Rambler's Top100

№ 587 - 588
24 февраля - 9 марта 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Студенческая страничка

Международная весенняя школа по демографии

Избранные эссе. Социально-демографические аспекты многоженства


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

 

Избранные эссе Социально-демографические аспекты многоженства

Софья Соломонова
Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, группа № 366

Многоженство, как ясно из названия, это такая форма брака, при которой мужчина одновременно женат на двух или более женщинах. В прошлом многоженство активно практиковалось во многих азиатских странах, где знатные мужчины могли позволить себе иметь несколько жен или даже гарем из многих десятков наложниц. Однако многоженство существует и сегодня. В первую очередь, оно распространено в странах Африки южнее Сахары, где еще сохранились многие обычаи, кажущиеся аморальными и «дикими» жителям развитых стран. По данным исследований, в этих странах от 20 до 50 процентов браков, в зависимости от конкретного региона, являются полигамными1. Впрочем, многоженство сохранилось не только в африканских странах, но и в мусульманских государствах Ближнего Востока. В Северной Африке, а также в Сирии и соседних странах полигамными является от 3 до 5 процентов браков, в странах Персидского Залива и Саудовской Аравии – 8-19 процентов2.

Но все же в большинстве государств мира полигамия законодательно запрещена и считается сексуальной девиацией. Однако это вовсе не значит, что многоженцы в этих странах полностью отсутствуют. Так, например, в США последователи многих религиозных объединений, таких как Фундаменталистская Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней и другие ответвления мормонизма, практикуют полигамию.

Что же касается нашей страны, здесь многоженство также воспринимается негативно. Согласно исследованию, проведенному в 2006 году, 62 процента респондентов негативно отнеслись бы к легализации полигамии, при этом только 10 процентов опрошенных заявили о том, что приветствовали бы такое изменение законодательства3. Стоит отметить, что такая возможность действительно обсуждалась в связи с существенным числом мусульман среди российских граждан.

Но оставим в стороне морально-этические аспекты многоженства и обратимся к социально-демографическим. Очевидно, что многоженство как особая форма брака не может не иметь определенного влияния на рождаемость, возраст вступления в брак, воспитание детей, роль женщины в семье и многие другие аспекты семейной жизни. В данной работе особое внимание будет уделено влиянию многоженства на рождаемость, так как это наиболее важный, с демографической точки зрения, аспект, а также на некоторые другие из вышеперечисленных аспектов.

Однако прежде чем начать раскрытие этой темы, стоит упомянуть основные причины распространения полигамии. Основную роль здесь, конечно, играет религия. Согласно исламским законам, мужчина может только в том случае взять в жены более одной женщины, если он может содержать их материально, а также любить всех своих жен в равной мере и уделять им равное внимание4. Как следствие, в исламском мире иметь больше одной жены для мужчины означает демонстрировать обществу свое богатство и свою мужскую силу. Иными словами, в исламских странах многоженство – элемент престижа. В менее развитых странах и сообществах причиной для многоженства является левират, то есть практика, при которой младший брат берет в жены вдову старшего. Такая традиция связана с тем, что женщина в этих сообществах не может жить сама по себе, а ее дети принадлежат семье мужа5. В наименее развитых странах многоженство также является способом привлечь в семью дополнительные рабочие руки.

Еще одной, демографической, причиной распространения полигамии является наличие существенного дисбаланса в половой структуре населения в пользу женщин, т.е. ситуация, когда женщин в стране существенно больше, чем мужчин. Считается, что именно это стало причиной, по которой многоженство разрешено Кораном. В условиях войны за распространение Ислама погибало множество мужчин, а значит оставалось много вдов и сирот, а также одиноких молодых девушек, которым было бы очень непросто найти мужа, а жить без мужа было невозможно. Проблема невозможности для женщины обеспечивать себя самостоятельно сохраняется в большинстве исламских стран Ближнего Востока и Африки южнее Сахары и сейчас, что ведет к широкому распространению полигамии в этих регионах.

Теперь перейдем, собственно, к демографическому значению полигамии. Основным вопросом здесь является то, как многоженство влияет на рождаемость, ведь очевидно, что увеличение числа жен одного мужчины должно оказать влияние и на их личную плодовитость, и на рождаемость в стране в целом (при условии, конечно, большого процента полигамных семей). Этот вопрос изучался множеством ученых во множестве исследований, в частности Дж. Кемпбеллом еще в XIX веке, который уже тогда, изучив ситуацию в гаремах Сиамской знати, утверждал, что многие женщины в гареме вообще не имеют детей или имеют не более двух6. В условиях традиционного типа воспроизводства даже два ребенка на женщину – очень маленькое число, ведь по данным Кемпбелла старшая жена, имевшая в Сиамском обществе более высокий статус, чем остальные, могла иметь от 10 до 15 детей7.

Дальнейшие исследования подтвердили вывод Кемпбелла о том, что суммарный коэффициент рождаемости меньше в полигамных семьях, чем в моногамных. Одним из них является исследование Г.В. Мухсама, проведенное среди израильских бедуинов в 1946 году и опубликованное в 1956. Данные полученные Мухсамом приведены в таблицах 1 и 2. Из таблицы 1 видно, что суммарный коэффициент рождаемости, рассчитанный для женщин, состоящих в полигамных браках, существенно ниже, чем у женщин того же сообщества, состоящих в моногамном браке. При этом разница составляет 2,3-2,7 единиц, а это очень значительная цифра. Аналогичную картину показывает и таблица 2, в которой представлено  среднее число детей, рожденных женщиной и проживающих с ней в одном доме. В полигамных семьях это число несколько ниже, особенно у второй жены, что, опять же, показывает, что количество детей, рожденных женщиной за ее жизнь, в полигамных семьях меньше, чем в моногамных.

В докладе Французского национального института демографических исследований от 2011 года, основанном на изучении рождаемости в странах Африки южнее Сахары, данный выводы также подтверждаются. В таблице 3 отражено влияние полигамии на плодовитость женщины (т.е. количество рожденных ею за жизнь детей), а также на продолжительность брачных отношений. Из это таблицы ясно, что, особенно принимая во внимание увеличение продолжительности состояния в браке за счет многоженства, в большинстве исследуемых стран женщины в полигамных семьях имеют меньше детей, чем в моногамных. Рекордсменом в этом смысле является Зибабве. Причины такого положения вещей вызывают споры в научном сообществе. В качестве основных гипотез называются бесплодность первой жены, более редкие сексуальные контакты и ограниченность финансовых возможностей для содержания детей.

Однако, несмотря на уменьшение числа детей, рожденных одной женщиной, полигамия оказывает положительное влияние на рост населения. По данным того же доклада Французского национального института демографии, «рост числа женщин, проживающих в полигамных семьях, увеличивает среднюю рождаемость»8. Результаты проведенного институтом исследования показывают, что прирост суммарного коэффициента рождаемости за счет полигамии составляет 0,69 в Бенине (СКР: 5,2 на 20119) и 0,63 в Сенегале (СКР: 4,7 на 201110)11.

Причинами противоречия между уменьшением плодовитости каждой конкретной женщины в полигамной семье и тем, что полигамия тем не менее положительно влияет на суммарный коэффициент рождаемости в стране, является то, что полигамия увеличивает вероятность  первого и повторного замужества женщины12. Таблица 4 показывает, что в обществах, где распространена полигамия, вероятность выйти замуж первый раз, а также повторно, для женщин существенно выше, чем там, где полигамия не распространена. Конечно, это во многом связано с культурными особенностями этих стран, а также с тем, что женщины слабо вовлечены в трудовую деятельность и не могут обеспечить себя. Но немаловажно также и то, что возможность для мужчины взять в жены несколько женщин уменьшает конкуренцию между женщинами и позволяет большему количеству девушек выйти замуж. Этот же фактор крайне важен для повторной женитьбы, ведь многоженство означает, что взрослый мужчина легко может жениться на своей овдовевшей или разведенной ровеснице, даже если у него уже есть одна или несколько жен.

Помимо всего вышеперечисленного, многоженство существенно влияет на возраст, в котором мужчина вступает в брак. Поскольку для содержания множества жен мужчина должен обладать существенно большими средствами и возможностями, ему нужно значительно дольше работать, чтобы заработать их. Впрочем, в первую очередь это влияет на заключение брака со второй и последующими женами, то есть на переход от моногамного брака к полигамному. Так или иначе, исследование, проведенное в Объединенных Арабских Эмиратах, показало, что средний возраст мужа в полигамных семьях на 11 лет больше, чем в моногамных, и составляет 39,6 года13.

Влияние распространения в регионе многоженства на возраст первого вступления в брак у женщин различается в зависимости от региона. В странах Африки южнее Сахары возраст первого вступления в брак женщин существенно ниже в регионах, где распространена полигамия14. Однако нельзя исключать того, что подобного рода позитивная корреляция обусловлена большей традиционностью этих регионов. В то же время, как показывают исследования, в ОАЭ возраст первого вступления в брак у женщин никак не связан с тем, является ли их брак полигамным или моногамным15. Но здесь важно отметить, что этот возраст в ОАЭ составляет 18,2 года16, при том, что по закону Эмиратов вступать в брак девушка может только после 18 лет17. Таким образом, уменьшить возраст первого вступления в брак полигамия не может, так как браки и без этого преимущественно заключаются сразу после наступления совершеннолетия.

Еще одним важным фактором влияния многоженства на характер брачности, о котором любят говорить сторонники этой практики, является уменьшение числа разводов и измен. Конечно, такой вывод более чем логичен, ведь, если полигамия считается нормальной практикой, мужчина легко может жениться на женщине, которая в противном случае стала бы его любовницей. И это позволит избежать измены или развода. В то же время некоторые исследования утверждают, что именно многоженство часто становится причиной развода. Однако никаких данных о разводах в странах Арабского Востока или Африки южнее Сахары нет, поэтому утверждать что-то конкретное в данном случае невозможно.

Проблема разводов подводит нас к еще одному важному аргументу в пользу полигамии, который используют ее сторонники. Смысл этого аргумента таков: в случае, если первая жена серьезно заболеет или станет бездетной, муж не будет вынужден развестись с ней и бросить на произвол судьбы, он сможет просто жениться повторно18. Таким образом, и женщина, и мужчина оказываются в выигрыше.

Но так ли это? По этому вопросу ученые не могут прийти к единому мнению. С одной стороны, существуют такие работы, как например исследование иорданского университета Ярмук, в которых ученые утверждают, что многоженство не оказывает влияния на женщин и детей19. Упомянутое выше исследование утверждает, что опрошенные ими женщины, состоящие в полигамном браке, не испытывают неудобств из-за своего положения. С другой стороны, существуют многочисленные статьи, например статья израильского психиатра А. Аль-Кринави, в которых ученые приходят к выводу, что в полигамных семьях женщины существенно сильнее подвержены психологическим и психиатрическим проблемам20. Более того, утверждается, что в полигамных семьях отношения между супругами хуже, чем в моногамных, а уровень удовлетворенности браком ниже. Важно отметить, однако, что, поскольку первая статья написана в Иордании, где многоженство практикуется и одобряется, а вторая в Израиле, стране известной своей настроенностью против мусульман, верность полученных выводов в обоих случаях под вопросом.

На этом фоне некоторый интерес представляет также тот факт, что некоторые современные сторонницы феминистского движения одобряют полигамию, как способ для женщины освободиться от своей традиционной социальной роли21. С другой стороны, существует не меньше феминисток и других защитников прав женщин, которые утверждают, что полигамия укрепляет патриархальный уклад в семье и поддерживает диктат мужа. Насколько верны оба эти утверждения, судить крайне сложно, поскольку патриархальность – характеристика слишком абстрактная.

Итак, основное демографическое значение многоженства состоит в том, что оно уменьшает количество детей, рожденных женщиной за ее жизнь. Таким образом, в полигамных семьях женщины рожают меньше, а значит подвергаются меньшему риску для здоровья. В то же время распространение многоженства способствует увеличению числа находящихся в браке женщин, снижает возраст вступления женщин в брак, а также увеличивает вероятность для женщины повторно вступить в брак после развода или смерти мужа. Благодаря этому рождаемость в странах, где широко распространено многоженство, увеличивается.

Что же касается других аспектов влияния многоженства на демографическую ситуацию и социальную обстановку в стране, у ученых нет единого мнения. Существуют гипотезы, что многоженство снижает число разводов и измен, но данных по этому вопросу мало. В том же, что касается влияния многоженства на роль женщины в семье и обществе, а также ее психологическое здоровье, разные источники дают совершенно разную информацию по этому вопросу.

Какой вывод можно сделать из этого? В наши дни политики и общественные деятели в разных странах порой предлагают легализовать многоженство, чтобы поднять рождаемость. Например, в 2010 году такое предложение внес Владимир Жириновский22. Поможет ли такая мера? Вряд ли. Во-первых, многоженство чуждо западному мировоззрению, и без религиозного подкрепления, каковое было, например, у мормонов, оно едва ли получит большое распространение в России или любой другой христианской стране. Во-вторых, вклад многоженства в увеличение рождаемости не настолько велик, чтобы небольшое число полигамных семей могло в корне изменить демографическую ситуацию в стране. С другой стороны, как замечает американский политолог Э. Марч, если современный политический либерализм предполагает, что государство не должно вмешиваться в вопросы семьи, а общество должно быть толерантным, что приводит к легализации, например, гомосексуальных браков, почему мы все еще осуждаем полигамию23?

Использованная литература

  1. Al-Krenawi A. Mental health and polygamy: The Syrian case. // World Journal of Psychiatry, Vol. 3, No. 1, 2013. – pp. 1-7. / URL: http://www.wjgnet.com/2220-3206/full/v3/i1/1.htm
  2. Alnuaimi W.S., Poston D.L. Polygyny and Fertility in the United Arab Emirates at the End of the 20th Century. // Paper presented at the IUSSP International Population Conference, Marrakesh, 2009. – 34 pp.
  3. Cahu P., Fall F., Pongou. R. Demographic Transition in Africa: the Polygamy and Fertility Nexus. // Institut National Etudes Démographiques (INED) report, 2011. – 27 pp.
  4. Campbell J. Polygamy: Its Influence on Sex and Population. // Journal of Anthropology, Vol. 1, No. 2, 1870. – pp. 192-197.
  5. Embry J.L. Effects of Polygamy on Mormon Women. // A Journal of Women Studies, Vol. 7, No. 3, 1984 - pp. 56-61.
  6. Khasawneh O.M., Yacin Hijazi A.H., Salman N.S. Polygamy and Its Impact on the Upbringing of Children: A Jordanian Perspective. // Journal of Comparative Family Studies, Vol. 42, No. 4, 2011. – pp. 563-577.
  7. March A.F. Is There a Right to Polygamy? Marriage, Equality and Subsidizing Families in Liberal Public Justification. // Journal of Moral Philosophy, Vol. 8, 2011. – pp. 246-272.
  8. Muhsam H.V. Fertility of polygamous marriages. // Population Studies: A Journal of Demography, Vol.10, No.1, 1956. – pp. 3-16.
  9. Вовк Е. Каноны любви и законы брака: россияне о многоженстве. // "Социальная реальность", №12, 2006. // http://demoscope.ru/weekly/2007/0289/analit02.php
  10. Касымова С. Таджикское общество: традиция и практика многоженства. // «Вестник Евразии», № 4, 2006. - стр. 97-115. // http://demoscope.ru/weekly/2007/0289/analit04.php

Приложения

Таблица 1: Число детей в возрасте до 5 лет на 1000 женщин среди Бедуинов, 1946.

Возраст женщины

Моногамные семьи

Полигамные семьи

Первая жена

Вторая жена

Все возраста

1077

610

864

15-19

1172

667*

308*

20-24

1363

800*

889*

25-29

1383

929*

1131

30-34

1191

936

1026

34-39

1155

810

1120*

40-44

981

594

171*

45-49

637

482*

214*

50-+

398

98

333*

Суммарный коэффициент рождаемости**

7,7

5,0

5,4

*Цифра получена из изучения менее чем 30 случаев. **Рассчитан с учетом деткой и младенческой смертности.

Source: Muhsam H.V. Fertility of polygamous marriages. // Population Studies: A Journal of Demography. – Vol.10, No.1. – 1956. – p. 11.

Таблица 2: Среднее число детей на замужнюю женщину, с которой проживает хотя бы один из ее детей

Возраст женщины

Моногамные семьи

Полигамные семьи

Первая жена

Вторая жена

Менее 15

1,71*

1,0*

-

15-19

1,43

1,2

1,5*

20-24

2,28

2,1

2,4

25-29

3,12

2,5

2,3

30-34

4,07

3,5

3,1*

35-39

4,59

3,5

3,5*

40-44

4,40

4,3*

2,0*

45-49

3,96

3,3*

2,3*

50+

3,85

3,1*

3,3*

*Цифра получена из изучения менее чем 30 случаев. **Возраст указан на момент рождения последнего ребенка.

Source: Muhsam H.V. Fertility of polygamous marriages. // Population Studies: A Journal of Demography. – Vol.10, No.1. – 1956. – p. 12.

Таблица 3: Влияние полигамии на рождаемость на микроуровне*.

Страна

Бенин

Кот-д'Ивуар

Камерун

Гана

Мадагаскар

Малави

Влияние полигамии

-0,09

0,15

-0,18

-0,12

-0,09

-0,14

Продолжит. брака

0,90

0,78

0,82

0,76

0,79

0,89

Страна

Нигерия

Руанда

Сенегал

Танзания

Уганда

Зимбабве

Влияние полигамии

-0,22

-0,08

-0,21

-0,19

0,06

-0,36

Продолжит. брака

1,25

0,92

0,81

0,89

0,74

0,99

*Для подсчета используется метод наименьших квадратов, за переменную взято общее число рождений.

Souce: Cahu P., Fall F., Pongou. R. Demographic Transition in Africa: the Polygamy and Fertility Nexus. // Institut National Etudes Démographiques (INED) report, 2011. – p. 8. / http://congres.afse.fr/docs/2011/410307demographictransitionpolygamy.pdf

Таблица 4: Влияние полигамии на брачность женщин (пробит-регрессия).

 

Вероятность женитьбы

Вероятность остаться одинокой после развода/смерти супруга

Среднее

Мин.

Макс.

Среднее

Мин.

Макс.

Влияние полигамии

0,73

0,80

1,01

-1,45

-1,44

-0,99

Souce: Cahu P., Fall F., Pongou. R. Demographic Transition in Africa: the Polygamy and Fertility Nexus. // Institut National Etudes Démographiques (INED) report, 2011. – p. 11. / http://congres.afse.fr/docs/2011/410307demographictransitionpolygamy.pdf


1 Alnuaimi W.S., Poston D.L. Polygyny and Fertility in the United Arab Emirates at the End of the 20th Century. – p. 3.
2 Ibid.
3 Вовк Е. Каноны любви и законы брака: россияне о многоженстве. // http://demoscope.ru/weekly/2007/0289/analit02.php
4 Коран, 4:3.
5 Muhsam H.V. Fertility of polygamous marriages. – p. 6.
6 Campbell J. Polygamy: Its Influence on Sex and Population. – p. 195.
7 Ibid.
8 Cahu P., Fall F., Pongou. R. Demographic Transition in Africa: the Polygamy and Fertility Nexus. – p. 23.
9 По данным Всемирного банка, представленным на ресурсе http://knoema.com/atlas/Benin/Fertility-rate
10 Там же.
11 Cahu P., Fall F., Pongou. R. Op.cit,  p. 23.
12 Ibid.
13 Alnuaimi W.S., Poston D.L. Polygyny and Fertility in the United Arab Emirates at the End of the 20th Century,  p.14.
14 Cahu P., Fall F., Pongou. R. Op. cit., p. 12.
15 Alnuaimi W.S., Poston D.L. Polygyny and Fertility in the United Arab Emirates at the End of the 20th Century, p.14.
16 Ibid.
17 Данный с сайта Американского консульства в ОАЭ: http://dubai.usconsulate.gov/dubai_marriage.html
18 Khasawneh O.M., Yacin Hijazi A.H., Salman N.S. Polygamy and Its Impact on the Upbringing of Children: A Jordanian Perspective, p. 563.
19 Khasawneh O.M., Yacin Hijazi A.H., Salman N.S. Polygamy and Its Impact on the Upbringing of Children: A Jordanian Perspective, p. 573.
20 Al-Krenawi A. Mental health and polygamy: The Syrian case, p. 3.
21 Embry J.L. Effects of Polygamy on Mormon Women. – p. 56.
22 Например: http://www.islamnews.ru/news-22244.html
23 March A.F. Is There a Right to Polygamy? Marriage, Equality and Subsidizing Families in Liberal Public Justification.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.