Безопасность на транспорте: мониторинг
Наземный транспорт - самый безопасный, с точки зрения
населения. Куда больше опасений вызывают метро, авиационный и водный
транспорт.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
представляет результаты очередной волны исследования, посвященного
мнению населения о безопасности на транспорте.
Уровень удовлетворенности населения мерами, которые
предпринимаются органами власти для обеспечения безопасности на
транспорте, за последний год существенно вырос (с 58 до 64%). Тем
не менее, полученный результат пока что отстает от целевого показателя
Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте
на 2013 г. (80%).
Положительная динамика наблюдается и в изменении уровня информированности
населения о действиях в случае совершения акта незаконного вмешательства
на транспорте: с 2011 года он увеличился с 41 до 51% (для сравнения,
целевой показатель Комплексной программы на 2013 г. составляет 70%).
Растет и уровень информированности респондентов о действиях
в случае возникновения угрозы чрезвычайной ситуации на транспорте
(с 35 до 41% за год). Однако именно в этом аспекте результат наиболее
заметно отстает от целевого показателя (на 2013 г. - 80%).
Наибольший страх перед терактом опрошенные испытывают
при пользовании метрополитеном, однако, по сравнению с 2011 годом,
таких респондентов стало меньше (41% против 47% соответственно).
На втором месте, с большим отрывом - самолет (22%), на третьем -
поезд и электричка (по 19%). Меньше тех, кто опасается теракта при
пользовании морским и речным транспортом (10%), пригородными и междугородними
автобусами (6%), наземным городским транспортом (2-4%).
Самым безопасным видом транспорта участники опроса признают
автобус (65%), в тройку лидеров также вошли трамвай (60%) и троллейбус
(59%). Несколько менее безопасными считаются поезд (46%, год назад
- 65%), электричка (41% против 61% в 2012 году), пригородный/междугородний
автобус (37% против 47% год назад). За последний год в глазах респондентов
снизился уровень безопасности метрополитена (с 69 до 31% за два
года). То же самое можно сказать о речном и морском транспорте (18%
против 38% в 2011 году), самолете (16% против 33% год назад).
Опасения респондентов при пользовании различными видами
транспорта существенно различаются. Так, при перемещении наземным
городским транспортом - автобусом, троллейбусом, трамваем респонденты
опасаются, главным образом, аварий по техническим причинам (22-26%).
То же самое можно сказать и о пользовании самолетом (26%). При перемещении
маршрутным такси опрошенные опасаются, прежде всего, аварий по вине
водителя (41%). А вот при поездках на метро главным страхом является
именно угроза теракта (41%).
Все больше респондентов фиксируют улучшение ситуации
с обеспечением безопасности пассажиров различных видов транспорта
(с 22 до 28% за два года). Большинство опрошенных, в свою очередь,
не видят серьезных изменений в этой области (60%).
Большинство участников исследования отмечают, что им
встречалась информации о том, как необходимо действовать в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций или угрозы теракта на транспорте
и в первую очередь, источником такой информации является телевидение
(35 и 30% соответственно). В 20% случаев подобная информация встречается
респондентам на вокзалах, в аэропортах и т.д. Чуть реже - в печатных
СМИ (19 и 16% соответственно), на рекламных щитах (16 и 13% соответственно).
В наименьшей степени респонденты склонны отмечать, что встречали
такую информацию в Интернете (10 и 9% соответственно).
Среди материалов о безопасности на транспорте наибольшее
внимание населения за последний год привлекли ролики, транслируемые
на вокзалах, в аэропортах, в салонах транспортных средств (45% опрошенных
они знакомы). Почти каждому пятому известна телепрограмма "Безопасный
маршрут" на канале "Россия-24" (18%), причем за последний
год ее известность выросла (в 2012 году - 11%). Почти стольким же
знакомы радио-ролики о безопасности на транспорте, транслируемые
по радиостанциям "Милицейская волна" и "Эхо Москвы"
(17%, год назад - 7%). Наименее известным каналом информации является
сегодня интернет-портал "Безопасность": о нем слышали
6%, однако год назад таких респондентов было еще меньше - 1%.
Более четверти опрошенных фиксируют повышение внимания
со стороны государства к вопросам, связанным с обеспечением безопасности
на транспорте (27%). В первую очередь, респонденты говорят об усилении
контроля безопасности на транспорте (41%), увеличении количества
информации в СМИ (36%).
Значительное число опрошенных отмечают, что хотели бы
получать больше информации о безопасности на транспорте, и, в первую
очередь, готовы пройти бесплатный короткий тренинг (24%). Многие
также согласны поставить соответствующее приложение на мобильный
телефон (19%, среди молодежи - 26%), установить игру-квест (14%,
среди молодежи - 28%). Только 14% отмечают, что им неинтересна такая
информация, а о том, что им достаточно имеющейся информации, - 36%.
В случае обнаружения бесхозных предметов или подозрительных
людей на транспорте, 38% респондентов сообщили бы об этом водителю.
Меньше тех, кто предпочел бы выйти на следующей остановке (12%),
отойти подальше от этого предмета/человека (11%) и т.д.
Среди способов уведомления о подозрительном предмете
без привлечения к себе лишнего внимания, респонденты охотнее всего
выбирают звонок на бесплатную горячую линию (65%) или отправить
бесплатное смс на короткий номер транспортной полиции (62%). Меньше
тех, кто предпочел бы оставить сообщение на транспортном интернет-портале
(30%).
За последний год больше стало тех, кто считает, что
население готово активно участвовать в предотвращении терактов (с
16 до 23%). Тем не менее, относительное большинство опрошенных полагают,
что далеко не все люди готовы предпринимать подобные действия (44%).
Справочно. Комплексная программа обеспечения безопасности
населения на транспорте утверждена распоряжением правительства
от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан
от актов незаконного вмешательства на различных видах транспорта,
в том числе террористической направленности. На финансирование
программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей.
На реализацию Программы в 2012 году были направлены средства федерального
бюджета в объеме 14083,1 млн рублей.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 30 января - 5 февраля
2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях,
краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает
3,4%.
Уровень удовлетворенности населения мерами, принимаемыми
органами исполнительной власти для обеспечения безопасности населения
на транспорте (в %)
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
Население
|
43
|
58
|
64
|
Целевой показатель
|
40
|
60
|
80
|
С Вашей точки зрения, насколько опасными или безопасными
являются следующие виды общественного транспорта? (в % от опрошенных,
выбравших варианты ответов "абсолютно безопасный" и "скорее
безопасный", общероссийский опрос)
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
Автобус
|
68
|
69
|
65
|
Трамвай
|
68
|
64
|
60
|
Троллейбус
|
40
|
63
|
59
|
Поезд
|
51
|
65
|
46
|
Электричка
|
53
|
61
|
41
|
Пригородный/междугородний автобус
|
49
|
47
|
37
|
Метро
|
69
|
63
|
31
|
Маршрутное такси
|
29
|
27
|
25
|
Речной, морской транспорт
|
38
|
35
|
18
|
Самолет
|
22
|
33
|
16
|
По Вашему мнению, за последний год ситуация с обеспечением
безопасности пассажиров различных видов транспорта улучшилась, ухудшилась
или осталась без изменений? (закрытый вопрос, один ответ, в % от
пользователей различных видов транспорта)
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
Скорее улучшилась
|
22
|
23
|
28
|
Скорее ухудшилась
|
60
|
59
|
60
|
Осталась без изменений
|
10
|
8
|
8
|
Пресс-выпуск ВЦИОМ №2257, 20 марта 2013 г.
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113781
|