В 2012 г. после долгих обсуждений в России была
принята "Концепция государственной миграционной политики
Российской Федерации на период до 2025 г.". Она является
второй по счету Концепцией, которая принималась в современной
России. Первая - "Концепция регулирования миграционных
процессов в Российской Федерации" - была датирована 2003
г. и осталась во многом документом "на бумаге" как
вследствие того, что "в России строгость законов смягчается
необязательностью их выполнения", так и из-за заведомой
невыполнимости ряда положений и аналитической непродуманности
документа.
Новая Концепция в своей обосновательной части ("Условия
формирования и реализации государственной миграционной политики")
самокритично перечисляет все проблемы современных миграционных
процессов в России. Это и низкая привлекательность страны
для постоянной миграции для иностранных граждан (кроме граждан
стран СНГ), и констатация выгодности незаконной трудовой миграции
объемом 3-5 млн человек для теневого сектора экономики России.
В тексте признается опыт стран, проводящих активную миграционную
политику, и констатируется, что миграционные процессы ускоряют
социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния
населения. Само признание этих фактов в официальном государственном
документе заставляет считать его хотя бы сколько-нибудь реалистичным
и изначально опирающимся на "ненарисованные" данные.
Стр. 371.
Однако вопросы, связанные с принятием Концепции,
остались не только в силу расплывчатости некоторых формулировок.
Бюрократические механизмы и правоприменение способны разрушить
любой - даже самый точный и эффективный - документ. Концепция
миграционной политики была подписана Президентом РФ в июне
2012 г., через два месяца был рассмотрен план мероприятий
по выполнению Концепции, из которого становятся очевидными
сроки представления новых миграционных законов во исполнение
Концепции - это 2013 и 2014 гг. Отметим, что в плане мероприятий
прописаны только сроки внесения законопроектов во исполнение
Концепции в правительство и Госдуму, но не сроки их принятия.
Учитывая, что документы могут находиться в Госдуме годами,
а также принимая во внимание российскую любовь к изменениям
в правоприменении в экстренном порядке (например, во время
кризисов или в качестве "ответа" на какое-либо международное
событие, как это уже было в случае с арестом российских летчиков
в Таджикистане), реализация Концепции может или отложиться
на неопределенный срок, или вовсе не состояться.
Стр. 372.
Одним из примеров мотивированной тяги российских
властных структур к постоянным новациям являются регулярно
случающиеся изменения порядка миграционного учета. Мотив -
рост или хотя бы стабилизация численности населения страны,
многократно заявленные в последние годы в качестве одной из
центральных задач государства. В формировании прироста населения
страны участвуют две составляющие - естественный и миграционный
прирост/убыль. Что касается естественного прироста, то, согласно
данным Росстата, за 11 месяцев 2012 г. он составил 4,6 тыс.
чел. Аналогичный период 2011 г. показывал естественную убыль
населения в размере 129,7 тыс. чел. Сама по себе смена знака
с минуса на плюс, возникшая в результате множества факторов,
заслуживает отдельного внимания. Однако вклад миграционной
составляющей в общий рост численности населения был неизмеримо
выше и составил 98,3% (276,2 тыс. чел.). Тем не менее доподлинно
судить о размерах миграционного прироста населения страны
и тем более сравнивать его с предыдущими - формально менее
позитивными в смысле динамики населения - годами не представляется
возможным. В 2011 г. в России в очередной раз изменился порядок
статистического учета мигрантов. В соответствии с ним в учет
долгосрочной миграции населения (которая и участвует в расчетах
общего прироста населения) к мигрантам, зарегистрированным
по месту жительства, добавились лица, зарегистрированные по
месту пребывания на срок 9 месяцев и более (в предыдущие годы
статистика учитывала мигрантов, зарегистрированных по месту
жительства, а также по месту пребывания на срок более 12 месяцев*)
Методологические различия, по-видимому, связаны с тем, что
в течение 90 дней (т.е. тех самых 3 месяцев, "недостающих"
до одного года) мигранты могут находиться без регистрации
по месту пребывания в жилом помещении**, и в итоге их пребывание
длится в течение года, что соответствует международным рекомендациям
по учету долговременных мигрантов. С одной стороны, логика
этих изменений конъюнктурна: наконец-то найден механизм демонстрации
того, что население России не сокращается или даже растет.
С другой стороны, увеличение учитываемой статистикой миграции
хотя бы некоторым образом приближает ее к реальным цифрам,
озвучиваемым оценочно исследователями.
* А еще ранее к мигрантам, формирующим миграционный прирост
России, относились только зарегистрированные по месту жительства,
а зарегистрированные по месту пребывания - на любой срок -
не считались в миграционном приросте.
** Хотя в Федеральный закон № 109-ФЗ "О миграционном
учете иностранных граждан и лиц без гражданства" изменений
не последовало.
Стр. 374.
|