Rambler's Top100

№ 553 - 554
1 - 19 мая 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Одинокое материнство в России

Одинокое материнство – всплеск интереса

«Мать-одиночка» или одинокая женщина с детьми?

Дети «без отца»

Сколько в России одиноких матерей

Одинокие матери – отдельно или с родственниками

Одинокое материнство как динамическое состояние

Некоторые итоги

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Одинокое материнство
в России

Над темой номера работал

Сергей ЗАХАРОВ

"Мать-одиночка" или одинокая женщина с детьми?

Согласно российским законам, одинокой матерью («матерью-одиночкой») признается только мать, получившая в органах ЗАГС специальную справку (форма №25), подтверждающую статус матери-одиночки. Такая справка может быть выдана в случае, если при регистрации новорожденного не было предъявлено свидетельство о браке между родителями или отсутствует совместное заявление родителей о добровольном признании отцовства или не имеется решение суда об установлении отцовства. Кроме того, юридическим статусом одинокой матери наделяется женщина, которая усыновила (удочерила) ребенка, и не состояла в браке на этот момент.

Итак, не важно, есть ли у ребенка фактический отец (биологический или отчим), проживает ли он совместно с матерью ребенка или нет, заботится ли он о ребенке или нет. Для получения статуса матери-одиночки в России важно, чтобы сведения об отце отсутствовали в исходном документе о статусе ребенка – актовой записи о его рождении с учетом всех изменений, внесенных позднее в эту запись (например, в соответствии с решениями суда об установлении отцовства или усыновлении). Если у ребенка имеется официальный отец («бумажный папа»), то его мать не будет признана одинокой даже в случае, если мать и ребенок не поддерживают с ним никаких отношений. Считается, что у женщины имеется неотъемлемое право привлечь отца к участию в жизни ребенка в той или иной форме, хотя бы взыскивая с него алименты по решению суда.

В соответствии с действующим российским законодательством женщина не теряет статус матери-одиночки, если она выйдет замуж. Она перестанет быть «одинокой матерью» только в случае усыновления (удочерения) ребенка (детей) новым супругом.

Таблица 1. Категории женщин, в одиночку воспитывающих детей, юридически признаваемых и не признаваемых в качестве матерей-одиночек (одиноких матерей)

Наделяются статусом «одинокая мать»

Не признаются одинокими матерями

Женщина, родившая ребенка (детей) вне брака, и при условии, что отцовство ребенка не установлено (при регистрации ребенка в органе ЗАГС не предъявлено совместное заявление родителей или нет решение суда об установлении отцовства)

Женщина, воспитывающая ребенка (детей) в неполной семье в результате расторжения брака или овдовения

Женщина, родившая ребенка в браке или в течение 300 дней после расторжения брака, если отцом ребенка записан супруг (бывший супруг), но отцовство было успешно оспорено в суде

Женщина, родившая ребенка в течение 300 дней после расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга. В этом случае отцом ребенка признается бывший супруг, даже если он не является биологическим отцом ребенка.

Женщина, не находясь в браке, усыновила (удочерила) ребенка

Женщина, не состоявшая в браке и воспитывающая ребенка, отцовство которого было установлено (добровольно или в судебном порядке)

 

Женщина, воспитывающая ребенка, отец которого был лишен родительских прав

Социально-демографическое положение одиноких матерей, определяемых на основе выше приведенных формальных критериев, априори будет весьма разнообразным, поскольку реальное семейное положение женщин и фактические условия воспитания ее детей, строго говоря, не принимаются в расчет. Более того, можно сказать, что юридический статус матери-одиночки присваивается матери на основе самоопределения самой женщины при двух ограничивающих условиях: а) со своим решением женщина должна определиться в течение одного месяца после рождения ребенка (срок, установленный законом для обязательной регистрации ребенка в органах ЗАГС) б) отец ребенка не предъявляет свои права на отцовство в той или иной форме. После регистрации ребенка с установленным отцовством получить статус матери-одиночки будет невозможно.

Следует заметить, что не только сама женщина за редким исключением осведомлена, кто отец ее ребенка, но, как показывает специальное изучение этого вопроса на надежной базе российского исследования «Родители и дети мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ)5, и мужчины, вопреки распространенному мнению, в подавляющем большинстве случаев также осведомлены обо всех своих рожденных детях6. Следовательно, выбор в пользу статуса матери-одиночки не только результат волеизъявления женщины-матери, но и шаг, предполагающий предварительное согласование интересов обоих родителей между собой. Мотивационная основа для принятия родителями такого решения достаточна сложная и не является предметом рассмотрения в данной статье7. Например, распространенной ситуацией бывает рождение ребенка от мужчины, состоящего в другом браке. Официальное признание отцовства в этом случае может привести к нежелательному оглашению факта адюльтера и разрушению его семьи, и в этом могут быть не заинтересованы один или оба родителя внебрачного ребенка. В то же время, и чисто прагматичный, меркантильный интерес обретения юридического статуса матери-одиночки также имеет место. Обладательница справки по форме №25 («одинокая мать») может счастливо проживать в брачно-партнерском союзе (в том числе и с биологическим отцом ребенка!), а ее ребенок, соответственно, не имея «отца на бумаге», может воспитываться в благополучной полной семье. Тем не менее, такая семья может претендовать на дополнительные социальные пособия и льготы, положенные матерям-одиночкам. Чем сильнее социальная поддержка одиноких матерей мерами государственной политики, тем большую склонность проявляют женщины к обретению данного статуса. В этом убеждает и опыт зарубежных стран, расширявших материальную помощь одиноким матерям в 1970-х – 1980-х года8, и даже современный российский опыт экспериментирования в области семейной политики на региональном уровне. В качестве примера приведем коллизию, развернувшуюся в последние годы в одной из российских областей.

С 1 января 2011 года Законодательное собрание Калужской области установило щедрую поддержку одиноким матерям – ежемесячное пособие в размере 5000 руб. Вот как комментировала в апреле 2012 года последствия данного решения Министр по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области С. Медникова: «В прошлом году количество детей одиноких матерей увеличилось на 40% (на 3 тыс. 113 человек). Из них около 230 человек прибыли из других субъектов Федерации и зарегистрировались на территории Калужской области. При этом в целом улучшение демографической ситуации в области не наблюдается». По ее словам, в регионе наблюдается устойчивая тенденция к сокращению зарегистрированных актов об установлении отцовства. Этот показатель сократился с 1679 в 2010 году до 1142 в 2011 году. При этом численность одиноких матерей выросла на 8%9. «Надо признавать свои ошибки, – подвел итог эксперимента председатель заксобрания области В. Бабурин - в этом случае мы ошиблись. Подход был правильным, но сам закон оказался антисоциальным. Мы стимулируем антисоциальные явления. К нам едут, регистрируются, получают пособия и уезжают. Но самое плохое, что перестали регистрироваться семьи». Примерно в том же духе высказался и губернатор области А. Артамонов10. После некоторой дискуссии было принято решение сохранить выплаты на прежнем уровне тем, кому это пособие уже назначили, а новым «матерям-одиночкам» установить пособие в размере 400 руб. и тем самым снизить мотивацию обретения данного статуса.

Впрочем, в России на федеральном уровне материальная поддержка матерям-одиночкам как специфической категории реципиентов (т.е. помимо общих программ поддержки материнства и борьбы с бедностью) в настоящий момент практически отсутствует. По сути, она сводится к двойному, но очень скромному, стандартному налоговому вычету (в размере 2800 рублей) на каждого ребенка до 18 лет (учащегося очной формы обучения до 24 лет), а также к некоторым льготам, закрепленным в трудовом законодательстве (дополнительный неоплачиваемый отпуск, более жесткие условия для работодателя при увольнении, более гибкий режим труда и некоторые др.). Инициатива и, соответственно, ответственность за принимаемые решения в сфере дополнительной социальной поддержки одиноких матерей сейчас переданы регионам, но и на этом уровне она крайне незначительна11. Так, к примеру, богатая Москва предлагает одиноким родителям на детей в возрасте до 16 лет (учащимся до 18 лет) компенсационную выплату в связи с ростом стоимости жизни ежемесячно в размере 750 руб. Правда, эта сумма выплачивается только в случае, если среднедушевой доход в семье ниже московской величины прожиточного минимума, а если он выше, то выплачивается только 300 руб. Одинокая мать-москвичка может также надеется на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей в возрасте до 3-х лет в размере 675 руб. В Москве дети одиноких матерей имеют права на преимущественный (но не на внеочередной и первоочередной) прием в детские дошкольные учреждения. Никакими дополнительными льготами в решении жилищных проблем, а с 2013 года и при оплате детских дошкольных учреждений матери-одиночки в Москве не обладают.

Потому, если и имеется массовая заинтересованность в том, чтобы не декларировать признаваемое отцовство, то ее причины, в том числе и материального свойства, следует искать не столько в стимулирующих началах проводимой государственной политики, сколько в особенностях и тенденциях развития межличностных отношений между мужчинами и женщинами до наступления беременности, во время беременности и сразу же после рождения ребенка.


5 Это исследование - часть международного исследовательского проекта сравнительных исследований «Generations and Gender Programme»/ «Программа поколения и гендер», координируемого Европейской экономической комиссией ООН при поддержке международного консорциума научно-исследовательских центров. В проекте участвуют более 30 стран мира. Подробнее о проекте см.: http://www.unece.org/ead/pau/ggp/Welcome.html. В России исследование РиДМиЖ/RusGGS координировалось Независимым институтом социальной политики/НИСП (Москва) и специально созданным Научным советом, представляющим различные организации (директор программы – О.В.Синявская, зам. директора НИСП, научный руководитель – С.В.Захаров, зав. лабораторией Центра демографии и экологии ИНП РАН, затем зам. директор Института демографии НИУ ВШЭ). Полевая часть исследования проведена Независимой исследовательской группой «Демоскоп» (руководители - П.М.Козырева и М.С.Косолапов) при финансовой поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации, Научного Общества Макса Планка (Германия) и др.
6 Alich D. (2007) Differences between male and female fertility in Russia: an evaluation of basic pattern and data quality using the first wave of the Russian GGS. MPIDR Working Paper WP-2007-015. Rostock (Germany), 2007. http://www.demogr.mpg.de/papers/working/wp-2007-015.pdf
7 См.: исследования различных ситуаций проведенные качественными методами (Михеева А.Р. Человек в сфере частной жизни: векторы трансформации семейных отношений. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012; Лунякова Л. «Чем мужика кормить, лучше ребенка воспитывать одной»: социальный портрет материнских семей // Семейные узы: Модели для сборки /Сост. и редактор С.Ушакин. М: Новое литературное обозрение, 2004; Киблицкая М.А. Исповеди одиноких матерей: социологический анализ стратегий выживания и нарушений прав одиноких матерей в переходной экономике с использованием этнографических методов. М.: Эслан, 1999).
8 González L. (2005) The Determinants of the Prevalence of Single Mothers: A Cross-Country Analysis. IZA Discussion Paper No. 1677, 2005 http://www.iza.org/en/webcontent/publications/papers/viewAbstract?dp_id=1677
9 После введения пособия для матерей-одиночек в Калужской области в 1,5 раза снизилось число мужчин, признавших своих детей / Интерфакс, 23 апреля 2012 года http://www.interfax-russia.ru/Center/main.asp?id=309926
10 После введения пособия для матерей-одиночек в Калужской области в 1,5 раза снизилось число мужчин, признавших своих детей / Интерфакс, 23 апреля 2012 года http://www.interfax-russia.ru/Center/main.asp?id=309926; Пособие матерям-одиночкам отменять не стали / КР40.ru, 25 апреля 2012 года http://www.kp40.ru/news/gorod_oblast/11266/
11 Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России, 2004, т. 13, № 2.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.