Rambler's Top100

№ 573 - 574
1 - 17 ноября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новая газета» о Бирюлеве и политике
«Коммерсантъ-Власть» о взглядах Собянина на миграцию
«Московский комсомолец» о событиях в Бирюлево глазами Джемаля и Тора
«Итоги» о том, есть ли в Москве национальные анклавы
«News.tj» о событиях в Бирюлево и глазами стран СНГ
«Российская газета» о расширении списка оснований в отказе от российского гражданства
«Коммерсантъ» о безработице и квотах для мигрантов
«Независимая газета» о запрете на продажу квот
«Ведомости» о плате для мигрантов за въезд в Россию
«Известия» о штрафах за сдачу жилья нелегалам в Подмосковье
«Slon.ru» о «социально-ориентированных» антимигрантских организациях
«Новые известия» о новых бумагах для гастарбайтеров
«Аргументы и факты» о небывалой «терпимости» к мигрантам
«Независимая газета» об ответственных за этнопреступность
«Независимая газета» о «зачистке» Сочи от мигрантов
«Коммерсантъ» об амнистии для мигрантов
«Известия» о миграционном омбудсмене
«Огонек» и «Московские новости» о мигрантах и экономике
«Белорусский партизан» о мигрантских трансфертах в Белоруссии
«Белорусский партизан» о привлечении иммигрантов в белорусское село
«Огонек» о миграции в истории Петербурга
«Московские новости» о мигрантах в Москве
«Slon.ru» об отходниках
«Зеркало недели» о борьбе с нелегалами в ЕС
«Независимая газета» о евроинтеграции и миграции Россия-Украина
«Полит.ру» о миграционной политике Великобритании
«Зеркало недели» о взглядах на миграцию британских консерваторов
«Коммерсантъ» о британском законе об иммиграции
«Ведомости» об австралийском способе понимания мигрантов
«Сноб» о миграционных исследованиях

«Ведомости» об эмиграции из России
«Bdg.by» об эмиграционных намерениях в Белоруссии
«Atlantico» о росте налогов и эмиграции из Франции
«Независимая газета» о заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе
«Фокус» о межэтнических отношениях на Украине
«Вести сегодня» о чемпионах Европы по рождаемости
«Forbes» о демографических прогнозах в России
«Известия» об использовании материнского капитала
«Московские новости» о материнском капитале после 2016 года
«Беларусь сегодня» о материнском капитале в Белоруссии
«Коммерсантъ» о возможном запрете бесплатных абортов
«Российская газета» о репродуктивной медицине
«Огонек» о родах за границей
«Полит.ру» о трех родителях
«La Vanguardia» об экологии и здоровье новорожденных
«Московские новости» о межрегиональном и внутрирегиональном неравенстве в России
«Новые известия» о дотациях регионам на зарплату бюджетников
«Новые известия» об оттоке кадров из российской промышленности
«Коммерсантъ» о программе развития малых городов
«Московские новости» о пенсионной дилемме для россиян
«Известия» о недоверии населения к пенсионной системе
«Ведомости» о пенсионной ловушке
«Российская Бизнес-газета» о цене жизни работника
«Огонек» о гендерном неравенстве
«Toyo Keizai» о последствиях гендерного равноправия при приеме на работу в Японии
«Slate.fr» о сексизме
«Time» о похищении невест
«Slon.ru» об отношении молодых японцев к сексу
«Le Temps» о введении шариата в Брунее

о взглядах Собянина на миграцию

"Вся эта политизация ничего хорошего не даст"

21 октября исполняется ровно три года, как Москвой руководит Сергей Собянин. За это время столица сильно изменилась. Прекращены многомиллиардные офисные стройки — их место заняли дорогие инфраструктурные проекты. В городе проходят многотысячные акции оппозиции, а вместо политического назначенца Москвой с 8 сентября впервые за десять лет руководит избранный мэр. Сергей Собянин рассказал Александру Габуеву и Елизавете Сурначевой о результатах своей трехлетней работы и о том, как он намерен дальше решать проблемы города, в котором живет 8% населения РФ и производится 18% ВВП.

"Не вижу ни одной причины, зачем нам осаживать тут мигрантов"
После убийства в Бирюлево в городе произошли самые масштабные за последние три года националистические погромы. Главной причиной вы называете обилие нелегальных мигрантов в некоторых районах города. По данным всех соцопросов, ту же проблему считают ключевой и сами москвичи. В чем вы видите решение?
Есть несколько направлений борьбы со всем этим. Первый вариант - это работа правоохранительных органов, ФМС. Второй касается региональных властей. Это создание соответствующей инфраструктуры. Чтобы вместо открытых рынков были нормальные магазины, вместо таких овощных баз, которые используют огромное количество ручного труда, - более автоматизированные предприятия. И расположенные не в черте города, а за городом. Что мы и делаем.
Проблема заключается не только в жесткости законов и наказаний - это одна сторона медали. Другая сторона в том, что мигранты экономически выгодны. Это самое главное. Они не платят страховых взносов, отчислений в Пенсионный фонд, медицинскую страховку. А это 35-40% фонда оплаты труда. Плюс сама заработная плата выплачивается вчерную, подоходный налог не платится. Плюс там ненормированный рабочий день. Нанимать мигрантов становится на порядок выгоднее, чем граждан России, и есть большой соблазн брать именно их. Кроме того, мы живем в уникальном пространстве под названием СНГ, где каждый гражданин может приехать в Россию на три месяца без всякой визы и делать здесь что хочет.
Вы выступаете за введение визового режима со странами СНГ?
В принципе я считаю, что надо вводить визовый режим. Но я также отчетливо понимаю, что подобная мера разорвет пространство СНГ и в значительной степени разрушит экономические связи. Это непростые решения, связанные с международной политикой, экономикой. Есть минусы геополитического порядка. Но тем не менее я считаю, что надо двигаться в направлении более жесткого регулирования въезда-выезда. Принят закон о въезде по заграничным паспортам. Это правильное решение. Считаю, что пересечение границы должно фиксироваться в электронном виде. Должна быть единая информационная база пограничников, таможни, ФМС, чтобы они работали в более цивилизованном пространстве. Сегодня же получается, что каждый сам по себе.
Потребуются ли тогда изменения нынешней системы привлечения мигрантов, в которой главным инструментом регулирования является выделение квот?
Сам принцип принятия на работу по квотам тоже должен меняться. Квотами и распределением между предприятиями должны заниматься не правительство и не Роструд, а регионы. Сейчас получается, что квоты мы отдаем федеральным органам, потом эти квоты получают предприятия, которые вообще на них не заявлялись. Механизм какой-то рыхлый. Мне кажется, его надо сделать жестче - и больше доверять регионам. Потому что мы заинтересованы в том, чтобы наводить порядок не в меньшей степени, чем федеральные власти, а может, и в большей.
А вам, как мэру, хватает инструментов для регулирования миграционных потоков? Москва - это почти 20% ВВП, почти 10% населения, естественная точка притяжения мигрантов. Может, в столице нужен режим в отношениях с мигрантами, отличный от общефедерального?
Теоретически было бы неплохо иметь особый режим. Но в Москве проживает 500-600 тыс. мигрантов, а рядом, в Московской области, проживает около 2 млн. Как мы введем особый режим? Если же вводить особый режим для Москвы и Московской области - это вполне возможно. Но еще раз говорю: мы живем в едином экономическом пространстве и внутри страны, и в границах СНГ. Очень сложно рисовать какие-то границы внутри страны, да и по периметру очень сложно.
Что делать с теми мигрантами, кто относительно долгое время пребывает на территории России? У них тут уже семьи, дети. Следует ли их интегрировать? И если да, то как?
Я против тотальной интеграции. Если кого-то интегрировать, то все-таки выходцев из стран более подходящего культурного ареала с точки зрения языка, истории. Это могут быть люди с Украины, из Белоруссии. А людей из Средней Азии адаптировать очень сложно. Многие из них, особенно молодежь, уже и по-русски не говорят толком. Я не вижу ни одной причины, зачем нам осаживать тут мигрантов.
Значит ли это, что вы будете выдавливать мигрантов? Например, искусственно создавая условия, когда их доступ к образовательным и медицинским услугам будет ограничен?
Мы ничего такого искусственно не делаем, ничего не ограничиваем. Но и политику по привлечению мигрантов мы не проводим: не приглашаем их семьи, не пытаемся их расселить здесь, не пытаемся их трудоустроить, не пытаемся выделить им места в детских садах. Я считаю, что этого делать не нужно. Это опасная тенденция, которая ни к чему хорошему не приведет. Так мы точно половину Средней Азии здесь соберем. Зачем это Москве? У нас и так динамика роста населения ежегодно 60-70 тыс. человек.
А рабочих рук хватит? Демографическая ситуация в целом по России неблагоприятная, производительность труда крайне низкая, а город растет. Кто работать-то будет?
Во-первых, производительность труда растет и должна и дальше расти. Во-вторых, у нас достаточно безработных внутри России. Надо создавать экономические стимулы, чтобы на работу принимали российских граждан. Не только москвичей - их, к сожалению, не хватит, чтобы восполнить дефицит рабочей силы. Но есть люди в других регионах - во Владимире, Ярославле, других регионах Центрального федерального округа. Надо создавать стимулы, чтобы в первую очередь шли на работу люди из этих регионов. И надо дестимулировать трудовую миграцию.
Вы уверены, что в российской глубинке есть свободные рабочие руки в достаточном количестве и нужного качества? Пока что был один эксперимент по замене мигрантов в городском хозяйстве гражданами РФ - в Кронштадте. Мы о нем писали: результаты там, мягко говоря, неоднозначные ("Власть" писала о кронштадтском эксперименте в материале "Много пили, дрались и философствовали" в №37 от 23 сентября).
Это непростые вещи, но мы тем не менее идем по этому пути. Начали создание государственного учреждения по эксплуатации дорог. Сегодня 60% магистральных дорог убирается этим ГУ, и там нет ни одного мигранта из Средней Азии. Это был тяжелый процесс - подобрать людей, создать коллектив, но мы это сделали в течение полутора лет. Аналогичные дорожные предприятия были созданы во всех административных округах. Там ситуация сложнее, но тем не менее они тоже выполняют 30-40% объема работ, и на них тоже нет мигрантов из-за рубежа. А в худшем случае если мигранты есть, то это белорусы, отчасти Украина. Сейчас мы начали создавать такие же учреждения по эксплуатации жилищного фонда, приняли постановление правительства о проведении эксперимента в девяти районах Москвы. В каждом административном округе взяли по одному району, и на базе ДЕЗов создаем государственные бюджетные учреждения. И также даем им установки, чтобы они не принимали мигрантов на работу.
И эта практика позволит городскому хозяйству обойтись без мигрантов?
В первый период времени придется нанимать какое-то количество мигрантов. Но, во-первых, это будет небольшое количество, а во-вторых - легально. Проблема, которую вы назвали, действительно актуальна. Не все люди, которые приезжают из других регионов, являются самыми лучшими работниками. Попадаются люди, любящие алкоголь, периодически ворующие, грабящие технику. Проблем много. Но я считаю, что, если наладить эту ситуацию, эффект будет позитивным. Люди будут получать легальную зарплату, легально платить налоги, возникнет костяк профессионалов, которые занимаются эксплуатацией жилфонда. В этой сфере работает около 50 тыс. человек. Если создать 50 тыс. легальных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, подобрать профессиональных людей, в целом для города это хорошо - и с точки зрения качества эксплуатации жилья, и с точки зрения налогов, и с точки зрения правопорядка.
Снизят ли меры по выдавливанию зарубежных мигрантов этническую напряженность в Москве? Ведь многие москвичи не делают разницы между мигрантами и выходцами с Северного Кавказа, которые такие же граждане РФ и пользуются в столице тем же набором прав, что и все остальные россияне.
Это самый сложный вопрос. Мы живем в одной стране и имеем одинаковые права. Москва не закрытый город. Жители республик Северного Кавказа могут спокойно приезжать, уезжать, регистрироваться, покупать собственность. Поэтому решение вопросов, связанных с внутрироссийской миграцией, особенно миграцией с Кавказа, наиболее сложно. Когда граждане требуют навести порядок с миграцией, я думаю, что 60% подразумевают не иностранцев, а наших собственных граждан из южных республик. Часть этих людей полностью адаптированы и даже входят в элиту общества. А часть ведет себя по-хамски, многие из них занимаются преступным промыслом. Это вызывает крайнее раздражение.
Как вы будете решать проблему?
Во-первых, как я уже сказал, мы будем менять инфраструктуру: закрывать или перепрофилировать рынки, палатки, торговые базы, где сейчас работают неквалифицированные выходцы с того же Кавказа. С другой стороны, считаю, что правоохранительные органы должны целевым образом заниматься этнической преступностью. Впервые за последние годы в ГУВД создано специальное подразделение по этнической преступности, сегодня раскрываются десятки преступных групп, возбуждаются уголовные дела. Это надо делать последовательно и жестко, другого варианта нет.
<…>

«Коммерсантъ-Власть», 21 октября 2013 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.