Rambler's Top100

№ 549 - 550
1 - 14 апреля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Что тревожит россиян?

Возрастные ограничения при приеме на работу

Согласны ли вы на отсрочку пенсии?

Готовы ли россияне платить за образование?

Безопасность на транспорте: мониторинг

Алкоголь для молодежи: с какого возраста?

Страх другого. Проблема гомофобии в России


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Безопасность на транспорте: мониторинг

Наземный транспорт - самый безопасный, с точки зрения населения. Куда больше опасений вызывают метро, авиационный и водный транспорт.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты очередной волны исследования, посвященного мнению населения о безопасности на транспорте.

Уровень удовлетворенности населения мерами, которые предпринимаются органами власти для обеспечения безопасности на транспорте, за последний год существенно вырос (с 58 до 64%). Тем не менее, полученный результат пока что отстает от целевого показателя Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на 2013 г. (80%).
Положительная динамика наблюдается и в изменении уровня информированности населения о действиях в случае совершения акта незаконного вмешательства на транспорте: с 2011 года он увеличился с 41 до 51% (для сравнения, целевой показатель Комплексной программы на 2013 г. составляет 70%).

Растет и уровень информированности респондентов о действиях в случае возникновения угрозы чрезвычайной ситуации на транспорте (с 35 до 41% за год). Однако именно в этом аспекте результат наиболее заметно отстает от целевого показателя (на 2013 г. - 80%).

Наибольший страх перед терактом опрошенные испытывают при пользовании метрополитеном, однако, по сравнению с 2011 годом, таких респондентов стало меньше (41% против 47% соответственно). На втором месте, с большим отрывом - самолет (22%), на третьем - поезд и электричка (по 19%). Меньше тех, кто опасается теракта при пользовании морским и речным транспортом (10%), пригородными и междугородними автобусами (6%), наземным городским транспортом (2-4%).

Самым безопасным видом транспорта участники опроса признают автобус (65%), в тройку лидеров также вошли трамвай (60%) и троллейбус (59%). Несколько менее безопасными считаются поезд (46%, год назад - 65%), электричка (41% против 61% в 2012 году), пригородный/междугородний автобус (37% против 47% год назад). За последний год в глазах респондентов снизился уровень безопасности метрополитена (с 69 до 31% за два года). То же самое можно сказать о речном и морском транспорте (18% против 38% в 2011 году), самолете (16% против 33% год назад).

Опасения респондентов при пользовании различными видами транспорта существенно различаются. Так, при перемещении наземным городским транспортом - автобусом, троллейбусом, трамваем респонденты опасаются, главным образом, аварий по техническим причинам (22-26%). То же самое можно сказать и о пользовании самолетом (26%). При перемещении маршрутным такси опрошенные опасаются, прежде всего, аварий по вине водителя (41%). А вот при поездках на метро главным страхом является именно угроза теракта (41%).

Все больше респондентов фиксируют улучшение ситуации с обеспечением безопасности пассажиров различных видов транспорта (с 22 до 28% за два года). Большинство опрошенных, в свою очередь, не видят серьезных изменений в этой области (60%).

Большинство участников исследования отмечают, что им встречалась информации о том, как необходимо действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или угрозы теракта на транспорте и в первую очередь, источником такой информации является телевидение (35 и 30% соответственно). В 20% случаев подобная информация встречается респондентам на вокзалах, в аэропортах и т.д. Чуть реже - в печатных СМИ (19 и 16% соответственно), на рекламных щитах (16 и 13% соответственно). В наименьшей степени респонденты склонны отмечать, что встречали такую информацию в Интернете (10 и 9% соответственно).

Среди материалов о безопасности на транспорте наибольшее внимание населения за последний год привлекли ролики, транслируемые на вокзалах, в аэропортах, в салонах транспортных средств (45% опрошенных они знакомы). Почти каждому пятому известна телепрограмма "Безопасный маршрут" на канале "Россия-24" (18%), причем за последний год ее известность выросла (в 2012 году - 11%). Почти стольким же знакомы радио-ролики о безопасности на транспорте, транслируемые по радиостанциям "Милицейская волна" и "Эхо Москвы" (17%, год назад - 7%). Наименее известным каналом информации является сегодня интернет-портал "Безопасность": о нем слышали 6%, однако год назад таких респондентов было еще меньше - 1%.

Более четверти опрошенных фиксируют повышение внимания со стороны государства к вопросам, связанным с обеспечением безопасности на транспорте (27%). В первую очередь, респонденты говорят об усилении контроля безопасности на транспорте (41%), увеличении количества информации в СМИ (36%).

Значительное число опрошенных отмечают, что хотели бы получать больше информации о безопасности на транспорте, и, в первую очередь, готовы пройти бесплатный короткий тренинг (24%). Многие также согласны поставить соответствующее приложение на мобильный телефон (19%, среди молодежи - 26%), установить игру-квест (14%, среди молодежи - 28%). Только 14% отмечают, что им неинтересна такая информация, а о том, что им достаточно имеющейся информации, - 36%.

В случае обнаружения бесхозных предметов или подозрительных людей на транспорте, 38% респондентов сообщили бы об этом водителю. Меньше тех, кто предпочел бы выйти на следующей остановке (12%), отойти подальше от этого предмета/человека (11%) и т.д.

Среди способов уведомления о подозрительном предмете без привлечения к себе лишнего внимания, респонденты охотнее всего выбирают звонок на бесплатную горячую линию (65%) или отправить бесплатное смс на короткий номер транспортной полиции (62%). Меньше тех, кто предпочел бы оставить сообщение на транспортном интернет-портале (30%).

За последний год больше стало тех, кто считает, что население готово активно участвовать в предотвращении терактов (с 16 до 23%). Тем не менее, относительное большинство опрошенных полагают, что далеко не все люди готовы предпринимать подобные действия (44%).

Справочно. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на различных видах транспорта, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2012 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 14083,1 млн рублей.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 30 января - 5 февраля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Уровень удовлетворенности населения мерами, принимаемыми органами исполнительной власти для обеспечения безопасности населения на транспорте (в %)

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Население

43

58

64

Целевой показатель

40

60

80

С Вашей точки зрения, насколько опасными или безопасными являются следующие виды общественного транспорта? (в % от опрошенных, выбравших варианты ответов "абсолютно безопасный" и "скорее безопасный", общероссийский опрос)

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Автобус

68

69

65

Трамвай

68

64

60

Троллейбус

40

63

59

Поезд

51

65

46

Электричка

53

61

41

Пригородный/междугородний автобус

49

47

37

Метро

69

63

31

Маршрутное такси

29

27

25

Речной, морской транспорт

38

35

18

Самолет

22

33

16

По Вашему мнению, за последний год ситуация с обеспечением безопасности пассажиров различных видов транспорта улучшилась, ухудшилась или осталась без изменений? (закрытый вопрос, один ответ, в % от пользователей различных видов транспорта)

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Скорее улучшилась

22

23

28

Скорее ухудшилась

60

59

60

Осталась без изменений

10

8

8

Пресс-выпуск ВЦИОМ №2257, 20 марта 2013 г.
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113781

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.