Rambler's Top100

№ 551 - 552
15 - 30 апреля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Города России. Взгляд географа

Россияне и китайцы в эпоху перемен: сравнительное исследование в Санкт-Петербурге и Шанхае начала XXI века

Этические аспекты проведения международных исследований в области здравоохранения. Сборник ситуационных задач

Социально-демографические проблемы населения в российской литературе во второй половине XIX - начале XX вв.

Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России

По страницам журналов «Региональные исследования» и «SPERO»

Содержание журнала «Journal of Marriage and Family»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Редакторы: Ричард Кэш, Дэниел Уиклер, Абха Саксена, Александр Капрон

ВОЗ, 2012, 214 страниц

http://whqlibdoc.who.int/publications/2012/9789244547724_rus.pdf

Одним из основных компонентов исследований в области здравоохранения является прочная система этических норм, правильно понятая и применяемая научными коллективами и спонсорами исследований. Изучение и преподавание этических тем, возникающих в ходе исследований в области здравоохранения, уже много лет является важной частью работы ВОЗ.

Сборник состоит из 64 ситуационных задач, в каждой из которых поставлен важный и сложный этический вопрос, относящийся к планированию, проверке или проведению исследований, связанных со здоровьем. Цель книги - содействие вдумчивому анализу этих вопросов научными работниками и членами комитетов по этике научных исследований (КЭНИ), кое-где называемых этическими комитетами (ЭК) или экспертными советами медицинских учреждений (ЭСМУ). Особенно это касается тех, кто участвует в исследованиях, проводящихся или спонсируемых на международном уровне.

Этот сборник принципиально рассматривается как инструмент оказания помощи образовательным программам, начиная от коротких семинаров по этике научных исследований и обучения исследователей и членов КЭНИ без отрыва от работы, и кончая курсами с выдачей официального диплома или сертификата.

В таких условиях инструкторы, скорее всего, выберут несколько ситуационных задач, которые будут розданы слушателям, чтобы возбудить дискуссию и направить ее в нужное русло. (В книгу включено руководство для преподавателя в помощь тем, кто будет использовать эти задачи во время классных занятий и семинаров.) Кроме того, внимательное чтение этой книги как по темам, представляющим особый интерес, так и в целом может быть полезно лицам, которые хотят глубже задуматься об исследовательской этике или более подробно ознакомиться с целым рядом реальных проблем в между- народных исследованиях в области здравоохранения, особенно в развивающихся странах.

Издание призвано помочь исследователям, членам этических комитетов, работникам органов здравоохранения и другим специалистам выполнять свои функции в обеспечении этичного проведения исследований. Цель книги состоит не в том, чтобы следовать дидактическому подходу, а в том, чтобы предложить ситуационные задачи.

Содержание

Выражение признательности

Предисловие

Редакторы

Введение

Руководство для преподавателя

Ситуационные задачи

Глава I
Что такое научное исследование

Введение. В каких случаях необходимо одобрение комитета по этике научных исследований?
Задача 1. ТОРС и пассажиры самолета
Задача 2. Оценка программ сексуального здоровья и планирования семьи
Задача 3. Лечение заболеваний центральной нервной системы
Задача 4. Документирование состояния здоровья коренного населения

Глава II
Вопросы разработки дизайна исследования

Введение. Разработка научно (и этически) обоснованного дизайна исследования
Задача 5. Направление тяжелобольных детей в больницы
Задача 6. Обсуждение условий безопасного секса
Задача 7. Исследование клинических рекомендаций
Задача 8. Тестирование новой вакцины против вируса гепатита
Задача 9. Профилактика туберкулеза у ВИЧ-инфицированных
Задача 10. Разработка вакцины против малярии
Задача 11. Должна ли расовая принадлежность рассматриваться как фактор риска?
Задача 12. Короткий курс азидотимидина (АЗТ) для профилактики передачи ВИЧ от матери плоду
Задача 13. Исследование эффективности аюрведической медицины в борьбе с малярией
Задача 14. Оценка эффективности народных средств при лечении диареи
Задача 15. Исследование генетики близнецов
Задача 16. Наблюдение за практикой ухода за новорожденными
Задача 17. Вызванное сочувствием вмешательство в наблюдательное исследование

Глава III
Вред и польза

Введение. Справедливо ли распределены риски и польза исследования?
Задача 18. Вакцина против ротавируса
Задача 19. Испытание вакцины от пневмонии
Задача 20. Досрочное прекращение испытаний
Задача 21. Беременность в исследованиях в области здравоохранения
Задача 22. Действия в условиях противоречивости данных

Глава IV
Добровольное информированное согласие

Введение. Является ли согласие на проведение исследования добровольным,
осознанным и имеющим законную силу?
Задача 23. Тестирование высоких доз витамина А на детях
Задача 24. Рак молочной железы в странах Южной Азии
Задача 25. Исследование микробицида
Задача 26. Исследование по определению значимости послеоперационной лучевой терапии
Задача 27. Дополнительные микронутриенты для беременных женщин
Задача 28. Передача ВИЧ от матери к ребенку при кормлении грудью
Задача 29. "Гуманизированные мыши"
Задача 30. Передача образцов для исследования стволовых клеток
Задача 31. Исследование потребностей и существующих практик оказания медико-санитарной помощи пожилым людям

Глава V
Стандарт медико-санитарной помощи

Введение. Чей стандарт?
Задача 32. Испытание новой вакцины против ВИЧ
Задача 33. Короткий курс антиретровирусной терапии для беременных женщин
Задача 34. Использование хинакрина для нехирургической стерилизации
Задача 35. Исследование вагинальных микробицидов

Глава VI
Обязанности перед участниками исследования и общинами

Введение. Насколько обширны обязанности исследователей и спонсоров?
Задача 36. Наблюдательное исследование рака шейки матки
Задача 37. Испытание вакцины против малярии
Задача 38. Проблемы психического здоровья лиц, переживших массовое насилие
Задача 39. Лонгитюдное исследование частоты случаев ротавирусной инфекции у детей
Задача 40. Тестирование вакцины против детской холеры
Задача 41. Влияние гражданской войны на систему здравоохранения
Задача 42. Определение состава общины
Задача 43. Исследование по оценке программы реабилитации инвалидов
Задача 44. Клинические преимущества дополнительной иммуномодулирующей терапии при лечении ВИЧ
Задача 45. Генетическое исследование островной популяции

Глава VII
Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность

Введение. Кто контролирует доступ к информации?
Задача 46. Изучение невирапина в Западной Африке
Задача 47. Качество оказания помощи в рамках социальной программы поддержки семьи
Задача 48. Что делать, если результаты исследования поставлены под сомнение?
Задача 49. Определение частоты осложнений после аборта
Задача 50. Оценка соотношения "затраты-выгоды" при долгосрочном оказании медико-санитарных услуг
Задача 51. Исследование на идентифицируемой популяции
Задача 52. Исследование вазэктомии и рака простаты методом "случай-контроль"
Задача 53. Изучение обращаемости за медицинской помощью
Задача 54. Исследование мер по пропаганде здорового образа жизни на частной ферме методом опроса
Задача 55. Опрос детей, занимающихся домашним трудом, в странах Африки к югу от Сахары

Глава VIII
Профессиональная этика

Введение. Что делать, если возникает двойная лояльность?
Как определять и контролировать научную недобросовестность?
Задача 56. Испытание различных лекарственных форм гормонального контрацептива
Задача 57. Испытание препарата для лечения шизофрении
Задача 58. Анализ бюджета этическим комитетом
Задача 59. Определение ущерба, причиненного персоналу компании в результате эпидемии СПИДа
Задача 60. Активное исследование насильственного переселения
Задача 61. Нарушитель правил или жертва системы?
Задача 62. Правда и ее последствия
Задача 63. Необыкновенная карьера доктора Тейлора
Задача 64. Чья же это всё-таки идея?

Глоссарий

Рекомендуемые литература и Интернет-ресурсы

Приложение

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.