воспринималась как покушение на незыблемые религиозные устои. В этой связи крупный отечественный востоковед М.С. Мейер пишет: «Невнимание лидеров мусульманского мира к тому, что происходит за его пределами, помешали им понять сущность перемен, происходивших в Старом свете на протяжении XVI–XVII веков. Важнейшим их результатом следует считать начавшийся процесс формирования мировой экономической системы. В ней Западной Европе была отведена роль центра нового мирохозяйственного организма, а прочие страны, и прежде всего страны Востока, становились его периферийными элементами»27. Видный исследователь ислама Т. Куран считает, что причины экономической стагнации исламского мира коренятся в некоторых принципах мусульманского вероучения, которые тормозили развитие капиталистического уклада мусульманских государств. Среди этих принципов Т. Куран отмечает наследственное право, ингибирующее концентрацию капитала в одних руках; отсутствие правового обоснования корпоративной деятельности; наличие системы вакфа (религиозной собственности), блокирующей использование огромных материальных ресурсов религиозных организаций в рамках рыночной экономики28.

О застойных явлениях в экономике исламского мира, усугубившихся на рубеже XVII-XVIII веков, говорят данные, приводимые А. Медисоном: показатель ВВП на душу населения в исламском мире фактически не изменялся в течение 800 лет (1000–1820 годы), в то время как в Западной Европе произошло его увеличение в 2,8 раза (табл. 6). В XVIII веке хозяйственная жизнь в Стамбуле и Каире протекала так же, как и в X веке, в то время как в европейских государствах после Вестфальского мира (1648 год) начался быстрый экономический рост, а принципы функционирования экономики претерпели существенную трансформацию. В результате, если в IX–XII веках (период «аббасидского экономического чуда») ВВП на душу населения в странах Юго-Западной Азии составлял $621 на душу населения, что почти на треть выше соответствующего показателя в Западной Европе, то в 1820 году последний превышал его уже почти в 2 раза.

Таблица 6. Динамика ВВП на душу населения стран Западной Европы и мусульманского мира (в «международных долларах», 1990 год)

Год

1000

1500

1700

1820

1913

2008

2011

Страна/регион

Франция

425

727

910

1135

3485

22380

22106

Германия

410

688

910

1077

3648

20569

20708

Великобритания

400

714

1250

1706

4925

23752

22654

Западная Европа

427

771

993

1194

2830

20986

20486

Республика Корея

600

869

20319

22001

Иран

650

600

600

588

1000

4685

4902

Турция

600

600

600

643

1213

8706

9532

Юго-Западная Азия

621

590

591

607

1042

6135

6446

Египет

500

475

475

475

902

3788

3941

Малайзия

603

900

10149

10742

Индонезия

612

874

4446

5076

Мир

453

466

615

666

1524

7690

8197

Рассчитано и составлено по: Madison A. World Economy: Historical Statistics. Paris: OECD, 2003. 288 p.; The World Bank Open Data. URL: http://data.worldbank.org/ (дата обращения:17.11.2012)

Интересно отметить, что наибольшим экономическим «весом» в мусульманском мире, начиная с XIII века, обладало уже не его ядро – арабские страны, а периферия – относительно менее исламизированные Южная Азия, Анатолия, Нусантара, которые давали к 1820 году почти 90% его ВВП (табл. 6).

Со второй половины XX века экономика стран мусульманского мира стала вновь испытывать подъём, которому способствовали обретение ими независимости и проведение экономических реформ в русле индустриализации и «догоняющего развития».

Важной составляющей экономического роста стало резкое подорожание энергоносителей (нефти и природного газа) – главного экспортного товара мусульманских государств. Особенно велика роль «нефтяной» составляющей в ВВП арабских государств, в связи с чем их доля в экономике мусульманских стран и всего мира стала резко возрастать и достигла к концу 70-х годов прошлого века (времени взлёта нефтяных цен на мировом рынке) максимального значения (табл. 5). Сочетание активной разработки колоссальных запасов нефти и газа с эксплуатацией дешёвой иностранной рабочей силы породило экономическое процветание в монархиях Аравийского полуострова. В нефтяной экономике снова проявляется характерное для ислама ещё со времён средневековья классическое сочетание двух форм эксплуатации, только место покорённых иноверцев29 заняли иностранные мигранты (только в одной Саудовской Аравии ныне насчитывается примерно 1,2 млн христиан и около 300 тыс. индусов), а место военной добычи – нефть. Однако главное, что основа экономического развития – экстенсивная модель эксплуатации трудовых и минеральных ресурсов, за счёт которых решались социальные проблемы местного населения, – осталась прежней. Таким образом, арабские страны предпочли модель рентной экономики, целиком зависящей от доходов от экспорта сырья, современному диверсифицированному хозяйству.

Начиная с 80-х годов XX века темпы экономического роста государств мусульманского мира стали отставать от средних показателей по развивающимся странам, а их доля в мировом ВВП даже снижалась, что стало причиной высокой социальной напряжённости. В результате разрыв в уровне жизни между исламским миром и Западом увеличился еще больше за последующие три десятилетия. В то время как некоторые мусульманские страны, такие как Турция, Индонезия, Малайзия, показывали высокие темпы экономического роста, экономическое состояние арабских стран – сердца мусульманского мира – оставалось довольно тяжёлым. В 1981 году показатель ВВП на душу населения в странах Юго-Западной Азии уступал западноевропейскому в 2,5 раза, а к 2011 году уже более чем втрое (табл. 6). Основными факторами, определившими экономическую слабость арабских стран, по мнению отечественного экономиста В.А. Мельянцева, стали «возросшая в регионе экономическая и политическая нестабильность, чрезмерное вторжение государства в экономику, торможение процесса реформ консервативными и авторитарными режимами»30.

Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов, как и события «арабской весны» 2011 года в исламском мире со всей очевидностью подтвердили кризисное состояние не только исламского мира, но и всей глобальной экономической системы, построенной на западной, прежде всего американской, модели капитализма. В этой связи стало понятно, что парадигма догоняющего развития, образцом для которой служила западная модель индустриального общества потребления, исчерпала себя в глазах самых широких слоев населения мусульманских стран.

В этих условиях ислам вновь стал знаменем перемен, к которым стремилась значительная часть общества в мусульманских странах. Однако, обращаясь к исламскому наследию, мусульманские страны выбирают эволюционный путь развития, который позволит им сохранить свою самобытность перед предлагаемой Западом коренной ломкой их социального и экономического устройства. В мусульманском мире стала популярной идея отказа от навязанных неверным Западом моделей развития и возращения к истокам ислама. Тем более что политическая программа исламистов сочетает принципы ислама и демократию, социальный патернализм и рыночную экономику, что в значительной степени стало причиной их популярности. Именно с этим во многом связаны феномен политизации ислама, усиление влияния исламистских партий и кризис светской националистической идеологии, наблюдаемый в странах мусульманского мира.

В настоящее время перед исламским миром открываются новые перспективы, его территориальный, демографический и экономический потенциал беспрецедентно возросли за последнее столетие. Вместе с тем первое десятилетие XXI века ставит перед мусульманскими странами новые задачи, решение которых привело их к обращению к традиционным исламским ценностям морально-нравственного характера. Современный мир становится всё более сложным и многополярным и в этом мире оказался востребованным синтез духовных традиций Востока с принятым на Западе рационально-экономическим подходом. Возможно, именно этот синтез приведёт к формированию новой модели мирового развития, в которой духовное и материальное начало займут паритетные места.


23 Kuran T. Islam and Economic Underdevelopment: An Old Puzzle Revisited // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 1997. Vol. 153. P. 41–71.
24 Лал Д. Непреднамеренные последствия. Влияние обеспеченности факторами производства, культуры и политики на долговременные экономические результаты. М: ИРИСЭН, 2007. 338 с.
25 Исламская цивилизация в глобализирующемся мире / Отв. ред. В.Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 336 с.
26 Косухин Н.Д. Политология развития африканских стран. М.: РУДН, 2009. 394 с.
27 Исламская цивилизация в глобализирующемся мире / Отв. ред. В.Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 336 с.
28 Kuran T. The Islamic Commercial Crisis. Institutional Roots of Economic Underdevelopment in the Middle East // The Journal of Economic History. 2003. Vol. 63. №2. P. 414-446.
29 Интересно, что в Саудовской Аравии рабство было официально отменено только в 80-х гг. XX в.; до настоящего времени сотни тысяч рабов обитают в мусульманских странах Сахеля, принося своим хозяевам баснословные доходы (см. подробнее: Бэйлз К. Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной экономике. М. Новый хронограф, 2006. 304 с.).
30 Мельянцев В.А. Арабские страны: кризис модели развития // Азия и Африка сегодня. 2012. №5 (658), с. 18

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.