За 8 месяцев 2013 года на российских дорогах погибли более 16 тысяч человек
«Люди так и будут массово гибнуть в ДТП»
За 8 месяцев этого года число погибших на российских дорогах достигло населения небольшого города – более 16 тысяч человек. Серьезно пострадавших в этих авариях в 10 раз больше – 163 тысячи. Несмотря на многочисленные и дорогостоящие госпрограммы по снижению дорожной аварийности, страшная статистика почти не меняется. Эксперты говорят о неэффективности мер, предпринимаемых ГИБДД, и считают, что для улучшения ситуации нужно предпринимать более радикальные шаги.
По данным ГИБДД России, опубликованным в понедельник на сайте ведомства, с января по август 2013 года в России произошло 127 026 серьезных ДТП, что всего на 1,9% меньше, чем в прошлом году. В этих авариях погибли 16 220 человек и еще 163 109 получили различные травмы. Оба показателя также немного ниже прошлогодних – на 6% по числу погибших и на 2% по числу пострадавших. Однако эти цифры не могут говорить о кардинальном улучшении ситуации с безопасностью на дорогах.
Основная причина аварийности в России – 89,1% случаев — не соблюдение водителями правил дорожного движения. По этой причине погибли более 14,3 тысяч человек и еще более 150 тысяч пострадали.
Кроме того, существенный вклад в статистику вносят не только водители, но и дорожники вместе с коммунальными службами. Так, за первые 8 месяцев число аварий из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог выросло сразу на 21,3% и достигло показателя в 34 672 ДТП (27,3% от общего числа). Число погибших и пострадавших в них также возросло, причем в случае с ранеными – сразу на 20,9%.
Вопреки опасениям скептиков, отмена так называемого «сухого закона» для водителей в июле этого года пока не привела к росту аварий с участием пьяных водителей. Напротив, пока этот показатель на 2,5% лучше, чем за аналогичный период 2012 года. Число погибших в этих авариях упало на 7,6%, а пострадавших – на 4,7%.
По остальным показателям аварийности радикального улучшения в этом году в целом по России также пока не наблюдается. При этом стоит отметить, что с 2013 года в России должна была начать действовать новая федеральная целевая программа (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», на которую может быть выделено порядка 100 млрд рублей. В целом она повторяет предыдущую восьмилетнюю программу, в ходе которой чиновники уже успели освоить 48 млрд рублей. По мнению экспертов, ФЦП содержит в основном устаревшие методы работы ГИБДД, которые практикуются со времен становления СССР, и злоупотребляет слишком радужными прогнозами.
Среди отдельных регионов заметным улучшением показателей может похвастать Москва. За первые 8 месяцев 2013 года количество тяжелых аварий в столице составило 7214, что на 7,7% ниже, чем годом ранее. Число погибших в них сократилось до 482 человек (-2,1%), а пострадавших до 8399 (-8,3%).
При этом Москва в этом году уступила Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые обслуживаются одним УГИБДД, в антирейтинге по абсолютной аварийности для одного региона. В Санкт-Петербурге аварийность выросла на 1,2%, и по итогам августа этот показатель достиг отметки в 7548 ДТП.
Помимо столицы, положительная динамика также отмечается и в Подмосковье, где количество погибших в ДТП снизилось сразу на 13,9% до 947 человек. Кроме того, существенный прогресс в плане безопасности движения достигнут в Карелии, Свердловской и Тюменских областях, где улучшение всех основных показателей в процентном соотношении измеряется двузначными числами.
Ухудшилась ситуация с аварийностью на дорогах во многих регионах Северного Кавказа. В крупном Пермском крае число аварий выросло сразу на 49,2% — до 3472 ДТП. При этом число погибших в них осталось на прошлогоднем уровне, а раненых выросло на 54,7%. Существенно ухудшилось положение с безопасностью на дорогах Якутии и Тывы.
«Чтобы статистика каждый год не колебалась на 1-2% туда-сюда, нужно идти на радикальные меры и полностью менять всю систему обеспечения безопасности на дорогах, - считает экс-депутата Госдумы, лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. – Иначе мы так и будем высчитывать доли процентов, а люди как гибли и калечились в массовом порядке, так и будут».
Эксперт считает, что дорожную полицию нужно очистить от коррупции и перенацелить на профилактику аварийности, а также предпринять шаги, с целью сделать медицинскую помощь пострадавшим в авариях более оперативной. «Тысячи погибших в авариях людей можно было бы спасти, если бы им вовремя оказали первую помощь. Это очевидный факт, с которым никто не спорит, но разве что-то в этом отношении делается? Ничего. Люди как умирали, так и продолжают умирать до того, как им кто-то как-то попытался помочь», - добавил Похмелкин.
Он отметил, что в России необходимо создать новую структуру, которая бы отвечала за безопасность дорожного движения в комплексе. «Ее руководитель должен нести персональную ответственность за три показателя – общее количество ДТП, смертность в них и тяжесть последствий.
Когда в этой сфере вместо семи нянек появятся конкретные ответственные люди, появятся реальные шаги, реально влияющие на ситуацию на дорогах,
- добавил эксперт. - Это и освещение всех пешеходных переходов, установка отбойников везде, где это только возможно, обязательно требование к автокомпаниям о запрете к продаже новых машин без ABS и подушек безопасности, дальше можно продолжать и продолжать. Каждая из этих мер, которые уже давно реализованы на западе, даст несколько процентов снижения смертности и тяжких последствий в ДТП».
В связи с этим Похмелкин считает ФЦП, реализуемую ГИБДД, бесполезной. «Что-то может и делается, но миллиарды утекают, а серьезных мер, которые дали бы ощутимый эффект из года в год не наблюдаются, - отметил он. – Выделенные из бюджета деньги идут непонятно куда и кому и, на мой взгляд, тратятся абсолютно неэффективно».
По мнению политика, повышение штрафов для водителей и другие ужесточающие меры могут дать эффект только в комплексе с другими мерами. «Прежде всего, это неотвратимость наказания, - пояснил он. – У нас каждый второй откупается – деньгами, корочками, статусом – и в этой ситуации повышение штрафов у остальных водителей вызывает лишь чувство негодования и недоверия в отношении государства».
Анатолий КАРАВАЕВ. «Gazeta.ru», 10 сентября 2013 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)