Rambler's Top100

№ 571 - 572
14 - 31 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Коммерсантъ» о Бирюлево и отношении к миграции
«Полит.ру» и «Русская служба RFI» о ситуации в Бирюлево
«Gazeta.ru» о Собянине и Бирюлеве
«Новая газета» о невозможности Бирюлева в Европе
«Российская газета», «Независимая газета» и «Ведомости» о визах для стран СНГ
«Независимая газета» об убытках экономики России из-за нелегальной миграции
«Kommersant.md» о закрытии въезда в Россию для граждан Молдовы
«Ведомости» о праве работать для граждан Таджикистана в течение трех лет
«Дети Mail.Ru» о детях мигрантов и школах
«Новые известия» о детсадах для детей с временной регистрацией
«Коммерсантъ» и «Gazeta.ru» о денежных переводах мигрантов
«Московские новости» о недовольстве миграционной политикой ЕС в Великобритании
«Kommersant.md» о евроинтеграции Молдовы и границе с Приднестровьем
«Новые известия» об инвестиции в виды на жительство в Испании
«Телеграф» о китайцах-рантье в Латвии
«The New York Times» о миграции из Лондона
«Atlantico» о миграции Париж-провинция во Франции
«Der Spiegel» о гибели беженцев у Лампедузы
«Gazeta.ru» о ФЦП по повышению безопасности дорожного движения

«Gazeta.ru» о цене онкозаболеваний для ЕС
«Gazeta.ru» об избыточной смертности в Ираке
«Slon.ru» о жертвах голода в Северной Корее
«Новые известия» о причинах смертности женщины
«Медицинская газета» о материнской и младенческой смертности в Белоруссии

«Медицинская газета» о перинатальных центрах
«Независимая газета» о демографической ситуации и демографических прогнозах
«Коммерсантъ» об уходе за детьми и пенсионном стаже
«Новые известия» о пересмотре отношения к яслям
«Zerkalo.az» о слиянии школ в Азербайджане
«Экспресс-К» о программе стимулирования рождаемости в Казахстане
«Zerkalo.az» о селективных абортах в Азербайджане
«Slate.fr» о «серебряной экономике» и геронтомаркетинге
«Новые известия» о качестве жизни пожилых
«JB Press» о проблеме старения в Китае
«Ведомости» о возможных последствиях очередной пенсионной реформы
«Gazeta.ru» о борьбе со старостью
«Московские новости» о Москве как городе
«Zerkalo.az» о перенаселенности Баку
«Opec.ru» об одиночестве в городах
«Slon.ru» о региональных проблемах России
«Огонек» о верующих без церкви
«Vatican Insider» о религиях в Китае
«Полит.ру» об этических аспектах суррогатного материнства
«Le Huffington Post» о языках
«The Washington Post» о Малале Юсуфзай

о верующих без церкви

Вера без посредников

Они не связывают себя ни с какой религией. Им не нужны храмы и священнослужители. При этом они верующие и их больше миллиарда. Ученые США подвели итоги глобального исследования мировой религиозности и заявили о новом феномене — верующие без религии. Они — результат протестного голосования тех, кто разочаровался в традиционных культах. В России таких 25 процентов, то есть четверть населения, согласно данным "Атласа религий и национальностей". Нового конкурента РПЦ изучал "Огонек".
Социологи стали замечать их уже с середины 1990-х: в мире обнаружились верующие, не принадлежащие ни к одной из известных религий мира. Сначала это наблюдение показалось курьезом и следствием неграмотно составленных опросных листов. Тогда еще никто не мог представить, что пройдет чуть менее 20 лет и число "верующих без религии" даже в такой традиционно религиозной стране, как США, вплотную приблизится к 15 процентам. Столкнувшись с подобными цифрами, полученными в Америке в ходе Общего социального обследования (General Social Survey), которые к тому же подтвердились опросами других крупнейших социологических центров (Gallup, Pew Research Center), исследователи религии признали: дело не в статистической погрешности. Мир столкнулся с новой реальностью. 
Для срочного обсуждения проблемы была созвана конференция в Pew Research Center, где ведущие социологи религии пытались обрисовать профиль "новых нерелигиозных", получивших уже особое наименование — "nones". Один из вариантов перевода этого термина на русский язык — "люди нет" — раскрывает суть явления: нерелигиозных легче всего описывать посредством отрицаний. Эти люди не ходят в церковь, не принадлежат ни к одной из религий, не считают себя вполне атеистами,— словом, они "nones", "никакие". Что на самом деле составляет суть их мировоззрения и что они ценят — сплошная загадка.
Согласно последним данным Pew Research Center, "люди нет" встречаются во всех странах мира, а кое-где (в частности, в России) уже становятся заметной социальной группой. У них сохраняются некие религиозные представления: 30 процентов "никаких" французов и 68 процентов "никаких" американцев верят в Бога, 44 процента "никаких" китайцев совершают богослужения у могил предков. Однако традиционными верующими, а тем более религиозными их не назовешь, хотя бы потому, что они сами на это не согласны. 
— В исследовании нашей компании, проведенном в 50-е годы прошлого века, количество "никаких" американцев составляло 0 процентов,— пояснил в своем докладе главный редактор Gallup Фрэнк Ньюпорт.— Буквально: ноль. То есть в те годы каждый американец мог выбрать религиозную принадлежность, отличную от "никакой". Сегодня "никакие" на марше. Однако я хотел бы обратить внимание: мы не зарегистрировали сопутствующих изменений в процентах ответов на другие вопросы, традиционно являющихся индикаторами религиозности. За последние пять лет количество американцев, которые посещают богослужения и считают, что религия играет важную роль в их жизни, почти не изменилось. Это в некотором смысле парадокс. 
Сотрудники Gallup полагают, что объяснение парадокса — в новом отношении людей к ярлыкам. Если раньше респонденты по традиции относили себя к какой-либо религии, то теперь эта идентификация перестала быть важной и люди, сохраняя прежние религиозные представления, перестали их как-то обозначать. При этом им вполне комфортно в такой неопределенности. 
— В прошлом году непосредственный вопрос: "Вы могли бы сказать, что ищете религию, которая вам подходит?" мы впервые задали "людям нет",— рассказал Грег Смит, директор направления религиозных исследований в США Pew Research Center.— И подавляющее большинство, девять из десяти респондентов, ответили: "Я этого не делаю". Эти люди ничего не ищут, они уже нашли — свое "нет". 
Существует уже целый ряд теорий, объясняющих нарастающую популярность отрицательных ответов. Помимо теории от Gallup, сводящей феномен к проблеме ярлыков, есть авторитетная точка зрения профессора Клода Фишера из Калифорнийского университета в Беркли и профессора Майкла Хаута из Нью-Йоркского университета: исследователи связали рост "неопределенных настроений" с политическими предпочтениями американцев. Оказалось, что драматический рост "людей нет" наблюдается только в категории респондентов с либеральными взглядами, тогда как консерваторы хранят верность старым религиям. "Возникновение нового типа нерелигиозных людей может быть отчасти объяснено символической манифестацией против религиозных "правых"",— считают исследователи. 
Кроме того, основной костяк "никаких" в развитых странах составляет одно определенное поколение — люди, рожденные между 1966 и 1975 годами. Их предшественники и, что самое интересное, более молодые потомки демонстрируют гораздо больше определенности и традиционализма. Между тем как раз это поколение "никаких" сейчас входит в период политической и экономической зрелости, а значит, будет определять портрет эпохи. 
Вероятно, предупреждают исследователи, этот портрет будет размытым. Еще одно из наблюдений связывает высокий уровень "верующих без религии" с оскудением социального капитала. Согласно данным Pew Research Center, отказ от религиозных ярлыков пока не привел к большей открытости и кооперации между людьми, а напротив, повлек за собой рост разобщенности. "Люди нет" в целом более склонны говорить "нет" не только религии и Богу, но и другим людям. 
В России, впрочем, все имеет свою специфику. Многие думающие головы не вынесли кульбитов последних 20 лет, за которые страна проделала путь от атеистического государства до оплота мирового православия, и теперь сторонятся всякой религии. Они-то — недовольные, но и небезразличные — и стали отечественными "людьми нет".

С Богом вне конфессий


Цифры

Страны, где больше всего верующих без религии (страна — млн человек)

Китай 700680000
Япония 72120000
США 50980000
Вьетнам 26040000
Россия 23180000
Южная Корея 22350000
Германия 20350000
Франция 17580000
Северная Корея 17350000
Бразилия 15410000
Источник: Pew Research Center, декабрь 2012 года
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/2315542

10 религий будущего
"Огонек" представляет достижения современной теологической мысли, претендующие на то, чтобы стать новой верой

Рациотеизм

Слепая вера в науку, технику и технологию зародилась еще в эпоху Просвещения, но только в XX веке завоевала массовую аудиторию и стала реальным конкурентом вере в Бога. Наука, являющаяся высшей формой рационального, стала тем кумиром, в жертву которому приносится все то, что не поддается алгоритмизации и объективации. Фраза "ученые доказали, что..." для современного человека свидетельствует об абсолютной истинности последующего высказывания. 

Теология родительного падежа

Так собирательно называют концепции молодых протестантских теологов конца 70-х. Эта теология — земных радостей, освобождения, надежды, труда, культуры, человеческого тела, супружеской жизни и т.д. За основу взят призыв богослова Дитриха Бонхеффера к интеллектуальной честности и переосмыслению основ христианского существования в мире, где привычный Бог умер. Отсюда обращение к социологии, социальной психологии, лингвистике, структурализму, культурологии и призывы к личностному восприятию христианского Откровения. 

Технотеизм

Технотеизм исходит из того, что стремительное развитие техники и увеличение власти человека над силами природы не опровергает, а подтверждает его сотворенность высшим Разумом. Поскольку человек благодаря новейшим информационным и генетическим технологиям способен проектировать и создавать новую виртуальную реальность, возрастают шансы на то, что и окружающая нас реальность физического мира тоже является сотворенной Сверхинженером или Сверхдизайнером. 

Когнитивная религия

Химические процессы в организме человека объявляются абсолютными, химическим взаимодействием двух существ объясняется даже любовь. Это исключает мыслительный процесс, а точнее, сводит его к простой регистрации компьютерного толка. Для души в данном случае просто не остается места. Когнитивный человек — компьютер и одновременно животное, выделяющее в ответ на нейронную стимуляцию гормоны. 

Теология компьютерных симуляций

Теология разработана философом Ником Бостромом, выдвинувшим гипотезу об искусственном происхождении нашего мира. Он полагает, что мы живем в симулированной Вселенной, подобно аватарам, населяющим наши компьютерные игры. Сам источник симуляции находится в иной реальности, так же как персонажи компьютерной игры и пользователи компьютеров существуют в разных мирах. Эти симуляторы, обладающие сверхразумом и создавшие наш мир, вероятно, способны контролировать все, что происходит в нем, и вторгаться в него, нарушая законы природы. 

Экологическое богословие

Экологическое богословие включает религию в дело охраны окружающей среды. Возникло во второй половине ХХ века. Американский мыслитель Уильям Дуглас предположил, что природоохранное законодательство будет эффективным, если оно превратится в религию, а последней будет придан мессианский характер. 

Лаицизм

Французское секулярное движение, провозглашающее, что человек принадлежит самому себе, и все тут. Бог, если еще есть, никому не нужен или даже считается вредным. В широком смысле слова лаицизм — движение за освобождение общества от влияния религии и создание светского государства. Религия представляется делом более или менее частного выбора, воспринимается как изощренное средство достижения психологического комфорта или как музейный экспонат. По словам итальянского философа Корнелио Фабро, лаицизм — типичный признак общества потребления. 

Фалуньгун

Движение возникло в КНР на основе традиционной китайской гимнастики цигун в сочетании с элементами буддизма, даосизма и народных верований в начале 1990-х годов. Создатель учения и лидер фалуньгун Ли Хунчжи объясняет движение так: фалунь — "вращающееся высокоэнергетичное вещество, обладающее умственными способностями", а гун — "высокоэнергетическая материя". Став реальным соперником компартии (по некоторым данным, число последователей движения превышало число членов партии), фалуньгун было запрещено в КНР. 

Рэй ю кай

Название секты переводится с японского как "Общество друзей духа". В основе культа — поминания каждым верующим только предков своей семьи. Пропаганда "традиционных семейных ценностей" поощрялась властями. Учение увязывает религиозную практику с обретением материальных благ и исцелением от болезней. Согласно учению секты, благополучие человека напрямую зависит от отношения к нему духов предков. Секта опирается на людей консервативных взглядов, которым семейные ценности и связанный с ними культ предков были особенно близки. 

Церковь объединения

Она же Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, или Церковь унификации. Религиозное движение, основанное Мун Сон Меном в 1954 году в Сеуле (год назад он умер), имеющее от 5 до 7 млн последователей и запрещенное как тоталитарная секта во многих странах. Доктрина мунистов представляет собой смешение христианства (католицизм), пятидесятничества, иеговизма, шаманизма, мистицизма, оккультизма (учение Эммануила Сведенборга и псевдохристианства) и ряда восточных религий.

Ольга ФИЛИНА. «Огонек», 14 октября 2013 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.