Rambler's Top100

№ 583 - 584
27 января - 9 февраля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ Деньги» об ужесточении российского миграционного законодательства
«Новые известия» о мигрантах, застрявших в приграничной полосе
«Известия» о «миграционной амнистии» и квотах для мигрантов
«Известия» о перепродаже квотируемых для мигрантов рабочих мест
«Независимая газета» о патентах вместо разрешений на работу
«Российская газета» о регламентации работы мигрантов в торговле
«Независимая газета» о дактилоскопировании иностранцев
«Российская газета» о мигрантах и преступности
«Российская газета» о лагерях для выдворяемых иностранцев
«Вечерний Бишкек» о миграции из Киргизии в Россию
«Эхо» о незаконной миграции в Азербайджане
«Вечерний Бишкек» о проблемах киргизско-таджикской границы
«Зеркало недели» об эмиграции из Украины
«Le Huffington Post» о Болгарии, Румынии и Шенгене
«Коммерсантъ» о недовольстве Европарламента торговлей мальтийскими паспортами
«FINANCE.UA» о привлечении иностранных работников для японской олимпиады
«Slon.ru» о миграции молодежи в региональные центры
«Новые известия» о миграции из Москвы
«Беларусь сегодня» о «разгрузке» Минска
«Известия» об учете нелегальной миграции в Генплане Москвы

«Slon.ru» об истории китайской миграции в Москву
«Коммерсантъ» о государственном спонсировании обучения за границей

«Slon.ru» о демографической ситуации в странах Восточной Европы
«День» о демографическом будущем Украины
«Vesti.md» о возможном сокращении населения Молдавии

«Российская газета» о рождаемости в Москве
«Парламентская газета» о стимулировании рождаемости
«Paruskg.info» о материнском капитале в Киргизии
«Газета.ru» об алкоголизме как причине высокой смертности
«Новые известия» о смертности из-за плохих дорог
«La Repubblika» о детской смертности в мире
«The Times» избирательных по полу абортах в Великобритании
«Новые известия» о нехватке женщин в Китае как экономической проблеме
«FINANCE.UA» о задаче по увеличению продолжительности жизни в Казахстане
«Русский репортер» об ожирении
«Independent» об эпидемиях чумы
«The Nation» о консервативном интернационале
«Новые известия» о занятых в теневом секторе
«Ведомости» о «ловушке среднего дохода»
«BBCRussian.com» о пенсионных проблемах России
«Российская газета» о пенсионном возрасте
«La Nacion Argentina» о бедности в мире
«Новые известия» о ювенальной юстиции и соцпатронате
«Известия» о заботе о бездомных
«Коммерсантъ», «Власть» и Деньги» о моногородах
«Ведомости» о стратегии развития Москвы
«Pour la Science» об исчезающих языках
«Slate» о ценности девичьей фамилии

о смертности из-за плохих дорог

Яма преткновения

Из-за плохих дорог в России ежегодно погибают около 7 тысяч человек

На минувшей неделе житель Саратова выложил в Интернет видеоролик с провалившимся в яму посреди перекрестка автомобилем «ВАЗ-2115». По словам автора видеозаписи, эта машина стала уже шестой, попавшей в вырытую коммунальщиками западню, которая никак не была обозначена. Из-за плохих дорог в России происходит четверть аварий, причем за минувший год количество таких ДТП увеличилось более чем на 10%, сообщают в ГИБДД. В Росавтодоре признают, что в удовлетворительном состоянии находятся только федеральные трассы, а многие дороги местного значения уже давно пришли в негодность. Ремонт дорог также приводит к авариям, когда места работ не обозначают надлежащим образом. Вину в подобных ДТП обычно перекладывают на невнимательного водителя, но юристы советуют проводить экспертизу и доказывать в суде, что своевременно обнаружить на шоссе яму или бетонный блок водитель не мог.
Ярославский таксист Олег Баландин из-за плохих городских дорог теряет прибыль: не выезжает на работу в темное время суток, боясь повредить свою машину. «Ям в Ярославле множество даже на основных трассах, не говоря о дворах. Ремонт подвески после одного вечернего выезда может стоить трех дней моей работы», – рассказывает «НИ» таксист. К тому же, по его словам, большинство дорог плохо освещаются, и в темноте шанс не заметить яму или попасть в ДТП увеличивается. Олег Баландин даже днем уже дважды, двигаясь с разрешенной скоростью, пробивал колесо в колее: «В таких местах стоят по 8–10 машин и ждут сотрудников ДПС. Обычно после подобных массовых ДТП яма чудесным образом заделывается, причем качественно». Качество же ремонта ярославских дорог в целом оставляет желать лучшего. Ровное асфальтовое покрытие, по наблюдениям таксиста Баландина, держится не больше одного сезона.
Количество ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог в прошлом году резко увеличилось. Только за 11 месяцев 2013 года, по данным Госавтоинспекции МВД России, произошло 47,9 тыс. таких ДТП, в которых погибли 6683 человека. При этом за весь 2012 год по той же причине произошло 42,8 тыс. аварий. Из-за плохого качества дорог в России происходит четверть ДТП, которые ежегодно уносят жизни от 5,5 тыс. до 7 тыс. человек.
«В стране есть федеральные дороги, дороги субъектов и муниципалитетов. По федеральным дорогам все более-менее на четверочку. По субъектам и муниципалитетам картина разная. Есть те, которые имеют возможность выделять деньги на дороги, а есть те, где их содержание финансируется минимально, и дороги приходят в негодность», – комментирует «НИ» состояние российских дорог заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Игорь Астахов.
С ним солидарен в беседе с «НИ» автомобильный правозащитник Виктор Травин: «В Москве качество дорог сносное, а кое-где даже вполне приемлемое. А вот в некоторых регионах дорог нет в принципе. Во многих городах есть, как правило, одна-две хорошо асфальтированные улицы, по которым ездит глава города. Шаг в сторону – дорог нет, и не предвидится».
На днях, 21 января, житель Йошкар-Олы Евгений Пирогов подарил мэру города Олегу Войнову ведро асфальта, сообщив, что таким образом решил помочь с ремонтом дорог. А в Ярославле есть движение «Ярославль – город без дорог». Его участники ездят с наклейками, такими, как, например, «Плачу налоги – где дороги?». Минувшим летом в городе прошла акция «Ямы в цвет»,  жизни более десятка человек только за время новогодних каникул. Система предупреждения о дорожных работах была организована с нарушениями: знаки были либо поставлены неправильно, либо загрязнены и почти не заметны, либо их не было вообще, и перед едущей машиной внезапно возникал бетонный блок. После публикации «НИ» большинство участков с дорожными работами свернули. «Из 25 опасных мест сегодня осталось пять», – рассказал «НИ» в конце минувшей недели координатор общества «синих ведерок» Петр Шкуматов.
Сейчас «Синие ведерки» борются за отмену решения о демонтаже барьерных ограждений на разделительной полосе Варшавского и Каширского шоссе. По данным ГИБДД, лобовые столкновения – самая частая причина смерти в ДТП, на нее приходится 45% погибших (на втором месте – сбитые пешеходы). «Отбойники и заграждения – это основное средство обеспечения безопасности. Они защищают от лобовых столкновений, предотвращают неразрешенные левые повороты и развороты, препятствуют переходу пешеходов в неположенном месте», – полагает г-н Шкуматов. Отметим, что пока судьба этих заграждений не ясна. Так, заммэра Москвы Марат Хуснуллин в минувший четверг заявил, что демонтировать ограждения не собираются. «Все это странно. Конкурс на демонтаж ограждений объявлен, из департамента строительства мы получили официальный ответ о будущем демонтаже. Посмотрим, что будет», – говорит Петр Шкуматов.
На другой столичной трассе – Кутузовском проспекте – ограждений на разделительной полосе нет. Местами туда кладут пластиковые блоки, местами – бетонные. 19 декабря 2013 года на Кутузовском проспекте разбился вице-премьер Дагестана Гаджи Махачев. Двигавшийся по разделительной полосе Mercedes GL под его управлением снес пластиковые блоки и врезался в бетонные, после чего машину выбросило на встречную полосу, где произошло столкновение еще с двумя автомобилями. В одной из этих машин два человека сгорели заживо.
«Дороги в России обходятся примерно в 5–7 раз дороже, чем во всем цивилизованном мире. Но качество там гораздо лучше. Можно только догадываться, куда уходят деньги», – считает Виктор Травин. По его мнению, плохое качество укладки асфальта – следствие желания компаний-подрядчиков непрерывно зарабатывать деньги на бесконечном ремонте. «Строительством и ремонтом дорог у нас занимаются олигополии. Есть несколько бизнесменов, которые никого в эту сферу не подпускают. У них все хорошо получается с зарабатыванием денег и плохо получается со строительством дорог», – говорит эксперт. Правда, по его словам, в последнее время он все чаще слышит, как подрядную организацию заставляют либо выплатить штраф, либо сделать все заново: «Это хорошая тенденция. Если асфальт не выдерживает гарантийный срок, то будьте любезны – или верните нам деньги, или переделайте за свой счет».
«В этом году при ремонте асфальтовых покрытий примерно на 90 улицах мы обязали подрядчиков на второй день снять асфальт и переложить», – заявил в августе 2013 года заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков. Он рассказал о повышенных требованиях к асфальту и заявил, что контракт с подрядчиком теперь город заключает только с условием двухлетней гарантии на работы. В течение этого времени компания обязана устранить появившиеся дефекты за свои деньги.
«Цена дороги не рождается сама по себе в тиши кабинетов», – возражает Игорь Астахов из Росавтодора. Он указывает на дороговизну ресурсов в России: «Например, в Карелии щебень стоит 220 рублей за куб. В Санкт-Петербурге, куда его привезли по железной дороге, он уже стоит 1,5 тысячи рублей. Поэтому дорога не может быть дешевой». По словам г-на Астахова, в других странах многие материалы обходятся дорожникам гораздо дешевле.
Минувшим летом проблему плохих дорог признала даже Генпрокуратура, которая выпустила памятку автовладельцам «по вопросам компенсации вреда, причиненного ДТП, произошедшего в связи с повреждением дорожного покрытия». Попав в такое ДТП, нужно вызвать инспектора ДПС, записать фамилии и адреса очевидцев, а также сфотографировать автомобиль, местность и отсутствие предупреждающих о препятствии знаков. «В протоколе осмотра места происшествия должны быть указаны размеры просадки проезжей части (выбоина, иные повреждения) и ее расположение относительно границ проезжей части (с привязкой к обочине)», – говорится в памятке. Допустимыми согласно ГОСТу считаются выбоины длиной до 15 см, шириной до 60 см и глубиной до 5 см.
«Сотрудник ГАИ должен вызвать представителя организации, которая эксплуатирует дорогу, и составить протокол на них за ненадлежащее содержание дорог. Штрафуют их на приличные суммы», – добавляет Виктор Травин. Также, по его словам, следует вызвать эксперта, который оценит величину ущерба. После со всеми документами нужно обращаться в суд.
Отслеживать опасные участки и принимать меры к их ликвидации или ограждению должны и сотрудники ДПС. Эта обязанность записана в приказе МВД России №185 от 2 марта 2009 года. «Дорожная инспекция осуществляет контроль за дорогой в соответствии со стандартами: по колейности, наличию ям и так далее. Это их обязанность. При обнаружении опасности они выносят предписания дорожным организациям по устранению этих нарушений», – говорит «НИ» замначальника ГИБДД России Владимир Кузин. По его словам, эта работа активно ведется: «Есть цифры, отчеты».
Петр Шкуматов возмущается тем, что всю вину в авариях, которые произошли из-за плохих дорог, сваливают на водителей: «На самом деле в большом количестве смертей виновата совершенно не соответствующая безопасности транспортная инфраструктура. Четыре из пяти жизней можно было сохранить, если бы были банальные тросы, отбойники, была бы чуть шире ширина проезжей части, а ремонтные работы велись бы в соответствии с принципами разумности».
«В Правилах дорожного движения есть пункт 10.1, который обязывает водителя выбирать скорость с учетом дорожной обстановки (якобы водитель должен был видеть яму или бетонный блок). Обвинить водителя проще: он уже перед вами. А эксплуатирующую организацию еще нужно найти и вызвать», – подтверждает Виктор Травин. По его словам, водитель виноват лишь в том случае, если он имел возможность обнаружить яму, но самонадеянно на нее летел. Определить же это может лишь экспертиза. «В последние года полтора суды начали вставать на сторону водителя», – отмечает г-н Травин.

АМЕРИКАНСКИЕ ВОДИТЕЛИ ПОПАДАЮТ В АВАРИИ ИЗ-ЗА ЯМ, ВОЗНИКШИХ ПОСЛЕ ЛЕДЯНОГО ШТОРМА
В середине этой зимы на северные штаты США обрушился катаклизм, получивший название «Арктический шквал». Температура воздуха ежедневно прыгала от нуля до минус 25 градусов, а засыпавший дороги снег то таял, то превращался в ледяные глыбы высотой до полутора метров. Больше всех пострадали штаты Массачусетс, Нью-Йорк, Мичиган, Иллинойс, Индиана, Милуоки и Колорадо. Городские магистрали и хайвеи, несмотря на круглосуточную засыпку соли, превратились в каток, еще и изрытый ямами, так как резкие перепады температур разрушили асфальт. По данным властей, из-за этих ям уже произошло минимум 169 аварий с пострадавшими. Количество мелких инцидентов, в которых повреждения получили только автомобили, измеряется тысячами. Срочный ремонт поврежденных дорог оценивается не менее чем в 5 млрд. долларов. Только на дорогах Чикаго были обнаружены около 50 тыс. ям, на латание которых ушло 1,5 тыс. тонн асфальта. Кроме того, серьезно была повреждена система освещения дорог, которую также пришлось спешно восстанавливать. Инспекторы, контролирующие ход ремонтных работ, также следят, чтобы заграждения минимально ухудшали обзор и сами не становились причиной аварий.

Борис ВИНОКУР, Чикаго

НЕМЕЦКИХ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ О РЕМОНТЕ ДОРОГИ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ ЗА ДВА КИЛОМЕТРА
В Германии ежегодно в среднем происходит около 2 млн ДТП, в которых гибнет около 4 тыс. человек. При этом число погибших от неудовлетворительного состояния дорог составляет не более 50 человек в год. Относительно небольшое количество ДТП из-за состояния дорог объясняется помимо всего прочего и тем, что немцы предпринимают максимум мер предосторожности для обеспечения безопасности движения во время проведения ремонтных работ: дорожные знаки начинают выставлять за два километра до места ремонта по обе стороны дороги и в обязательном порядке наносят поперечную виброразметку за 200 метров до начала сужения проезжей части из-за ремонта. Длина же ремонтной зоны на дороге в населенном пункте не может превышать 50 метров. Обеспечением безопасности при проведении дорожных работ занимаются не сами ремонтники, а специально предназначенные для этого службы. Эти организации строго следят за соблюдением нормативных требований, согласовывают с местными властями временное изменение дорожного движения, устанавливают необходимые знаки, заграждения и временные светофоры. Аварии, связанные с ошибками водителей вследствие изменения дорожного движения во время ремонтных работ, составляют 4% ДТП.
В принципе, плохое качество дороги как причина ДТП для немцев представляется абсурдом по той причине, что почти все дороги в Германии – отменного качества. Исключением, подтверждающим правило, был участок автобана А1 между Бременом и Гамбургом, снискавший славу самого опасного за всю послевоенную историю Германии. Ежедневно по этой дороге проезжает более 70 тыс. автомобилей, каждый четвертый из которых – грузовой. Высокая аварийность заставила в 2009 году приступить к расширению дороги. Строительство двух новых полос начали на семи участках одновременно, что привело к всплеску числа аварий в 2,5 раза. Большинство аварий произошло из-за сужения действующих полос, ширина которых на части участков составляла всего 2,2 метра. В результате грузовики рисковали остаться без боковых стекол или получить другие повреждения. Тогда же избалованных качеством своих дорог немцев ждал неприятный сюрприз: в новом полотне начали образовываться выбоины, а на некоторых участках свежий асфальт просто крошился. Причина, как выяснилось, была в некачественном битуме. Бракованный асфальт пришлось полностью снять и положить новый. Сейчас некогда печально известный количеством аварий автобан стал шестиполосным, теперь он отвечает немецким стандартам качества и безопасности.

Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен
Диана ЕВДОКИМОВА. «Новые известия», 28 января 2014 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.