Rambler's Top100

№ 545 - 546
4 - 17 марта 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Исторические типы брачности в Европе

Тенденции брачности населения в Республике Беларусь

Брак вдогонку

Эгалитарная семья в России

Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект

Практики неофициального супружества и бракоподобных союзов

Внебрачное материнство

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Внебрачное материнство

Михеева А.Р.
(Часть главы "Институционализация современных форм организации частной жизни: практики и дискурсы". Опубликовано в книге: Михеева А.Р. Человек в сфере частной жизни: векторы трансформации семейных отношений. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. с. 111-124)

Распространение феномена внебрачной рождаемости довольно тесно связано с предыдущим явлением: дети, рождённые у матерей, не состоящих в браке, регистрируются в органах ЗАГС как внебрачные, даже если эта регистрация происходит «по совместному заявлению родителей». Но, в отличие от феномена сожительства, которое характеризуется полнотой супружеской - родительской пары, внебрачные дети и их матери зачастую оказываются в ситуации неполной семьи. Иногда эта ситуация - преходящая, т.е. женщина - мать внебрачного ребёнка выходит замуж или организует семейную жизнь как партнёрский союз. Но иногда неполная семья остаётся таковой на долгое время или даже на всю жизнь.

В некоторых исследованиях семьи сожителей и внебрачных матерей называют «нетрадиционными». Одним из таких типов являются семьи (полные или неполные), образованные в результате рождения ребёнка женщиной, не состоящей в браке. В данном разделе содержатся результаты исследования феномена внебрачного материнства, проведённого автором в 1997 г.1.

Конкретная проблема этого исследования - попытаться понять природу, причины и следствия распространения внебрачных рождений, а именно - выяснить ориентации, намерения и интересы в сфере брака и семьи женщин - матерей внебрачных детей, реализацию их жизненных устремлений и планов в семейной сфере. Исследование проведено методом "life-story"2, т.е. изучая конкретные случаи, жизненные истории женщин-матерей внебрачных детей. Выбор этой методики объясняется прежде всего интимностью, закрытостью темы для внешнего наблюдателя, а также “осторожностью” общественного мнения по данному вопросу. Поэтому методы традиционного формализованного подхода могли бы привести к большой потере значимой информации. Иногда в ходе интервью бывало довольно сложно объективно воспринимать ситуации и обстоятельства, поведанные женщинами, но в то же время именно акценты самих интервьюированных позволяют делать выводы, объяснения, интерпретации.

Всего было опрошено 50 женщин: 30 - городских, имеющих 35 внебрачных детей и 20 - сельских, имеющих 29 внебрачных детей3. Дети, рождённые вне зарегистрированного брака - чаще всего первые и единственные дети уже немолодых женщин. Однако в ходе опроса выяснилось то, что не фиксируется статистикой, но существует в реальности, - наличие полной супружеской семьи у 58% опрошенных женщин, у трети из них неофициальный муж является отцом ребёнка. Уровень образования опрошенных женщин довольно высок - 56% имеют высшее и среднее специальное образование и только 20% - восьмилетнее.

Глубинные интервью дают основание утверждать, что главный мотив рождения ребёнка этими женщинами - это стремление к материнству, к семейной жизни, желание иметь ребёнка. При этом невступление в брак, рождение ребёнка без мужа вовсе не являются для них "демонстрацией независимости", но обусловлены непростыми жизненными ситуациями и отношениями с отцом ребёнка.

При анализе материнских историй стало понятно, что возможна «типификация»: выделение четырёх групп типов-причин феномена внебрачного материнства.

Первая, и самая большая группа опрошенных женщин - это те, кто были вполне счастливыми в партнёрстве-сожительстве с отцом будущего ребёнка, и хотели бы, и собирались иметь полную семью, но по разным причинам союз распадался после рождения ребёнка. Эта группа, в свою очередь разделяется на две: тех, для кого распад сожительства с отцом ребёнка был непредвиденным, неожиданным, и тех одиноких женщин, намерения которых были «родить ребёнка без мужа». Ещё одна группа женщин - те, кто после рождения ребёнка, и второго, и третьего продолжают оставаться в незарегистрированном союзе с отцом детей. Другая группа - женщины, оставшиеся без женихов, партнёров из-за несчастных случаев (гибели жениха, отца будущего ребёнка); даже в такой небольшой выборке этих женщин оказалось шестеро. В эту группу включены и те женщины, у которых произошёл неожиданный развод во время беременности.

Жизненные, брачные, материнские выборы женщин зачастую обусловлены (усложняются или облегчаются) поведением и отношением мужчин (мужей-партнёров), родителей, родных, подруг и врачей к их решению родить ребёнка вне официального брака. При этом все типы женских историй-причин рождений вне брака переплетаются и в большой степени обусловлены обстоятельствами жизни мужчин-отцов, их социетальными характеристиками. Важно также отметить, что брачная судьба женщин складывается в определённом смысле под противоречивым влиянием родительской семьи; двойственность ситуации состоит в социокультурной автономности (возможно, даже антагонистичности) и одновременной материально-бытовой зависимости. Так что пересечения историй-причин с культурными и индивидуальными ценностями влияют на выбор женщин и показывают (на данном материале), что выбор в пользу рождения ребёнка (в 80% случаев первого и единственного) становится всё более социально одобряемым поступком.

Анализ глубинных интервью дал основание сгруппировать жизненные истории женщин в четыре дискурсивных типа: 1) «распавшееся сожительство», 2) «ребёнок для себя», 3) «полная семья», 4) «парадоксальные истории».

Дискурс "Распавшееся сожительство” (внебрачные рождения вследствие распавшегося сожительства)

Из опрошенных женщин в эту группу можно отнести 19 (38%), в том числе 12 (40%) - городских и 7 (35%) - сельских. В терминах реализации жизненных, брачных, репродуктивных планов женщин этот дискурс можно считать негативным, поскольку наиболее сильный момент здесь - отказ мужчины-партнёра от своего ожидаемого или от уже родившегося ребёнка. Женщинами эта ситуация воспринимается как отказ и от неё тоже, как "предательство". Причём в половине случаев сожительство было довольно продолжительным - 2-5 лет, возраст женщин 26-34 года, беременность у них если и не первая, то долгожданная. В своих рассказах некоторые из этих женщин вспоминают озабоченность своих мужчин-партнёров длительным отсутствием беременности и даже то, что они вместе мечтали о ребёнке, планировали свою совместную жизнь.

«Познакомились ещё студентами, встречались и дружили 7 лет. В последние годы мы с ним жили вместе. Когда он узнал о беременности, первое время пытался избегать меня, потом установились дружеские отношения. Иногда он приходил и говорил, что хоть ему и очень тяжело, но он не может жениться на мне потому, что не любит меня. В общем, он переживал, метался. Мне было 29 лет, ему 30, он работал инженером на заводе. Эта беременность была у меня третья, мы же с ним встречались 7 лет... Я его очень любила и знала, что рожу ребёнка только от него. Других мужчин у меня не было. Но для него и для его семьи (мамы) общественное мнение значило очень много. Если бы я была понастойчивее, он бы на мне и женился. Но, наверное, наш брак распался бы... Когда моему сыну было 6 месяцев, он женился на молодой девушке, так что у него своя семья. Мы с ним больше никогда не общались, я ни на что не претендовала, он помощи никакой не оказывал» (врач, 46 лет, не замужем, 16-летний сын, гор.).

По-видимому, весьма часто мужчины отрицательно реагируют на известие о беременности сожительницы из-за сомнения в том, что это его ребёнок. Чаще так происходит в тех случаях, когда мужчины-партнёры женщин по сожительству на некоторое время уезжают - на службу в армию, в командировки.

«С парнем, отцом дочки, мы дружили ещё со школы, он наш, деревенский. И когда я в училище училась, мы дружили, встречались. А теперь у него своя семья - так получилось! Дружили-дружили, а когда он ушел в армию, я родила. Он не верил, что это его дочь. Когда вернулся, мы поскандалили и долго не встречались. Потом стало видно, что дочь - вылитый папа. Он стал ходить ко мне, а я ему сказала, что дочка МОЯ и больше ничья. Да зачем он мне, зачем эти скандалы? А так - ребёнок растёт спокойно, знает отца, дружит с теми дедушкой и бабушкой» (рабочая совхоза, 29 лет, не замужем, 10-летняя дочь, сел.).

Недоверие мужчины-партнёра и даже просто выражение сомнения на этот счёт, с одной стороны, оказывает сильное отрицательное воздействие на дальнейшую судьбу женщины, но, с другой - облегчает ей принятие "оправдательного" для самой себя отказа от стремления к браку с "этим плохим любимым человеком".

«До рождения дочери мы 3 года жили вместе, в нашей семье. Он очень хотел ребёнка, но мы с ним не регистрировали брак, просто ни я, ни он не беспокоились за наше будущее. До этого я уже была замужем, но детей не было - 6 раз я была беременной, но не могла выносить ребёнка. Этот парень был на 5 лет младше меня. Он был для меня одновременно и любовник, и муж, и ребёнок. Когда я ему сказала о беременности, он почему-то панически испугался, бегал по комнате и кричал, что это не его ребёнок. И - всё. Сейчас мы просто здороваемся, когда на улице встречаемся. Он очень красивый, и дочь на него похожа, у них даже все родинки на теле одинаковые, совпадают. Тогда мне было 34 года, я все-таки смогла выносить свою седьмую беременность. Это невероятное счастье - знать, что ты не способна иметь ребёнка и все же родить! У меня просто желание такое мощное было. Теперь моей дочери 14 лет. Но я благодарна этому парню за то, что у меня есть дочь, не было бы его, не было бы и дочки, и я была бы неполноценной» (учительница, 48 лет, не замужем, 14-летняя дочь, сел.).

Как видно, распад сожительств в связи с рождением ребёнка в значительной мере обусловлен брачно-семейным поведением мужчин. По-видимому, их отрицательное восприятие известия о возможном рождении ребёнка оказывается совершенно неожиданным для женщин. Но выбор женщин в пользу материнства создаёт новую цепочку драматических ситуаций в сфере отношений с родными, с родителями. Но этот выбор происходит все-таки в пользу материнства, и он свидетельствует о высокой ценности ребёнка, семьи в представлениях опрошенных женщин.

«Мы дружили с парнем ещё со школы, год он жил у нас, а когда узнал, что я беременная, сразу сказал, что не от него. Он старше меня на 4 года, мы с ним очень близкими были, просто родственные души какие-то, даже думали одинаково. Сколько раз он говорил: "Роди мне сына". Родила, а он вообще ушел. Сначала я скрывала свою беременность, боялась, что родители на аборт пошлют... Я родила сына. Сейчас ко мне приходит другой парень, ухаживает за мной, с моим сыном нянчится. Он хочет жениться на мне, но я не хочу, не хочу даже сходиться с ним, лучше иногда встречаться... Если встретится такой мужчина, который мог бы быть хорошим отцом, то я рожу ещё одного ребёнка, но не больше. А сейчас лучше, чтобы сын ни к кому не привыкал» (домохозяйка, 21 год, не замужем, 2-летний сын, сел.).

Семья и дети, по представлению женщин-матерей этой группы, - главное в жизни женщины. И согласуясь с этой житейской истиной (вполне традиционной), родительские строгости смягчаются по мере повышения возраста дочерей. Особенно это проявляется в историях женщин, имеющих деревенские корни. Представления старших поколений сельчан основаны на нормах раннего вступления в брак и рождения детей.

«Если нет детей, жизнь женщины прошла впустую» (бухгалтер, 42 года, не замужем, 9-летний сын, гор.).

«По понятиям нашей семьи я родила очень поздно (в 24 года). Когда мне было 22 года, мои родители "махнули на меня рукой" - считали, что я осталась без семьи и без детей, что я не состоялась как женщина и вообще как человек... Мои родители ждали от меня замужества, ребёнка. И даже независимо от того, замужем я или нет, моя мама была на моей стороне, я знала, что помощь мне всегда будет. И вообще - как бы я не решила, мои родители, мои вечные адвокаты, меня поддержат» (директор фирмы, 29 лет, не замужем, 5-летняя дочь, гор.).

Кризисный момент трудного выбора молодых (юных) городских внебрачных мам смягчается либеральностью взглядов их ещё тоже молодых родителей, берущих на себя значительную часть материально-бытовых проблем своей дочери.

«Когда родители узнали о беременности, мама сказала: "Решай сама, не маленькая. Если оставишь ребёнка, мы тебе поможем и поддержим» (домохозяйка, 17 лет, не замужем, 7-месячный сын, гор.).

Таким образом, драматичность дискурса "распавшихся сожительств" связана, скорее всего с неоправдавшимися надеждами женщин на устойчивое длительное партнёрство, на воспитание ребёнка в полной семье, с разочарованием в любимом мужчине- партнёре как потенциальном муже и отце детей.

Дискурс «Ребёнок для себя» (внебрачные рождения, не ориентированные на совместную жизнь с отцом ребёнка)

Важным отличием данного дискурса от предыдущего является то, что каждая из этих женщин изначально знала и сознательно шла на то, что, став матерью, она никогда не будут жить одной семьёй с отцом ребёнка. Объясняется это тем, что в этих историях мужчина выполняет роль любовника, как правило, он уже женат, имеет детей. А женщина-мать внебрачного ребёнка была (или есть) его любовница, априори морально готовая к последующему за рождением ребёнка супружескому одиночеству. Часто это мотивируется сознательным отказом от возможности "увести" его из семьи. В других ситуациях женщина изначально не относилась к партнёру, как к потенциальному мужу. Здесь не было совместной жизни, встречи носили характер любовных свиданий.

В эту группу входят 12 (24%) из опрошенных женщин, в том числе 7 (23%) из городских и 5 (25%) из сельских. Возраст женщин при рождении ребёнка в этой группе - около 30 лет, хотя среди сельских женщин есть такие, которые считают, что и в 23 года пора родить ребёнка "для себя", чтобы не остаться одной.

«В 23 года я захотела родить ребёнка. Я даже замуж так не хотела, как ребёночка иметь. И в 24 года я родила его для себя. Я встречалась с мужчиной, он был женатый, мне он вообще-то нравился. Но встречались мы редко. И я неожиданно почувствовала, что беременная. Я посидела-подумала: мне 23 года, если первый аборт сделаю, потом вообще детей не будет. Замуж выйду, муж захочет ребёнка, а я скажу: "Не могу"? Решила родить чисто для себя, зная, что он не женится на мне... Конечно, сначала я переживала - родители ругались, но я сама так хотела маленького! И я считала, что их это не должно сильно касаться, тем более - огорчать. Папа мой стал поддерживать меня, потому, что понял, что я "настроилась на сына". Я знала, что будет мальчик, вот мальчик мой и родился! Я хорошо себя чувствовала, была спокойна и за себя, и за малыша... Отец его о нём знает, сначала он приходил, потом сказал, что это не его ребёнок, а "его дети у него дома". Потом он сошёлся с другой женщиной, и они уехали из нашей деревни. Когда моему мальчишке было 3 года, я вышла замуж, родила второго сына. В муже своём я уверена» (домохозяйка, 30 лет, замужем, двое сыновей: 6-летний (внебрачный) и 2-летний, сел.).

Этот рассказ говорит о том, что если даже женщина и рожает ребёнка "для себя", подспудно у неё сохраняются ожидания создать полноценную семью и проявить себя также в качестве жены. Но с повышением возраста одинокие женщины постепенно теряют надежды на удачную супружескую, семейную жизнь и так или иначе смиряются с этим. И действительно, не у всех людей судьба складывается счастливо. В этот дискурс вписываются и истории женщин, переживших драматические или даже трагические ситуации первой любви, после чего на некоторое время, а иногда - и на всю жизнь, "отключаются" отличной жизни.

"Когда я училась в институте, у меня погиб жених - лётчик-испытатель, мне был 21 год. Закончила институт, работала, многие ухаживали за мной, предлагали "руку и сердце", но я считала, что у меня такая судьба - быть одинокой, всем отказывала, была верна своему погибшему жениху. Взялась за научную работу, "нянчилась" со студентами, ездила по стране, по всему миру, защитила диссертацию. Стала задумываться: "Для чего живу? Жизнь подходит к концу, всё есть - квартира, машина, дача, а зачем?" Надо бы было ребёнка родить, но с мужчинами никогда не было интимных отношений. И отец мой был очень строгих правил, он бы не простил мне беременность без мужа. Да и рожать было уже поздно.

Усыновила 1,5 годовалого мальчика из Дома малютки. Очень надеялась, что мои отец и брат обеспечат “мужское" воспитание. Но дед умер через год, а брат отстранился от забот. Есть, конечно, проблемы с сыном... Жалею, что своего не родила..." (научный сотрудник, 58 лет, не замужем, 16-летний приёмный сын, гор.).

Жёсткость родительского контроля4, упомянутая в этом рассказе, вообще-то не характерна для дискурса "Ребёнок для себя". Это объясняется как "зрелым" возрастом женщин, когда многие становятся практически независимыми от пожилых родителей, так и обеспокоенностью последних одиночеством своих дочерей.

В историях женщин, родивших ребёнка «для себя» уже нет той драматичности, той резко отрицательной оценки ("предатель") своих партнёров, как в первом дискурсе. Здесь появляется спокойная рассудительность, рациональность "зрелых" женщин, сознательно стремящихся к материнству, а не к супружеству-партнёрству (по крайней мере, внешне). Можно предположить, что и на самом деле, женщины этой группы если и не меньше были влюблены в своих партнёров-любовников, то, по крайней мере, более рационально (хладнокровно) обнаруживали у них недостатки. Поэтому и более спокойно, как к запланированному акту, отнеслись к прекращению интимных отношений, будучи (внешне) благодарными уже за прошлые эмоции и возможность родить ребёнка. Вместе с тем за внешней рассудительностью и благодарностью порой и в этой группе историй проскальзывают выражения обиды и "брошенности".

Следует заметить, что среди тех женщин, кто родили ребёнка «для себя», по сравнению с предыдущей групой, большая доля тех, кто на момент опроса имели постоянного партнёра - мужа или сожителя, и стало быть - полную семью - официальную (42%) или нет (26%).

Конечно, разделение женских историй на эти дискурсы-причины имеет условный характер, поскольку наряду с внешними различиями (длительность сожительств, частота встреч, глубина разочарований, жёсткость культурных ограничений), в них есть одно общее очень важное событие - реализованное материнство. И - одинаковое представление об идеальной семье - мать, отец и дети. Но к этому идеалу приблизились только некоторые женщины из первых двух групп.

Дискурс "Полная семья" (внебрачные рождения в стабильном сожительстве)

В этой модели назвать матерей и детей "внебрачными" можно только по формальному признаку - неусыновлённым детям, получающим пособие. Именно по этому признаку 12 полных семей с детьми попали в выборку обследования. Городских семей из них 8 (67%), сельских - 4 (33%). Официально зарегистрирован брак у супругов в 3 городских семьях, причём в них муж матери не является отцом внебрачного ребёнка. Остальные 9 семей - сожители, в 8 из них супруги-партнёры живут со своими (всеми или младшими в семье) детьми. В противоположность первому, этот дискурс можно назвать "Сохранившиеся (устойчивые) сожительства". В самом деле, здесь и там женские истории схожие, но семья (супружеский союз) не распадается.

«В 19 лет я познакомилась с парнем, и мы стали с ним жить - родители выделили нам комнату в нашей квартире. Потом мы стали ссориться, и он ушел. После него был другой парень, мы с ним тоже прожили года полтора. А вот этот, отец ребёнка, уже третий. Он мне сразу понравился своей самостоятельностью, он младше меня, и я как-то не могу про него сказать "муж". С ним мы живём уже три года. Родители относятся к моим партнёрам спокойно. Когда я сказала парню о беременности, он очень обрадовался, а на следующий день раскричался и заявил, что уйдет. Испугался он, что ли. Это у меня вторая беременность, во время первой был сильный токсикоз и выкидыш. Если бы он вправду ушел, я не оставила бы беременность. Как бы я одна растила ребёнка? Мама с папой уже пожилые...Уже через день он всё передумал, а тогда - я не знаю, что на него нашло... Сейчас он очень любит сына, и, наверное, он - хороший отец, а я хочу второго ребёнка. Мы будем вместе» (домохозяйка, 25 лет, стаж сожительства3 года, сыну 1 год, гор.).

Отличительной чертой этой модели является большее число детей в семьях: в пяти - по одному, в двух - по двое, в остальных (сельских), по трое-четверо детей. Судя по историям, судьба их матерей вовсе не всегда гладкая: двое из них овдовели с младенцем на руках, одна с тремя детьми ушла от мужа-деспота. Но им посчастливилось встретить на жизненном пути мужчин, взявших на себя ответственность за их семьи.

«С мужем живём хорошо, я его слушаю, он - меня. Я не могу сказать, что я влюбилась в него. Просто он мой и всё! Он мне и друг, и любовник, и муж, и лучше его никого нет. Не выпивает, с полуслова всё понимает. Сейчас мы подумываем, не зарегистрироваться ли, жизнь-то стала не постоянная. Надо расписаться, потому что мы строим дом, чтобы детям было наследство» (домохозяйка, 36 лет, стаж сожительства 12 лет, 16-летняя дочь внебрачная, 3 сына, зарегистрированы по совместному заявлению родителей, сел.).

На вопрос о причинах нерегистрации фактически существующего многолетнего союза женщины из этой группы семей давали весьма разнообразные, но конкретные ответы.

«Бывшая жена не даёт развода» (домохозяйка, 39 лет, 12-летний сын, стаж сожительства 14 лет, гор.).

«Свадьбу справили, но не зарегистрировались, потому что мне было 15 лет» (домохозяйка, 20 лет, стаж сожительства 5 лет, двое детей, гор.).

«Сначала как-то неудобно было: мне 17 лет, а ему уже 35. А потом забыли, так вместе и живем, у нас трое детей» (безработная, 33 года, стаж сожительства 16лет, трое внебрачных детей, сел.).

«Никакого значения не имеет, зарегистрированы мы или нет. Даже, наверное, лучше, что не зарегистрированы - всё идёт от души, а не от штампа в паспорте» (медсестра, 39 лет, стаж сожительства 4 года, внебрачная дочь 1,5 года, 4-й ребёнок).

Идея последнего высказывания встречается во многих историях, и во всех группах опрошенных женщин. Возможно, в этом состоит модернизация современной семьи - быть высокой ценностью для женщины и мужчины и их детей, а не для государства.

Дискурс «Парадоксальные истории» (рождения, ставшие внебрачными из-за овдовения или развода во время беременности женщины)

Эту группу составляют истории 7 женщин, ставших матерями внебрачных детей, условно говоря, неожиданно даже для самих себя. Двое из них овдовели во второй половине беременности, пятеро - родили второго или третьего ребёнка после развода с отцом ребёнка. Причем, у двоих из разведённых официальное оформление развода сначала имело формальный характер - ради прописки и последующего решения "квартирного вопроса". А потом эти женщины и фактически остались без мужей.

«Вышла замуж, жили в Тюмени, мама - здесь. Она болела астмой, написала мне, что приступ за приступом, состояние тяжёлое, а брата тогда посадили. Помрёт - 2-комнатная квартира пропадёт, государству достанется. Ну, я всё бросила, приехала. Развод оформила заочно, мне надо было прописаться здесь. Сын родился уже после развода, через две недели. В общем, всё из-за квартиры. Муж сюда не приехал, не писал мне, потом он женился, развёлся, снова женился. А мать ещё 14 лет болела, в прошлом году похоронили... Когда я уехала от мужа, мне было 25 лет, сын родился в 26, а в 39 вот маленького родила. Когда мама была, мы с его отцом встречались тайно, теперь вместе живём, и старший сын спокойней стал... Регистрироваться я и сама не хочу. Потому что думаю, если не поживётся, ничем не удержишь все равно. Алиментов не дождёшься, если уйдет, а так - пособие от государства - все-таки доход» (рабочая, 41 год, разведена, стаж сожительства - 5 лет, два внебрачных сына: 15 и 2 лет, гор.).

Но всё же основной стержень каждой из этих грустных "парадоксальных" историй - рождение желанного ребёнка, забота о нём, ответственность. Как видно, даже попадая в сложные, порой драматические жизненные ситуации, все опрошенные женщины делают свой выбор в пользу материнства. И только одна женщина, судьба которой поистине трагична, призналась, что ей приходила мысль оставить ребёнка в роддоме.

«Решила, что напишу заявление главврачу, кормить не буду. Но как только он родился и запищал - и я заревела. Думаю: "Господи, 9 месяцев носила, а теперь - оставлю? Троих кормлю, и ему каши хватит". Не смогла я его не кормить, просто материнское чувство перебороло» (санитарка, 45 лет, разведена, дочери 22 и 19 лет, родились в браке, сыновья 12 и 8 летвнебрачные, сел.).

Таким образом, материалы исследования приводят к следующему выводу: главная причина возникновения внебрачной семьи, главная основа всех жизненных путей женщин, родивших детей вне брака, является не отказ от семьи, а стремление к ней. И правильнее здесь говорить не о причинах внебрачного рождения, а о судьбах женщин, у которых оно случилось.

Что касается некоторых предположений о дифференциации внебрачной рождаемости в зависимости от социального статуса женщин, то по полученным материалам видно, что в одной и той же группе схожих судеб оказывается богатая директор фирмы и бедная сельская сторож, главный художник издательства и дворник домоуправления. В современных условиях, по-видимому, не существует тесной связи между благосостоянием и брачным, репродуктивным поведением людей, вопреки выводам О. Льюиса и М. Босанаца, согласно которым свободные союзы, внебрачные рождения были элементами субкультуры беднейшего слоя5.

Внебрачная рождаемость, как показывает демографический анализ, - довольно распространённый феномен как в городском, так и в сельском населении. Его распространение имеет довольно устойчивую тенденцию к росту (см. раздел 5.2). Последними переписями фиксируется и заметный прирост монородительских семей. Вместе с тем со временем происходит узаконивание брачных отношений между сожителями, узаконивание ребёнка отцом или образование повторной семьи (с партнёром - не отцом ребёнка). По существу же, объяснение причин этого феномена, основанное на демографических фактах и некоторым образом подтверждённое социологическим обследованием, заключается в том, что современные тенденции в семейной сфере лежат в русле действия постпереходного приватно-демографического хабитуса, в русле автономизации и самоценности всех видов поведения агентов в приватно-демографическом пространстве: сексуального, брачного, репродуктивного, родительского, самосохранительного.

Итак, результаты проведённого анализа данных демографической статистики, а также социологических материалов позволяют сделать вывод о возможности на их основе верифицировать теоретическую гипотезу исследования закономерностей трансформационных процессов в приватно-демографическом поле российского социального пространства. Распространение взаимосвязанных между собой феноменов незарегистрированных бракоподобных союзов и внебрачной рождаемости (или внебрачного материнства) являются отражением распространения практик и форм семейной жизни, смысл которых состоит в дальнейшем разделении/автономизации сексуального, брачного, репродуктивного и родительского поведения.

Это разделение свидетельствует об «опривычивании» как интериоризации агентами (индивидуальными и коллективными) постпереходного приватно-демографического хабитуса, сущность которого - разумное ограничение числа рождений. Малое число детей как в полных официальных семьях, так и у партнёров-сожителей и у одиноких матерей, не состоящих в браке, - веское подтверждение этому. Кроме того, малое число детей значительно «укорачивает» детный этап жизни семей, в результате чего макроструктура приватно-демографического поля (семейная структура населения) становится «структурно бездетной», и приоритеты детоцентризма отходят на второй план, по сравнению с растущими приоритетами супружеских, интимных - «взрослых» отношений в сфере частной жизни.


1 Исследование проведено в рамках индивидуального исследовательского проекта «Внебрачная рождаемость как реализация репродуктивных нрав женщин», поддержанного Фондом Макаргуров.
2  Thompson Warren S. Population // American Journal of Sociology. - 1929. - Vol. 34.
3 Список матерей внебрачных детей был составлен по данным отделов пособий и пенсий районных (городских и сельских) администраций. Выборка проводилась из числа женщин, получающих пособие на внебрачного ребёнка (детей).
4 В этом проявляется эффект «гистерезиса», т.е. запаздывания освоения современных предрасположенностей, по Бурдьё, свойственного людям, социализированным в иных объективных условиях (например сельских).
5 Lewis O. Five Families: Mexican case studies in the cultural of poverty. - London: Souvenir press, 1975; Босанац М. Внебрачная семья. –М.: Прогресс, 1981.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.