Rambler's Top100

№ 583 - 584
27 января - 9 февраля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Таджикистан: роль и статус женщин в домохозяйствах мигрантов

Гендерная социализация детей в контексте трудовой миграции из Таджикистана

Гендерные аспекты рынка труда в Таджикистане

Демографические аспекты социально-экономического развития Узбекистана

Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан

Статистика внутренней миграции и молодежной миграции в г. Алматы

Миграционные процессы в современном Кыргызстане

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Демографические аспекты социально-экономического развития Узбекистана

Каримова Д.М.1, Цхай Л.А.2 - специально для Демоскопа

Развитие экономики любой страны и мировой экономики во многом зависит от демографических процессов. Демографическая ситуация, положение с использованием рабочей силы, складывающиеся в отдельных странах и регионах, во многом влияет на состояние и перспективы их экономического и социального развития, на расстановку экономических, а вслед за ними и политических сил в региональном и мировом масштабе. Изменение численности населения испытывает значительное влияние экономических факторов и само заметно воздействует на них.

По данным Всемирного банка, в развитых странах человеческие ресурсы составляют от 68% до 76% всего национального богатства. То есть в современном мире человеческий потенциал выступает как главный фактор экономического роста и от его состояния зависит эффективность использования всех прочих ресурсов развития (финансовых активов, производственных и природных ресурсов).  

Так, в странах с высокой долей трудоспособного населения в структуре населения существует демографическое «окно возможностей», что может стать существенным фактором экономического роста, но лишь при эффективной политике государства в сфере образования и занятости. Мировая практика показывает, что некоторые страны (например, "азиатские тигры" в 1965-1990 годах) успешно воспользовались демографическими возможностями для экономического рывка, а некоторые (Латинская Америка в тот же период) упустили эту возможность. Успехи Южной Кореи, Тайваня, ряда других стран являются результатом продуманной политики использования демографического потенциала страны и мер в области развития человеческого капитала.

Узбекистан также находится в условиях, относительно благоприятных с точки зрения возрастного состава населения. Страна вступила в выгодный для нее период роста численности и доли наиболее активных групп населения – лиц в рабочих возрастах, женщин материнского возраста. Поэтому актуальными становятся вопросы оценки и прогнозирования влияния демографических процессов в республике на экономическое развитие страны, а также эффективности мер в области развития человеческого потенциала.

Оценка влияния социально-демографических процессов на экономический рост в Узбекистане. Эконометрический анализ экспертов ИПМИ показывает, что в первые годы рыночных реформ (до 2000-х годов), экономический рост в Узбекистане обеспечивался, в основном, за счет экстенсивных факторов роста, то есть устойчивых темпов роста трудовых ресурсов, 68% прироста ВВП приходилось именно на этот фактор. В последующие годы, по мере реализации национальных программ по развитию системы образования и здравоохранения, повышения качества человеческого капитала в республике усилилось влияние интенсивного фактора (рост производительности труда за счет повышения качества человеческого капитала). По данным 2011 г. основным фактором роста производительности труда в Узбекистане является капитал (61%) и 39% прироста приходится на TFP3, включающий в себя фактор качества человеческого капитала.

Для активизации экстенсивных и интенсивных факторов экономического роста в долгосрочной перспективе необходимо проведение анализа в Республике Узбекистан в увязке с социальным развитием страны.

Динамика численности населения республики. За период 1991-2012 гг. население Узбекистана увеличилось на 8,9 млн. человек со средним ежегодным приростом 1,7% и на начало 2013 г. составило почти 30 млн человек (табл. 1).

Таблица 1. Среднегодовая численность населения Узбекистана в 1991-2012 гг.

 

Тысяч человек

1991 г.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2012 г.

Республика Узбекистан

20857

22684

24650

26167

29 776

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

Вместе с тем, динамика роста численности населения в Узбекистане за этот период претерпела ряд существенных изменений. Так, за период 1991-2005 гг. наблюдалось резкое сокращение как абсолютных, так и относительных показателей прироста численности населения. Среднегодовой прирост населения республики сократился с 2,2% до 1,2%, в абсолютных показателях – с 562,9 до 291,3 тыс. человек. Естественный прирост населения (прирост за счет показателей рождаемости и смертности без учета миграции) сократился с 28 до 16,1 человек в расчете на 1 тыс. населения (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика естественного прироста, рождаемости и смертности
в 1991-2012 гг., ‰

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

Со второй половины 2000-х годов к настоящему времени, Узбекистан приблизился к уровню оптимального населения с ежегодным приростом 1,2-1,6%, что, по мнению ученых-демографов, считается нормой для поддержания оптимальной демографической ситуации.

Заметные изменения произошли в динамике численности городского и сельского населения: до 2000-х годов прирост численности городского населения сокращался более быстрыми темпами, чем сельского за счет двух основных факторов – сокращения рождаемости в городских семьях и увеличения миграционного оттока городского населения за рубеж. В сельской местности рождаемость оставалась относительно высокой (более чем в 2 раза выше, чем в городе). В результате доля городского населения в общей его численности сократилась с 40,3% в 1991 г. до 36,3% в 2005 г.

Далее в результате регулирования процессов рождаемости и миграции, а также административно-территориальных преобразований (в 2009 году около 1 тысячи сельских населенных пунктов были преобразованы в городские поселения), наблюдалось увеличение прироста городского населения. На сегодняшний день доля городского населения в общей его численности составляет 51,2%.

Таким образом, прирост численности населения за годы реформ является самым высоким среди стран СНГ (рис.2).

Рисунок 2. Абсолютный прирост численности населения в странах СНГ за годы независимости (1991-2012), млн. человек

Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ

Так, в Туркмении прирост населения за последние 20 лет составил 1,2 млн. человек, в Таджикистане - 2,4 млн. человек, в Азербайджане – 2,0 млн. человек и в Киргизии - 1,2 млн. человек. В то же время, численность населения на Украине сократилась на 6,1 млн. человек, в Беларуси - на 0,7 млн. человек, в Молдавии – на 0,8 млн. человек, в Армении – 0,3 млн. человек.

Вместе с тем, следует отметить, что устойчивый рост численности населения Узбекистана темпами более 1,6-2,0% в год может создать определенные демографические угрозы с точки зрения демографической емкости территории.

Динамика факторов роста численности населения. Динамика численности населения обусловлена естественным приростом населения (уровнем рождаемости и смертности) в сочетании с изменением миграционной убыли населения.

Рождаемость. Динамика рождаемости населения в Узбекистане за годы независимости претерпела ряд существенных изменений. Снижение рождаемости на начальном этапе с 35‰ до 20‰ позднее постепенно стабилизировалось на уровне 21-23‰ (рис. 1). Число рождений в год сократилось с 723,4 тыс. человек в 1991 году до 533,5 тыс. человек в 2005 году, постепенно увеличиваясь до 624,9 тыс. человек в 2012 г.

В общемировом демографическом развитии в настоящее время Узбекистан по уровню рождаемости занимает срединную позицию между странами с высоким (общим коэффициентом рождаемости свыше 25‰) и низким показателями (до 15‰).

Основными факторами роста рождаемости в республике являются:

  • изменения в возрастной структуре населения – рост численности женщин репродуктивного возраста (за период 1991-2012 гг. с 23,2% до 28,3% в общей численности населения) прежде всего за счет возрастной когорты женщин 20-29 лет с высокой интенсивностью рождений (с 8,7% до 10%).
  • увеличение числа молодых семей и повышение устойчивости браков. Ежегодно в республике образуются около 300 тыс. новых семей. Если до 2000-х годов на один развод приходилось 9 заключенных браков, то на сегодняшний день этот показатель возрос до одного развода на 16 браков.
  • сохранение репродуктивного поведения сельского населения со свойственной местной культурой, ценностями, традициями совместного трехпоколенного проживания (старшее поколение, дети и внуки) и установками на многодетность. Число детей, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста в сельской местности сохранилось на уровне 2,7 против 2,1 детей на одну женщину городской местности.

Вместе с тем традиции многодетности в республике, включая сельскую местность, постепенно сменяются внутрисемейным регулированием рождаемости с ориентацией на среднедетность (2-3 детей в семье). На репродуктивные установки и уровень рождаемости начинают влиять отдельные социально-экономические факторы, такие как: а) повышение среднего возраста вступления в брак в связи с переходом на 12 летнее образование и увеличением длительности получения образования молодежью; б) распространение практики использования и доступности современных методов контрацепции и предупреждения беременности; в) расширение возможностей молодежи (девушек) для участия на рынке труда, особенно в сфере предпринимательства.

Смертность. Для Узбекистана характерен относительно низкий уровень смертности, что обусловлено особенностями возрастной структуры населения (высокой долей молодежи). Общий коэффициент смертности по сравнению с 1991 годом снизился с 6,2 до 4,9 случая на 1000 населения. Одним из основных факторов снижения уровня смертности являются изменения в уровне младенческой и материнской смертности. В начале 1990-х годов на тысячу новорожденных умирало 35 детей. В 2011 г. этот показатель снизился до 10,9 детей, т.е. более чем в три раза. Уровень материнской смертности снизился за тот же период с 65,3 до 21,0 случаев на 100 тыс. живорожденных, т.е. также более чем в три раза. В результате ожидаемая продолжительность предстоящей жизни возросла с 67,2 лет в 1991 г. до 72,9 лет в 2011 г., в том числе у мужчин – 70,6 лет, у женщин – 75,1 лет).

В республике отмечен относительно низкий уровень смертности лиц трудоспособного возраста. Вместе с тем, существует гендерная асимметрия смертности населения трудоспособного возраста, когда показатель смертности мужчин превосходит аналогичный показатель у женщин более чем в 2 раза (18 случаев на 10 тыс. человек у мужчин и 8 случаев у женщин).

В структуре причин смерти, как у мужчин, так и у женщин «рабочих» возрастов в республике в течение многих лет первое место занимают  болезни системы кровообращения, причем две третьи всех этих случаев приходится на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней. К основной причине смерти у женщин трудоспособного возраста относятся онкологические заболевания, в частности злокачественные новообразования молочной железы.

Уровень смертности в трудоспособном возрасте однороден для населения в городской и сельской местности (14 случаев на 10 тыс. человек в городе и 12 случаев на селе), что обусловлено в равной степени благоприятными социально-экономическими условиями развития, в частности в сфере здравоохранения.

Таким образом, в настоящее время, как по общему коэффициенту смертности, так и по частным коэффициентам, республика является одной из благополучных стран. Численность умерших ежегодно в 4,7-5,0 раза меньше числа родившихся, что является свидетельством значительного демографического потенциала Узбекистана. Фактором воспроизводства демографического и трудового потенциала республики является относительно низкий уровень смертности лиц трудоспособного возраста.

Возрастная структура населения. Главным фактором естественного прироста населения является изменение возрастного состава населения, так как молодая возрастная структура обеспечивает более высокие темпы естественного прироста по сравнению с населением, в котором выше удельный вес старших возрастных групп. Распространение естественного прироста по регионам республики подтверждает данную закономерность. Наибольшие масштабы естественного прироста наблюдались в регионах с высокой долей молодежи в возрастном составе населения – Кашкадарьинской, Самаркандской, Ферганской и Сурхандарьинской областях.

Динамика изменения структуры населения за годы независимости характеризуется сокращением доли детей и подростков и увеличением доли трудоспособного населения. Так, за 1991-2012 годы в возрастной структуре населения доля детей снизилась с 43,2% до 30,4%, доля населения в трудоспособном возрасте значительно увеличилась с 49,1% до 61,6%. Доля населения старше трудоспособного возраста сохраняется на уровне 7-8% (рис. 3).

Рисунок 3. Возрастной состав населения Узбекистана, в %

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

В трудоспособный возраст вступает поколение, рожденное в 1990-х годах, и выбывают родившиеся в 1950-е годы. Последствиями таких изменений становятся: рост числа и омоложение рабочей силы, повышение качества трудовых ресурсов, получивших образование в соответствии с требованиями рыночной экономики; ослабление демографической нагрузки на занятое в экономике население.

В отличие от многих стран, Узбекистан имеет относительно молодое население (средний возраст - 27,2 лет), что свидетельствует о потенциальных возможностях благоприятного развития экономики. По расчетам, за 1991-2012 гг. возрастные сдвиги в структуре населения сократили демографическую нагрузку на население трудоспособного возраста с 1036 до 635 человек, или почти в 1,6 раза. То есть по мере роста числа потенциальных работников в расчете на одного потенциального иждивенца возрастает вероятность повышения уровня жизни населения в целом, конечно, при условии, что для увеличивающейся рабочей силы будут созданы новые рабочие места.

Вместе с тем, сокращается доля демографической нагрузки за счет детей и увеличивается за счет старшего поколения, что влечет за собой перемены в приоритетных направлениях социальной политики и соответственно в объемах инвестиций в сферу здравоохранения и социального обеспечения.

Миграция. Узбекистан на протяжении всего рассматриваемого периода 1991-2012 гг. имел устойчивое отрицательное сальдо внешней миграции. За этот период республика пережила несколько миграционных волн, отражающих рост или снижение миграционной подвижности населения.

В начале 1990-х годов миграционная убыль населения составляла более 100-140 тыс. человек в год, прежде всего за счет потоков миграции нетитульных групп населения на историческую родину (рис. 4). С середины 90-х годов динамика стала меняться, стабилизируясь к концу 2000-х годов в пределах 44-51 тыс. человек. При этом этнический тренд стал замещаться экономическим (временной трудовой миграцией).

Рисунок 4. Миграционный отток населения (отрицательное сальдо) в Узбекистане, тыс. человек

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

Сегодня Узбекистан по международным критериям относится к странам-экспортерам рабочей силы (по доле численности находящихся за рубежом мигрантов и денежных переводов). По данным ООН, активными участниками трудового обмена сегодня являются более 80 стран, общее количество мигрантов превышает 215 млн. человек, а объем международных денежных переводов превышает 440 млрд. долл. США, из них 325 млрд. долл. США поступают в развивающиеся страны. В 2013 сумма денежных переводов, по оценкам Pew Research Center, составила 500 млрд. долл. США.

Характерной особенностью регулирования глобальных миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области определяются с учетом специфики и национальных интересов каждой страны. Спецификой Узбекистана в этом случае является значительный его трудовой потенциал, напряженность на отдельных локальных рынках труда с уровнем безработицы свыше 5%. Согласно регулярным обследованиям рабочей силы в Узбекистане численность внешних трудовых мигрантов составляет около 300 тыс. человек, или порядка 3% экономически активного населения. В территориальном разрезе наибольшая часть трудовых мигрантов приходится на долю Самаркандской, Бухарской, Андижанской, Ферганской и Хорезмской областей. При этом более 65% внешних трудовых мигрантов составляют жители села.

Важной особенностью процессов международной трудовой миграции является ее «омоложение». Узбекистан с относительно молодым и образованным населением является достаточно привлекательным партнером для стран с признаками депопуляции населения. При этом в функции Узбекистана-экспортера рабочей силы входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Важным фактором оптимизации как внешней, так и внутренней миграции из села в город становятся меры правительства, направленные на урбанизацию и ускоренное социально-экономическое развитие сельских регионов.

Именно на селе имеются большие неиспользованные резервы и возможности для развития производства и сферы услуг, создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения. Одним из этих резервов является строительство индивидуального жилья, которое способствует улучшению условий жизни сельских жителей, тем самым меняя их менталитет и образ жизни. Подтверждением этому являются результаты реализации в Узбекистане программы развития индивидуального жилищного строительства в сельской местности по типовым проектам, которая, имея мультипликативный эффект, способствует расширению доступности жилья, развитию инфраструктуры и сети коммуникаций, а также росту числа рабочих мест и доходов сельского населения, увеличению их потребительского спроса.

Таким образом, демографическая ситуация в Узбекистане имеет свою специфику, которая изначально обусловлена высоким естественным приростом населения и незначительной миграционной убылью.

Естественный прирост обеспечивается благоприятными изменениями в уровне рождаемости и возрастной структуре населения. Динамика роста коэффициента суммарной рождаемости или числа детей, приходящихся на 1 женщину фертильного возраста, свидетельствует об интенсивности деторождения преимущественно за счет сельского населения. В городской местности на некоторое снижение интенсивности деторождений  влияют увеличение возраста материнства и ориентация репродуктивных установок молодых семей на среднедетную семью.

На динамику естественного прироста влияет также низкий уровень смертности в республике. Вместе с тем, относительно высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте, в частности от болезней кровообращения и внешних причин становится ограничением для роста показателя ожидаемой продолжительности жизни населения.

Улучшение социально-экономической ситуации и благоприятная конъюнктура на рынке труда республики положительно отразились на миграционных процессах. Потоки этнической миграции населения на историческую родину на первом этапе постепенно и устойчиво  замещаются потоками временной трудовой миграции.

Демографические аспекты социальной политики. Демографические процессы оказывают непосредственное влияние на социально-экономическое развитие, в частности, на развитие экономики, поэтому правомерна задача определения наиболее выгодного (оптимального) течения этих процессов – это обеспечение занятости населения, строительство жилья, качественное питание, образование и здравоохранение. Этому соответствует и проводимая бюджетная политика нашего государства.

За период 1990-2012 гг. доля государственных расходов на социальные цели в структуре расходов госбюджета возросла в 2 раза, прежде всего, за счет увеличения доли расходов на образование с 17,9% до 34,1%, здравоохранение – с 9,6% до 14,5% (рис. 5).

Рисунок 5. Структура социальных расходов госбюджета (все расходы госбюджета=100), в %

Источник: Министерство финансов Республики Узбекистан

Образование. В соответствии с принятием Национальной программы по подготовке кадров в стране введено 12-летнее всеобщее обязательное бесплатное образование. Принципиальная особенность реализуемой в стране модели прежде всего заключается в том, что после 9 лет учебы в общеобразовательной школе следующие 3 года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях, где каждый из них, наряду с общеобразовательными дисциплинами, получает профессиональную подготовку по 2-3 востребованным на рынке труда специальностям.

Дошкольное образование. За период 1991-2012 гг. численность детей в возрасте 2-6 лет сократилась на 214 тыс. человек (рис. 6), а численность детей, посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ) – на 860 тыс. человек. В результате охват детей в возрасте 2-6 лет дошкольным образованием сократился с 42,2% до 16,2%. Уровень использования имеющихся мощностей ДДУ составил менее 80%. Сокращение охвата детей дошкольным образованием к возрасту 5-6 лет (к школе) в перспективе может оказать негативное влияние на успеваемость и уровень знаний учеников на следующих ступенях образования.

Рисунок 6. Структура населения в возрасте 2-24 года, %

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

Общее среднее образование и среднее специальное, профессиональное образование. В результате реализации Национальной программы по подготовке кадров и еще 5 специализированных программ4, обеспечена всеобщая доступность общего среднего образования (охват молодежи в возрасте 7-15 лет составил 92,7% в 2012 г.) и среднего специального, профессионального образования (охват выпускников 9-х классов общеобразовательных школ – 97,4%).

Снизился охват молодежи в возрасте 19-24 лет высшим образованием. По сравнению с 1991 г. охват данной возрастной группы обучением в ВУЗах сократился почти в 2 раза. Данная тенденция связана, прежде всего, с развитием системы среднего специального, профессионального образования и готовностью молодежи выйти на рынок труда (особенно это актуально в сельских районах).

Здравоохранение. В целях сохранения достигнутого уровня здоровья населения в рамках Государственной программы реформирования системы здравоохранения (1998 г.) пересмотрена вся система медицинского обслуживания, реформировано первичное звено здравоохранения в сельской местности, улучшена система охраны материнства и детства.

Для последовательного достижения национальных приоритетов в сфере здравоохранения приняты ряд нормативных документов и программ5. Для расширения инвестиций в социальную сферу создан Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных учреждений, который позже преобразован в Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений" (2011 г.) и др.

Создан практически капитальный фундамент, на котором продолжает строиться и обновляться система здравоохранения страны. Во-первых, сформирована принципиально новая и по-своему уникальная единая система по оказанию бесплатной неотложной высококвалифицированной медицинской помощи населению, состоящая из специализированных областных больниц и отделений в городах и районах, отвечающих самым высоким требованиям и международным стандартам, служб скорой медицинской помощи, руководство и координацию деятельности которых осуществляет Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи.

Во-вторых, чрезвычайно важную роль в реформировании системы охраны здоровья людей и усилении ее низового звена играет создание в стране более 3200 сельских врачебных пунктов, оборудованных современной медицинской техникой, в которых первичную медицинскую помощь оказывают врачи общей практики.

В-третьих, осуществлена оптимизация сети учреждений здравоохранения на районном и областном уровнях, созданы компактные, хорошо оснащенные современным оборудованием и кадрами районные медицинские объединения и областные многопрофильные больницы и поликлиники.

В-четвертых, сегодня в стране функционируют 10 республиканских специализированных научно-практических медицинских центров на базе признанных научных школ по таким направлениям, как кардиология и кардиохирургия, акушерство и гинекология, урология, офтальмология, пульмонология и фтизиатрия, эндокринология, и другим, где сосредоточены высококвалифицированные, профессионально подготовленные кадры, которые оказывают высокотехнологичные медицинские услуги на современном оборудовании.

В результате этой политики улучшены демографические характеристики населения - сократилось число случаев по социально значимым видам заболеваемости (инфекционные болезни, туберкулез и др.), снизился уровень смертности и увеличилась продолжительность жизни населения (с 67,2 лет в 1990 г. до 73,4 лет в 2011 г.).

На сегодняшний день Узбекистан постепенно переходит на новый этап реформирования здравоохранения, в ходе которого предстоит завершить оптимизацию сети учреждений здравоохранения и провести их поэтапное переоснащение самой современной аппаратурой. Существенно будет улучшена материально-техническая, научная и практическая база специализированных медицинских центров, осуществлено их акционирование, внедрены механизмы стимулирования медицинских работников центров, повышения их ответственности за конечные результаты.

Пенсионная система. Пенсионная система обслуживает около 11% населения республики. По сравнению с другими странами этот показатель положительно влияет на состояние пенсионной системы. Например, в России пенсионная система обслуживает 28%, Беларуси – 26%, Украине – 29%, в других странах СНГ в пределах 12-18%. В последние годы ежегодный прирост численности пенсионеров в Узбекистане составляет 1,5%, в странах СНГ – 3-7%. Проблема старения населения в Узбекистане еще не является актуальной. Удельный вес населения старше трудоспособного населения в совокупном населении составляет 8% (по международным критериям первое преддверие демографической старости начинается с 8-10%).

В Узбекистане, по основным показателям, характеризующим пенсионную систему, а именно по коэффициенту зависимости (отношение числа пенсионеров к числу работающих) и коэффициенту замещения (отношение среднего размера пенсии к средней заработной плате) ситуация определяется как сравнительно  благоприятная. Так, в настоящее время (по данным за 2012 г.) эти показатели составили в среднем 0,26 и 0,26 соответственно. Это значит, что в Узбекистане на 1 пенсионера приходятся до 3 работающих, а средний размер пенсии покрывает 26% средней заработной платы. В отдельных странах СНГ (Украине, России, Беларуси и Молдове) коэффициент зависимости составляет более 0,5.

Демографические аспекты экономического роста. Уровень занятости населения в экономике зависит от динамики, величины и качества (профессиональной подготовки, здоровья и др.) трудовых ресурсов, а также от темпов экономического роста, отраслевых и региональных возможностей экономики. По оценкам ИПМИ эффективность использования рабочей силы была максимальной в 2004-2008 гг., то есть для абсорбирования роста трудовых ресурсов при существующей производительности труда оптимальный6 и фактический ВВП совпадали.

Так, в 2008 г. для абсорбирования роста трудовых ресурсов (103%) и при темпах роста производительности труда 106% оптимальный и фактический экономический рост в республике составили 109%. Начиная с 2009 г. эффективность использования трудовых ресурсов несколько снизилась, то есть увеличился разрыв между оптимальными и фактическими темпами роста ВВП. При необходимых ежегодных темпах роста ВВП 109% и более, фактические темпы роста ВВП составляли чуть более 108% (рис. 7).

Рисунок 7. Фактические и оптимальные темпы роста ВВП

Источник: расчеты ИПМИ

По мере роста числа работников повысилась производительность труда (темп роста за 2000-2012 гг. увеличился в 3 раза - с 2% до 6% в год), при этом возросли инвестиции в образование и здравоохранение, создавались новые рабочие места, прирост занятости составлял примерно 300 тыс. человек в год. Демографическое «окно возможностей», то есть благоприятные с точки зрения возрастного состава населения условия максимально были использованы в целях усиления экономического роста (прирост ВВП увеличился в 2 раза – с 4% до 8% в год).

Таким образом, на современном этапе демографического развития Узбекистан, начиная с начала 2000-х годов, находится в условиях, относительно благоприятных с точки зрения возрастного состава населения. Страна вступила в выгодный для нее период роста численности и доли наиболее активных групп населения – лиц в трудоспособном возрасте, женщин репродуктивного возраста.

Основными направлениями реформ в Узбекистане, позволившими не упустить "демографическое окно возможностей" стали: 1) меры по повышению качества человеческого капитала – реформы в сфере образования и здравоохранения, 2) расширение экономических возможностей населения, политика занятости и эффективное использование трудового потенциала страны, 3) развитие рыночных реформ с учетом специфики республики и сохранения историко-культурных традиций местного населения.

Благоприятная демографическая ситуация (тенденции увеличения доли трудоспособного населения в возрастной структуре населения и сохранение на низком уровне доли пожилого населения) позволяет поддерживать финансовую устойчивость пенсионной системы.

Демографические возможности в виде увеличения численности трудовых ресурсов, снижения иждивенческой нагрузки при устойчивом росте производительности труда стали важным фактором экономического роста. Результатом этих трендов стал экономический рывок с увеличением прироста ВВП с 4% в 2003 г. до 7-9% в последующие годы.

Современные демографические тренды в республике наиболее благоприятны на фоне общемировых тенденций. Во-первых, при масштабном падении рождаемости и глубокой депопуляции населения в мире, в республике наблюдается умеренно расширенное воспроизводство с ежегодным приростом населения в 1,5-1,6%, что считается нормой для поддержания оптимальной демографической ситуации. Во-вторых, в то время как во многих развитых странах мира наблюдается старение населения, Узбекистан только в преддверии демографической старости. Данный факт позволяет поддерживать финансовую устойчивость отечественной пенсионной системы.

Вместе с тем, для более эффективного использования возрастающих трудовых ресурсов необходима модернизация рынка труда. Требуется изменить некоторые базовые принципы политики на рынке труда, где главным вектором изменений станет переход к политике эффективной занятости и создания высококвалифицированных рабочих мест с достойной заработной платой. Параллельно следует также развивать систему подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, востребованных отраслями экономики специальностей. Предстоит существенно повысить качество предоставляемых социальных услуг, прежде всего в сфере образования и здравоохранения.

Именно такой подход позволит экономике республики, находящейся на траектории устойчивого и сбалансированного роста, перейти к инновационной модели экономического развития и в перспективе создать соответствующее ей постиндустриальное общество.

Таким образом, все планы, программы и показатели социально-экономического развития регионов и отраслей, а также выделение финансовых средств на социальную сферу основываются на демографических показателях. Учитываются темпы роста численности населения и их компоненты (рождаемость, смертность, половозрастная структура, миграция). Все отраслевые и территориальные программы, стратегии в будущем должны также закладываться в тесной увязке с демографическими показателями.


1 д.э.н., руководитель проекта по анализу и прогнозированию социального развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ, Узбекистан)
2 младший научный сотрудник, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ, Узбекистан)
3 TFP – общая продуктивность факторов (инвестиций, качества гос. институтов, качества трудовых ресурсов (уровня образования и здоровья) и т.д.
4 Государственная общенациональная Программа развития школьного образования на 2004-2009 гг., Программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и инженерно-педагогических кадров системы среднего специального, профессионального образования, Программа издания учебников и учебно-методических пособий для общеобразовательных школ на 2005-2009 гг., Государственная программа укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения деятельности детских школ музыки и искусства на 2009-2014 гг., Программа модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки специалистов на 2011-2016 гг.
5 Указ Президента Республики Узбекистан "Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации Государственной программы развития здравоохранения" (2007 г.), постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "Об укреплении материально-технической базы учреждений здравоохранения" (2011 г.), постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему углублению реформирования системы здравоохранения" (2011 г.).
6 Оптимальный экономический рост определяется как сумма темпов роста трудовых ресурсов и производительности труда.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.