Rambler's Top100

№ 569 - 570
30 сентября - 13 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Ведомости» о перспективах «четырех Россий»
«Московские новости» о Москве как глобальном городе
«The Financial Times» о проблеме старения
«Известия» о положении пожилых людей
«Новые известия» об уравнивании пенсионного возраста
«Эксперт» о заморозке накопительной пенсии
«Профиль» о миграции и экономике
«Российская газета» о предложении отменить миграционные квоты
«Новая газета» о мигрантах для футбольного чемпионата
«Власть» об эксперименте по замене неправильных дворников на правильных
«Известия» о муниципальной миграционной политике
«Газета» о миграционных проверках московских водителей
«Российская газета» о здоровье и болезнях мигрантов
«Известия» и «Новая газета» о депутатской «поддержке» процессу адаптации детей мигрантов
«Власть» о невысылке нелегалов из Израиля
«Коммерсантъ» о «зачистке» одного из московских общежитий
«Berliner Zeitung» о недовольстве мигрантов мигрантами
«Независимая газета» о суррогатном способе эмиграции
«Независимая газета» о мультикультурализме и российкой почве
«НГ-религии» о школьном дресс-коде и хиджабе в России
«Hurriyet» о проблемах образования для этнических меньшинств

«Коммерсантъ» об этническом самосознании россиян
«Корреспондент» об экологических беженцах
«Независимая газета» об эффективности реформы российского здравоохранения
«Медицинская газета» о половых особенностях детской смертности
«Эхо» о детской и материнской смертности в Азербайджане
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о дорожно-транспортной смертности
«Экспресс-К» об алкопотреблении в Казахстане
«Коммерсантъ» о запрете на профессии для пробовавших наркотики
«Известия» о пошлине за разводы
«Телеграф» о действенности демографической политики
«Известия» о выплатах материнского капитала по регионам
«The Guardian» о связи рецессии с рождаемостью
«The Guardian» о католической церкви и абортах
«Slate.fr» о женщинах за рулем в Саудовской Аравии
«Liter.kz» о принудительных браках в Центральной Азии
«Новые известия» об упрощении усыновления
«Независимая газета» об антропометрии
«Asahi Shimbun» о «хикикомори»
«Polityka» о роботах-конкурентах за рабочие места
«Деньги» об опытах над людьми

о проблемах образования для этнических меньшинств

Образование на родном языке

Я не считаю верным поспешно занимать категоричную благосклонную или враждебную позицию относительно общих понятий, поскольку их специфика не позволяет выявить единичные явления, а иногда такие явления важнее «общего». 
Поэтому предметом дискуссий должно быть не такое общее понятие, как «образование на родном языке», а содержание и детали. 
Анализ исторического опыта позволяет выявить следующие два принципа: 
– Запрет языка какого-либо народа, обладающего определенным населением и территорией проживания, не способен решить проблему, напротив, такого рода запрет создает накапливающееся чувство разочарования, подпитывает сепаратистские настроения. 
– Если понятие «образование на родном языке» означает создание «отдельной школы», это не вносит вклад в установление мира внутри государства в долгосрочной перспективе и, наоборот, порождает обладающие конфликтогенным потенциалом последствия. 
Очевидно, в поисках путей решения необходимо избегать двух этих крайностей. Обратимся к имеющемуся в данной сфере опыту.  

Например, Северная Ирландия
Как ирландские католики, так и протестанты, которых мы можем назвать «англичанами», до недавнего времени проливали много крови. Сегодня кровопролития нет, как, впрочем, и окончательного примирения. Почему наблюдается настолько укоренившаяся разобщенность? 
Как полагает Энтони Берч, причина – «отдельные школы»! Традиционно школы создавали церковные общины. Так, социализация подрастающего поколения происходила в разных школах, в связи с чем у каждой из сторон укоренялось чувство «дискриминации и конфликта». В работе «Национализм и национальная интеграция», опубликованной в 1989 году, Берч пишет о возникавших проблемах и попытках ввести «интегрированное образование». 

Опыт Османской империи

В традиционных обществах у государства не было такой функции, как предоставление образования. Эту миссию в некоторой мере выполняли общины. В школах, которые были открыты в Османской империи греческими, армянскими и болгарскими церквями, происходило изучение «своей» культуры и религии на «своем» родном языке. В процессе модернизации эти «отдельные школы» стали центрами национализма.  
Историк Анастасия Карасиду описывает, как в османской Македонии из этих школ набирались члены греческих и болгарских тайных революционных обществ, и эта функция была поручена большинству преподавателей. В отчете, опубликованном в 1914 году американским Фондом Карнеги, который вскоре после Балканских войн направил в регион комиссию по проведению расследования, была установлена связь между этническими столкновениями на Балканах и обучением в обособленных школах. В моей книге «Прощай, Румелия» рассмотрение этого вопроса сопровождается подробными научными и статистическими данными. 

Уроки курдского языка

Очевидно, запрет курдского языка способен подорвать мир в обществе. Особенно в наши дни языковые запреты и игнорирование языка большой части населения в образовательной системе никак не согласуется с пониманием прав человека. Вопрос в том, как курдский язык будет включен в систему школьного образования, если им будут «пренебрегать» или он угодит в мышеловку «отдельной школы»?
Необходимо также продумать умеренные формулы, такие как, например, достижение разумных пределов количества уроков курдского языка в числе других элективных предметов или специальные школы с определенным статусом. Детали обладают жизненно важным значением. 
Конечно, эффективно во всех школах должно проходить преподавание турецкого языка. 
Разумеется, язык это не только вопрос школы – на отношение к языку существенно влияют потребности экономической жизни, но это предмет отдельной статьи. 
Вопрос языка в системе образования должен быть внимательно проанализирован как с точки зрения демократии, так и нужд сосуществования. Если курдские националисты настаивают на формулах, подразумевающих функционирование «отдельных школ», их смысл состоит в том, чтобы препятствовать школьному товариществу, дружбе, взаимной любви турецких и курдских детей. С позиций гуманности поддерживать это невозможно.

Таха АКЙОЛ (Taha Akyol). «Hurriyet», 27 сентября 2013 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.