Rambler's Top100

№ 571 - 572
14 - 31 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Русский язык на рубеже XX-ХХI веков

Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России

Мир пожилых людей и как его обустроить

Демографический ежегодник Кыргызской Республики: 2008-2012

Этнодемографические процессы и переселенческое общество на востоке России: история и современность

По страницам журналов «Демографія та соціальна економіка» и «Статистика Украины»

Содержание журнала «Journal of International Migration and Integration»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ СТРАН СНГ И БАЛТИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОССИИ

Под редакцией К.А.Гаврилова, Е.Б.Яценко

М., Фонд "Наследие Евразии", 2012, 2010 страниц

http://www.fundeh.org/files/publications/175/um_iz_sng_i_baltii_dlya_rossii.pdf

Численность студентов из стран СНГ, Грузии и Балтии в России на основании различных источников информации в 1999-2010 гг., человек (стр. 23)

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Министерство внутренних дел

9740

8303

1504

4499

2301

2103

3236

3016

3369

3860

3122

9740

Министерство образования и науки*

32000

34400

21900

26545

31565

32949

34245

37763

40476

43860

32000

Расхождение, раз

3,3

4,1

11,5

15,0

10,2

11,4

11,2

10,5

14,0

3,3

Примечание: Данные по очной форме обучения.

Динамика численности студентов из ННГ, обучавшихся в российских вузах в 2002-2010 гг. (данные Министерства образования и науки РФ), человек (стр. 63)


2002/
2003

2003/
2004

2004/
2005

2005/
2006

2006/
2007

2007/
2008

2008/
2009

2009/
2010

Казахстан

7205

10244

13336

12856

12257

13462

13720

14294

Украина

3178

3120

3753

4182

4508

4349

4236

4067

Узбекистан

780

1805

2610

2740

3468

3477

3710

3289

Белоруссия

1583

1404

1841

2083

2270

2569

3542

3837

Азербайджан

878

1991

1525

2052

1819

2434

2810

3345

Армения

1246

1577

1554

1866

1904

1996

1871

1901

Грузия

917

1178

1341

1537

1508

1892

1905

1998

Таджикистан

666

707

973

1051

1399

1794

2226

2657

Туркменистан

1966

1665

1380

1359

1300

1372

2315

3783

Молдавия

844

804

1038

1118

1268

1355

1531

1753

Киргизия

1129

587

727

829

1304

1346

1394

1516

Литва

554

485

642

599

510

509

427

456

Латвия

361

397

499

367

408

485

517

626

Эстония

574

581

346

310

322

271

272

338

Всего

21881

26545

31565

32949

34245

37311

40476

43860

Примечания: В показатели Грузии включены сведения по Абхазии и Южной Осетии, а в показатели Молдовы — Приднестровья.

Квоты, прием в российские вузы и выпуск общеобразовательных учреждений ННГ (стр. 67)


Квоты

Прием в вузы России*, 2008/2009

Выпуск*** общеобраз. школ

2008/
2009

2009/
2010

2010/
2011

Всего

С ком-пенса-цией**

Бюджет

2009

2010

Абхазия

55

200

140

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Азербайджан

120

210

200

1329

1089

240

108613

98327

Армения

120

210

200

645

556

89

45700

40800

Беларусь

90

150

140

5565

4324

1241

105364

92301

Грузия

140

150

150

379

175

204

48125

56895

Казахстан

130

180

160

5435

3535

1900

134597

151502

Кыргызстан

180

220

215

310

78

232

63320

58860

Латвия

50

70

100

166

117

49

20030

18964

Литва

50

70

100

111

67

44

46527

45299

Молдавия

150

250

250

604

345

259

22673

21640

Приднестровье

100

150

185

н/д

н/д

н/д

4195

3755

Таджикистан

115

350

420

633

294

339

86731

86838

Туркменистан

150

240

290

656

551

105

н/д

н/д

Узбекистан

100

180

240

1315

1067

248

н/д

н/д

Украина

150

200

190

1787

1532

255

391257

363751

Эстония

50

70

80

94

77

17

11517

10413

Южная Осетия

55

200

140

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Всего

1805

3100

3200

19029

13807

5222



Примечания:
* Указана численность студентов, зачисленных как на условиях общего приема, так и обучающихся по международным соглашениям.
**  С полным возмещением затрат на обучение.
*** Обычно - численность окончивших основную среднюю школу или получивших свидетельство (сертификат) о среднем образовании. По материалам национальных статистических комитетов, а также базы данных «Статистика СНГ» (www.cisstat.org) Данные по Грузии - численность обучающихся в 12 классе.

Предпочтения родителей относительно страны получения образования своими детьми (стр. 115)

Страна

Доля родителей, %

Доля русских родителей, %

Проживания

32

24

ЕС

27

28

Россия

17

32

США

11

11

Турция

5

4

Другая

3

1

Нет планов давать высшее образование

3

2

Затрудняюсь ответить

11

10

Таблица 5.2 Общие проблемы в действующем миграционном законодательстве, тормозящие развитие российских образовательных услуг (стр. 143)

Проблема

Предлагаемое решение

Необходимость ежегодного продления визы (порождает множество проблем, как для студентов, так и для вузов)
В вузах с большим количеством иностранных студентов полномочия распределены между различными подразделениями, нередки трения между службами, возникают живые очереди на продление виз, порой приводящие к конфликтам

Создать специальную электронную базу данных, уйти от волокиты с большим количеством бумажного документооборота

Невозможность продления учебной визы при решении иностранного студента продолжить образование на другом уровне (при переходе с подготовительного отделения университета на следующий курс обучения, из бакалавриата – в магистратуру, после окончания университета – в аспирантуру и проч.) или смене программы без выезда из России

Определить четкую процедуру смены приглашающей стороны (университета), которая позволит иностранным учащимся продолжать обучение, не выезжая из страны и минуя получение новой учебной визы

Риск перемещения иностранных студентов в нелегальный сектор (и не всегда по их вине) в случае их проживания в частном секторе Студенты зачастую полностью зависят от законопослушности арендодателя

Увеличить количество мест в общежитиях (строительство новых общежитий), внести изменения в действующее законодательство в части продле­ния срока регистрации

Проблемы вузов, связанные с пересылкой уведомления о постановке на учет по месту пребывания иностранного студента в случае его проживания в частном секторе. Процедура уведомления должна проводиться арендодателем каждый раз после пересечения квартиросъемщиком границы РФ, что зачастую приводит к отказу от легальной сдачи жилья в наем образовательным мигрантам*

Разработка соответствующих соглашений с ННГ и особенно с приграничными государствами Вернуться к практике регистрации студентов не по месту жительства, а по месту учебы (на год или на весь срок обучения в соответствии с контрактом), хотя бы в случаях с приграничными регионами

Примечание: Ситуация в Москве осложнилась после вступления в силу распоряжения Правительства Москвы 25 ноября 2008 г. № 2774-РП «Об учетной регистрации договоров (соглашений) найма, поднайма жилых помещений в городе Москве», в соответствии с которым любому арендодателю, сдающему жилье внаем арендопользователю, вне зависимости от его гражданства, не имеющему прописки в г.Москве, необходимо регистрировать договор найма жилой площади в Московском городском центре аренды жилья.

В публикации дается комплексная оценка сложившимся тенденциям учебной миграции из новых независимых государств (стран СНГ и Балтии) в Россию на протяжении 1990-2010-х гг., характеризуется динамика и структура учебной миграции. По результатам проведенного эмпирического исследования выявляются мотивы и наиболее распространенные способы поступления иностранных студентов в российские вузы, роль русского языка в формировании потоков учебных мигрантов из новых независимых государств в Россию. Определяются ключевые проблемы социально-экономической и социокультурной адаптации студентов из новых независимых государств в России, а также проблемы вузов, которые возникают в связи с обучением иностранных студентов и требуют приоритетного решения. Выявляются особенности и перспективы миграционного поведения, миграционных установок студентов из новых независимых государств.

По итогам реализации исследования даются рекомендации по совершенствованию политики продвижения российских образовательных услуг и привлечению учебных мигрантов в Россию.
Книга адресована специалистам сферы управления образованием, миграцией, а также всем, интересующимся актуальными проблемами образовательной миграции.

Содержание

Введение

О проекте

Раздел 1. Особенности учета учебной миграции в России и за рубежом

Раздел 2. Предпосылки учебной миграции из ННГ в Россию

2.1. Демографические предпосылки
2.2. Социально-экономические предпосылки

Раздел 3. Тенденции учебной миграции из ННГ в Россию

3.1. Динамика потока учебных мигрантов
3.2. Распределение учебных мигрантов из ННГ по регионам и вузам России
3.3. Социально-демографический состав учебных мигрантов из ННГ, обучающихся в вузах Росси

Раздел 4. Каналы учебной миграции из ННГ в Россию

4.1. Информирование абитуриентов в странах происхождения: способы и опыт
4.2. Роль русского языка в привлечении студентов из ННГ в Россию
4.3. Предпочтения абитуриентов и студентов из ННГ при выборе российских вузов
4.4. Способы поступления граждан ННГ в российские вузы

Раздел 5. Работа вузов со студентами из ННГ: трудности и проблемы

5.1. Регулирование въезда и пребывания в России студентов из ННГ
5.2. Проживание и учеба в России студентов из ННГ

Раздел 6. Миграционные установки и перспективы натурализации учебных мигрантов из ННГ в России

6.1. Образовательные траектории
6.2. Миграционные планы после окончания российских вузов
6.3. Натурализация и ориентация на получение российского гражданства

Заключение

Приложение

Основные сокращения

О Фонде "Наследие Евразии"

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.