Rambler's Top100

№ 583 - 584
27 января - 9 февраля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Казахстан в системе международных трудовых миграций

Двадцать лет трудовой миграции

Трудовая миграция из Казахстана

Законная трудовая миграция в Казахстан

Численность и структура нерегулируемой трудовой миграции в Казахстан

Центры притяжения трудовых мигрантов

«Мигрантские сети» и проблемы адаптации иммигрантов

Мультипликативные эффекты трудовой миграции: плюсы и минусы

Вызовы второго десятилетия XXI века

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Казахстан в системе международных трудовых миграций

Над темой номера работала

Елена САДОВСКАЯ

"Мигрантские сети" и проблемы адаптации иммигрантов

Трудовые миграции в Казахстан из стран Центральной Азии имеют временный и возвратный характер, и поэтому их можно назвать циркулярными миграциями. Согласно данным эмпирического исследования 2005 года, на юге республики основной поток трудовых мигрантов – 63,5% прибывает на срок от 3 до 9 месяцев (вместе с ответившими, что они «работают весь сезон»)22. Это, как правило, приезжающие с марта по ноябрь на сезонные сельскохозяйственные работы, либо в летние месяцы для работы в строительстве и сфере услуг. 7,5% респондентов работают в республике менее 3 месяцев. Это – «торговые мигранты» («челноки»); прибывшие на заработки в сферу обслуживания на лето; мигранты, прибывшие помочь своим постоянно работающим родственникам-мигрантам и др. Общая доля респондентов, находящихся в Казахстане не более 9 месяцев, составляет 71%. 29% опрошенных мигрантов работали в Казахстане постоянно. Вместе с работавшими на выезде один год и более они составили 31,4%. Сюда включены те, кто занят квалифицированным и надомным трудом.

Подобная сезонная занятость может быть интерпретирована как проявление глобального тренда – циркулярной миграции, распространившейся во многих странах мира. Благодаря географической близости мигранты могут посещать свои семьи в течение года (это особенно актуально для женщин в связи с их возрастающим вовлечением в трудовые миграции), либо возвращаться домой на зимний период, когда потребность в дополнительной рабочей силе в Казахстане снижается.

Хотя многие миграции в Центральной Азии в первом десятилетии XXI века имеют временный и экономически мотивированный характер, тем не менее, под влиянием глобализации меняется их мотивация. Многие временные миграции в целях занятости, обучения, воссоединения с семьей и т.д., постепенно имеют тенденцию превращаться в постоянные, т.е. происходит переезд на постоянное место жительства. Мигрант может воспользоваться ресурсами мигрантской диаспоры для того, чтобы остаться в стране пребывания: работать на вторичном или анклавном рынке труда у бывшего соотечественника, постоянно продляя свое пребывание в Казахстане, или открыть свой бизнес в местах компактного проживания диаспоры. Нелегалы, как правило, используют коррупционные схемы. Трансформация временной миграции в постоянную влияет на этнический состав в стране приема: этим, в частности, объясняется значительное увеличение киргизской и таджикской диаспоры в Казахстане межпереписной период 1999-2009 годов.

Трудовых мигрантов можно найти почти в любом секторе экономике Республики Казахстан. Каким образом осуществляется поиск работы, как мигранты договариваются по поводу оплаты и условий труда в чужой стране, как добираются до работы? Как показал опрос среди мигрантов, такие неформальные структуры, как «мигрантские сети», нередко с помощью мигрантских или национальных диаспор в стране достижения, оказываются более эффективными в организации миграции и трудоустройстве, чем государственные службы, и в этом – одна из новых глобальных тенденций в развитии миграций в Казахстане и регионе в целом.

«Мигрантские сети» – это межличностные связи, которые соединяют узами родства, дружбы, землячества мигрантов, бывших мигрантов и жителей сообществ, принимающих и посылающих мигрантов23. Большое значение «мигрантских сетей» подтверждают исследования автора, согласно которым земляческие отношения и связи среди мигрантов играют решающую роль на всех этапах организации миграции: поиска работы, трудовой деятельности на выезде, помощи в месте в трудной ситуации, возвращения в страну исхода и т.д.

Так, согласно опросу, проведенному в 2011 году, более трети респондентов – 36% находят работу через родственников, 34% – через знакомых и коллег, 18% –  самостоятельно24. Находят работу через посредников и «черные» биржи труда – 9%, через объявление в газете и Интернет – 1%. Мигранты редко трудоустраиваются при содействии частных агентств занятости – 3% и государственных служб занятости – 1%.

Большая роль земляческих отношений среди мигрантов видна и в ответах на вопрос о том, кто поддерживает их на выезде: на первом месте – родственники, так ответили 43,1% опрошенных, далее - мигранты в месте проживания (34,9%), затем – земляки (32,5%). Работодателей упомянули 10,2% респондентов, представителей агентств по трудоустройству - лишь 0,4%. Формирование неформальной мигрантской сети между районами в странах исхода и странах достижения – это «социальный капитал», который облегчает последующую миграцию граждан стран Центральной Азии в Казахстан и Россию. Cоциальный капитал - это ресурсы социальных отношений и сетей, облегчающих действия мигрантов за счет формирования взаимного доверия, определения взаимных обязанностей и ожиданий. Он особенно важен для нерегулируемых мигрантов-иностранцев. Обосновавшиеся ранее мигранты помогают вновь прибывшим в поиске работы, жилья, выборе школы для детей и больницы для членов семьи, передачи заработанных денег, ищут посредников, когда их земляка задерживает миграционная полиция, помогают в других затруднительных ситуациях.

Отрицательная сторона использования ресурсов «сетей» и диаспор заключается в том, что они способствуют формированию «параллельного существования» мигранта в стране пребывания. Мигрант старается не показываться без лишней надобности на улице, выходит только в магазин, да и то с товарищами, в случае необходимости в медицинской помощи обращается только к тому врачу, на которого укажут соседи-мигранты, или же к земляку-медику. Даже когда надо отослать семье денежный перевод такие мигранты делают это консолидировано, то есть отдают деньги одному земляку, легально работающему, и тот от своего имени посылает перевод в свою страну. Это делается потому, что в пунктах международных переводов при осуществлении финансовых операций все клиенты должны предъявлять паспорт и миграционную карточку, которая как раз и может выявить нарушение пребывания иностранного гражданина в РК.

Таким образом, очевидно, что в  организации миграции накопились противоречия. С одной стороны, видна большая позитивная роль диаспор,  социальных и мигрантских сетей как основного фактора (само)организации и саморегуляции миграции, а с другой, растущая, но пока незначительная роль государственных и частных структур в организации и регулировании миграций. Преодоление этого противоречия в дальнейшей институционализации процессов предвыездной подготовки, трудоустройства, социальной защиты и т.д. -  в стране исхода и достижения.

В Центральной Азии адаптация мигрантов имеет свою специфику в силу того, что посылающие страны и принимающий Казахстан – страны с преимущественно тюркоязычным населением (за исключением Таджикистана), исповедующим ислам. Схожие этнокультурные традиции способствуют относительно быстрой адаптации трудовых иммигрантов в РК. Однако из-за того, что число нерегулируемых мигрантов во много раз превышает число законно занятых, и первые находятся в положении «нелегально занятых», их адаптация протекает сложно и противоречиво: она нередко заключается в освоении нелегитимных социальных практик приспособления («негативная адаптация»), а не в присвоении социальных, правовых, культурных норм принимающего общества.

В Казахстане даже законные иностранные работники слабо адаптированы и не интегрированы из-за краткосрочности своего пребывания в стране, а нерегулируемые мигранты, которых большинство, находятся на полулегальном положении. По данным репрезентативного социологического исследования, проведенного Казахстанским институтом социально-экономической информации и прогнозирования в 2010 году, большинство жителей Казахстана вообще не взаимодействуют или очень редко контактируют с трудовыми мигрантами из других стран (81,4% респондентов). Постоянные или частые контакты с мигрантами, прибывающими на заработки из других стран, характерны только для 12,3% казахстанцев. Чаще всего жители Казахстана общаются с трудовыми иммигрантами в случае необходимости. При этом 14,2% респондентов негативно оценивают свой опыт общения с трудовыми мигрантами из других стран, испытывают дискомфорт при общении с ними и стараются избегать подобного общения25.

Отчуждение между мигрантами и местным населением нарастает. Незаконно занятые мигранты – это «незнакомцы» в местных сообществах, их психологическое самочувствие, ожидания, планы, надежды неизвестны даже тем, кто нанимает их на работу, не говоря об обществе в целом. Каков адаптационный потенциал иммигрантов, как влияют прибывшие, временные и постоянные, на этнодемографическую и социальную структуру общества, какова эффективность их труда – пока слабо изученные вопросы.

Анализ ситуации с адаптацией иммигрантов требует структурированного подхода, потому что включает весь комплекс вопросов жизнедеятельности мигранта и институциональную базу для решения этих вопросов в стране достижения и стране исхода (это актуально и для организации законной трудовой миграции самих казахстанцев). Важной составляющей регулирования трудовых миграций - предвыездная подготовка трудовых мигрантов в странах-донорах рабочей силы: Узбекистане, Киргизстане и Таджикистане. В этих странах необходимо развивать систему подготовки потенциальных трудовых мигрантов, которая должна включать начальное профессиональное обучение, языковую подготовку (обучение русскому языку), первичную правовую и культурную ориентацию (знание законов, обычаев и традиций страны приема).

Необходимы  центры информационной и правовой поддержки мигрантов до отъезда и во время пребывания в стране с целью решать вопросы регистрации и правового статуса. Для обеспечения доступа к рынку труда необходимо наличие сети рекрутинговых (посреднических) агентств по трудоустройству, центров профессиональной и квалификационной подготовки/переподготовки в стране приема и стране исхода. В числе важнейших вопросов – организация доступа мигранта и членов его семьи к социальным услугам и развитость инфраструктуры оказания этих услуг (включая образовательные услуги для детей мигрантов). Особое внимание должно уделяться гендерным аспектам миграции и адаптации. Кроме того, существуют проблемы, связанные с возможностью для членов семьи приехать и оставаться с мигрантом на срок его работы в Казахстане; с перспективами натурализации в стране пребывания, изучения языка и т.д.

В ноябре 2013 года парламент Казахстана принял поправки в законодательство по вопросам трудовой миграции, которые упрощают порядок выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы физическими лицами, устанавливают максимальный срок временного проживания трудового иммигранта в РК (не более 12 месяцев), регламентируют размер  индивидуального подоходного налога с доходов, получаемых за работу у физических лиц, который должны уплатить иммигранты (около $23 в месяц). Закон запрещает заключать трудовой договор по выполнению работ или оказанию услуг одним работодателем - физическим лицом в домашнем хозяйстве одновременно более чем с пятью мигрантами. Эти поправки устраняют пробелы трудового законодательства в части занятости мигрантов в домашнем хозяйстве, легализуют их труд, повышают налоговые отчисления и в целом способствуют регулированию миграционных процессов26.

Таким образом, в сфере адаптации трудовых мигрантов в РК предстоит большая работа, и это в первую очередь ответственность государства. Следует развивать инфраструктуру, содействующую интеграции и адаптации, а эту работу должны дополнять программы толерантности в принимающих сообществах. Неправительственные организации, защищающие права мигрантов и НПО самих мигрантов, нуждаются в финансовой и организационной поддержке, и всем, вовлеченным в решение проблем мигрантов, необходимо сотрудничать с международными организациями в странах, имеющих успешный опыт работы в этой области. Важно подчеркнуть, что интеграция мигрантов – это двусторонний процесс и требует психологических, организационных усилий не только со стороны мигрантов, но и таких же усилий и институциональных изменений в самих местных сообществах.


22 Опрос трудовых мигрантов проведен в Южном регионе Казахстана апреле-мае 2005 г. Опрошено 255 респондентов методом личного стандартизированного интервью. Респонденты отобраны методом «снежного кома». Выборка – целевая, гомогенная. География исследования: г. Алматы; г. Шелек (Чилик) и населенные пункты Шелекского района Алматинской области; г. Шымкент и населенные пункты Джетысайского района Южно-Казахстанской области. Опрос проведен в рамках исследования по авторскому гранту Фонда Д. и К. МакАртуров  2004-2006 гг.
23 Massey Douglas S., Joaquin Arango, Graeme Hugo, Ali Kouaouci, Adela Pellegrino and J. Edward Taylor. Worlds in Motion. Understanding International Migration at the end of the Millennium. Oxford: University Press; Oxford, N.Y., 1998, P. 42.
24 Анкетирование «face to face» с помощью структурированной анкеты, заранее разработанной для данной целевой группы. Выборка: 101 респондент, отобранный с помощью метода «снежного кома» в  Южном регионе Казахстана. Опрос проводился в г. Алма-Ате и Алматинской области, г. Шымкенте и Южно-Казахстанской области в мае-июне 2011 г. Проект МИРПАЛ «Защита  социальных и трудовых прав мигрантов в Республике Казахстан – политические изменения и возможные варианты» при финансовой поддержке Всемирного банка (США) – Фонда социальных инициатив «Миграция: XXI век» (Россия)
25 Жусупова А. Нужны ли гастарбайтеры Казахстану? (по данным социологического исследования, выборка республиканская квотированная, 1400 респондентов, опрос проведен в мае-июне 2010 г.) http://www.today.kz/ru/news/kazakhstan/2010-10-23/34677 23.10. 2010 (Режим доступа 17 ноября 2010).
26 В Казахстане изменилось миграционное законодательство. Ист.: http://total.kz 27.11.2013. http://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/politics/15827167/ (Режим доступа 2 декабря 2013)

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.