Rambler's Top100

№ 561 - 562
1 июля - 18 августа 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Средний класс в рентоориентированной экономике: почему Москва перестала быть Россией?

Развитие социальной политики в России в 1990-2000-х годах

Свой дом или образование – о выборе приоритетов социальной политики

Гендерные аспекты занятости в Республике Молдова

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Гендерные аспекты занятости в Республике Молдова

Бучучану-Врабие М.1
(Опубликовано в книге: Демографическое развитие: вызовы глобализации. Материалы международной конференции Седьмые Валентеевские чтения. Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, 15-17 ноября 2012 г. / Под ред. В.А. Ионцева, Н.В. Зверевой, Г.Е. Ананьевой, В.П. Тышевич. М.: Макс Пресс, 2012, с. 243-251)

Развитие технологий, процессы глобализации способствовали изменению условий на рынке труда, возможности занятости, особенно для женщин. Экономический статус женщин является одним из определяющих факторов влияния не только на ее материальное положение, но и на возможности совмещения родительской и профессиональной ролей.

С конца 1999 г. Республика Молдова потеряла более 3% населения, а если учитывать население Приднестровского региона - то более 18%2. Вместе с тем, начиная с 2000 г., отмечены благоприятные демографические тенденции по увеличению доли населения трудоспособного возраста, которое к 2011 г. увеличилось на 8,2%. Однако данный рост является временным явлением, обусловленный наличием большего количества детей, рожденных в 70-х и 80-х гг. прошлого века, которые составляют трудоспособное население в настоящее время. К тому же, их влияние на рынок труда не пропорционально той доли, которую они представляют в общем количестве населения: все большее количество трудоспособного населения отсутствуют на национальном рынке труда в связи с временной миграцией на заработки за границу.

Данные национальной статистики указывают на постоянное снижение ключевых показателей экономической активности населения. В 2010 году количество экономически активного населения составляло около трети всего населения страны, что однако на 25% ниже этого показателя в 2000 г.

Хотя в рассматриваемый период не отмечены существенные различия между полами, снижение с 2005 г. количества женщин трудоспособного возраста привело к снижению доли женщин в составе экономически активного населения (49%) и незначительному перевесу мужчин (51%). Одновременно со снижением показателей занятости имеют место значительные изменения в составе занятого населения по полу, возрасту, месту проживания, видам экономической деятельности.

Согласно международной статистике3 в 2009 г. доля женщин на европейском рынке труда составляла 45%, что представляет впечатляющий рост по отношению к 70-м гг. прошлого века, когда их доля не превышала 30%. Однако, несмотря на повышение трудовой активности и роли женщин в обществе, по прежнему присутствуют различия в сфере занятости между мужчинами и женщинами.

По данным статистики в Молдове на протяжение ряда лет постоянно сохраняется более низкий уровень экономической активности женщин, нежели уровень экономической активности мужчин. В 2010 году этот показатель составил 38,6% у женщин, тогда как у мужчин - 45%4.

По сравнению с другими европейскими странами и странами СНГ5, в 2000 г. уровень экономической активности женщин в Молдове (62,8%) был ниже, чем в России, Румынии, Германии и др. но выше чем в Украине, Франции, Болгарии, Польши, Италии и других стран региона, включая страны СНГ (рис. 1). Однако к 2010 г. в стране отмечен самый низкий уровень экономической активности женщин (44,3%) по сравнению со средним уровнем экономической активности женщин по странам Центральной и Юго-Восточной Европы (не входящих в состав ЕС) и СНГ (50,4%)6.

Рисунок 1. Уровень экономической активности женщин (возраст 15-64 лет) и уровень занятости женщин (возраст 15 лет и выше) на рынке труда, по странам региона, 2000-2010 гг. (%)

Источники: По данным Международной Организации Труда http://kilm.ilo.org/KILMnet/; Global Employment Trends 2011. ILO, Geneva, 2011. http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/
—publ/documents/publication/wcms_l50440.pdf

Согласно данным международной статистики Молдова отстает и по уровню занятости женщин (35,7%) от большинства стран региона, в том числе стран СНГ (рис. 1).

Частично эти различия объясняются тем, что в других странах установлен более высокий возрастной предел для выхода на пенсию, что позволяет дольше работать, а более развитая инфраструктура социальных услуг позволяет женщинам более эффективно совмещать профессиональный и семейный статусы. Однако более существенное влияние на уровень экономической активности и занятости женщин в Молдове оказал экономический спад, отсутствие рабочих мест, особенно в сельской местности. Это генерировало процессы трудовой миграции, в том числе женщин, доля которых в общем составе мигрантов составила более 30%. Определенное значение имеют и сохраняющиеся в обществе формы латентной дискриминации женщин при приеме на работу, а также в других областях, сохранение стереотипов и предубеждений, касающихся гендерных ролей в семье и в обществе.

Наиболее выраженное снижение уровня занятости женщин в 2000- 2010 гг. отмечено для возрастной группы 25-34 года - на 36%, и для возрастной группы 55 лет и старше - более чем на 20%. Различия сохраняются на протяжении длительного периода в связи с особенностями интеграции женщин в семейную и социальную жизнь.

На повышение уровня занятости женщин в возрастных группах 35- 44/45-54 года частично повлияли такие факторы как низкий уровень доходов населения. Это мотивировало женщин, как «второго» кормильца семьи, к наибольшей занятости, ориентируя их не столько на высокий заработок, сколько на стабильное место работы, на более низкий, но постоянный заработок. Это привело к их наибольшей занятости и концентрации в формальной системе занятости, которая представляет женщинам определенный минимум социальных гарантий и льгот, но также и способствует их более полному статистическому учету.

Не смотря на то, что среди экономически активного население Молдовы уровень образования у женщин, как правило, выше, чем у мужчин, общая тенденция занятости женщин по всем уровням образования ниже чем у мужчин (рис. 2).

Рисунок 2. Уровень занятости по полу и уровню образованию, 2000 и 2010 г. (в %)

Источник: по данным Национального Бюро Статистики Республики Молдова // www.statistica.md.

В странах ЕС женщины составляли 59% (в 2006 г.) от трудового потенциала с высшим образованием занятого в экономике. В Республике Молдова в 2010 г. из общего количества женщин с высшим образованием были заняты 57%, тогда как у мужчин этот показатель составил 65,2%. Более низкий уровень занятости женщин с высшим образованием означает и более высокий уровень социальных и материальных потерь, как для общества, так и личностных потерь для населения, вложивших годы и материальные средства в обучение для получения более высокой профессиональной позиции и социального статуса.

Уровень профессиональной квалификации и занятости также имеет различия у мужчин и женщин. Из общего количества специалистов с высшей и средней профессиональной квалификацией женщины составляют 66,1% и, соответственно, 72,1%, отмечая позитивную динамику в занятости за последние 10 лет. К примеру с 2000 по 2010 г. среди занятых специалистов с высшей квалификацией доля женщин повысилась на 20%, тогда как у мужчин только на 9%.

По отраслям экономической деятельности распределение занятых по признаку пола отражают специфику конкретной отрасли, а также выявляет существенную вертикальную сегрегацию по уровню должностей, занимаемых женщинами и мужчинами, с преобладанием мужчин на руководящих и ответственных должностях. Так женщины представляют большинство в составе административного персонала (83%), работников сферы обслуживания, коммунальных и жилищных услуг (74%), но представляют меньшинство (36,%) в составе руководства органов публичного управления всех уровней.

В период 2000-2010 гг. отмечен рост диспропорции по полу среди лиц работающих по найму и самозанятых7. В отличие от рынка труда других стран, которым характерна для работников по найму большая доля занятых мужчин, в Республике Молдова наибольшая доля в работающих по найму приходится на женщин. В 2010 г. их доля составила 53%, или три четверти от всех занятых женщин.

Вместе с тем можно отметить, что в составе неоплачиваемых лиц работающих в собственном хозяйстве 2/3 составляют именно женщины. Это объясняется аграрной спецификой страны, и, следовательно, высокой долей лиц занятых в сельскохозяйственных видах деятельности в стране в целом - 1/3 от всего занятого населения, из которых каждое второе лицо трудится в собственном подсобном хозяйстве. При этом доля занятых в подсобном хозяйстве женщин выше доли мужчин: на двух работающих в личном подсобном хозяйстве мужчин приходится три женщины.

Несмотря на более высокий по сравнению с мужчинами уровень образования и профессиональной квалификации, а также законодательно утвержденный принцип равной оплаты за равный труд8, женщины в среднем зарабатывают на 24% меньше чем мужчины. Следует отметить, что в 2010 г. на уровне стран ЕС эта разница составляет 18%9, а на уровне стран членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) в среднем 16%10.

Сокращение экономической активности населения в Республике Молдова сопровождается значительным увеличением экономически неактивного населения в возрасте 15 лет и старше. Доля последнего за период 2000-2010 гг. выросла на 36%. Определяющим фактором в увеличении численности экономически неактивного населения являются все большее вовлечение населения трудоспособного возраста в миграционные процессы11.

Доля женщин в составе экономически неактивного населения на протяжении последнего десятилетия составляла более 56%. Эволюция уровня экономической неактивности женщин в Республике Молдова отличается от эволюции данного процесса других стран региона (рис. 3). Молдове присуще чрезмерное увеличение данного показателя по сравнению с другими странами. Так с 1990 по 2010 г. уровень экономической неактивности женщин в возрасте 25-34 года возрос в шесть раз (от 9,2% в 1990 г. до 51,8% в 2010 г.), а в возрастной группе 35-54 года более чем в три раза12 и Молдова лидирует по данному показателю среди сравниваемых стран (рис. 3).

Рисунок 3. Уровень экономической неактивности женщин по странам региона,
1990 г. и 2010 г. (в %)

Источник: По данным Международной Организации Труда // http://kilm.ilo.org/KILMnet/.

Самые значимые категории экономически неактивного населения существенно различаются по полу. Так домохозяйки составляют 17% (у мужчин 0,9%), пенсионеры-женщины - 38,2% (у мужчин 27%). При этом в составе домохозяек наиболее высока доля относительно молодых женщин: в возрастной группе 25-34 года она составляет 55,3%, в возрастной группе 35^4 года - 29,4%, в возрастной группе 35-44 года - более 15%.

Национальные исследования13 показали высокий уровень домашних нагрузок, которые приходятся на женщину. Так, женщины заботятся о детях в 1,9 раз чаще мужчин, в 2,2 раза больше мужчин заняты работой по дому, в 1,7 раз - уходом за пожилыми членами семьи, но, для сравнения, в 2,1 раза^ меньше чем мужчины имеют возможность для активного или культурного отдыха. К тому мужчины, даже не занятые на рынке труда, уделяют меньше времени занятию с детьми, чем занятые на рынке труда женщины.

На протяжении последнего десятилетия уровень безработицы среди женщин в стране несколько ниже, чем уровень безработицы у мужчин. К примеру, в 2010 году уровень безработицы среди женщин составил 5,7%, у мужчин - 9,1%. Отметим, что для стран Центральной и Восточной Европы14 характерна скорее обратная ситуация. В 2010 году для стран ЕС отмечен почти равный уровень безработицы среди мужчин и женщин - около 10% для каждого пола.

Необходимо отметить, что в Республике Молдова данные об уровне зарегистрированной безработицы, представляемые Национальным агентством занятости населения (НАЗН) и незарегистрированной, исчисляемой по методологии Международного Бюро Труда (МБТ), существенно отличаются. В период 2000-2010 гг. ежегодные данные об уровне безработицы по методологии МБТ в среднем были в четыре раза выше данных представленных НАЗН. При этом анализ данных исчисленных по методологии МБТ, в отличие от данных предоставляемых НАЗН, указывает на явный «мужской профиль» безработицы в стране. Среди зарегистрированных безработных в 2010 г. основную долю составляют женщины, также как и основную долю получателей пособия по безработице - 54%15.

Рисунок 4. Уровень безработицы среди мужчин и женщин по странам региона (в %)

* для 2000 года указанные значения с 2001 года ** для 2010 года указанные значения с 2008 года

Источник: http://kilm.ilo.org/KILMnet/; http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/employment_unemployment_lfs/data/database

Распределение безработных по уровню образования выявляет существенную разницу между мужчинами и женщинами. Среди безработных женщин чаще встречаются безработные с высшим уровнем образованием. В период 2000-2010 гг. их доля выросла в 2,3 раза, составив в 2010 г. 26,4%, и была в 1,7 раза выше, чем доля лиц с высшим образованием в составе зарегистрированных безработных мужчин.

При рассмотрении зарегистрированной безработицы выделяется еще одна её «женская» особенность - длительность периода пребывания в статусе безработного и поиска работы. В среднем, доля женщин, которые находятся в длительном или очень длительном периоде поиска работы (в связи с отсутствием рабочих мест, отказе в приеме на работу из-за предвзятого мнения или стереотипов и др.) в 1,3 раза выше, чем мужчин. Длительная безработица существенно влияет на качество человеческого потенциала, приводит к существенным издержкам для семьи, к материальным потерям. Необходимо отметить, однако, что хотя безработица затрагивает оба пола, ее последствия для женщин и мужчин различны.

Исследования показали16, что длительность периода поиска работы и трудоустройства способствует изоляции и социального исключения женщин, отрицательно сказывается на их статусе.

Интеграция женщин в рынок труда является важным фактором, который непосредственно способствует сокращению масштабов нищеты среди женщин, но и содействует росту семейных доходов и семьи и страны в целом. Вместе с тем экономическая активность женщин способствует улучшение ее образа в обществе, ее самоутверждению, росту активности в других областях общественно - политической жизни.

Существующий дисбаланс в осуществлении женщиной родительских обязанностей и профессиональной занятости, отсутствие справедливой политики занятости делают ее уязвимой при возвращении на рынок труда после перерывов связанных с уходом за членами семьи. Хотя в некоторых случаях закон17 предусматривает дополнительные гарантии при приеме на работу беременных женщин и лиц (независимо от пола), занятых уходом за детьми не достигших возраста 6 лет, ряд национальных исследований показали несоответствие практики законодательным предписаниям. Создалась ситуация при которой принцип равного права на доступ к рынку труда закрепленный законодательно, на практике органичен субъективным отношением к женщине репродуктивного возраста, препятствуя ей в реализации самого права на труд. Согласно исследованиям18, более четверти женщин репродуктивного возраста показали, что им хотя бы один раз отказали в приеме на работу по причине беременности или из-за наличия маленьких детей, а более 15% опрошенных женщин показали, что они были уволены с работы, учитывая эти мотивы.

Международные исследования подтверждают, что вопросы неравенства мужчин и женщин в вопросах занятости, положения на рынке труда являются актуальными во всем мире19. Императивность устранения неравенства по полу и предоставление женщине равного статуса на рынке труда, является не только правильной, но и разумной альтернативой для обеспечения устойчивого социального и экономического развития.

Женщины сталкиваются с рядом ограничений в доступе к рынку труда, выбору профессии, виду экономической деятельности, виду деятельности к которому стремятся. Для разработки мер направленных на снятие ограничений и способствование развитию экономического потенциала женщины необходимы комплексные политики позволяющие женщине лучшее совмещение работы, личной и семейной жизни; наиболее полного использования трудового потенциала женщины путем расширения комплекса социальных услуг, предоставляемых в помощь женщине, экономической заинтересованности работодателя в предоставлении и использовании программ для лиц (независимо от их пола), имеющих детей; другие меры способствующие восстановлению равновесия между полами по уровню образования и занятости лиц, с учетом уровня образования и др.


1 Республика Молдова, г. Кишинев.
2 Расчеты выполнены на основании данных НБС о средней численности постоянного населения.
3 http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=LFS_SEXAGE_I_R
4 Рабочая сила Республики Молдова. Занятость и безработица. НБС, Кишинев, 2011.
5 По данным Международной Организации Труда //http://kilm.ilo.org/KILMnet/.
6 Global Employment Trends 2011. ILO, Geneva, 2011.
7 К ним относятся и лица, работающие в собственном хозяйстве.
8 Статья 128 (2) Кодекса Законов о труде Республики Молдова, согласно которой при определении уровня заработной платы не допускается дискриминация работников по полу.
9 http://rn.rfi.ro/articol/stiri/societate/una-cinci-femei-ue-traieste-saracie.
10 Doing Better for Families. OECD, 2011.
11 Мигранты согласно классификации НБС РМ относятся к неактивному, с экономической точки зрения населению.
12 По данным Международной Организации Труда // http://kilm.ilo.org/KILMnet.
13 Approaches to social exclusion in the Republic of Moldova. Methodological and analytical aspects. NBS, Chisinau, 2010.
14 По данным Евростата // http://epp.eurostat.ec.europa.eu.
15 Рабочая сила Республики Молдова. Занятость и безработица. НБС, Кишинев, 2011.
16 Approaches to social exclusion in the Republic of Moldova. Methodological and analytical aspects. NBS, Chisinau, 2010.
17 Трудовой кодекс, Закон №154-XV от 28 марта 2003 года статья 247.
18 Гагауз О., Бучучану-Врабие М. Родительская & профессиональная роль: возможности совмещения для современной женщины. Кишинев, 2011.
19 Global Employment Trends for Women. International Labour Office - Geneva, 2009.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.