Rambler's Top100

№ 569 - 570
30 сентября - 13 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе

Зачем и как изучать маятниковую трудовую миграцию

Пассажиропоток Москва – область

Что дает баланс структуры занятости населения

Что дает использование микроданных

Возрастной профиль маятниковой трудовой миграции

Межрайонная маятниковая трудовая миграция

Новые перспективы: ГИС-анализ

Заключение: МТМ, качество жизни и социально-экономическое развитие

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Маятниковая трудовая миграция
в Московском регионе

Над темой номера работали

Юлия ШИТОВА

Юрий ШИТОВ

Пассажиропоток Москва - область

Оценки ежедневного пассажиропотока между центром и периферийными районами в настоящий момент являются практически единственным источником информации о МТМ в Московской агломерации. В табл. 1 нами сведены оценки МТМ по пассажиропотоку в Московском регионе из различных источников: научных статей, муниципального законодательства, журналистских публикаций. Следует отметить две основные проблемы в отношении показателей и статистических данных рассматриваемой таблицы: а) отсутствие регулярного мониторинга ситуации; б) отсутствие ссылок на методики и данные, использованные для расчетов МТМ, что не позволяет осуществить проверку, оценить надежность количественных оценок. Это касается не только публицистики, не претендующей на научную достоверность приводимых цифр, но и официальных документов муниципальных властей, где не указываются использованные источники информации. В целом, несмотря на широкий разброс оценок МТМ между Москвой и областью, нельзя не отметить три основных момента:

  1. МТМ в Московском регионе существовала всегда, включая советское время;
  2. Приток маятниковых трудовых мигрантов из области в город всегда превышал движение в обратную сторону;
  3. Количество направляющихся в Москву маятниковых мигрантов ранее постоянно росло, а в настоящий момент является стабильно высоким, достигнув планки в 1 млн. человек. Иными словами, к маятниковым мигрантам относится каждый четвертый взрослый, трудоспособный житель Подмосковья.

Таблица 1. Оценки трудовой маятниковой миграции в Московском регионе, тысяч человек в день если не указано другое

Дата

Из Москвы в Московскую область

Из Московской области в Москву

Источник

1939

2,3% от жителей Москвы

9,4% от жителей МО

[3]

1961

 

до 500

[6]

1961

 

415 (35% населения МО, 3,7 млн.чел.)

[1]

1964

3,4% от жителей Москвы

16% от жителей МО

[3]

1974

 

25,4%

[17]

1976

более 100

более 500

[2]

"Доперестроечная" эра

150-200

250-300

[16]

80-е годы

120-150/200-250

600-700

[11]

1985

473,4*

[5]

1990

588,1*

начало 90-х

200

700

15]

1992

150

850

[4]

1995

633,2*

[5]

1999

700*

февраль 1999

200

700

[16]

2000-2001

 

750-800

[13]

август 2002

 

850-900

[8]

ноябрь 2002

 

более 700

[9]

ноябрь 2005

 

около 1000

[10]

2005

 

1000

[14]

2006

~150 (7.5% на-сел. Москвы)

~1000 (18% населения МО)

[7]

к 2025 (план)

 

1500-3000

[12]

* - избыток по направлению в Москву

Источники:

  1. Блинкова Л.М. (1961): Трудовые связи с Москвой населения пригородной зоны. / В кн. Планировка и застройка больших городов. М. с.105–114.
  2. Гохберг М. (1976): Долгосрочное плановое регулирование территориально-производственного комплекса Москвы и Московской области / Плановое хозяйство, №1.
  3. Давидович В.Г. (1971):  Расселение в пригородных зонах (количественные закономерности) – в сб: Расселение в пригородных зонах. М.: Мысль. с.5-44.
  4. Елизаров В.В. (1992): Население Москвы: прошлое. Настоящее. Будущее/под. ред. В.М. Моисеенко. М. МГУ. 118 с.
  5. Комаров И.К. (2000): Возрождение Волги – шаг к спасению России: роль Московского региона в возрождении Волги. М.: Экология.
  6. Лаппо Г.М. (1961): Современное расселение и пути развития городов в Московском пригородном районе – в кн: Планировка и застройка больших городов. М. 1961, с.89-104.
  7. Леденева Л., Донец Е. (2007): Масштабы привлечения труда маятниковых мигрантов в московском регионе // Социальная и демографическая политика № 4, с. 4-11.
  8. Милюков О. (2002): Миграция. Информация. Регистрация // Московская промышленная газета. №32. 22-28 августа.
  9. Наш общий дом (2002) / Биржа труда, №99, ноябрь 2002 г. с. 1 URL: http://trud.mos.ru/presscenter/izdaniya_departamenta/99.pdf)
  10. Нужно ли ограничить въезд мигрантов в Подмосковье? / Интернет-портал Московской области, 26 апреля 2005 года URL: http://www.mosreg.ru/news2005/2771.html
  11. Пехтерева Е.А., Былов В.Г. (2000): Проблемы формирования и использования рабочей силы в Москве / В сб. Мегаполис на рубеже веков: социально-экономический и социологический аспекты. М.: ИНИОН.
  12. Плотников В.К. Предложения и замечания участников публичных слушаний по генплану Москвы до 2025 года, октябрь 2009 года URL: http://gpinfo.mka.mos.ru/hearings/app/hearings-gp-app09-04.pdf
  13. Постановление (2001): О программе регулирования миграции в г. Москве на 2000-2001 годы / Постановление Правительства Москвы № 154-ПП от 29 февраля 2001 г.
  14. Программа (2005): Паспорт Московской городской миграционной программы на 2005-2007 годы. Приложение к постановлению Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 491-ПП.
  15. Решение (1999): О выработке скоординированной политики занятости населения, совершающего трудовую маятниковую миграцию между городом Москвой и московской областью. Мэрия, Столичная коллегия, Решение от 1 февраля 1999 г. N 5-РСК, М.
  16. Сац И. (1999): В Москву: работать и работать. // Сегодня, №23, 9 февраля.
  17. Хорев Б.С., Моисеенко В.М. (1974): Миграционная подвижность населения в СССР. М. Статистика.

Последнее обстоятельство позволяет утверждать, что МТМ в Московском регионе давно вышла из локальных рамок и приобрела макроэкономический масштаб.

Оценка пассажиропотока между центром и пригородами является косвенным методом оценки МТМ. С одной стороны, это относительно простой и недорогой способ. А с другой стороны, данный метод является лишь грубой интегральной оценкой, не позволяющей выявить все детали процесса. Таким образом, в сложившейся ситуации остро необходимо и крайне важно предложить новые способы изучения маятниковой трудовой миграции на основе любой имеющейся информации.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.