Rambler's Top100

№ 571 - 572
14 - 31 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Языки мира через сто лет

Иностранные студенты в российских вузах

Русский язык в Украинской республике

Русские в Молдове: социально-демографические трансформации

Особенности адаптации русских в Казахстане

Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде

Рынок миграционных услуг в российской провинции: действующие лица, тенденции развития

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Рынок миграционных услуг в российской провинции: действующие лица, тенденции развития1

Пядухов Г.А.2 - специально для Демоскопа

Внешняя трудовая миграция в Россию сопровождается развитием противоречивых процессов, воздействующих на различные сферы жизни принимающего социума. Одним из таких процессов является рынок миграционных услуг, внешним проявлением которого выступает конкуренция продавцов услуг за привлечение клиентов и реализацию им данных услуг. Контрагенты рынка взаимодействуют в пространстве присущих ему сетевых связей, институциональных ограничений и культурных смыслов3. Анализу некоторых общих черт развития рынка миграционных услуг, стратегий поведения действующих на нем субъектов в Республике Татарстан, Пензенской, Самарской областях посвящена настоящая статья. Эмпирический материал получен в рамках исследовательского проекта «Социальные практики субъектов миграционных услуг: интеграционный и дезинтеграционный потенциал в регионах»4.

Заметим, что в качестве первичной товарной клеточки на рынке миграционных услуг выступает услуга, то есть возмездная деятельность, совершённая одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица (клиента). Такая деятельность создает ситуативный товар быстрого пользования и потребления, который невозможно реализовать вне привязки к клиенту-потребителю. Важно учитывать, что возникшая в начале 90-х годов  минувшего столетия теневая форма рынка миграционных услуг предшествовала развитию легального рынка, первые квазиконтуры которого стали складываться к концу 1990-х гг. С этого момента обе формы функционируют параллельно, зачастую взаимосвязано и являются неотъемлемыми атрибутами рынка иностранной рабочей силы. В свою очередь рынок иностранной рабочей силы является специфическим сегментом российского рынка труда и своеобразно проявляется на местном, региональном и общероссийском уровнях.

Противоречиво развивающийся, постепенно институализирующийся рынок миграционных услуг подвижен, гибок и в перспективе может стать одним из специфических сегментов динамично развивающегося сектора экономики - сферы услуг, обслуживающей население. В процессе взаимодействия контрагентов этого рынка, совершения сделок по поводу предоставления миграционных услуг регулируются спрос, предложение и цена услуг, отражающие в свою очередь спрос и предложение иностранной рабочей силы на рынке труда.

Для общей характеристики участников рынка услуг введено понятие «субъекты миграционных услуг», под которыми понимаются коммерческие, некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, физические лица и неформальные группы, вовлеченные в предоставление услуг иностранным работникам и предпринимателям, российским гражданам и юридическим лицам.

Доминирующими фигурами в составе субъектов миграционных услуг выступают легальные и теневые посредники со свойственными им методами работы, особенностями стратегий поведения. Если сказать кратко, то посредник на рынке миграционных услуг это физическое или юридическое лицо, предоставляющее платную услугу другому лицу (клиенту) по решению вопросов пребывания и использования иностранной рабочей силы в РФ.

Наибольшую активность повсеместно проявляют группы теневых посредников, представляющие собою совокупность индивидов, объединенных общей деятельностью, придерживающихся принятых норм и предписанных ими  социальных ролей  и статусов в процессе оказания услуг.

Ситуация на рынке услуг. Вначале отметим два противоположных, относительно взаимосвязанных вектора в развитии рынка миграционных услуг в целом по стране. Первый вектор ориентирован на обслуживание нарастающего массового притока преимущественно неквалифицированных трудовых мигрантов и небольшого количества иностранных предпринимателей из государств безвизового и  визового въезда в РФ, а также на соответствующие запросы российских предпринимателей. Он представлен легальной и теневой формами. Второй вектор обслуживает экспорт рабочей силы - выезд преимущественно высококвалифицированных специалистов и квалифицированных работников - граждан РФ для работы в зарубежные страны и представлен в основном легально действующими частными агентствами занятости, получившими соответствующую лицензию для работы.

К настоящему времени оба вектора обрели устойчивые очертания, их развитию свойственна своя логика эволюции, поворотные пункты, особенности возникновения и поведения действующих на нем субъектов. Нас интересует только первый вектор, на котором отчетливо просматриваются три группы субъектов миграционных услуг. В первую группу входят те, кто предоставляет государственные услуги. Во вторую - кто содействует предоставлению государственных услуг на законной основе. Третья группа включает субъектов, специализирующихся преимущественно на негосударственных услугах и параллельно, в теневом порядке, занимается содействием в предоставлении государственных услуг. Участники двух последних групп являются активными субъектами рынка услуг. Субъекты первой группы не вовлечены в рыночную деятельность, так как являются звеньями исполнительной власти, уполномоченными предоставлять государственные услуги в миграционной сфере. Речь идет о  Федеральной миграционной службе (ФМС России) и ее территориальных управлениях, а также о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд). Однако они, в первую очередь ФМС России, осуществляющая миграционную политику государства, оказывают опосредованное влияние на общую ситуацию на рынке услуг и мотивируют либо сдерживают те или иные тенденции в его развитии.

В сложившейся ситуации рынок миграционных услуг, обслуживающий иностранных работников и предпринимателей, российских работодателей, представлен слабыми контурами легальной формы (исключением является Москва, где легальный рынок достаточно развит) и разветвленным теневым рынком услуг. Такое положение обусловлено многими причинами, в том числе  отсутствием в стране какой-либо нормативной правовой базы, регулирующей  порядок создания и деятельности субъектов различных организационно-правовых форм по оказанию миграционных услуг. С другой стороны, повсеместное преобладание теневого рынка служит частным выражением едва ли не тотального присутствия неформальных рынков услуг во всех сферах жизнедеятельности российского социума, создающих особую атмосферу пренебрежения правовыми практиками. Подобные неформальные услуги выступают одной из форм экономических клеточек развивающегося квазилиберального, номенклатурно-ростовщического капитализма в России, в рамках которого функционирует мощная теневая экономика, порождающая теневые рынки в различных сферах, в том числе миграционной.

Вышеотмеченные процессы своеобразно проявляются в Республике Татарстан, Пензенской, Самарской областях. Эти регионы Поволжья различаются численностью и национальным составом населения, индустриальным обликом, спецификой социокультурного фона, мозаикой диаспор, масштабами притока трудовых мигрантов и степенью развития рынка миграционных услуг. Численность населения в Татарстане в 2010 г. составляла 3,7 млн человек, в Пензенской области 1,3 млн, в Самарской - 3,2 млн человек5. В 2012 г. в Татарстан прибыло из стран безвизового и визового въезда в РФ 46254 иностранных работников, в Пензенскую область - 9953. В Самарскую область, в первом полугодии этого же года прибыло 309326. Основную часть мигрантов составляли граждане Узбекистана и Таджикистана. Значительно меньше были представлены выходцы из Азербайджана, Армении, Киргизии, Вьетнама, Китая и других стран.  Большинство трудилось в областных центрах. Устойчивыми сферами занятости являются строительство, обрабатывающие производства, торговля, общественное питание, сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, работа у физических лиц.

Прибывая в регионы, значительная часть иностранных работников в той или иной форме соприкасается с рынком миграционных услуг и действующими на нем легальными либо теневыми посредниками. В большей степени такой рынок развит в Республике Татарстан и Самарской области, намного слабее в Пензенской области.  

Классификация. Действующих на региональных рынках иностранной рабочей силы субъектов миграционных услуг можно классифицировать по двум ключевым основаниям:

  • видам услуг (государственные и негосударственные услуги);
  • способам предоставления услуг (субъекты, оказывающие услуги на законном основании либо незаконно, в теневом порядке).

По видам услуг выделено три группы.

Первая группа включает субъектов, не являющихся участниками рынка услуг и предоставляющих только государственные услуги в сфере внешней трудовой миграции. В ее составе территориальные управления Федеральной миграционной службы (ФМС России) в Республике Татарстан, Пензенской, Самарской областях и соответствующие территориальные управления Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).

Вторая группа включает легальных субъектов формирующегося рынка миграционных услуг, представленных двумя подгруппами:

1. Субъекты, на законном основании предоставляющие услуги по оформлению документов, связанных с получением государственных услуг в сфере трудовой миграции:

  • филиал федерального государственного унитарного предприятия "Паспортно-визовый сервис" ФМС России (ФГУП "ПВС" ФМС России) по Самарской области;
  • частные коммерческие организации, оказывающие услуги на основе агентских договоров с филиалом ФГУП "ПВС" ФМС России по Самарской области;
  • медицинские учреждения, предоставляющие платные услуги по выдаче заключений о состоянии здоровья иностранных работников.

2. Субъекты, на законном основании предоставляющие негосударственные услуги в сфере трудовой миграции:

  • действующие в рамках некоторых диаспор коммерческие организации;
  • не связанные с диаспорами частные коммерческие организации, осуществляющие посредническую деятельность параллельно с уставной деятельностью, которая чаще всего не имеет отношения к трудовой миграции (особую активность проявляют юридические фирмы).

Третья группа представлена теневыми субъектами миграционных услуг, и включает:

  • небольшие организованные группы внутри некоторых диаспор, функционирующие самостоятельно либо под эгидой зарегистрированных национально-культурных объединений;
  • частные коммерческие организации, осуществляющие посредническую деятельность параллельно с уставной деятельностью не связанной с трудовой миграцией;
  • отдельные работодатели - юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие труд иностранных работников;
  • неформальные группы, физические лица из числа не граждан России (из стран происхождения мигрантов), временно либо постоянно пребывающие в регионах и работающие во взаимодействии с вышеотмеченными субъектами из диаспор, коммерческими и некоммерческими организациями;
  • отдельных работодателей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих труд иностранных работников;
  • вовлеченных в теневые схемы оказания услуг отдельных сотрудников территориальных управлений ФМС России и службы занятости населения, медицинских учреждений.

Вышеперечисленных субъектов рынка услуг можно классифицировать и по другим основаниям: по организационно-правовой форме; видам деятельности; категориям обслуживаемых мигрантов; времени функционирования.

В последнее время интерес к рынку миграционных услуг стали проявлять торгово-промышленные палаты регионов, которые, помимо своей инициативы, ориентируются на соответствующие установки из центра. Артикуляция перспективных направлений такой деятельности прозвучала на заседании круглого стола в июле 2013 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, на котором обсуждались актуальные вопросы использования иностранной рабочей силы в стране. В обсуждении приняли участие Президент ТПП России С. Катырин и руководитель ФМС России К. Ромодановский. Состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Федеральной миграционной службой7.

Если говорить о численности легально действующих субъектов миграционных услуг, то в Казани выявлено 8, в Самаре 7, в Пензе 4. Из них полностью специализируются на миграционных услугах только Республиканское Агентство занятости и правовой помощи иммигрантам в Казани и ООО «МИКОМ. Трудовая миграция» в Самаре, а также филиал ФГУП «ПВС» ФМС России в Самарской области8. Для всех других организаций в трех регионах такие услуги являются лишь одним, и далеко не всегда основным, направлением деятельности, прописанной в уставах. Руководители легальных субъектов миграционных услуг и ведущие специалисты, как правило, имеют высшее образование, преобладают мужчины. Среди персонала, в зависимости от профиля организации, могут преобладать лица с высшим либо средним специальным и средним общим образованием, в основном женщины в активном трудоспособном возрасте.

Что касается численности теневых посредников, то об этом сложно говорить сколько-нибудь точно, к тому же многие из них успешно сочетают теневые и легальные практики.  В каждом из регионов «сетевое ядро» подобной категории вряд ли превышает несколько десятков человек. Одно можно сказать уверенно - численность посредников существенно корректируется масштабами притока иностранных работников и спросом на  услуги. Представлены они в основном мужчинами активного трудоспособного возраста со средним специальным и средним общим образованием, тогда как руководители групп посредников - это люди с солидным жизненным опытом, имеющие нередко высшее образование.

Инфраструктура. Повсеместно в регионах в рамках рынка миграционных услуг функционируют соответствующие разновидности инфраструктуры услуг, выстроенной той или иной группой, сетью посредников. Подобная инфраструктура представляет собою гибкий, преимущественно неформальный институт, наиболее интенсивно действующий в период массового притока трудовых мигрантов в весенне-летний период. Обозначились и контуры легальной инфраструктуры услуг, обслуживающей деятельность легальных посредников.

Одна из отличительных черт легальной инфраструктуры - преобладание полиэтнического состава пользующихся ею субъектов миграционных услуг. Теневой инфраструктуре свойственна иная черта - преобладание моноэтнического состава участников, объединяющих либо группы посредников, действующих в рамках отдельных диаспор в субъектах РФ и посредников - этнических соотечественников в странах выезда трудовых мигрантов, или же полиэтнический состав посредников, в котором ведущую роль играет моноэтническое ядро. Тем не менее во всех случаях просматривается тенденция создания неформальной, достаточно институализированной трансгосударственной инфраструктуры посредников, участники которой сплочены по разным основаниям, среди которых особый приоритет отдается материальному интересу. На реализацию этого  интереса нацелены различные ресурсы, в том числе сети посредников из диаспор, тесно взаимодействующие с сетями традиционалистских институтов мигрантов. Они учитывают социокультурные особенности потоков трудовой миграции, этнорегиональные оттенки, сплоченность  мигрантов либо тесными родственными связями (закрытые сети таджикских авлодов, китайских, въетнамских общин), либо по родственным и приятельским, территориальным признакам (азербайджанские землячества, узбекские махаллинские сообщества, киргизские сообщества). Через сети распространяется и основной объем информации об услугах посредников.

Работа в рамках сетевой инфраструктуры предопределяет круг социальных связей посредников и побуждает вступать в специфические «производственные отношения» с двумя, тремя и более сторонами. Подобные отношения не являются неизменными, обслуживающими одну и ту же группу мигрантов по всему спектру услуг. Такое бывает лишь во время их первой поездки в регион. В последующих поездках объем услуг уменьшается либо в них отпадает необходимость в силу того, что мигрант начинает решать все вопросы через своего «бригадира», напрямую взаимодействующего с работодателем, а иностранный предприниматель предпочитает действовать самостоятельно, используя деловые связи.

Перечень услуг, предоставляемых посредниками, достаточно обширен. Во-первых, они содействуют получению государственных услуг, связанных с оформлением и выдачей разрешения на работу, патента, миграционным учетом, медицинским обследованием, получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретением гражданства РФ. Во-вторых, предоставляют негосударственные услуги, касающиеся вербовки трудовых мигрантов, трудоустройства, поиска жилья, неформальной защиты, представительства интересов при решении трудовых споров и конфликтов, транспортировки в страну въезда и выезда (при необходимости) и др. Часть посредников специализируется лишь на определенных видах деятельности. Получают развитие, особенно в Самаре, далеко не бесспорные услуги аутстаффинга иностранной рабочей силы со всеми вытекающими из этого последствиями, свойственными эпохе трансформационных преобразований…

В целях рекламы миграционных услуг легальные субъекты, помимо традиционных методов (наружная реклама), все более активно используют Интернет, размещают на сайтах своих организаций подробную информацию о видах, а порой и о стоимости услуг, указывают контактные данные. То есть появляются элементы прозрачности в работе, возможность ее контроля. У теневых посредников информация об услугах передается по неформальным каналам.

Предоставление услуг происходит на платной основе, что не исключает некоторых бесплатных услуг определенному кругу лиц со стороны национально-культурных объединений, отдельных посредников и работодателей. Вне платных услуг находится и небольшая группа общественных организаций, занимающихся правозащитной деятельностью и бесплатным консультированием мигрантов.

Цены на услуги в регионах несколько различаются, но в целом они ориентированы на некие средние стандарты по конкретным видам услуг, тиражируемые по стране. Каждый посредник по-своему корректирует шкалу цен, однако такая корректировка не часто отклоняется на 10-15% или более от негласных стандартов. Стоимость услуг четко градируется в привязке к конкретным запросам клиента (иностранного работника или предпринимателя, российского работодателя). Наибольшим спросом пользуются услуги, содействующие оформлению и получению разрешительных документов для  иностранных работников. К примеру, стоимость услуг по постановке на миграционный учет на 3 месяца - от 1000 до 2000 рублей; по оформлению патента - от 2500 до 4000; разрешения на работу - от 3000 до 6000 рублей (при оформлении разрешения на работу на срок 3 либо 12 месяцев). При оформлении полного пакета документов (миграционный учет, разрешение на работу, медицинская справка) цена превышает 15000 рублей. Уровень цен существенно меняется в зависимости от учета сроков пребывания иностранного работника, включения либо не включения в общую сумму услуг госпошлины, юридического сопровождения и т.д. Особый сегмент образуют цены на услуги по содействию  в получении разрешения на временное проживание, приобретению гражданства РФ. Они намного выше, чем все вышеотмеченные услуги, связаны с весомыми суммами и являются объектом повышенного внимания среди посредников.

Просматривается внешне гибкий, а на деле достаточно жесткий диктат стоимости услуг у отдельных теневых посредников, монопольно контролирующих приток мононациональных групп трудовых мигрантов - этнических соотечественников. Порой они используют формы взаиморасчетов ведущих к долговой кабале (заем денег либо предварительная оплата самим посредником расходов на оформление разрешительных документов под заработную плату мигранта и др.). Утверждения отдельных авторов о якобы особой лояльности таких посредников к своим соотечественникам, о взимании с них минимальной платы за услуги, зачастую далеки от реальности и не выдерживают критики.

Тенденции. Можно выделить ряд тенденций, общих для функционирования легального и теневого рынков миграционных услуг в Республике Татарстан, Пензенской, Самарской областях, а также тенденций, свойственных только легальному и теневому рынкам.  

К общим тенденциям следует отнести:

  • развитие инфраструктуры и быстрое обновление субъектами рынка спектра предоставляемых услуг в соответствии с новыми инструментами, вводимыми ФМС России по пребыванию и деятельности иностранных работников;
  • возрастающее влияние легальных субъектов, способных, в зависимости от ситуации, использовать формальные либо теневые практики миграционных услуг;
  • стремление к доминированию и «захвату» основных сегментов легального и теневого рынка афиллированными коммерческими организациями, негласно патронируемыми влиятельными лицами;
  • латентную конкуренцию субъектов миграционных услуг за охват услугами наибольшего количества клиентов;
  • устойчивый рост цен на миграционные услуги, отражающий соответствующий общероссийский тренд;
  • закрытие доступа посторонним на рынок миграционных услуг.

Среди основных тенденций развития легального рынка миграционных услуг в регионах:

  • рост численности частных коммерческих организаций, предоставляющих платные услуги иностранным работникам;
  • стремление к доминированию на рынке услуг в Самарской области филиала Федерального государственного  унитарного предприятия "Паспортно-визовый сервис" ФМС России, действующего в этом регионе;
  • негласная специализация отдельных коммерческих организаций, связанных с диаспорами, на предоставлении услуг преимущественно мигрантам - этническим соотечественникам;
  • появление контуров легальной инфраструктуры миграционных услуг;
  • стремление к использованию отдельными субъектами рынка новых видов миграционных услуг, которые законодательно не разрешены, но и не запрещены, к примеру, аутстаффинг иностранной рабочей силы (используется отдельными организациями в Казани и Самаре).

Выраженной особенностью поведения легальных субъектов миграционных услуг является правовая уязвимость и неуверенность в перспективах работы, обусловленные отсутствием  нормативной правовой базы, регулирующей профессиональную деятельность в сфере трудовой миграции.

В перечне тенденций развитии теневого рынка миграционных услуг в регионах на первый план  необходимо  выдвинуть:

  • стабилизацию численности субъектов, вовлеченных в теневое посредничество в составе организованных групп, сетей;
  • фактическое вытеснение с рынка теневых услуг физических лиц, предоставляющих услуги автономно, вне групп и сетей;
  • рост активности моноэтнических и полиэтнических сетей посредников, формирующих звенья теневой инфраструктуры миграционных услуг,  охватывающих отдельные регионы в России и в странах происхождения мигрантов;
  • воспроизводство теневых связей с отдельными чиновниками, способными содействовать оказанию миграционных услуг;
  • этническую сегментацию теневых региональных рынков миграционных услуг посредниками из различных диаспор;
  • конкуренцию между посредниками, представляющими различные этнорегиональные группы  внутри диаспор, за право монопольного оказания услуг мигрантам - этническим соотечественникам;
  • сопротивление многих посредников процессу легализации, стремление сохранить апробированные модели оказания услуг.

Посредники и миграционные квоты. В средствах массовой информации периодически обсуждается проблема квотирования иностранной рабочей силы, связанные с нею просчеты, злоупотребления. Однако из поля зрения часто выпадает крайне слабо изученный вопрос - о теневых платных услугах посредников по использованию возможностей миграционной квоты после ее получения работодателем, то есть по своеобразной теневой «торговле возможностями квоты». Изучение региональной практики позволяет в определенной мере осветить этот аспект. Отметим, что по закону обладатель квоты не имеет права передавать ее кому-либо. Многие работодатели в Республике Татарстан, Пензенской и Самарской областях придерживаются данной нормы, используют миграционную квоту только у себя на производстве и не занимаются теневыми практиками. Тем не менее часть получателей квоты с успехом использует ее для получения незаконных доходов, создавая для этого различные теневые либо, на первый взгляд, вполне легальные варианты. Подобные практики связаны чаще всего с квотами для иностранных работников из стран безвизового въезда в РФ и значительно реже - с квотами для въезжающих из стран визового въезда. Модели, технологии таких практик формируются в основном в Москве и других мегаполисах, а затем, как правило, тиражируются и адаптируются заинтересованными группами в регионах страны, в том числе в Республике Татарстан, Пензенской и Самарской областях.

Проанализируем лишь один из множества распространенных вариантов по «торговле возможностями квоты» для иностранных работников, прибывающих из стран безвизового въезда в РФ.

Вариант № 1. Основные условия «торговли квотой».

  1. Работодатель (обозначим его как работодатель «А») получил квоту с заведомо завышенной численностью, к примеру, на 100 иностранных работников, имеет долгосрочные договорные обязательства, не требующие заявленного количества трудовых мигрантов.  
  2. Заинтересованное лицо (обозначим его как работодатель «В») не имеет квоты, располагает реальными договорными обязательствами, для выполнения которых привлекает местных работников, однако в силу возникших форс-мажорных обстоятельств вынужден искать дополнительную рабочую силу.
  3. Имеющийся у работодателя «А» резерв квоты, предположим, в 50 человек, привязан к конкретным иностранным работникам. Они организованы в бригады, находятся чаще всего за пределами территории РФ в стране выезда и ждут «сигнала» от работодателя «А». Порой они прибывают в регион РФ заблаговременно, но не оформляют официально разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности, связь с работодателем поддерживают через посреднические звенья.

Примерная схема действий по варианту №1.

1. Через связи в среде сотрудников органов исполнительной власти среднего звена, посреднические звенья, партнеров по бизнесу работодатель «А» сам лично либо через посредника выходит на работодателя «В» и предлагает услуги  по перераспределению квоты.

2. После заключения сторонами устной договоренности по ключевым моментам сделки (количество иностранных работников, оплата за оформление разрешительных документов, вопросы размещения, медицинского обеспечения, общая сумма выплат по сделке) привлечение иностранных работников к трудовой деятельности у работодателя «Б» можно условно разделить на два этапа:

а) этап легального оформления трудовых мигрантов у работодателя «А». Все расходы на оформление, с соответствующими процентными накрутками, несет работодатель «Б»;

б) этап переоформления трудовых мигрантов от работодателя «А» к работодателю «Б». По истечению 2-3 недель работодатель «А» увольняет из своей организации необходимое количество трудовых мигрантов, к примеру 50 человек, и письменно уведомляет об этом территориальное управление ФМС России. О факте расторжения трудовых отношений он извещает работодателя «Б» и направляет к нему мигрантов. Работодатель «Б» переоформляет новых работников в свою организацию, заключает с ними трудовые договора и передает, в соответствии с законом, необходимые документы в УФМС субъекта РФ. Сотрудниками миграционной службы вносятся необходимые изменения в разрешения на работу (пластиковые карточки) иностранных работников. С этого момента они могут легально трудиться у работодателя «Б». После указанных процедур участники сделки проводят взаиморасчеты по обговоренной схеме, в которой учитывается объем, сложность выполненной работы и «цена» за каждого иностранного работника.

Вышеописанный вариант и множество других схем «торговли квотой» становятся возможными при наличии определенных предпосылок. Одна из них связана с издержками процедуры формирования заявок на миграционную квоту. На первый взгляд, эта процедура достаточно прозрачна и минимизирует всякого рода злоупотребления. К тому же заявку на квоту работодатели подают в электронной форме, через соответствующий электронный портал региональных министерств труда. Однако дело не в самой процедуре (даже учитывая ее относительную тяжеловесность и затянутость по времени), а в возможностях прохождения через этапы данной процедуры заявок на миграционную квоту тех работодателей, которые систематически используют всю квоту либо ее часть для теневых «торговых» сделок. Выявить таких работодателей  вполне возможно в рамках конкретного региона, где, как правило, все на виду и знают, кто и чем занимается. К сожалению, это не всегда делается, поэтому на рынке теневых миграционных услуг, помимо новых участников, из года в год появляются одни и те же «торговцы квотой» либо их подставные лица, получившие квоту. Подобные факты невольно наводят на мысль о заинтересованности в сложившейся ситуации определенной группы лиц, выстроившей теневую цепочку продвижения заявок нужных работодателей. Состав группы, вероятно, может включать предпринимателя-заявителя на квоту (теневого «торговца квотой»), посредника, представляющего интересы заявителя, а также чиновника, обеспечивающего прохождение всех этапов рассмотрения нужной заявки. Возможны и другие варианты. В большинстве случаев центральной фигурой такой группы будет предприниматель-работодатель, освоивший роль посредника-торговца возможностями миграционной квоты.

Помимо манипуляций с миграционной квотой часть посредников оказывает платную услугу по привлечению и трудоустройству иностранных работников вне квоты. Распространена и практика формального отправления работодателями легально занятых мигрантов в административный отпуск на 1-2 месяца и принуждение их к нелегальной работе на своих местах в этот же период. Немало и других вариантов использования труда нелегальных мигрантов.

Патенты. Введение с 1 июля 2010 года  в стране патентов для иностранных граждан на право осуществления трудовой деятельности у физических лиц, при всех некоторых плюсах этой практики, не ограничило, как ожидалось, инициативы теневых и полулегальных посредников. Наоборот, расширило ее пространство и вызвало к жизни новые виды платных легальных и теневых услуг. В зависимости от степени распространенности эти услуги можно сгруппировать в определенной последовательности.

Во-первых, учитывая спрос на дешевую иностранную рабочую силу на региональных рынках труда, посредники быстро наладили поставку из стран безвизового въезда в РФ необходимой численности  мигрантов для получения патентов. Как правило, они сами стали оказывать легальные либо теневые услуги мигрантам по содействию в оформлении документов для получения патента в территориальной миграционной службе.

Во-вторых, посредники оказывали услугу отдельным физическим лицам - заказчикам работ (услуг) по привлечению необходимого количества мигрантов - обладателей патентов. Одновременно они взимали вознаграждение и с мигрантов за устройство на работу к физическим лицам.

В-третьих, стали внедряться различные схемы использования труда мигрантов - обладателей патентов, оформленных на работу у физических лиц по гражданско-правовым договорам, к труду на объектах принадлежащих юридическим лицам (к примеру, на стройках), При этом игнорировалось требование закона о необходимости оформления в подобных случаях дополнительно к патенту и разрешения на работу в территориальных управлениях ФМС России9. В результате происходила противоправная подмена гражданско-правовыми отношениями реальных трудовых отношений, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Весьма показательно, что в центре и на местах инициирован дискурс о необходимости дальнейшего развития и законодательного закрепления новых возможностей использования патентов, в том числе у работодателей - юридических лиц. Обсуждается эта тема в увязке с тезисом о необходимости отмены системы  квотирования иностранной рабочей силы. Тем самым негласно проводится мысль о необходимости ликвидации какого-либо контроля государства за притоком иностранных работников из стран безвизового въезда на отечественный рынок труда. При этом умалчивается, что практика патентов уже разрушила принцип квотирования применительно к крупной группе таких работников. Очевидно, что односторонняя реализация подобной идеи может придать новый импульс развитию не легального, а теневого рынка миграционных услуг.

На наш взгляд, необходимо обратить внимание еще на одну деталь,  связанную с некоторой понятийной некорректностью. Дело в том, что понятие «патент» относится к патентному праву и довольно искусственно  привязано с 2010 г. к иностранным работникам. Не случайно, что в действующем миграционном законодательстве России нет официального определения понятия «патент» применительно к праву иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности у физических лиц. В нем лишь закрепляется порядок получения, использования патента и утверждена его форма. Полагаем, что вместо понятия «патент» в миграционное законодательство было бы целесообразно ввести понятие «разрешение на работу у физических лиц».

Конфликтогенность практик. На первый взгляд, посредники в трудовой миграции выполняют в целом важную социальную функцию. Показательно, что половина из 30 экспертов, опрошенных в 2011 г. в Казани, Пензе и Самаре, указали на определенную пользу, приносимую этой социальной группой в регионах. Уместно ли говорить в таком случае о конфликтогенности практик посредников? Считаем, что говорить о подобных практиках вполне уместно. Во-первых, это отражает более общее явление - потенциально конфликтогенную природу взаимодействия контрагентов рынка. По меткому замечанию Здравомыслова А.Г.: «Рынок это не что иное, как открыто признаваемый конфликт в области экономических интересов при наличии правил торга, купли-продажи, сделки»10. Во-вторых, деятельность отдельных групп посредников на рынке миграционных услуг пронизана деструктивным контекстом и мотивирует риски напряженности, потенциальных и реальных конфликтов в местных сообществах.

Чаще всего последствия этих рисков проявляются не напрямую, а опосредованно, создавая дополнительные предпосылки  обострения тех или иных социальных проблем. В частности, посредники, способствуя массовому притоку иностранных работников в регионы, невольно провоцируют обострение противоречия между назревшей общественной потребностью в первоочередном трудоустройстве безработных граждан России и игнорированием этой потребности работодателями, предпочитающими нанимать иностранных работников. В подобных условиях и сами мигранты, соглашаясь на демпинговую оплату труда и произвол работодателей, невольно усиливают это противоречие, выступают в роли штрейкбрехеров, снижающих возможность и эффективность протестных действий российских работников в защиту своих прав.

Конфликтогенный потенциал деструктивных практик проявляется и в своеобразно понимаемой посредниками работе по содействию адаптации мигрантов. Совместно с работодателями они заинтересованы лишь в таких формах и пределах адаптации, которые формируют безропотную подчиненность, отсутствие протестных настроений у  мигрантов и боязнь апеллировать в судебные и иные инстанции с целью защиты своих прав. Подобная «адаптация» сочетается с дискриминацией, ограничением доступа к медицинским услугам, социальной исключенностью и пространственной сегрегацией, а порой и с периодическими денежными поборами за «покровительство и защиту». Все это в конечном счете исподволь мотивирует конфликтогенную среду, в которой мигранты могут решиться на самые крайние формы защиты своих прав и конфликты, резонанс от которых будет сходным с процессами, прокатившимися в последние годы в ряде стран Западной Европы.

Перспектива. Демографическая ситуация в России и потребности экономического развития объективно будут предопределять приток иммигрантов и трудовых мигрантов в страну. Следовательно, получит дальнейшее развитие и рынок миграционных услуг. Для создания цивилизованных условий функционирования этого рынка было бы целесообразным рассмотреть возможность подготовки и принятия Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ закона «О рекрутинговой деятельности и агентствах занятости в Российской Федерации». Закон должен создавать правовые условия и четкие механизмы организации и деятельности субъектов разных организационно-правовых форм на рынке миграционных услуг, способных к освоению современных форм работы и методов саморегуляции, к противодействию фактам недобросовестной, противоправной деятельности. Такой шаг давно назрел, но этого явно недостаточно для устранения причин грубых деструкций на рынке миграционных услуг и дезинтеграционного потенциала практик многих посредников. Радикальное изменение ситуации возможно лишь при системном подходе государства к созданию условий, при которых основной потребитель теневых услуг и потоков трудовой миграции — теневая экономика - будет лишена стимулов к развитию, а занятия теневой посреднической деятельностью станут невыгодными.


1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 11-03-00748а
2 Пядухов Григорий Акимович – кандидат исторических наук, доцент.
3 При определении понятия  «рынок миграционных услуг» использован методологический подход современной экономической социологии к изучению рынков. См.: Радаев В.В. Экономическая социология. Издательский дом ГУ ВШЭ. М.: 2005. С. 138-156.4 В рамках проекта «Социальные практики субъектов миграционных услуг: интеграционный и дезинтеграционный потенциал в регионах», исследование по Республике Татарстан проводилось доктором социологических наук Габдрахмановой Г.Ф., в Самарской области - доктором политических наук Мухаметшиной Н.С.
5 Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федер. служба гос. статистики. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. С. 16.
6 Общая численность включает две категории иностранных работников -  получивших разрешения на работу и получивших патенты. См.: Результаты деятельности  УФМС России по Республике Татарстан за 12 месяцев 2011-2012 гг. http://ufms.tatarstan.ru/rus/statistika.htm (дата обращения: 1.10.2013); Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы. http://www.fmspenza.ru/doc/9/ (дата обращения: 1.10.2013); Итоги служебной деятельности УФМС России по Самарской области за 6 месяцев 2012 года http://www.ufms63.ru/news/topic_136 (дата обращения: 1.10.2013)
7 Информация ТПП РФ. Круглый стол по вопросам использования иностранной рабочей силы. http://www.orenburg-cci.ru/news_rf_235.html (дата обращения: 17.09.2013). См. также http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=69006 (дата обращения: 1.10.2013).
8 Такой же филиал ФГУП "ПВС" ФМС России ранее был создан в Республике Татарстан, однако деятельность его вскоре была прекращена, а страничка филиала заглушена на официальном сайте Федерального государственного унитарного предприятия "Паспортно-визовый сервис" ФМС России http://www.pvsfms.ru/node/143 (дата обращения: 3.10..2013).
9 В части 10. статьи 13.3. Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закреплено: «Для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В этом случае разрешение на работу данному иностранному гражданину может быть выдано на срок не более одного года со дня въезда в Российскую Федерацию». // http://base.garant.ru/184755/1/#block_100 (дата обращения: 21.07.2013).
10 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. С.4.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.