Rambler's Top100

№ 557 - 558
3 - 16 июня 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Московская идентичность и идентичность москвичей

Российский город в условиях капитализма: социальная трансформация внутригородского пространства

Социальная сегрегация и поляризация

Две Москвы: мировоззрение москвичей и дифференциация городского пространства

Московская стратагема

Факторы демографического развития городов Индии

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Факторы демографического развития городов Индии

Дмитриев Р.В.1
(Опубликовано в: Демографические аспекты социально-экономического развития: Сборник статей / Под ред. М.Б. Денисенко. М.: МАКС Пресс, 2012. с. 279-301)

Городское население может увеличиваться в общем случае за счет роста значений трех компонентов: а) естественного прироста; б) миграционного прироста; в) количества городов и площади, занимаемой городами. Соотношение этих компонентов изменялось на протяжении всей истории независимой Индии незначительно: в разные периоды, начиная с первой переписи 1951 г. и по настоящее время, прирост населения городов на 50-65% определялся превышением рождаемости над смертностью2; вклад миграционного прироста и увеличения количества городов в прирост городского населения был примерно одинаков (с некоторым преобладанием первого компонента) и колебался в пределах 17-29%.

Таблица 1. Вклад различных компонентов в прирост населения городов

 

Естественный прирост, %

Миграционный прирост, %

Административные изменения, %

1991-2001 гг.

59,4

21,0

19,6

1981-1991 гг.

61,3

21,7

17,0

Составлено и cкорректировано автором по материалам [Bhagat R.B. Urban Growth by City and Town Size in India. – Mumbai: International Institute for Population Size, 2005, Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012)]

Необходимо отметить, что наибольший вклад в увеличение численности населения Индии, еще не завершившей демографический переход, вносит естественный прирост (табл. 1). Подобная ситуация характерна как для сельской местности страны, так и для ее городов. Однако, как и следовало ожидать, в городах основных двигателях экономической и культурной жизни страны социальные процессы имеют большую интенсивность, чем в селах. При сопоставлении данных рис. 1 и 2 видно, что если в «городской» Индии с середины 80-х гг. XX в. уже началась вторая стадия демографического перехода, то «сельская» Индия отстает от «городской» по крайней мере на десятилетие. Действительно, более быстрое снижение общего коэффициента рождаемости по сравнению с общим коэффициентом смертности является устойчиво характерным для сел страны лишь с 1995 г. Таким образом, по мере перехода к последующим стадиям демографического перехода значения коэффициента естественного прироста населения будут все более уменьшаться вследствие снижения значений коэффициента смертности и еще более быстрого снижения значений коэффициента рождаемости.

Рисунок 1. Изменение значений общих коэффициентов рождаемости и смертности в городах Индии в 1972-2009 гг.

Составлено автором по материалам [Databook for use of Deputy Chairman, Planning Commission. 2011, November 1. P. 112. URL: http://planningcommission.nic.in/data/datatable/0211/Databook_comp.pdf (дата обращения: 18.11.2011); Shinoda T. Morphology of India’s Urbanization // The Developing Economies. 1996. Vol. 34, Iss. 4. – P. 520-549]

Доля естественного прироста в структуре общего прироста населения городов будет все более уступать доле механического движения, которое при завершении демографического перехода и установлении современного типа воспроизводства населения и станет, в конечном счете, определять характер роста городов Индии.

Рисунок 2. Изменение значений общих коэффициентов рождаемости и смертности в селах Индии в 1972-2009 гг.

Составлено автором по материалам [Databook for use of Deputy Chairman, Planning Commission. 2011, November 1. P. 112. URL: http://planningcommission.nic.in/data/datatable/0211/Databook_comp.pdf (дата обращения: 18.11.2011); Shinoda T. Morphology of India’s Urbanization // The Developing Economies. 1996. Vol. 34, Iss. 4. – P. 520-549]

Вторая фаза демографического перехода в городах определила закономерное замедление здесь темпов естественного прироста. Практически правильная форма пирамиды в 2001 г. свидетельствует о прогрессивной возрастной структуре населения, которая, тем не менее, имеет явную тенденцию к стационарности (см. рис. 3).

Рисунок 3. Половозрастная пирамида городов Индии в 2001 и 2007 гг.

Составлено автором по материалам [Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012); Mari Bhat P.N. Indian Demographic Scenario, 2025. – Delhi: Population Research Centre, Institute of Economic Growth, 2001]

Однако такая картина является характерна прежде всего для более развитого в экономическом отношении Юга Индии (штаты Керала, Тамилнад, Андхра-Прадеш и Карнатака). По прогнозам, половозрастная пирамида городов этого региона к 2025 г. будет иметь форму колокола3, что свидетельствует о еще большем снижении темпов прироста населения: Юг в конце первой четверти XXI в. перейдет к следующей фазе демографического перехода, характеризующейся повышением общего коэффициента смертности. В городах Севера (штаты Бихар, Джаркханд, Орисса, Чхаттисгарх, Мадхья-Прадеш, Раджастхан, Уттар-Прадеш, Уттаракханд)4, где организация семьи носит патрилокальный характер (женщина проживает в семье своего мужа, часто изолированно от родителей, её социальный статус принижен), максимизация рождаемости в семьях все еще будет являться экономически целесообразной.

Именно эти штаты в настоящее время характеризуются наименьшими значениями уровня урбанизированности. Более высокую рождаемость в городах Севера по сравнению с индийским Югом можно объяснить также более высокой долей мусульман в религиозной структуре населения городов (21,5% на Севере против 16,6% на Юге): адепты ислама – второй по численности верующих конфессии Индии – в целом являются «более городскими» жителями, чем индуисты, и имеют гораздо большие значения коэффициентов рождаемости (табл. 2).

Таблица 2. Количественные характеристики адептов крупнейших по численности религий Индии, 2001 г.

 

Индуисты

Мусульмане

Христиане

Сикхи

Доля в населении страны, % (1991)

82,30

11,75

2,44

1,92

Доля в населении страны, %

81,53

12,61

2,32

1,94

Уровень урбанизации, %

26,1

35,7

34,0

26,6

Доля лиц в возрасте до 5 лет, %

11,1

16,1

11,2

11,2

Суммарный коэффициент рождаемости

2,8

3,6

2,4

2,3

Возрастной коэффициент смертности в городах (до 5 лет), ‰

70

70

57

63

Составлено автором по материалам [Banthia J.K. The First Report on Religion Data. Census of India 2001. – New Delhi, 2004; Social, Economic and Educational Status of the Muslim Community of India. Prime Minister’s High Level Committee. Government of India, 2006]

Таким образом, за период с 1991 по 2001 гг. доля в населении страны лишь адептов одной религии – ислама – существенно возросла. Мусульмане, в целом, имеют более высокие значения уровня урбанизированности не только в целом по стране, но и в отдельных штатах; лишь штаты Западная Бенгалия, Керала, Ассам, Джамму и Кашмир и Харьяна не подчиняются установленной закономерности5. Керала, Ассам и Харьяна являются сельскохозяйственными штатами с традиционно высокой долей жителей сельской местности; в Джамму и Кашмире мусульмане составляют большинство населения штата (как в городах, так и в сельской местности), в связи с чем они более или менее равномерно расселены по поселениям разного типа; мигранты-мусульмане из Бангладеш оседают в основном в сельской местности традиционно индуистской Западной Бенгалии6.

Относительно низкие значения коэффициентов рождаемости и смертности у христиан и сикхов свидетельствуют о гораздо более глубоком развитии процессов демографического перехода с возможным установлением в воспроизводстве их населения современного типа. Однако это, являясь своеобразным положительным моментом в экономическом развитии населенных христианами и сикхами регионов страны, одновременно способствует снижению их доли в общей численности населения – прежде всего за счет интенсивного роста численности мусульман, общины которых находятся преимущественно на более ранних этапах демографического перехода. Последние увеличивают свою долю не только в городах «своего» штата Джамму и Кашмир, но и в населенных преимущественно христианами городах штатов Манипур, Нагаленд, Мизорам, а также в большинстве городов индуистских штатов Севера страны. Для Юга данная картина менее характерна, однако и здесь мусульмане (особенно в городах штатов Карнатака и Керала) медленно, но верно увеличивают свою долю в численности как городского, так и сельского населения административно-территориальных образований.

В связи с этим переход от прогрессивной к стационарной возрастной структуре населения (как в городах, так и в сельской местности) наступит на Севере не раньше второй половины XXI в. Уже сейчас в крупных городах Юга Индии доля естественного прироста в структуре общего прироста населения является крайне невысокой. В Бангалоре (штат Карнатака) она не достигает и 20%; почти на 50% рост населения здесь осуществляется за счет миграций7. Таким образом, высокая доля естественного прироста в общем приросте населения городов Индии будет все в большей степени поддерживаться именно за счет высокой рождаемости в штатах Севера. Тем не менее, начиная с 2005 г., суммарный коэффициент рождаемости в «городской» Индии находится ниже уровня простого воспроизводства населения – 2,1 ребенка на одну женщину. Однако людность городов все равно продолжает увеличиваться, причем именно за счет, в большинстве своем, естественного прироста. Подобное противоречие, тем не менее, легко объяснимо: в данном случае имеет место запаздывание снижения людности вследствие достаточно высокой доли в возрастной структуре населения людей молодых возрастов. При этом, учитывая данные рис. 3, мы можем ожидать увеличение численности городского населения страны как минимум еще на протяжении четверти века. Однако и потом, когда повысится роль миграционной составляющей в увеличении городского населения, последнее будет расти, однако уже не за счет естественного прироста.

Рождаемость в общем случае зависит не только от возрастной, но и от половой структуры населения. Для Индии показатель количества женщин, приходящихся на 1000 мужчин в городах, является одним из самых низких в мире – 9268. В свою очередь на каждую 1000 женщин в городах Севера в 2001 г. приходилось около 35 рождений за год, а в городах Юга – 219. Таким образом, женщины Севера рожают в среднем в 1,5-2 раза больше, чем на Юге. Это незамедлительно сказывается и на продолжительности их жизни: женщины на Юге живут на 9-10 лет дольше. Частые роды, плохое здоровье, невысокое качество медицинского обслуживания, низкий социальный статус, нежелание иметь дочерей, которые в индийских семьях считаются обузой,– все это приведет к еще большему снижению численности женского населения относительно мужского в городах (и в сельской местности) на Севере страны. Меньшее количество женщин прежде всего в дающих максимальный прирост беднейших слоях населения – следовательно, меньшее количество рождающихся детей и еще большее, чем сейчас, обострение социальных противоречий в индийском обществе: такую цену придется заплатить городам Севера за возможность наступления третьей фазы демографического перехода во второй половине XXI в.

Вторым компонентом, определяющим рост населения городов, является сальдо миграции. Осуществление акта миграции в общем случае определяется внутренними и внешними по отношению к мигранту причинами, которые представляют собой 2 группы факторов (соответственно субъективные и объективные), побуждающих человека к миграции10. В этой связи нельзя не согласиться с классиком отечественной географии населения Б.С. Хоревым, утверждавшим, что комплекс причин, побуждающих человека к миграции, обусловливается и территориальными различиями в уровне жизни населения, и потребностями личности11. В большинстве случаев местом реализации потребностей человека становится город. Такая ситуация характерна, в основном, для развивающихся стран, где различия между городом и сельской местностью как в экономическом, так и социальном плане проявляются наиболее ярко (и Индия здесь не является исключением). Именно в городе вследствие крайне высокого здесь уровня концентрации промышленности и торговли человек может рассчитывать на достаточно высокую заработную плату, получение качественного образования, возможность пользоваться культурными развлечениями и т.п.

Даже несмотря на тот факт, что в конце XX в., в города Индии из каждых трех мигрантов приезжал лишь один12, интенсивность подобных потоков исключительно велика. 3,5 млн мигрантов, приезжающих ежегодно в города (в основном с численностью населения более 100 тыс чел.)13, зачастую пополняют отнюдь не население этих городов, а население огромных по своей площади кварталов трущоб, юридически располагающихся за городской чертой.

Тем не менее, интенсивность миграционных потоков в города отнюдь не ослабевает. В данном случае она определяется совокупным действием  «фактора привлекательности» (определяется силой притяжения города, т.е. уровнем его привлекательности для потенциальных мигрантов) и «фактора выталкивания» (определяется силой выталкивания потенциальных мигрантов из сельской местности, т.е. уровнем удовлетворения потребностей людей, ее населяющих)14. При этом малоквалифицированные мигранты имеют очень мало шансов на получение хорошо оплачиваемой работы, квалифицированной медицинской помощи и прочих благ цивилизации, которые потенциально могут предоставить им города. Многие из мигрантов, не достигнув поставленных целей, покидают новое место жительства вследствие действия «фактора отталкивания», направленного в противоположную от городов сторону.

Однако не все мигранты, перемещение которых направлено в сторону городов, фактически увеличивают численность городского населения. Лишь 60% мигрантов, которые при проведении переписи населения 2001 г. назвали себя жителями городов (55% в 1991 г.), приехали из сельской местности15. 2/3 из них, или 40%, приезжают из сел «своего» штата (в 1991 г. – 53,5%) и лишь 1/3, или 20% – из сел, административно относящихся к другим штатам страны (в 1991 г. – 1,5%). Обращает на себя внимание существенное повышение доли межштатовых мигрантов в системе «село-город» за последнее десятилетие XX в. по сравнению с временным интервалом 1981-1991 гг., однако географически подвижность населения Индии является довольно низкой. Этому способствуют, в первую очередь, социальные причины, главной из которых является кастовое расслоение индийского общества. Согласно господствующим среди индуистов представлениям, жизнь любого из них должна проходить среди представителей его касты; осуществление межкастовых браков крайне затруднительно, каждая каста занимается тем видом деятельности, который предписан ей существующими традициями. Еще одной причиной этого является крайне низкая степень одного из основных определителей миграционного процесса вообще приживаемости мигрантов, относящихся к текучему слою новоселов. В Индии каждый третий мигрант, проживший на новом месте менее 5 лет, уезжает (на старое или более выгодное для него с экономической и социальной точек зрения место жительства)16.

Для того чтобы оценить подвижность населения и его предпочтения в выборе предстоящего места жительства, необходимо проанализировать те причины, которые побуждают (или побуждали) ту или иную группу населения Индии к совершению акта миграции. Если в общей совокупности мигрантов, выбравших город в качестве своего места жительства в 1991-2001 гг., численно несколько преобладают женщины (51% против 49% мужчин), то при анализе географического распределения мигрантов по месту выбывания данное соотношение изменяется17. При этом наблюдается следующая закономерность: чем ближе населенный пункт, выбранный в качестве предстоящего места жительства, к району выбытия потенциального мигранта, тем большую долю в структуре мигрантов имеют женщины. То есть мужчины Индии при прочих равных условиях готовы ехать в города и из других штатов, в то время как женщины предпочитают осуществлять переезд в основном в границах своего штата. В зависимости от пола мигранта изменяется и характер причин, побудивших к смене места жительства: если для мужчин в качестве основного стимула выступает поиск работы, способной обеспечить его семью средствами к существованию, то для женщин на первый план выдвигаются социальные причины – заключение брака и переезд с семьей18. При этом данная закономерность в Индии не зависит от людности города, в который приезжают мигранты; хотя некоторая корелляция между причинами переезда у мужчин и людностью города существует: чем больше людность города, тем для большего количества мужчин поиск работы выдвигается на первый план. Таким образом, именно в городах с людностью более 100 тыс. чел общеиндийские закономерности проявляются в наиболее яркой степени.

Макроцефальность городов Индии отражается и в распределении мигрантов, приезжающих в города в зависимости от людности последних. Так, 6 крупнейших в 2001 г. по численности населения агломераций Индии, в которых проживало 21,1% всего городского населения страны19, принимали в среднем 19,5% всех мигрантов, направляющихся в города (табл. 3). Обращает на себя внимание низкая доля мигрантов, приезжающих в Колкату, и высокая – приезжающих в Бангалор. Колката, известная как «старый» центр притяжения мигрантов, фактически исчерпала свои ресурсы, связанные с возможностью приема очередных миграционных потоков, интенсивность миграций из соседней Бангладеш резко упала. Бангалор, являясь центром индийской «силиконовой долины», притягивает ищущих работу мигрантов в гораздо большей степени, чем лидер по численности населения Юга в 2001 г. – Ченнаи. Крупнейшая по численности населения агломерация Индии – Большой Мумбаи – принимает мигрантов в основном из других штатов, в то время как все остальные агломерации (за исключением занимающего особое положение Большого Дели) – в основном из «своего штата». Объяснение подобной закономерности для небольшого по площади по сравнению с другими административно-территориальными единицами Дели не представляет трудностей, поскольку почти все население национальной столичной территории является городским. Выявление причин, определяющих соотношение между приезжающими мигрантами, для Большого Мумбаи требует более детального анализа:

Таблица 3. Характер миграций в агломерации Индии людностью более 5 млн человек за период 1991-2001 гг.

Агломерация

Мигранты «село-город» («город-город»), млн чел

Доля мигрантов в общем потоке мигрантов в города страны, %

Мигранты, %

Из «своего» штата

Из других штатов

Б. Мумбаи

1,68 (0,73)

6,8

35,6

63,1

Б. Колката

0,50 (0,22)

2,2

57,2

36,1

Б. Дели

1,36 (0,64)

5,8

3,7

94,1

Б. Ченнаи

0,21 (0,19)

1,2

76,9

21,8

Большой Хайдарабад

0,29 (0,18)

1,4

81,8

17,7

Б. Бангалор

0,37 (0,35)

2,1

52,8

46,4

Составлено автором по [Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012); Neekhra V., Onishi T., Kidokoro T. Poor migrants in Urban Areas – Impacts and Issues in Developing Nations. The University of Tokyo, 2006]

Таким образом, для Большого Мумбаи характерна следующая закономерность (табл. 4): чем более близкую во временном отношении к переписи 2001 г. категорию мигрантов мы будем анализировать, тем меньшую долю в этой категории будут составлять мужчины (для Дели наблюдается абсолютно обратная картина). Поскольку для мужчин, как было показано, основной причиной миграции в города является поиск работы, следовательно, вполне правомерен следующий вывод: Мумбаи теряет привлекательность в экономическом отношении для потенциальных мигрантов и сдает  свои до недавнего времени лидирующие позиции в стране (по крайней мере, по отношению к своему ближайшему конкуренту – Дели). Поскольку для обеих агломераций в структуре иммиграционных потоков характерно преобладание мигрантов из других административных единиц, а не из тех, в которых они располагаются, то весьма реалистичным выглядит следующий прогноз развития: темпы экономического развития Мумбаи будут замедляться по отношению к своему «конкуренту»; для Мумбаи период особенно интенсивного роста (во всех отношениях) подходит к своему завершению, именно для Дели проблема регулирования миграционных потоков в будущем будет являться особенно острой.

Таблица 4. Распределение иммигрантов в зависимости от пола и времени вселения в агломерации Мумбаи и Дели в 2001 г., %

 

Большой Мумбаи

Большой Дели

Время вселения

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Менее 1 года

50,7

49,3

60,0

40,0

От 1 до 4 лет

55,8

44,2

57,5

42,5

От 5 до 9 лет

60,7

39,3

55,7

44,3

Рассчитано и составлено автором по материалам: [Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012); Mukherji S. Low quality migration in India: the Phenomena of Distressed Migration and Acute Urban Decay. 24th IUSSP Conference. – Salvador, 2001]

Характер миграций в агломерации Юга Индии существенно отличается от такового в Мумбаи, Дели и Колкату: в условиях постепенной смены второй стадии демографического перехода третьей и дальнейшего формирования опорного каркаса расселения на Юге соотношение между мигрантами из сел и городов все более снижается, приближаясь к показателю, равному 1. «Фактор выталкивания» из сельской местности Севера и «фактор привлекательности» Мумбаи, Дели и Колкаты все еще оказываются сильнее «фактора отталкивания» этими агломерациями прибывающих мигрантов. При этом функциональное развитие этих агломераций в какой-то мере препятствует снижению миграционных потоков, направленных в их сторону. Ведь чем более отличны по условиям жизни город и сельская местность, тем выше количество ищущих в городах «лучшей доли» бедняков из сельской местности. В связи с этим попытка искусственного снижения миграций типа «село-город» явно не будет иметь успеха, а, скорее, приведет лишь к возрастанию уровня социальной нестабильности. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением аналитиков ООН, заявляющих, что лишь нивелирование различий в уровнях жизни в городе и сельской местности может способствовать снижению ожидающего развивающиеся страны в скором времени лавинообразного потока мигрантов в города20.

Тем не менее, при огромных абсолютных значениях, за двадцатилетний период, прошедший между переписями населения 1981 и 2001 гг., наблюдалось неуклонное снижение относительных значений вклада миграционного (на 0,7%) и особенно естественного прироста (почти на 2%) в общий прирост численности населения городов Индии. При этом все больше новых городов стали в конце XX – начале XXI вв. центрами притяжения мигрантов, которые, в свою очередь, обеспечивают повышение их естественного прироста. За период, прошедший между переписями 1981 и 2001 гг., в Индии возникли почти 2 тысячи новых городов21, концентрирующих в себе, однако, лишь 5% городского населения. Наибольший вклад в этот прирост внесли штаты, центры которых являются крупнейшими по численности городами страны – Западная Бенгалия, Махараштра, Тамилнад, Карнатака, Андхра-Прадеш22. Таким образом, меры Правительства, направленные на «разгрузку» центров этих штатов можно считать успешными. Косвенным подтверждением этого является и резкое увеличение числа городов страны за первое десятилетие XXI в.: административный прирост составил более 2800 единиц, что почти в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих десятилетия23. Однако движение упомянутых штатов по пути изменения количества городов на своей территории за последнее десятилетие XX в. было разнонаправленным. При этом Андхра-Прадеш, Карнатака, Тамилнад и Западная Бенгалия являются лидерами по разнице между количеством упраздненных и созданных городов. В этот список также входят штаты Керала и Гуджарат. Примечательно, что в группу тех административно-территориальных единиц Индии, которые потеряли за последнее десятилетие XXI в. наибольшее количество городов (в сравнении с количеством приобретенных) вошли все штаты более развитого как в социально-экономическом, так и в демографическом отношении Юга Индии (табл. 5). Вероятно, причиной этого является включение более мелких населенных пунктов в зоны влияния более крупных.

Таблица 5. Изменения в количестве городов некоторых штатов Индии в 1991-2001 гг.

Штат

Разница в количестве созданных и упраздненных городов, 1991-2001

Уровень урбанизации, 2001

Карнатака

-54

33,98

Андхра-Прадеш

-54

27,08

Гуджарат

-42

37,35

Керала

-39

25,97

Тамилнад

-34

43,86

Западная Бенгалия

-10

28,03

Составлено автором по данным: [Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012)]

Таким образом, можно предположить, что в условиях начавшегося раньше демографического перехода, на Юге страны происходит усложнение структуры расселения, сопровождающееся процессами агломерирования. Абсолютно обратная картина наблюдается в Дели и штате Махараштра, которые являются лидерами по разнице созданных и упраздненных городов. Являясь двумя крупнейшими по численности населения городами страны, столицы данных административно-территориальных единиц с течением времени (вследствие огромного естественного и особенно механического прироста) исчерпывают свои возможности по вмещению и обеспечению минимальными средствами существования все новых масс населения. Положительное сальдо процесса административных преобразований городских поселений приводит к острой необходимости решения проблемы сосредоточения основных масс населения в Мумбаи и Дели посредством их деконцентрации с использованием потенциала новых городов штата Махараштра и Национальной Столичной территории Дели. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие естественных процессов агломерирования с одной стороны и в некоторой мере искусственное рассредоточение потенциала крупнейших городов посредством создания «дополнительных» более мелких населенных пунктов с другой, в Индии имеют следствием схожий эффект.

В то же время при изучении не точечных объектов городов, а агломераций населенных пунктов в Индии мы сталкиваемся с той проблемой, которую еще четверть века назад отметили в своей совместной работе Л.И. Бонифатьева и В.-Р.Л. Крищюнас. Действительно, точная делимитация агломераций в этой стране «… невозможна ввиду отсутствия в индийской статистике данных о маятниковых миграциях населения и функциональной структуре городов…»24. Если бы не данная дилемма, то наилучший результат, как представляется, мог дать анализ развития агломераций с позиции морфолого-функционального определения последних, выдвинутого в работах советских и российских градоведов Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцика, Ю.Л. Пивоварова и др.

Однако при анализе агломераций Индии возникает трудность, связанная с низкой миграционной подвижностью населения страны, а также с отсутствием в данных переписей информации о характере маятниковых миграций. Это вынуждает нас использовать близкий по своему значению к понятию «агломерация» термин «метрополитенский ареал», которые при высокой людности оказываются практически идентичными. Так, в Индии при минимальной численности населения последнего в 20 тыс. чел ядро или хотя бы один из составляющих городов должны иметь статус «установленного города»25. При этом метрополитенский ареал в Индии может состоять и из одного города (city или town), однако необходимо наличие связанного с ним в функциональном и/или культурном отношении одной или нескольких пригородных зон.

Необходимо отметить, при этом, что для крупнейших городов страны, разумеется, численность ядра метрополитенского ареала существенно превышает  установленное значение в 20 тыс. жителей. При этом, несмотря на достаточно высокие значения темпов прироста населения главных городов, зачастую прилегающая к ядру зона растет даже быстрее. И касается это, в первую очередь, крупнейших метрополитенских ареалов страны: ядром их являются города людностью более 2 млн чел, число которых по данным переписи 2011 г. равно 1326.

Таблица 6. Среднегодовые темпы прироста населения крупнейших метрополитенских ареалов Индии в 1991-2001 гг.

Агломерация

Среднегодовые темпы прироста населения
(1991-2001), %27

Ядро

Прилегающая зона

Сурат

4,97

12,65

Джайпур

4,32

0,28

Пуна

4,08

5,24

Канпур

3,13

1,37

Лакхнау

3,05

2,79

Дели

3,02

12,08

Нагпур

2,89

3,11

Бангалор

2,71

5,32

Ахмадабад

2,04

3,06

Мумбаи

1,84

2,67

Хайдарабад

1,75

5,08

Ченнаи

1,23

3,08

Колката

0,39

2,11

Рассчитано и составлено автором по [City Development Plan Ahmedabad 2006-2012. – Ahmedabad: Municipal Corporation and Urban Development Authority, 2006. – P. 9; City Development Plan Delhi. Chapter 2. – New Delhi: Department of Urban Development, 2006. – P. 3.; City Development Plan for Hyderabad. Chapter 2. – Greater Hyderabad Municipal Corporation, 2006. – P. 13; City Development Plan for Jaipur. Chapter 2. – JNNURM, 2006. – P. 3; City Development Plan for Kolkata Metropolitan Area. Chapter 1. – Kolkata: Metropolitan Development Authority, 2006. – P. 8; Iyer N.K., Kulkarni S., Raghavaswamy V. Economy, Population and Urban Sprawl. A Comparative Study of Urban Agglomerations of Bangalore and Hyderabad. Using Remote Sensing and GIS Techniques. – Nairobi, 2007. – P. 21-22; 22. Kanpur City Development Plan. Final Report. Chapter 3. – JNNURM, 2006. – P. 13-16; Lucknow City Development Plan. Chapter 2. – JNNURM, 2006. P. 6; Mookherjee D., Hoerauf E. Cities Transition: Monitoring Growth Trends in Delhi Urban Agglomeration 1991-2001 // Cities in Transitio. 2004. № 21. – P. 195-203; Nagpur City Development Plan. Volume 1. – JNNURM, 2006. – P. 24; Nalawade S.B. Geography of Pune Urban Area. – Pune: Dept. of Geography, Fergusson College, 1997. – P. 2; Neelima R. The case of Mumbai, India. – New Delhi: School of Planning and Architecture, 2003. – P. 3; Rai N., Singh A.K. Strategic Issues in Infrastructure Development: a case Study of Lucknow City. – Lucknow: Regional Centre for Urban and Environmental Studies, 2007. – P. 25-27; Sanjay U. Transforming Mumbai into a World-Class City. – Mumbai, 2006. – P. 5; Second Master Plan for Chennai Metropolitan Area, 2026. Volume I. – Government of Tamil Nadu, 2008. P. 10; Surat City Development Plan (2006-2012). – Surat: Municipal Corporation and Urban Development Agency, 2006. – P. 7]

Указанные в табл. 6 крупнейшие по численности населения метрополитенские ареалы концентрируют в себе около трети всего городского населения страны и являются, в основном, центрами административно-территориальных единиц Индии первого ранга (включая Столичную территорию Дели). Однако для некоторых штатов характерно более широкое, чем для остальных, развитие верхних этажей популяционной структуры расселения: в Махараштре помимо административного центра существуют еще два ареала с численностью населения более 2 млн чел (в непосредственной близости от Мумбаи – Пуна, а также в восточной части штата – Нагпур). Схожая ситуация наблюдается также в штатах Гуджарат (ареалы Ахмадабада и Сурата) и Уттар-Прадеш (представляющие собой, по сути, единую конурбацию ареалы Лакхнау и Канпура).

Таким образом, от столицы страны протягиваются два своеобразных луча повышенного количества крупнейших метрополитенских ареалов: первый – в сторону Мумбаи и Пуны на Бангалор (обусловленный высоким уровнем экономического развития) и второй – на Канпур и Лакхнау (вследствие крайне высокой численности населения в соответствующей административно-территориальной единицы). Указанная закономерность, основанная на анализе статистических данных, подтверждается и картографическими материалами. Следствием подобного распределения будет являться формирование для некоторых из них единых (обобществленных) пространств на основе транспортных магистралей страны. Таким образом, правомерно говорить о протекании на территории современной Индии субурбанистических процессов.

Вместе с тем, возможное развитие последних будет приводить к необходимости реорганизации недвижимости в ядрах агломераций в условиях ее функциональной переориентации. В особенности данная ситуация будет характерна для крупнейших метропополитенских ареалов страны с численностью населения более 5 млн человек, которые могут стать (а некоторые уже и являются) своеобразными «ядрами конденсации», которые, концентрируя в себе огромные людские ресурсы, способствуют развитию здесь наукоемких отраслей хозяйства, а также сферы услуг. Раньше всего «закат эры» трудоемких отраслей экономики, не требующих наличия специалистов высокой квалификации, начался на Юге Индии с его более поздней стадией демографического перехода. Во временном отношении лидером здесь являлся Ченнаи, который, однако, в настоящее время все более уступает свои главенствующие позиции Хайдарабаду и в особенности Бангалору. Последний представляет собой крупнейший центр soft-индустрии страны и в настоящее время является вторым по значению темпов прироста ВВП метрополитенским ареалом Индии – 11,5% за время, прошедшее с момента проведения переписи населения 2001 г.

Однако подобные достижения не могли быть обеспечены только лишь большим количеством населения, проживающего в границах указанных ареалов. Значительная часть квалифицированных специалистов либо получила образование в университетах Бангалора, Хайдарабада и Ченнаи, либо приехала сюда из соседних дистриктов и штатов. Так, анализируя состав миграционных потоков, направленных в сторону Бангалора и Хайдарабада, получаем, что у мигрантов, проживающих в пределах формирующихся на их основе ареалов, основной целью приезда являлись семейные обстоятельства (чаще всего – переезд жены к проживающему здесь мужу) и устройство на работу. Однако для мигрантов, являющихся городскими жителями, на первый план выдвигаются получение образования и коммерческая деятельность28.

Тем не менее, миграционные потоки в крупнейшие ареалы Индии различаются по своему вкладу в общий прирост их населения.

Как видно из табл. 7, наибольшее значение для роста населения агломераций Юга страны имеет именно миграционный прирост. Бангалор, Ченнаи и Хайдарабад являют собой пример относительно новых центров, для которых соотношение факторов «привлекательности» и «отталкивания» выглядит наиболее оптимальным на данном этапе развития производительных сил при привлечении мигрантов из других районов страны.

Таблица 7. Соотношение естественного и миграционного прироста в общем приросте численности городского населения крупнейших метрополитенских ареалов Индии

Ядро метрополитенского ареала

Соотношение естественного и миграционного прироста

Мумбаи

1,6:1

Дели

1:1,3

Колката

Миграции – 50,8%

Ченнаи

1:1,6

Бангалор

1:2,5

Хайдарабад

1:2,9

Составлено автором по [City Development Plan Delhi. Chapter 2. – New Delhi: Department of Urban Development, 2006. – P. 3; City Development Plan for Hyderabad. Chapter 2. – Greater Hyderabad Municipal Corporation, 2006. – P. 13; City Development Plan for Kolkata Metropolitan Area. Chapter 1. – Kolkata: Metropolitan Development Authority, 2006. – P. 8; Narayana M.R. Globalization and Urban Growth: Evidence for Bangalore (India). CIRJE, University of Tokyo and Institute for Social and Economic Change, 2008; Parasuraman S. Uncovering the Myth of Urban Development in Mumbai. – Mumbai: Tata Institute of Social Science, 2007. – P. 5; Second Master Plan for Chennai Metropolitan Area, 2026. Volume I. – Government of Tamil Nadu, 2008. P. 10]

Подобная ситуация характерна и для столицы страны – Дели, которая, как было показано выше, обладает наибольшей привлекательностью для мигрантов по сравнению с Мумбаи и Колкатой. Последняя все еще растет за счет миграционного прироста, однако данная ситуация является, скорее, исключением. Интенсивность миграционных потоков из Бангладеш в Индию, разумеется, уже не так высока, как при разделе Британской Индии и в дальнейшем Пакистана, однако Западная Бенгалия со столицей в Колкате до сих пор испытывает демографическое давление со стороны граничащей с ней Бангладеш. При отсутствии подобного явления соотношение между естественным и миграционным приростом в Колкате и Мумбаи должны были бы быть весьма схожи. Мумбаи же теряет привлекательность для потенциальных мигрантов по сравнению со своим «конкурентом» – Дели. При этом прилегающая к ядру метрополитенского ареала Дели зона растет явно быстрее столицы страны. По прогнозам демографов, Фаридабад и Газиабад, входящие, по сути, в Делийский ареал, за период с 2006 по 2020 гг. по значениям показателя среднегодовых темпов прироста населения будут занимать соответственно восьмое и второе места в мировом рейтинге.

Тем не менее, рост прилегающих к ядру Дели зон отнюдь не является равномерным. Это относится, в целом, и к выделяемой на территории Индии надагломерационной структуре, развитие которой происходит по линии Амритсар – Дели – Агра29. Основную роль в данном процессе играет юго-восточный вектор с направлением на главные города штата Уттар-Прадеш Агру, а также в дальнейшем Канпур и Лакхнау.

Мумбаи по сравнению с Дели имеет несколько ограниченные в территориальном аспекте перспективы роста, что объясняется, в первую очередь, его географическим положением на побережье. Это подтверждается и сравнимыми величинами значений среднегодовых темпов прироста населения ядра и прилегающей зоны Мумбаи. В связи с этим основными направлениями роста метрополитенского ареала Мумбаи являются северное  и юг-юго-восточное в сторону формирующейся по линии Бангалор – Коямпуттур Мадурай южного мегарегиона страны30.

Столь масштабное развитие надагломерационной структуры на основе Мумбаи по сравнению с таковой для Дели (при менее выгодных территориальных предпосылках для первого из них) объясняется, в первую очередь, ролью этих городов в становлении хозяйства страны. Мумбаи прочно закрепил за собой статус «ворот в Индию» еще со времен английской Ост-Индской Компании, в то время как эпоха расцвета современного Дели началась лишь с переносом сюда столицы из Колкаты (в то время Калькутты) в 1911-1912 гг. В связи с этим, учитывая «временной выигрыш» Мумбаи, развитие агломерации Дели носит «догоняющий» характер.

Таким образом, фактически мы наблюдаем следующую закономерность: чем раньше начался процесс урбанизации в пределах какой-либо территории (в данном случае при рассмотрении метрополитенских ареалов мы имеем в виду время их включения в активную хозяйственную деятельность в рамках всей страны), тем большее значение в структуре прироста ее населения будет играть естественная составляющая. Учитывая рекомендации, выдвинутые при анализе скорости роста отдельных частей крупнейших агломераций страны, необходимо отметить, что для более «старых» центров – Мумбаи, Колкаты и в некоторой степени Дели – в ближайшем будущем проблема регулирования миграционных потоков, направленных в эти агломерации, не будет иметь решающего значения. Однако если для Мумбаи и Колкаты весьма закономерным в недалеком будущем будет снижение численности населения ядра, то для Дели такая ситуация будет иметь место несколько позднее. Тем не менее, на данном этапе развития индийского общества рост населения городов и метрополитенских ареалов будет продолжаться. Осуществляться он будет несколько разнонаправлено, однако в дальнейшем именно прилегающая к ядру зона станет сосредоточением основных масс населения. В связи с этим особенно остро стоит проблема реализации государственных программ по обеспечению пригородных зон крупнейших ареалов страны необходимыми условиями для проживания там малоимущих слоев населения, которые будут избирать данные территории местом своего проживания по мере развития процесса урбанизации в Индии «вширь» и «вглубь».


1 Дмитриев Руслан Васильевич – к.г.н., м.н.с. Центра по изучение проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
2 Самбурова Е.Н., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Урбанизация в Китае и Индии: сравнительный анализ // География мирового развития. Вып. 2. / Под ред. Л.М. Синцерова. – М.: КМК, 2010. – С. 240-253.
3 Mari Bhat P.N. Indian Demographic Scenario, 2025. – Delhi: Population Research Centre, Institute of Economic Growth, 2001.
4 Там же.
5 Banthia J.K. The First Report on Religion Data. Census of India 2001. – New Delhi, 2004.
6 Горохов С.А. География религиозно-общинных конфликтов в Индии: Автореф. дис. … канд. геогр. наук.  – М., 1999. – 16 с.
7 Narayana M.R. Globalization and Urban Growth: Evidence for Bangalore (India). CIRJE, University of Tokyo and Institute for Social and Economic Change, 2008.
8 Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012).
9 Там же.
10 Дмитриев Р.В. Влияние миграций на изменение численности населения территориальных образований современной Индии // сб. научных трудов географического факультета. – М.: МПГУ, 2007. - 84 с.; Перцик Е.Н. Геоурбанистика. – М.: Академия, 2009. – 432 с.
11 Хорев Б.С. Исследование функциональной структуры городских поселений СССР (в связи с задачами их экономико-географической типологии) // Вопросы географии. Сб. 66. – М.: Мысль, 1965. – С. 53.
12 Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012).
13 Там же.
14 Lee E.S. A Theory of Migration. Demography, Vol. 3, No. 1, 1966. – P. 47-57.
15 Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012); Dewal O.S., Mahmood A., Sharma D.K. Integrating migration into Social Science Curriculum. New Dehi, 2002. – P. 90.
16 Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Парадоксы урбанизации современной Индии // География в школе. 2009. № 2. С. 17-23; № 3, С. 24-28.
17 Дмитриев Р.В. Механическое движение как важнейший фактор изменения численности населения территориальных образований Индии // Организация территории: статика, динамика, управление: материалы V Всероссийской научно-практической конференции / БГПУ им. М.Акмуллы, Башстат, УНЦ РАН. – Уфа, БГПУ, 2008. – 140 с.
18 Дмитриев Р.В. Влияние миграций на изменение численности населения территориальных образований современной Индии // сб. научных трудов географического факультета. – М.: МПГУ, 2007. - 84 с.
19 Bhagat R.B. Urban Growth by City and Town Size in India. – Mumbai: International Institute for Population Size, 2005
20 Мартин Д., Делигиоргис Д., Фуэрсих К. и др. Народонаселение мира в 2007 г. Использование потенциала урбанизации. Доклад Фонда ООН в области народонаселения. – Нью-Йорк, 2007
21 Kundu A. Migration and Urbanization in India in the Context of Poverty Alleviation. – New Delhi, 2004
22 Там же
23 Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012)
24 Бонифатьева Л. И., Крищюнас В.-Р. Л. Дели // Крупнейшие города капиталист. и развив. стран / Под ред. В. В. Вольского, Л. И. Бонифатьевой, В. М. Харитонова. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 172
25 Mookherjee D., Hoerauf E. Cities Transition: Monitoring Growth Trends in Delhi Urban Agglomeration 1991-2001 // Cities in Transitio. 2004. № 21. – P. 195-203
26 Census of India 2011. – URL: http://www.censusindia.gov.in/ (дата обращения: 18.06.2012)
27 Опубликованные к настоящему моменту данные переписи 2011 г. учитывают административные изменения в границах агломераций; таким образом, они не могут быть сопоставлены с соответствующими данными 2001 г.
28 N.K., Kulkarni S., Raghavaswamy V. Economy, Population and Urban Sprawl. A Comparative Study of Urban Agglomerations of Bangalore and Hyderabad. Using Remote Sensing and GIS Techniques. – Nairobi, 2007. – P. 21-22
29 Дмитриев Р.В. Роль надагломерационных структур в формировании опорного каркаса расселения Индии: Автореф. дис. … канд. геогр. наук. – М., 2011. – 19 с.
30 Там же

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.