Приезжие нужны и как экономическая сила, и как способ зарабатывать политические очки на ксенофобском популизме
Российские чиновники и депутаты Госдумы в последнее время подогревают и без того горячую тему трудовой миграции. Мигрантами пугают, приводят статистику преступности с участием выходцев из стран СНГ, обещают создать миграционный кодекс, требуют новых полномочий для ФМС и разного рода дружинников. Реакция приобретает черты истерики — депутаты заксобрания Петербурга вчера предложили использовать для борьбы с нелегалами внутренние войска МВД.
Россия, по данным ООН, занимает второе место в мире (после США) по числу граждан, родившихся вне пределов страны (12 млн и 43 млн человек соответственно). В нашу страну на постоянное жительство и на работу приезжают миллионы жителей бывших советских республик. Сравнивать, впрочем, можно по-разному. 12 млн человек — это 8,5% населения России. Во Франции эмигранты составляют 11% населения, в США — 13,5%, в Канаде — 21%. В Катаре, Саудовской Аравии и Кувейте они подавляющее большинство подданных (86, 70 и 66% жителей соответственно). В последние годы в Россию на постоянное жительство переезжают не так охотно, как в 1990-е: 191000 человек в 2010 г., 356000 — в 2011-м. Массовая трудовая миграция (3 млн, по официальным данным, и от 10 млн до 15 млн, считая нелегалов) также характерна для многих развитых государств и стран с сырьевой экономикой.
Итак, ситуация в России не уникальна и далека от кризисной. Имеющиеся проблемы вызваны плохим миграционным учетом и злоупотреблениями бесправием приезжих. Возмущение нашествием чужеземцев со стороны чиновников — лицемерие, ведь громче всех возмущаются именно те, кто отвечает за проведение политики в этой сфере, те, кто призван вести учет и следить за соблюдением прав мигрантов.
Если бы не провалы со стороны государства, нынешняя Россия могла бы занимать по отношению к республикам бывшего СССР ту же позицию, что Британия и Франция занимают по отношению к своим бывшим колониям. Они видят в выходцах из Индии, Пакистана, Сенегала и Алжира ресурс для сохранения численности населения и недостающие умы и рабочие руки для развития экономики. Кроме того, они считают новых граждан и трудовых мигрантов потенциальными помощниками в распространении модернизационных ценностей в странах, откуда те родом. Отсюда стремление бывших метрополий развивать институты государства в бывших колониях.
Россия, где трудятся и учатся миллионы жителей стран СНГ, могла бы помогать соседям обновлять устаревшие государственные и общественные институты. Рычагов влияния у России достаточно: денежные переводы гастарбайтеров составляют 47% ВВП Таджикистана и 29% ВВП Киргизии. Но российские чиновники и бизнес предпочитают относиться к мигрантам, как рабовладельцы — к рабам. В результате жители бывшего СССР живут по понятиям российского полулегального бизнеса, замыкаются в тесные сообщества и копят обиды на русских эксплуататоров.
Чиновники и депутаты несут ответственность за коррупцию, за использование дешевого труда приезжих на стройках, в том числе государственных, и многочисленные злоупотребления бесправным положением мигрантов. Пытаясь сейчас сбросить с себя эту ответственность, чиновники используют мигрантов по второму кругу. Приезжие нужны и как экономическая сила, и как способ зарабатывать политические очки на ксенофобском популизме.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)