Rambler's Top100

№ 573 - 574
1 - 17 ноября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новая газета» о Бирюлеве и политике
«Коммерсантъ-Власть» о взглядах Собянина на миграцию
«Московский комсомолец» о событиях в Бирюлево глазами Джемаля и Тора
«Итоги» о том, есть ли в Москве национальные анклавы
«News.tj» о событиях в Бирюлево и глазами стран СНГ
«Российская газета» о расширении списка оснований в отказе от российского гражданства
«Коммерсантъ» о безработице и квотах для мигрантов
«Независимая газета» о запрете на продажу квот
«Ведомости» о плате для мигрантов за въезд в Россию
«Известия» о штрафах за сдачу жилья нелегалам в Подмосковье
«Slon.ru» о «социально-ориентированных» антимигрантских организациях
«Новые известия» о новых бумагах для гастарбайтеров
«Аргументы и факты» о небывалой «терпимости» к мигрантам
«Независимая газета» об ответственных за этнопреступность
«Независимая газета» о «зачистке» Сочи от мигрантов
«Коммерсантъ» об амнистии для мигрантов
«Известия» о миграционном омбудсмене
«Огонек» и «Московские новости» о мигрантах и экономике
«Белорусский партизан» о мигрантских трансфертах в Белоруссии
«Белорусский партизан» о привлечении иммигрантов в белорусское село
«Огонек» о миграции в истории Петербурга
«Московские новости» о мигрантах в Москве
«Slon.ru» об отходниках
«Зеркало недели» о борьбе с нелегалами в ЕС
«Независимая газета» о евроинтеграции и миграции Россия-Украина
«Полит.ру» о миграционной политике Великобритании
«Зеркало недели» о взглядах на миграцию британских консерваторов
«Коммерсантъ» о британском законе об иммиграции
«Ведомости» об австралийском способе понимания мигрантов
«Сноб» о миграционных исследованиях

«Ведомости» об эмиграции из России
«Bdg.by» об эмиграционных намерениях в Белоруссии
«Atlantico» о росте налогов и эмиграции из Франции
«Независимая газета» о заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе
«Фокус» о межэтнических отношениях на Украине
«Вести сегодня» о чемпионах Европы по рождаемости
«Forbes» о демографических прогнозах в России
«Известия» об использовании материнского капитала
«Московские новости» о материнском капитале после 2016 года
«Беларусь сегодня» о материнском капитале в Белоруссии
«Коммерсантъ» о возможном запрете бесплатных абортов
«Российская газета» о репродуктивной медицине
«Огонек» о родах за границей
«Полит.ру» о трех родителях
«La Vanguardia» об экологии и здоровье новорожденных
«Московские новости» о межрегиональном и внутрирегиональном неравенстве в России
«Новые известия» о дотациях регионам на зарплату бюджетников
«Новые известия» об оттоке кадров из российской промышленности
«Коммерсантъ» о программе развития малых городов
«Московские новости» о пенсионной дилемме для россиян
«Известия» о недоверии населения к пенсионной системе
«Ведомости» о пенсионной ловушке
«Российская Бизнес-газета» о цене жизни работника
«Огонек» о гендерном неравенстве
«Toyo Keizai» о последствиях гендерного равноправия при приеме на работу в Японии
«Slate.fr» о сексизме
«Time» о похищении невест
«Slon.ru» об отношении молодых японцев к сексу
«Le Temps» о введении шариата в Брунее

о пенсионной ловушке

Пенсионная реформа: реформа или ловушка

Сейчас Россия переживает четвертую волну преобразования пенсионного законодательства с тех пор, как реформа началась в 2002 г. Это означает, что правила игры меняются слишком часто. Это создает ощущение нестабильности, что не способствует доверию населения к пенсионным преобразованиям. Хотелось бы, чтобы эти изменения стали последними, но надежды на это мало. Мы видим возрастающие риски пренебрежения долгосрочной стабильностью пенсионной системы в пользу достижения краткосрочных тактических целей.
Официально заявленные цели таковы. Во-первых, повышение пенсий и коэффициента замещения, т. е. отношения средней пенсии к средней зарплате. Во-вторых, обеспечение долгосрочной стабильности пенсионной системы в целом, а именно снижение дефицита пенсионного фонда и трансферта в фонд из федерального бюджета. Третья цель реформы - создание ресурса длинных денег для долгосрочных инвестиций - похоже, выпадает из основного фокуса дискуссии. К тому же решение о фактической конфискации накопительных взносов за 2014 г. показывает, что третья цель явно не стала приоритетом. Более того, мы видим явные признаки постепенного демонтажа накопительной компоненты пенсионного обеспечения, с которой связывались все надежды на рост коэффициента замещения в долгосрочной перспективе, особенно в условиях сложной демографической обстановки и старения населения. Отмена накопительных взносов для молчунов (а в ВЭБе остается около 25 млн счетов) ясно показывает охлаждение правительства к идее пенсионных накоплений в принципе и увеличивает риски дальнейшей конфискации уже накопленных средств (как это было сделано в Венгрии и частично в Польше). Приоритетом нового витка настройки пенсионной системы определенно является большая сбалансированность ПФР и освобождение федерального бюджета от значительного бремени - трансферта в фонд, который уже превышает 5% от ВВП.
Для решения этой главной задачи было предложено несколько мер, но не все они обещают одинаково хороший результат. Например, повышение требования по стажу до 15 лет принципиально не меняет ситуацию (в целом 97% работников работают дольше). Зато более затратный для работодателя досрочный выход работников на пенсию (а ведь около 30% нынешних пенсионеров получили пенсионные права досрочно!) поможет снизить пенсионный трансферт на 250 млрд руб. Повышение пенсионных отчислений для высокодоходных групп самозанятого населения - скорее мера по восстановлению «социальной справедливости», чем средство повысить доходы Пенсионного фонда. Главное же изменение коснулось базы уплаты социальных взносов. Хотя ставка меняться не будет, поднят и будет расти дальше порог зарплат, с которого уплачиваются пенсионные взносы по полной ставке. По плану рост порога будет постепенным (10-15% в год) до достижения уровня 2,3 средних зарплат в 2021 г. Вот этот рост взносов из-за расширенной базы и должен со временем уменьшить бюджетный трансферт в ПФР на пятую часть, т. е. на 1 п. п. от ВВП.
Пересчет пенсионных прав из рублей в баллы преследует ту же цель. Да, идея спорная: вносим рубли, а получаем неведомые баллы. Но замораживание стоимости балла в рублях в условиях ощутимой инфляции поможет уменьшить дефицит пенсионной системы через воздействие всего одной переменной. То есть при небольших шоках система балансируется проще, чем раньше. Мы оцениваем эффект от замораживания балла на дефицит фонда в 1 п. п. от ВВП к 2025-2030 гг.
Таким образом, общая величина трансферта из федерального бюджета может быть снижена с 5 плюс до 3% от ВВП, что является нижней границей устойчивости системы (при неизбежном риске более слабого результата, конечно). Это не кардинальное решение, обеспечивающее стабильность, но достаточное, чтобы отложить новую настройку системы на 5-7 лет. Снижение трансферта позволит направить деньги бюджета на другие цели, включая стимулирование роста через инфраструктурные инвестиции и модернизацию экономики. Это и есть краеугольный камень всех предложенных изменений и главная цель реформы на текущем этапе.
А как же люди? Мы уверены, что социальные обязательства не будут полностью отброшены (к 2020 г. 40-42% электората составят пенсионеры, и это явно принимается в расчет). Снижения пенсий в рублях не будет, но разрыв в доходах пенсионеров и работающего населения будет увеличиваться. К 2025 г., когда число пенсионеров может вырасти до 45-47 млн человек, коэффициент замещения сократится с 34,5% в 2012 г. до 25%. Пенсионеры, которые перестали быть самой бедной группой населения страны в последние пять лет, снова обеднеют. К тому же новая система расчета пенсий приведет к значительному (до 10-15 млн человек) росту числа тех, кто получает не трудовую, а социальную пенсию (т. е. пенсию в 3692 руб. в месяц с 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Получение более высоких пенсий при условии более позднего выхода на пенсию, о котором так много говорят, не поможет улучшить материальное обеспечение пенсионера. Простые расчеты показывают сомнительную привлекательность этой схемы для будущих пенсионеров (пять лет отсрочки выхода окупятся более чем через 10 лет).
А значит, активной части населения, задумывающейся о долгосрочных пенсионных проектах, лучше позаботиться о диверсификации своей пенсионной стратегии заранее. Обычно в этом месте авторы призывают участвовать в программах добровольных пенсионных накоплений. Однако решение правительства и ЦБР подвергнуть сектор негосударственных пенсионных фондов санации (через обязательное лицензирование, акционирование и вступление в систему обязательного страхования накоплений), на которую отводится два года, затрудняет практическое применение этих советов.

Автор - директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России.
Юлия ЦЕПЛЯЕВА. «Ведомости», 5 ноября 2013 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.