Rambler's Top100

№ 583 - 584
27 января - 9 февраля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ Деньги» об ужесточении российского миграционного законодательства
«Новые известия» о мигрантах, застрявших в приграничной полосе
«Известия» о «миграционной амнистии» и квотах для мигрантов
«Известия» о перепродаже квотируемых для мигрантов рабочих мест
«Независимая газета» о патентах вместо разрешений на работу
«Российская газета» о регламентации работы мигрантов в торговле
«Независимая газета» о дактилоскопировании иностранцев
«Российская газета» о мигрантах и преступности
«Российская газета» о лагерях для выдворяемых иностранцев
«Вечерний Бишкек» о миграции из Киргизии в Россию
«Эхо» о незаконной миграции в Азербайджане
«Вечерний Бишкек» о проблемах киргизско-таджикской границы
«Зеркало недели» об эмиграции из Украины
«Le Huffington Post» о Болгарии, Румынии и Шенгене
«Коммерсантъ» о недовольстве Европарламента торговлей мальтийскими паспортами
«FINANCE.UA» о привлечении иностранных работников для японской олимпиады
«Slon.ru» о миграции молодежи в региональные центры
«Новые известия» о миграции из Москвы
«Беларусь сегодня» о «разгрузке» Минска
«Известия» об учете нелегальной миграции в Генплане Москвы

«Slon.ru» об истории китайской миграции в Москву
«Коммерсантъ» о государственном спонсировании обучения за границей

«Slon.ru» о демографической ситуации в странах Восточной Европы
«День» о демографическом будущем Украины
«Vesti.md» о возможном сокращении населения Молдавии

«Российская газета» о рождаемости в Москве
«Парламентская газета» о стимулировании рождаемости
«Paruskg.info» о материнском капитале в Киргизии
«Газета.ru» об алкоголизме как причине высокой смертности
«Новые известия» о смертности из-за плохих дорог
«La Repubblika» о детской смертности в мире
«The Times» избирательных по полу абортах в Великобритании
«Новые известия» о нехватке женщин в Китае как экономической проблеме
«FINANCE.UA» о задаче по увеличению продолжительности жизни в Казахстане
«Русский репортер» об ожирении
«Independent» об эпидемиях чумы
«The Nation» о консервативном интернационале
«Новые известия» о занятых в теневом секторе
«Ведомости» о «ловушке среднего дохода»
«BBCRussian.com» о пенсионных проблемах России
«Российская газета» о пенсионном возрасте
«La Nacion Argentina» о бедности в мире
«Новые известия» о ювенальной юстиции и соцпатронате
«Известия» о заботе о бездомных
«Коммерсантъ», «Власть» и Деньги» о моногородах
«Ведомости» о стратегии развития Москвы
«Pour la Science» об исчезающих языках
«Slate» о ценности девичьей фамилии

о стратегии развития Москвы

В Москве жить некомфортно

Кто мы — Лондон или Южная Корея, Сеул? По какому вектору развития будем идти с точки зрения архитектуры, бизнеса, взаимодействия с властью? - спрашивает гендиректор «НДВ-недвижимости» Александр Хрусталев.

Без стратегии

Этим вопросом задавался и бывший заместитель мэра Москвы, глава исполнительного комитета Московского урбанистического форума Андрей Шаронов (сейчас ректор бизнес-школы «Сколково»), который стал инициатором разработки «Стратегии-2025». Основополагающий документ должен был показать, чего не хватает городу по разным вопросам — демографическому, градостроительному, культурному и т.д., какие у города сильные и слабые стороны. «Стратегия — это скорее отказ от чего-то. К сожалению, в нашей российской традиции — как только мы начинаем писать программные документы, рано или поздно скатываемся к принципу “всем сестрам по серьгам”. Но нужно набраться мужества и уметь сказать: вот этим и этим мы заниматься не станем, так как сравнительные показатели говорят, что здесь мы никогда не будем лидерами и не достигнем высот, а вот в другой сфере у города, напротив, есть большие шансы», — рассказывал Шаронов в интервью «Ведомостям» в 2011 г.
Московское правительство Шаронов покинул, а «Стратегия-2025» так пока и остается проектом. Будет ли она принята? Скорее нет, чем да, говорят в столичной мэрии. «Мы не можем сидеть и ничего не делать в ее ожидании», — объясняет высокопоставленный чиновник мэрии. Правительство Сергея Собянина приняло 16 городских программ, которые охватывают все сферы жизнедеятельности города: «Жилище», «Столичное здравоохранение», «Столичное образование», «Культура Москвы», «Градостроительная политика» и т. д. А перед выборами мэра Москвы в прошлом году Собянин заявил еще и о семи приоритетах, по которым должен развиваться город: решение транспортных проблем, развитие образования и здравоохранения, комфортность проживания, социальная защита, безопасность и открытость власти.
«Однако есть ощущение несогласованности работы городских структур, и я считаю, что очень помогло бы, если бы родилась некая открытая, детально проработанная и, самое главное, долгосрочная концепция развития города в перспективе, например до 2050 г.», — говорит Владимир Лукин, старший директор Oracle. Слабую согласованность между собой всех городских программ отмечает и партнер Strategy Partners Group Александр Ованесов, который консультирует московских чиновников по нескольким темам.
Смогут ли нынешние власти в этом случае вывести столицу России на конкурентный уровень? По каким параметрам и с кем конкурирует Москва?
Города конкурируют между собой за человеческий ресурс и за инвестиции, говорит Шаронов. Важен и страновой фактор. Город ограничен в том числе конкурентными ресурсами страны: это вопросы рейтинга, визового режима, политического восприятия России, соглашается Ольга Архангельская, партнер E&Y. По словам Шаронова, параметры, по которым люди выбирают один или другой город, достаточно хорошо описаны в разных рейтингах: для человека это можно назвать качеством жизни, а для бизнеса — качеством деловой среды, инвестиционного климата....

Москва в рейтингах

На долю Москвы приходится более пятой части ВВП страны, свыше 4/5 финансовых потоков России и более половины банковских активов. 23% всех прямых иностранных инвестиций в России приходится на Москву. Но даже с такими вводными Москва — не безусловный лидер среди российских регионов по привлечению инвестиций. Если в 2005 г. доля Москвы в общем объеме инвестиций в России составляла 12,6%, а в ЦФО — 47,3%, то в 2012 г. — 8,0 и 37,4% соответственно.
Москва конкурирует за инвесторов как внутри России, так и на глобальном рынке. В индексе конкурентоспособности городов мира (The Global City Competitiveness Index) журнала The Economist Москва находится посередине: 58-е место из 120 городов, а по показателю «экономический потенциал» — на 32-м месте. «Москва традиционно высоко оценивается по экономической активности и возможностям — ее включают в 15-20 по инвестиционным возможностям. С другой стороны, по качеству жизни она уходит в разных рейтингах во вторую сотню. Деловая активность и качество жизни находятся далеко друг от друга. Что это означает? Качество жизни отрицательно влияет на деловую активность. Когда есть несколько сопоставимых проектов в нескольких городах, но в одном из них теплее, безопаснее, чище продукты, ближе спортивные площадки, то с большой вероятностью выберут именно этот город. В этом смысле это угроза для экономической активности, и этим надо заниматься», — комментирует Шаронов.

Для инвесторов

На Московском урбанистическом форуме руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников представил «Инвестиционную стратегию Москвы до 2025 г.» (проект опубликован для обсуждения на сайте департамента экономической политики и развития). Ее сами чиновники называют скорее составной частью «Стратегии-2025». Основная цель развития Москвы в целом — превращение в глобальный город, удобный для жизни и бизнеса, говорится в документе.
Стратегическими целями инвестиционной политики Москвы в части улучшения условий ведения бизнеса указано несколько составляющих. Это снижение стоимости ведения бизнеса за счет упрощения административных процедур, продуманной налоговой политики, ограничения стоимости подключения и использования инфраструктуры. Власти надеются привлечь частных инвесторов в сферы, традиционно финансировавшиеся преимущественно за счет бюджетных средств, в том числе за счет вовлечения в хозяйственный оборот имущества Москвы. Также московские власти хотят улучшить инвестиционный имидж Москвы. Существует разрыв в восприятии — те, кто не работает в Москве, представляют ее значительно хуже, чем она есть в реальности, объясняет Решетников. Например, только пятая часть опрошенных потенциальных инвесторов считают, что окупаемость вложений в российскую экономику превышает средние значения, тогда как среди работающих в городе таких половина.
Москва выигрывает у ведущих городов мира ценовую конкуренцию, но проигрывает по качественным параметрам (среда для ведения бизнеса, кадры, уровень развития НИОКР, качество жизни), говорит Решетников. У руководителя практики Plant Location International (IBM) Роела Шпи такое же мнение: «Москва сейчас находится посередине между качеством и ценой, но нужно двигаться в сторону качества». Если сравнивать с российскими регионами и Восточной Европой, Москва выигрывает по качественным параметрам, но проигрывает по издержкам ведения бизнеса, прежде всего по стоимости рабочей силы.
С точки зрения бизнес-среды необходимы понятные административные процедуры, прозрачность процедур согласования, наличие проектов для инвестирования, для иностранных — также макроэкономическая стабильность, устойчивость и конвертируемость валюты, говорит Шаронов. «У различных видов бизнеса своя специфика. С точки зрения нашей компании, важными факторами являются четко работающая транспортная инфраструктура, наличие высококвалифицированных специалистов и менеджеров, удобная, экономичная и масштабируемая офисная среда», — говорит Михаил Кристев, директор по развитию бизнеса и работе с партнерами ООО «Сиско системс».
Москва старается улучшить инвестклимат в городе, утверждает представитель мэрии. Например, за последний год существенные изменения произошли в процедуре торгов по земельным участкам: она стала прозрачнее. Упрощен порядок участия в земельных аукционах — в составе заявки участники подают всего три документа. Информация о проведении торгов (с указанием характеристик объекта, фотоматериалами и ситуационным планом) размещается на официальном интернет-сайте. Неотъемлемым компонентом заявочной кампании стала процедура проведения роуд-шоу по всем земельным участкам, выставляемым на торги.
С точки зрения smart city город за последние два года предпринял большие усилия, результаты этих усилий заметны на уровне как бизнеса, так и простых горожан, считает Лукин. Другое дело, что не все люди знают, что существует и что им предлагается. В частности, есть мобильное приемное правительство Москвы, оно доступно на всех смартфонах, но о нем мало кто знает. «Это касается транспорта, стоимости кадров, стоимости офисов, налогового и трудового законодательства (в данном случае федерального). Например, можно работать из дома — для этого сейчас все есть. Но с точки зрения законодательства наш кодекс законов о труде привязывает работника к его рабочему месту. С этой точки зрения работодатель по закону обязан предоставить ему рабочее место. Нет понятия “работа из дома”, оно отсутствует, поэтому поощрять людей работать из дома — получается подталкивать их к нарушению законодательства», — говорит Лукин.
По словам Шпи, одним из ключевых показателей эффективности привлечения прямых иностранных инвестиций является количество вновь создаваемых рабочих мест. Согласно исследованию в 2012-2013 гг. Россия заняла в общем рейтинге 8-е место (200 000 рабочих мест), а возглавил рейтинг Китай (более 1 млн). «Москва — это сильный, крупный рынок, но необходимо улучшать инвестиционную привлекательность города», — говорит Шпи. В Москве сформированы, как ни в одной стране мира, почти все денежные средства. Получая этот поток, Москва тем не менее осталась некреативной, считает Хрусталев. Он приводит пример: сейчас предприятия уходят в Московскую область, если ты инвестируешь 30 млн руб., то компании выдают специального куратора, который оказывает содействие.
Хотя город проводит определенную политику с точки зрения позиционирования города среди инвесторов, бизнес не вполне понимает, что такое Москва, говорит Архангельская: «Это культурная столица, это транспортный узел, это промышленный центр. Да, понятно, что это все вместе, но определенные акценты и приоритеты должны быть расставлены».

Для людей

«Когда мы приглашаем своих коллег-иностранцев в Москву, мы можем организовать максимум 2-3 встречи в день. У тех, кто впервые приезжает, это вызывает удивление: почему так мало удается провести встреч? Ведь за каждой встречей стоят большие контракты, которые либо заключаются, либо не заключаются», — рассказывает Лукин. Объяснение простое: Москва задыхается в пробках.
Инвестиционный климат города на 60% зависит от того, насколько он удобен и приятен для жизни. При высокой плотности населения Москвы уровень транспортной инфраструктуры чиновники называют критически недостаточным. Протяженность улично-дорожной сети (по оси проезжей части) составляет 3600 км, в том числе магистральной — 1322 км. Дефицит чиновники оценивают в 350-400 км. Вдобавок более 40% рабочих мест находится в центре. А из-за радиально-кольцевой схемы дорог автомобилисты вынуждены совершать перепробеги: попасть в соседние районы в большинстве случаев можно только через центр. В итоге средняя скорость перемещения в Москве — менее 20 км/ч.
Согласно исследованию Института экономики города Москва попадает в группу не самых комфортных для жизни мегаполисов по показателям плотности населения и качества жизни. Ключевыми проблемами столицы эксперты называют перенаселенность и серьезный недостаток обеспеченности социальной и коммерческой инфраструктурой районов, особенно между Третьим транспортным кольцом и МКАД.
По словам исполнительного директора фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, важную роль играют также цены на недвижимость. К примеру, в Лондоне или Нью-Йорке цены коррелируют с наличием высококачественной городской среды, необходимых социальных и коммерческих услуг, однако в Москве высокая цена держится даже на те объекты недвижимости, которые вряд ли назовешь качественными.
В инвестиционной стратегии Москва предлагает работать над «сбалансированным развитием жилой, транспортной и социальной инфраструктуры Москвы», а также созданием комфортной городской среды, повышением качества жизни. Качество жизни — безопасность, экология, социальная инфраструктура, наличие объектов культуры.
Эксперты считают, что московские власти должны слышать пожелания жителей. «Не надо объявлять конкурсы на создание позитивного образа Москвы, но социальные тренинги и практики, чтобы учить людей в микрорайонах, отдельных дворах быть соисполнителями в формировании системы открытых данных. Эту задачу можно было бы решить и использовать для демонстрации Москвы не только как привлекательного рынка, но и как привлекательного места для работы с людьми, о чем шла речь», — говорит Станислав Наумов, президент РАСО. Москва развивается хаотично в связи с отсутствием пресловутой стратегии, говорит Платон Миронов, руководитель проектов НИС «Глонасс»: «Жители района ст. м. “Октябрьское Поле” просили не расширять трассу до восьми полос, которые сходятся в три полосы на путепроводе от Октябрьского Поля до ул. Алабяна. Главный инженер не может ответить, зачем ему еще одна полоса с каждой стороны и что он планирует делать с вырубкой деревьев, которые по его плану не восстанавливаются. Позиция жителей на общественных слушаниях не особо хорошо слышна».
«Москва — огромный мегаполис и столица РФ. Уже в ближайшем будущем для эффективного управления городом помимо традиционной транспортной сети потребуется и информационная сеть, к которой будут подключены все городские объекты, включая камеры, датчики, светофоры и фонари, — рассказывает Кристев. — Наступает эра всеобъемлющего интернета: уже сейчас количество подключенных устройств сравнялось с населением планеты, прогноз на 2020 г. — 50 млрд подключений. Для эффективной обработки информации, поступающей с этих устройств, потребуются вычислительные мощности, которые сегодня трудно представить. Чтобы избежать информационного коллапса в будущем, нужно заранее планировать ИКТ магистрали. Скоро “цифровая нервная система” сравняется по важности с традиционным транспортом».

Бэла ЛЯУВ. «Ведомости», 29 января 2014 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.