Rambler's Top100

№ 561 - 562
1 июля - 18 августа 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Десять актуальных вопросов о сельской России. Ответы географа

Человек в континентальном климате: вопросы биологии

Демография и социально-экономические проблемы народонаселения

Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы

European Social Statistics 2013 Edition

По страницам журналов «Народонаселение» и «Российский медицинский журнал»

Содержание журнала «Demographic Research»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА
В 2012 ГОДУ
Тенденции и перспективы

Выпуск 34

М., Институт Гайдара, 2013, 656 страниц

http://iep.ru/ru/rossiiskaya-ekonomika-v-2012-godu-tendencii-i-perspektivy-vypusk-34.html

В 2012 г. после долгих обсуждений в России была принята "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г.". Она является второй по счету Концепцией, которая принималась в современной России. Первая - "Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации" - была датирована 2003 г. и осталась во многом документом "на бумаге" как вследствие того, что "в России строгость законов смягчается необязательностью их выполнения", так и из-за заведомой невыполнимости ряда положений и аналитической непродуманности документа.
Новая Концепция в своей обосновательной части ("Условия формирования и реализации государственной миграционной политики") самокритично перечисляет все проблемы современных миграционных процессов в России. Это и низкая привлекательность страны для постоянной миграции для иностранных граждан (кроме граждан стран СНГ), и констатация выгодности незаконной трудовой миграции объемом 3-5 млн человек для теневого сектора экономики России. В тексте признается опыт стран, проводящих активную миграционную политику, и констатируется, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения. Само признание этих фактов в официальном государственном документе заставляет считать его хотя бы сколько-нибудь реалистичным и изначально опирающимся на "ненарисованные" данные.

Стр. 371.

Однако вопросы, связанные с принятием Концепции, остались не только в силу расплывчатости некоторых формулировок. Бюрократические механизмы и правоприменение способны разрушить любой - даже самый точный и эффективный - документ. Концепция миграционной политики была подписана Президентом РФ в июне 2012 г., через два месяца был рассмотрен план мероприятий по выполнению Концепции, из которого становятся очевидными сроки представления новых миграционных законов во исполнение Концепции - это 2013 и 2014 гг. Отметим, что в плане мероприятий прописаны только сроки внесения законопроектов во исполнение Концепции в правительство и Госдуму, но не сроки их принятия. Учитывая, что документы могут находиться в Госдуме годами, а также принимая во внимание российскую любовь к изменениям в правоприменении в экстренном порядке (например, во время кризисов или в качестве "ответа" на какое-либо международное событие, как это уже было в случае с арестом российских летчиков в Таджикистане), реализация Концепции может или отложиться на неопределенный срок, или вовсе не состояться.

Стр. 372.

Одним из примеров мотивированной тяги российских властных структур к постоянным новациям являются регулярно случающиеся изменения порядка миграционного учета. Мотив - рост или хотя бы стабилизация численности населения страны, многократно заявленные в последние годы в качестве одной из центральных задач государства. В формировании прироста населения страны участвуют две составляющие - естественный и миграционный прирост/убыль. Что касается естественного прироста, то, согласно данным Росстата, за 11 месяцев 2012 г. он составил 4,6 тыс. чел. Аналогичный период 2011 г. показывал естественную убыль населения в размере 129,7 тыс. чел. Сама по себе смена знака с минуса на плюс, возникшая в результате множества факторов, заслуживает отдельного внимания. Однако вклад миграционной составляющей в общий рост численности населения был неизмеримо выше и составил 98,3% (276,2 тыс. чел.). Тем не менее доподлинно судить о размерах миграционного прироста населения страны и тем более сравнивать его с предыдущими - формально менее позитивными в смысле динамики населения - годами не представляется возможным. В 2011 г. в России в очередной раз изменился порядок статистического учета мигрантов. В соответствии с ним в учет долгосрочной миграции населения (которая и участвует в расчетах общего прироста населения) к мигрантам, зарегистрированным по месту жительства, добавились лица, зарегистрированные по месту пребывания на срок 9 месяцев и более (в предыдущие годы статистика учитывала мигрантов, зарегистрированных по месту жительства, а также по месту пребывания на срок более 12 месяцев*) Методологические различия, по-видимому, связаны с тем, что в течение 90 дней (т.е. тех самых 3 месяцев, "недостающих" до одного года) мигранты могут находиться без регистрации по месту пребывания в жилом помещении**, и в итоге их пребывание длится в течение года, что соответствует международным рекомендациям по учету долговременных мигрантов. С одной стороны, логика этих изменений конъюнктурна: наконец-то найден механизм демонстрации того, что население России не сокращается или даже растет. С другой стороны, увеличение учитываемой статистикой миграции хотя бы некоторым образом приближает ее к реальным цифрам, озвучиваемым оценочно исследователями.

* А еще ранее к мигрантам, формирующим миграционный прирост России, относились только зарегистрированные по месту жительства, а зарегистрированные по месту пребывания - на любой срок - не считались в миграционном приросте.
** Хотя в Федеральный закон № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" изменений не последовало.

Стр. 374.

В обзоре содержится подробный анализ основных тенденций в российской экономике в 2012 г. В работе 6 крупных разделов, посвященных отдельным аспектам развития экономики России: социально-политический контекст; денежно-кредитная и бюджетная сферы; финансовые рынки; реальный сектор экономики; социальная сфера; институциональные проблемы. Работа выполнена на большом массиве статистической информации, на основе которой осуществлены оригинальные расчеты и многочисленные графические иллюстрации.

Содержание

Раздел 1. Социально-политический контекст

1.1. Экономическая политика 2012 г.: между модернизацией и застоем
1.1.1.Некоторые глобальные тенденции
1.1.2.Экономическая политика России в поисках стабильности
1.1.3.Приоритеты среднесрочной экономической политики

Раздел 2. Денежно-кредитная и бюджетная сферы

2.1.Денежно-кредитная политика
2.1.1.Денежный рынок
2.1.2.Инфляционные процессы
2.1.3.Основные мероприятия в области денежно-кредитной политики
2.1.4.Платежный баланс и обменный курс рубля
2.2.Государственный бюджет
2.2.1.Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации
2.2.2.Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ
2.2.3.Расходы бюджетной системы
2.2.4.Анализ основных параметров федерального бюджета РФ в 2012 г. и на период 2013-2015 гг.
2.2.5.Перспективы бюджетно-налоговой политики государства
2.3.Межбюджетные отношения и субнациональные финансы
2.3.1.Субнациональные бюджеты в 2012 г.
2.3.2.Финансовая помощь из федерального бюджета
2.3.3.Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2.3.4.Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период до 2014 и 2015 годов" в части выделения межбюджетных трансфертов другим уровням бюджетной системы

Раздел 3. Финансовые рынки и финансовые институты

3.1.Восстановление российского финансового рынка после кризиса
3.2.Рынок акций российских компаний
3.2.1.Зависимость от глобальной конъюнктуры цен
3.2.2.Приток/отток иностранных портфельных инвестиций
3.2.3.Валютные курсы
3.2.4.Конкуренция на внутреннем рынке акций
3.2.5.Предварительные итоги объединения бирж РТС и ММВБ
3.2.6.Новая модель регулирования на финансовом рынке
3.3.Финансовые институты в поиске новых идей роста
3.3.1.Ограничения carry trading и рост финансового рычага
3.3.2.Ликвидность и текущая стабильность банковской системы
3.3.3.Рост кредитования
3.4.Рынок рублевых облигаций
3.4.1.Рынок государственных ценных бумаг
3.4.2.Состояние рынка корпоративных облигаций
3.4.3.Конкуренция на рынке корпоративных и региональных облигаций
3.5.Анализ рисков на финансовом рынке
3.5.1. Остановка роста рынка акций из-за ценового фактора
3.5.2.Риски оттока иностранного капитала
3.5.3.Риски девальвации рубля в среднесрочной перспективе
3.5.4.Риски внешнего долга банков и нефинансового бизнеса
3.5.5.Риски carry trading
3.5.6.Операционные риски фондового и срочного рынков
3.5.7.Риски сделок РЕПО
3.5.8.Проблемы реализации политики развития финансового рынка
3.6.Проблемы привлечения консервативных институциональных инвесторов
3.7.Роль фондового рынка в модернизации экономики
3.7.1.Вклад рынка корпоративных облигаций в рост реального капитала
3.7.2.Влияние IРО акций на экономику
3.8.Развитие системы внутренних сбережений
3.9."Провалы" рынка и государства на финансовом рынке
3.10.Российский банковский сектор
3.10.1.Основные тенденции
3.10.2.Розничный сегмент банковских операций
3.10.3.Взаимодействие банков с корпоративными клиентами
3.10.4.Иностранные операции банковского сектора
3.10.5.Увеличение государственного влияния на банковский сектор
3.10.6.Регулирование банковской деятельности
3.10.7.Перспективы развития банковского сектора в 2013 г.
3.11.Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований
3.11.1.Динамика рынка
3.11.2.Структура накопленного долга
3.11.3.Динамика и структура заимствований

Раздел 4. Реальный сектор экономики

4.1.Макроструктура производства
4.1.1.Посткризисная динамика российской экономики
4.1.2.Основные характеристики использования ВВП
4.1.3.Изменение структуры формирования ВВП по источникам доходов
4.1.4.Динамика и структура производства по видам экономической деятельности
4.2.Российские промышленные предприятия в 2012 г.
4.2.1.Российская промышленность втягивается во вторую волну кризиса?
4.2.2.Динамика основных показателей российской промышленности
4.2.3.Кредитование российской промышленности
4.2.4.Кадровые проблемы российской промышленности
4.2.5.Последствия кадрового голода в российской промышленности
4.2.6.Оценка эффективности антикризисных мер правительства
4.2.7.Антикризисный пакет предприятий российской промышленности
4.3.Инвестиционная деятельность
4.3.1.Внутренние отечественные инвестиции в основной капитал
4.3.2.Иностранные инвестиции
4.4.Нефтегазовый сектор
4.4.1. Динамика мировых цен на нефть и газ
4.4.2.Динамика и структура производства в нефтегазовом секторе
4.4.3.Динамика и структура экспорта нефти и газа
4.4.4.Динамика цен на энергетические товары на внутреннем рынке
4.4.5.Налоговое регулирование нефтегазовой отрасли
4.5.Сельское хозяйство и аграрная политика России в 2012 г.
4.5.1.Общее состояние сельского хозяйства
4.5.2.Положение на отдельных агропродовольственных рынках
4.5.3.Изменение приоритетов аграрной политики в 2012 г. и на период 2013-2020 гг.
4.5.4.Оценка последствий присоединения России к ВТО
4.5.5.Рекомендации для экономической политики
4.6.Внешняя торговля
4.6.1.Состояние мировой экономики
4.6.2.Условия российской внешней торговли: конъюнктура цен на основные товары экспорта и импорта
4.6.3.Основные показатели российской внешней торговли
4.6.4.Географическая структура российской внешней торговли
4.6.5.Регулирование российской внешней торговли

Раздел 5. Социальная сфера

5.1.Уровень жизни населения
5.1.1.Реальные доходы населения: бедность и крайняя бедность в России на основе национальной методики определения бедности
5.1.2.Уровень бедности в России по оценке международных сопоставительных методик для развивающихся стран
5.1.3.Уровень бедности в России по оценке международных сопоставительных методик для развитых стран
5.1.4.Динамика уровня потребления населения
5.2.Миграционные процессы
5.2.1.Законодательные инициативы
5.2.2.Масштабы и динамика постоянной миграции
5.2.3.Миграция со странами СНГ
5.2.4.Трудовая миграция
5.2.5.Внутрироссийская миграция
5.3.Основные тенденции развития системы образования
5.4.Состояние науки и инноваций
5.4.1.От инноваций к науке
5.4.2.Государственная программа развития науки и технологий
5.4.3.Мониторинг эффективности институтов РАН
5.4.4.Государственная поддержка науки в вузах
5.4.5.Научные кадры как центральный элемент институциональных реформ
5.4.6.Зарубежные научные фонды и международное научное сотрудничество в контексте законодательных изменений
5.4.7.Поддержка и стимулирование технологических инноваций

Раздел 6. Институциональные проблемы

6.1. Состояние государственного сектора и приватизация
6.1.1.Динамика государственного сектора в российской экономике
6.1.2.Приватизационная политика
6.1.3.Присутствие государства в экономике и структурная политика
6.1.4.Бюджетный эффект имущественной политики государства в 2000-2012 гг.
6.1.5.Новая программа управления государственным имуществом
6.2.Антимонопольная политика в России в 2011-2012 гг.: после дела "большой четверки"
6.2.1.Общая характеристика применения антимонопольного законодательства
6.2.2."Третий антимонопольный пакет законов": до и после
6.2.3.Инициативы по развитию конкуренции: попытки перехвата
6.2.4.Вызовы развитию и применению законодательства о конкуренции в России
6.3.Банкротства 2011-2012 гг.: сокращение числа банкротств, новое регулирование и законопроект о реорганизации долгов граждан
6.3.1.Динамика банкротств
6.3.2.Законодательство о банкротстве
6.3.3.Возможные новации 2013 г.: законопроект о реструктуризации долгов граждан
6.4.Российская политика по стимулированию инноваций: эволюция, достижения, проблемы и уроки
6.4.1.Введение: некоторые общие рамки формирования и оценки инновационной политики
6.4.2.Основные инструменты и этапы развития государственной политики по стимулированию инноваций в 2000-е годы
6.4.3.Особенности инструментов государственного стимулирования инноваций, их влияние на предприятия реального сектора
6.4.4.Общая оценка российской инновационной политики
6.4.5.Выводы и уроки на будущее
6.5.Рынок недвижимости Российской Федерации
6.5.1.Рынок земельных участков
6.5.2.Динамика ввода жилья
6.5.3.Цены на рынке жилья
6.5.4.Жилищное кредитование
6.5.5.Перспективы развития рынка жилья
6.6.Военная экономика и военная реформа в России
6.6.1.Военно-кадровая и социальная политика
6.6.2.Военно-техническая политика
6.6.3.Реформирование системы материального обеспечения ВС РФ
6.6.4.Военно-финансовая политика
6.7.Северный Кавказ в 2012 г.: итоги и риски
6.7.1.Инвестиционные проекты и интересы местных сообществ
6.7.2."Ренессанс" национальных движений на Северном Кавказе
6.7.3.Дагестан: динамика внутриконфессиональных отношений в исламе
6.8.Изменения законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.