Rambler's Top100

№ 549 - 550
1 - 14 апреля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Опросы и ответы 

Что тревожит россиян?

Возрастные ограничения при приеме на работу

Согласны ли вы на отсрочку пенсии?

Готовы ли россияне платить за образование?

Безопасность на транспорте: мониторинг

Алкоголь для молодежи: с какого возраста?

Страх другого. Проблема гомофобии в России


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Готовы ли россияне платить за образование?

Две трети россиян (68%) в той или иной степени готовы платить за получение образования. А 73% респондентов готовы оплачивать образование своих детей. Причем, вкладывая деньги в собственное образование, россияне чаще говорят о втором высшем образовании и программах повышения квалификации, а применительно к детям - об образовательных основах (общее среднее, первое высшее). Подавляющее большинство россиян готовы тратить за образовательные услуги от 30 до 50 тысяч рублей в год.

Исследовательский холдинг Ромир совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН РАН) в феврале текущего года провел опрос на тему готовности россиян платить за свое образование и образование своих детей.

В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, в 8 федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.

Согласно полученным результатам, в целом утвердительно на вопрос о готовности платить за получение образования ответили около трети опрошенных (32%), о готовности платить за образование своих детей - 39% респондентов (см. диаграмму 1). При этом стоит отметить, что с повышением уровня доходов и образования респондентов среди них увеличивается доля тех, кто готов платить как за свое собственное образование, так и своих детей.

Диаграмма 1. Готовы ли Вы платить за получение образования? (%)

Источник: Холдинг Ромир, февраль 2013

В зависимости от уровня собственного образования родители иначе относятся к необходимости приобретения знаний различного уровня. Так, респонденты со средним (общим) образованием больше готовы платить за получение их детьми первого высшего образования, в то время как респонденты с высшим образованием больше понимают ценность второго высшего образования, обучения в аспирантуре (ординатуре) и повышения квалификации.

Результаты исследования подтверждают показатели официальной статистики. Например, за период 2008-2010 гг. в нашей стране руководители высшего звена (81%) и руководители среднего звена (66%) использовали хотя бы один из видов повышения квалификации в самых разных ее формах.

Около четверти опрошенных (27%) ответили, что не готовы платить за образовательные услуги для себя, каждый пятый (21%) не готов платить и за образование своих детей.

Полученные результаты показывают, что готовность россиян к оплате образовательных услуг разнится в разрезе регионов (федеральных округов). Так, положительно на вопрос о готовности платить за образование ответили только 27% жителей Южного ФО (это наименьший показатель по выборке) и 37% в Сибирском макрорегионе (наибольший показатель по выборке).

В ходе исследования был задан вопрос о видах образования, за которое респонденты готовы платить из собственного кармана. Полученные ответы свидетельствуют о том, что россияне в большей степени готовы платить за основное образование для своих детей - общее, общее профессиональное, первое высшее. В вопросе вложений денег в свой собственный образовательный капитал, респонденты чаще голосуют за второе высшее образование и программы повышения квалификации (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. За какое образование Вы готовы платить? (%)

Источник: Холдинг Ромир, февраль 2013

Ценность различных видов образования приблизительно одинакова для жителей всех регионов. Однако за второе высшее образование больше всего готовы платить жители Северо-Западного (73%) и Уральского (76%) округов. Оплатить повышение квалификации из своего кармана готовы 45% респондентов в Южном и 41% - в Центральном ФО.

И в заключение опроса респондентам было предложено назвать сумму, которую они готовы ежегодно тратить на оплату обучения. Большинство опрошенных (71%) назвали цифру в пределах 50 тысяч рублей (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Какую сумму Вы (Ваша семья) готовы платить за получение образования (своего или детей) в год? (%)

Источник: Холдинг Ромир, февраль 2013

20% россиян назвали посильной для себя сумму от 50 до 100 тысяч рублей. 8% участников опроса готовы платить за образование от 100 до 200 тысяч в год. И только 1% респондентов ответили, что смогут вкладывать в образование свыше 200 тысяч рублей в год.

Специалисты ИСЭПН РАН отмечают, что за последние несколько лет в нашей стране не только сократилось общее число высших учебных заведений, но и, самое главное, уменьшилось количество бюджетных мест в государственных вузах. Несмотря на демографическую "яму" (по сравнению с 2006 г. численность населения в возрасте 7-22 лет сократилась в 2012 г. на 21%), далеко не все желающие поступить учиться в вузы на бюджетные отделения могут осуществить свою мечту. В связи с этим актуальным становится вопрос материальных возможностей российского населения получить платное образование, в первую очередь высшее, для себя и своих детей. К сожалению, и в процессе получения общего (среднего) образования родителям зачастую приходится оплачивать некоторые образовательные услуги (изучение дополнительных предметов, сдача пробных ЕГЭ и др.).

Среди наиболее востребованных профессий (по данным исследований Института социологии РАН в 2010 г.), обучение которым оплачивается за счет самого населения, превалируют бухгалтерский учет, аудит и финансы, менеджмент, юриспруденция, маркетинг, страхование, туризм и иностранные языки. Таким образом, актуальные социальные и экономические задачи, стоящие перед нашим государством выдвигают на первый план необходимость формирования и успешного функционирования системы непрерывного образования, подчеркивают специалисты ИСЭПН РАН.

Проблема заключается в том, что с одной стороны, меняется отношение людей к своему человеческому капиталу (желание его увеличить), а с другой стороны, сокращение возможностей для получения платного образования из-за увеличивающейся имущественной дифференциации внутри российского общества, особенно роста неравенства в доходах населения по регионам страны.

Холдинг Ромир, 28.03.2013
http://www.romir.ru/studies/451_1364414400/

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.