Rambler's Top100

№ 553 - 554
1 - 19 мая 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Одинокое материнство в России

Одинокое материнство – всплеск интереса

«Мать-одиночка» или одинокая женщина с детьми?

Дети «без отца»

Сколько в России одиноких матерей

Одинокие матери – отдельно или с родственниками

Одинокое материнство как динамическое состояние

Некоторые итоги

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Одинокое материнство
в России

Над темой номера работал

Сергей ЗАХАРОВ

Одинокие матери - отдельно или с родственниками

Статистическая оценка распространенности феномена «одинокой женщины с детьми» была бы неполной, если бы мы не вспомнили об еще одной категории одиноких матерей, выделяемой отечественными переписями населения, начиная с переписи 1970 года16. Речь идет о нуклеарных семьях/домохозяйствах, состоящих только из матери и детей. Выше речь шла о незамужних матерях, которые проживают со своими детьми как отдельно, так и в составе более сложных домохозяйств, включающих в себя одного или обоих родителей матери, а также, возможно, и прочих родственников и неродственников. Известно, что в российской ситуации половина незамужних матерей с детьми проживает в составе сложных домохозяйств, получая всемерную поддержку от ближайших родственников. Более того, в отечественной литературе уже отмечался факт, что в постсоветский период длительная тенденция к нуклеаризации семей остановилась, и появились признаки «денуклеаризации» российских семей17, в том числе и неполных, материнских. Данные переписи населения 2010 года подтверждают этот факт. Согласно переписи 2002 года, доля одиноких женщин с детьми всех возрастов, проживавших в составе сложных домохозяйств, составляла 40,9%, а по данным переписи 2010 года – 43% (соответственно, проживали отдельной семьей 59,1% и 57,0%). Еще больше увеличилось за тот же период присутствие в сложных домохозяйствах незамужних женщин с детьми до 18 лет - с 51,9% до 58,1% от числа всех одиноких матерей с несовершеннолетними детьми.

Характеристики распространенности нуклеарных материнских семей (домохозяйств), в том числе с детьми до 18 лет, в динамике с 1979 года представлены в табл. 3. Следует, правда, заметить, что в отношении семейно-домохозяйственной структуры населения две советские переписи не вполне сопоставимы с двумя постсоветскими российскими переписями в связи с переходом в 1990-е годы на международную практику разработки данных о социально-экономических и демографических характеристиках населения в разрезе домохозяйств, а не семей18.

Таблица 3. Некоторые характеристики распространенности нуклеарных семей (домохозяйств*), состоящих из женщин с детьми (материнских семей) в России по данным переписей населения 1979, 1989, 2002 и 2010 годов

 

1979

1989

2002

2010

Все нуклеарные материнские семьи (домохозяйства), млн.

4,3

4,9

5,6

5,6

В том числе с детьми до 18 лет, млн.

2,3

2,5

2,7

2,1

Доля нуклеарных материнских семей в общем числе семей (частных домохозяйств), %

11,7

12,2

13,7

13,8

Доля нуклеарных материнских семей с детьми до 18 лет в общем числе семей (частных домохозяйств) с детьми до 18 лет, %

10,1

10,6

12,8

11,7

Доля населения, проживающего в нуклеарных материнских семьях в общей численности населения, проживающего в семьях (частных домохозяйствах с числом членов два и более), %

8,3

9,3

9,9

9,9

Доля детей до 18 лет, проживающих в нуклеарных материнских семьях (домохозяйствах) в общем числе детей до 18 лет, проживающих в семьях (частных домохозяйствах), %

6,9

8,9

11,4

10,4

* Данные переписей 1979 и 1989 годов официально разрабатывались в разрезе типов семей (без одиночек), данные переписей 2002 и 2010 годов – в разрезе типов частных домохозяйств, состоящих из двух и более членов.

Источник: Рассчитано на основе: Итоги Всесоюзной переписи населения 1979 г. Том VI, Часть II «Состав семей, распределение членов семей и одиночек по возрасту». М.: ЦСУ СССР, 1981; Семья в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008; Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Т.6 «Численность и состав домохозяйств». М.: ИИЦ «Статистика России», 2005;  Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Т.6 «Число и состав домохозяйств» М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012, а также неопубликованных данных Росстата.  

Если пренебречь трудноопределимыми погрешностями оценивания, связанными с методологическими проблемами сопоставления прежних «семей» с нынешними «частными домохозяйствами, состоящими из двух и более членов», то получается, что за тридцать лет число материнских семей или, иначе, нуклеарных неполных семей, стоящих из одной женщины и ее детей, увеличилось с 4,3 миллиона в 1979 до 5,6 миллиона в 2010 году, или на 30%. В то же время обращает на себя внимание тот факт, что увеличения числа таких семей между переписями 2002 и 2010 годов не произошло, а число материнских семей с детьми до 18 лет за межпереписной период даже сократилось до 2,1 млн., что меньше, чем было в 1979 году (2,3 млн.). Относительно всех домохозяйств с детьми до 18 лет число материнских семей с несовершеннолетними детьми также снизилось – более чем на один процентный пункт и составляет сегодня менее 12%. Каждый десятый житель России из числа проживающих в частных домохозяйствах с числом членов два человека и более – это представитель нуклеарных материнских семей. Этот показатель тоже за последнее десятилетие не изменился, прервав исторический тренд медленного роста. Наконец, такой важный показатель, как доля детей до 18 лет, воспитываемых одинокой матерью, в общем числе детей того же возраста, проживающих в семьях, за период между переписями 2002 и 2010 годов снизился с 11,4% до 10,4%, хотя в советский период он неуклонно рос (в 1979 году, к примеру, он составлял менее 7%).

Сравнивая данные, представленные на рис. 1, в табл. 2 и 3, приходим к выводу, что основная причина понижающей тенденции в относительной распространенности материнских семей и детей, проживающих с одной матерью без прочих родственников – процесс денуклеаризации семей, о чем было сказано выше. Незамужние женщины с детьми в последние два десятилетия стали чаще проживать в составе сложных домохозяйств, что, несомненно, связано с поиском семейно-родственной опоры для решения экономических и бытовых проблем матерей-одиночек и трудностями обзаведения отдельным жильем в современных рыночных условиях. «Кроме того, проблемы выживания в непростых условиях переходного периода заставляли семьи объединяться в одном жилье, а второе сдавать в наем для получения дополнительных средств к существованию»19, что, видимо, для одиноких матерей в городах может рассматриваться как вдвойне рациональное поведение. Кроме того не нужно забывать, что разделение на несколько домохозяйств (семей) групп людей, проживающих под одной крышей, всегда таит в себе некоторую условность. Примат в решении этого вопроса теоретически отдан самоопределению опрошенного в ходе переписи индивида, представляющего группу людей, проживающих в некоторой жилищной ячейке. С другой стороны, некоторая часть людей в ходе последних двух переписей, как известно, была учтена не на основе непосредственного опроса населения, а на основе сведений, полученных из административных регистров20, что могло сказаться как на самих результатах – числе и демографической структуре выделяемых домохозяйств, так и на сопоставимости данных последних двух переписей населения с предыдущими.


16 Волков А.Г., Герасимова И.А. Число и состав семей в СССР // Демографические проблемы семьи /Научн. ред. Н.М. Римашевская. М.: Наука, 1978.
17 О тенденции к нуклеаризации семей в послевоенное время см., например: Васильева Э.К. Семья и ее функции. М.: Статистика, 1975; Волков А.Г. Семья – объект демографии. М.: Мысль, 1986; Прокофьева Л.М. Домохозяйство и семья: особенности структуры населения России // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования. Сб. аналитических статей. Вып.1. /Научн. ред.: Т.М.Малева, О.В.Синявская. М.: НИСП, 2007.
18 Домохозяйство как категория статистического учета в российской практике появляется в связи с подготовкой и проведением микропереписи в 1994 году. В советской статистической практике понятие «семьи» операционализировалось на основе следующего определения: «Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью», и на практике выделение семьи базировалось на идентификации кровного родства и общности бюджета. Согласно рекомендациям ООН, которым сегодня следует и Россия, понятие «домохозяйство» основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группа лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни. Домохозяйство рассматривается преимущественно как потребительская ячейка, в которой наличие родственных связей необязательно. Имеются определенные методологические трудности с выделением и семей, и домохозяйств при организации статистического наблюдения. См.: Волков А.Г. Семья – объект демографии; Волков А.Г. Семейная структура населения России: факторы и тенденции // Российский демографический журнал, 1996, №1; Волков А.Г., Сороко Е.Л. Типология семей и домохозяйств в России: развитие и анализ (по данным микропереписи 1994 г.) // Вопросы статистики, 1999, № 9.
19 Прокофьева Л.М. Домохозяйство и семья: особенности структуры населения России // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования. Сб. аналитических статей. Вып.1. /Научн. ред.: Т.М.Малева, О.В.Синявская. М.: НИСП, 2007.
20 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. М, Росстат, 2012. Т.6 «Число и состав домохозяйств» М.: Федеральная служба государственной статистики; Андреев Е.М. О точности результатов российских переписей населения и степени доверия к разным источникам информации // Вопросы статистики, 2012, № 11.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.