|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Внебрачное материнство
Михеева А.Р.
(Часть главы "Институционализация современных форм организации
частной жизни: практики и дискурсы". Опубликовано в книге:
Михеева А.Р. Человек в сфере частной жизни: векторы трансформации
семейных отношений. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. с. 111-124)
Распространение феномена внебрачной рождаемости довольно
тесно связано с предыдущим явлением: дети, рождённые у матерей,
не состоящих в браке, регистрируются в органах ЗАГС как внебрачные,
даже если эта регистрация происходит «по совместному заявлению родителей».
Но, в отличие от феномена сожительства, которое характеризуется
полнотой супружеской - родительской пары, внебрачные дети и их матери
зачастую оказываются в ситуации неполной семьи. Иногда эта ситуация
- преходящая, т.е. женщина - мать внебрачного ребёнка выходит замуж
или организует семейную жизнь как партнёрский союз. Но иногда неполная
семья остаётся таковой на долгое время или даже на всю жизнь.
В некоторых исследованиях семьи сожителей и внебрачных матерей
называют «нетрадиционными». Одним из таких типов являются семьи
(полные или неполные), образованные в результате рождения ребёнка
женщиной, не состоящей в браке. В данном разделе содержатся результаты
исследования феномена внебрачного материнства, проведённого автором
в 1997 г.1.
Конкретная проблема этого исследования - попытаться понять природу,
причины и следствия распространения внебрачных рождений, а именно
- выяснить ориентации, намерения и интересы в сфере брака и семьи
женщин - матерей внебрачных детей, реализацию их жизненных устремлений
и планов в семейной сфере. Исследование проведено методом "life-story"2,
т.е. изучая конкретные случаи, жизненные истории женщин-матерей
внебрачных детей. Выбор этой методики объясняется прежде всего интимностью,
закрытостью темы для внешнего наблюдателя, а также “осторожностью”
общественного мнения по данному вопросу. Поэтому методы традиционного
формализованного подхода могли бы привести к большой потере значимой
информации. Иногда в ходе интервью бывало довольно сложно объективно
воспринимать ситуации и обстоятельства, поведанные женщинами, но
в то же время именно акценты самих интервьюированных позволяют делать
выводы, объяснения, интерпретации.
Всего было опрошено 50 женщин: 30 - городских, имеющих 35 внебрачных
детей и 20 - сельских, имеющих 29 внебрачных детей3.
Дети, рождённые вне зарегистрированного брака - чаще всего первые
и единственные дети уже немолодых женщин. Однако в ходе опроса выяснилось
то, что не фиксируется статистикой, но существует в реальности,
- наличие полной супружеской семьи у 58% опрошенных женщин, у трети
из них неофициальный муж является отцом ребёнка. Уровень образования
опрошенных женщин довольно высок - 56% имеют высшее и среднее специальное
образование и только 20% - восьмилетнее.
Глубинные интервью дают основание утверждать, что главный мотив
рождения ребёнка этими женщинами - это стремление к материнству,
к семейной жизни, желание иметь ребёнка. При этом невступление в
брак, рождение ребёнка без мужа вовсе не являются для них "демонстрацией
независимости", но обусловлены непростыми жизненными ситуациями
и отношениями с отцом ребёнка.
При анализе материнских историй стало понятно, что возможна «типификация»:
выделение четырёх групп типов-причин феномена внебрачного материнства.
Первая, и самая большая группа опрошенных женщин - это те, кто
были вполне счастливыми в партнёрстве-сожительстве с отцом будущего
ребёнка, и хотели бы, и собирались иметь полную семью, но по разным
причинам союз распадался после рождения ребёнка. Эта группа, в свою
очередь разделяется на две: тех, для кого распад сожительства с
отцом ребёнка был непредвиденным, неожиданным, и тех одиноких женщин,
намерения которых были «родить ребёнка без мужа». Ещё одна группа
женщин - те, кто после рождения ребёнка, и второго, и третьего продолжают
оставаться в незарегистрированном союзе с отцом детей. Другая группа
- женщины, оставшиеся без женихов, партнёров из-за несчастных случаев
(гибели жениха, отца будущего ребёнка); даже в такой небольшой выборке
этих женщин оказалось шестеро. В эту группу включены и те женщины,
у которых произошёл неожиданный развод во время беременности.
Жизненные, брачные, материнские выборы женщин зачастую обусловлены
(усложняются или облегчаются) поведением и отношением мужчин (мужей-партнёров),
родителей, родных, подруг и врачей к их решению родить ребёнка вне
официального брака. При этом все типы женских историй-причин рождений
вне брака переплетаются и в большой степени обусловлены обстоятельствами
жизни мужчин-отцов, их социетальными характеристиками. Важно также
отметить, что брачная судьба женщин складывается в определённом
смысле под противоречивым влиянием родительской семьи; двойственность
ситуации состоит в социокультурной автономности (возможно, даже
антагонистичности) и одновременной материально-бытовой зависимости.
Так что пересечения историй-причин с культурными и индивидуальными
ценностями влияют на выбор женщин и показывают (на данном материале),
что выбор в пользу рождения ребёнка (в 80% случаев первого и единственного)
становится всё более социально одобряемым поступком.
Анализ глубинных интервью дал основание сгруппировать жизненные
истории женщин в четыре дискурсивных типа: 1) «распавшееся сожительство»,
2) «ребёнок для себя», 3) «полная семья», 4) «парадоксальные истории».
Дискурс "Распавшееся
сожительство” (внебрачные рождения вследствие распавшегося сожительства)
Из опрошенных женщин в эту группу можно отнести 19 (38%), в том
числе 12 (40%) - городских и 7 (35%) - сельских. В терминах реализации
жизненных, брачных, репродуктивных планов женщин этот дискурс можно
считать негативным, поскольку наиболее сильный момент здесь - отказ
мужчины-партнёра от своего ожидаемого или от уже родившегося ребёнка.
Женщинами эта ситуация воспринимается как отказ и от неё тоже, как
"предательство". Причём в половине случаев сожительство
было довольно продолжительным - 2-5 лет, возраст женщин 26-34 года,
беременность у них если и не первая, то долгожданная. В своих рассказах
некоторые из этих женщин вспоминают озабоченность своих мужчин-партнёров
длительным отсутствием беременности и даже то, что они вместе мечтали
о ребёнке, планировали свою совместную жизнь.
«Познакомились ещё студентами, встречались и дружили 7 лет. В последние
годы мы с ним жили вместе. Когда он узнал о беременности, первое
время пытался избегать меня, потом установились дружеские отношения.
Иногда он приходил и говорил, что хоть ему и очень тяжело, но он
не может жениться на мне потому, что не любит меня. В общем, он
переживал, метался. Мне было 29 лет, ему 30, он работал инженером
на заводе. Эта беременность была у меня третья, мы же с ним встречались
7 лет... Я его очень любила и знала, что рожу ребёнка только от
него. Других мужчин у меня не было. Но для него и для его семьи
(мамы) общественное мнение значило очень много. Если бы я была понастойчивее,
он бы на мне и женился. Но, наверное, наш брак распался бы... Когда
моему сыну было 6 месяцев, он женился на молодой девушке, так что
у него своя семья. Мы с ним больше никогда не общались, я ни на
что не претендовала, он помощи никакой не оказывал» (врач, 46
лет, не замужем, 16-летний сын, гор.).
По-видимому, весьма часто мужчины отрицательно реагируют на известие
о беременности сожительницы из-за сомнения в том, что это его ребёнок.
Чаще так происходит в тех случаях, когда мужчины-партнёры женщин
по сожительству на некоторое время уезжают - на службу в армию,
в командировки.
«С парнем, отцом дочки, мы дружили ещё со школы, он наш, деревенский.
И когда я в училище училась, мы дружили, встречались. А теперь у
него своя семья - так получилось! Дружили-дружили, а когда он ушел
в армию, я родила. Он не верил, что это его дочь. Когда вернулся,
мы поскандалили и долго не встречались. Потом стало видно, что дочь
- вылитый папа. Он стал ходить ко мне, а я ему сказала, что дочка
МОЯ и больше ничья. Да зачем он мне, зачем эти скандалы? А так -
ребёнок растёт спокойно, знает отца, дружит с теми дедушкой и бабушкой»
(рабочая совхоза, 29 лет, не замужем, 10-летняя дочь, сел.).
Недоверие мужчины-партнёра и даже просто выражение сомнения на
этот счёт, с одной стороны, оказывает сильное отрицательное воздействие
на дальнейшую судьбу женщины, но, с другой - облегчает ей принятие
"оправдательного" для самой себя отказа от стремления
к браку с "этим плохим любимым человеком".
«До рождения дочери мы 3 года жили вместе, в нашей семье. Он очень
хотел ребёнка, но мы с ним не регистрировали брак, просто ни я,
ни он не беспокоились за наше будущее. До этого я уже была замужем,
но детей не было - 6 раз я была беременной, но не могла выносить
ребёнка. Этот парень был на 5 лет младше меня. Он был для меня одновременно
и любовник, и муж, и ребёнок. Когда я ему сказала о беременности,
он почему-то панически испугался, бегал по комнате и кричал, что
это не его ребёнок. И - всё. Сейчас мы просто здороваемся, когда
на улице встречаемся. Он очень красивый, и дочь на него похожа,
у них даже все родинки на теле одинаковые, совпадают. Тогда мне
было 34 года, я все-таки смогла выносить свою седьмую беременность.
Это невероятное счастье - знать, что ты не способна иметь ребёнка
и все же родить! У меня просто желание такое мощное было. Теперь
моей дочери 14 лет. Но я благодарна этому парню за то, что у меня
есть дочь, не было бы его, не было бы и дочки, и я была бы неполноценной»
(учительница, 48 лет, не замужем, 14-летняя дочь, сел.).
Как видно, распад сожительств в связи с рождением ребёнка в значительной
мере обусловлен брачно-семейным поведением мужчин. По-видимому,
их отрицательное восприятие известия о возможном рождении ребёнка
оказывается совершенно неожиданным для женщин. Но выбор женщин в
пользу материнства создаёт новую цепочку драматических ситуаций
в сфере отношений с родными, с родителями. Но этот выбор происходит
все-таки в пользу материнства, и он свидетельствует о высокой ценности
ребёнка, семьи в представлениях опрошенных женщин.
«Мы дружили с парнем ещё со школы, год он жил у нас, а когда узнал,
что я беременная, сразу сказал, что не от него. Он старше меня на
4 года, мы с ним очень близкими были, просто родственные души какие-то,
даже думали одинаково. Сколько раз он говорил: "Роди мне сына".
Родила, а он вообще ушел. Сначала я скрывала свою беременность,
боялась, что родители на аборт пошлют... Я родила сына. Сейчас ко
мне приходит другой парень, ухаживает за мной, с моим сыном нянчится.
Он хочет жениться на мне, но я не хочу, не хочу даже сходиться с
ним, лучше иногда встречаться... Если встретится такой мужчина,
который мог бы быть хорошим отцом, то я рожу ещё одного ребёнка,
но не больше. А сейчас лучше, чтобы сын ни к кому не привыкал» (домохозяйка,
21 год, не замужем, 2-летний сын, сел.).
Семья и дети, по представлению женщин-матерей этой группы, - главное
в жизни женщины. И согласуясь с этой житейской истиной (вполне традиционной),
родительские строгости смягчаются по мере повышения возраста дочерей.
Особенно это проявляется в историях женщин, имеющих деревенские
корни. Представления старших поколений сельчан основаны на нормах
раннего вступления в брак и рождения детей.
«Если нет детей, жизнь женщины прошла впустую» (бухгалтер, 42
года, не замужем, 9-летний сын, гор.).
«По понятиям нашей семьи я родила очень поздно (в 24 года). Когда
мне было 22 года, мои родители "махнули на меня рукой"
- считали, что я осталась без семьи и без детей, что я не состоялась
как женщина и вообще как человек... Мои родители ждали от меня замужества,
ребёнка. И даже независимо от того, замужем я или нет, моя мама
была на моей стороне, я знала, что помощь мне всегда будет. И вообще
- как бы я не решила, мои родители, мои вечные адвокаты, меня поддержат»
(директор фирмы, 29 лет, не замужем, 5-летняя дочь, гор.).
Кризисный момент трудного выбора молодых (юных) городских внебрачных
мам смягчается либеральностью взглядов их ещё тоже молодых родителей,
берущих на себя значительную часть материально-бытовых проблем своей
дочери.
«Когда родители узнали о беременности, мама сказала: "Решай
сама, не маленькая. Если оставишь ребёнка, мы тебе поможем и поддержим»
(домохозяйка, 17 лет, не замужем, 7-месячный сын, гор.).
Таким образом, драматичность дискурса "распавшихся сожительств"
связана, скорее всего с неоправдавшимися надеждами женщин на устойчивое
длительное партнёрство, на воспитание ребёнка в полной семье, с
разочарованием в любимом мужчине- партнёре как потенциальном муже
и отце детей.
Дискурс «Ребёнок для себя»
(внебрачные рождения, не ориентированные на совместную жизнь с отцом
ребёнка)
Важным отличием данного дискурса от предыдущего является то, что
каждая из этих женщин изначально знала и сознательно шла на то,
что, став матерью, она никогда не будут жить одной семьёй с отцом
ребёнка. Объясняется это тем, что в этих историях мужчина выполняет
роль любовника, как правило, он уже женат, имеет детей. А женщина-мать
внебрачного ребёнка была (или есть) его любовница, априори морально
готовая к последующему за рождением ребёнка супружескому одиночеству.
Часто это мотивируется сознательным отказом от возможности "увести"
его из семьи. В других ситуациях женщина изначально не относилась
к партнёру, как к потенциальному мужу. Здесь не было совместной
жизни, встречи носили характер любовных свиданий.
В эту группу входят 12 (24%) из опрошенных женщин, в том числе
7 (23%) из городских и 5 (25%) из сельских. Возраст женщин при рождении
ребёнка в этой группе - около 30 лет, хотя среди сельских женщин
есть такие, которые считают, что и в 23 года пора родить ребёнка
"для себя", чтобы не остаться одной.
«В 23 года я захотела родить ребёнка. Я даже замуж так не хотела,
как ребёночка иметь. И в 24 года я родила его для себя. Я встречалась
с мужчиной, он был женатый, мне он вообще-то нравился. Но встречались
мы редко. И я неожиданно почувствовала, что беременная. Я
посидела-подумала: мне 23 года, если первый аборт сделаю, потом
вообще детей не будет. Замуж выйду, муж захочет ребёнка, а я скажу:
"Не могу"? Решила родить чисто для себя, зная, что он
не женится на мне... Конечно, сначала я переживала - родители ругались,
но я сама так хотела маленького! И я считала, что их это не должно
сильно касаться, тем более - огорчать. Папа мой стал поддерживать
меня, потому, что понял, что я "настроилась на сына".
Я знала, что будет мальчик, вот мальчик мой и родился! Я хорошо
себя чувствовала, была спокойна и за себя, и за малыша... Отец его
о нём знает, сначала он приходил, потом сказал, что это не его ребёнок,
а "его дети у него дома". Потом он сошёлся с другой женщиной,
и они уехали из нашей деревни. Когда моему мальчишке было 3 года,
я вышла замуж, родила второго сына. В муже своём я уверена» (домохозяйка,
30 лет, замужем, двое сыновей: 6-летний (внебрачный) и 2-летний,
сел.).
Этот рассказ говорит о том, что если даже женщина и рожает ребёнка
"для себя", подспудно у неё сохраняются ожидания создать
полноценную семью и проявить себя также в качестве жены. Но с повышением
возраста одинокие женщины постепенно теряют надежды на удачную супружескую,
семейную жизнь и так или иначе смиряются с этим. И действительно,
не у всех людей судьба складывается счастливо. В этот дискурс вписываются
и истории женщин, переживших драматические или даже трагические
ситуации первой любви, после чего на некоторое время, а иногда -
и на всю жизнь, "отключаются" отличной жизни.
"Когда я училась в институте, у меня погиб жених - лётчик-испытатель,
мне был 21 год. Закончила институт, работала, многие ухаживали за
мной, предлагали "руку и сердце", но я считала, что у
меня такая судьба - быть одинокой, всем отказывала, была верна своему
погибшему жениху. Взялась за научную работу, "нянчилась"
со студентами, ездила по стране, по всему миру, защитила диссертацию.
Стала задумываться: "Для чего живу? Жизнь подходит к концу,
всё есть - квартира, машина, дача, а зачем?" Надо бы было ребёнка
родить, но с мужчинами никогда не было интимных отношений. И отец
мой был очень строгих правил, он бы не простил мне беременность
без мужа. Да и рожать было уже поздно.
Усыновила 1,5 годовалого мальчика из Дома малютки. Очень надеялась,
что мои отец и брат обеспечат “мужское" воспитание. Но дед
умер через год, а брат отстранился от забот. Есть, конечно, проблемы
с сыном... Жалею, что своего не родила..." (научный сотрудник,
58 лет, не замужем, 16-летний приёмный сын, гор.).
Жёсткость родительского контроля4,
упомянутая в этом рассказе, вообще-то не характерна для дискурса
"Ребёнок для себя". Это объясняется как "зрелым"
возрастом женщин, когда многие становятся практически независимыми
от пожилых родителей, так и обеспокоенностью последних одиночеством
своих дочерей.
В историях женщин, родивших ребёнка «для себя» уже нет той драматичности,
той резко отрицательной оценки ("предатель") своих партнёров,
как в первом дискурсе. Здесь появляется спокойная рассудительность,
рациональность "зрелых" женщин, сознательно стремящихся
к материнству, а не к супружеству-партнёрству (по крайней мере,
внешне). Можно предположить, что и на самом деле, женщины этой группы
если и не меньше были влюблены в своих партнёров-любовников, то,
по крайней мере, более рационально (хладнокровно) обнаруживали у
них недостатки. Поэтому и более спокойно, как к запланированному
акту, отнеслись к прекращению интимных отношений, будучи (внешне)
благодарными уже за прошлые эмоции и возможность родить ребёнка.
Вместе с тем за внешней рассудительностью и благодарностью порой
и в этой группе историй проскальзывают выражения обиды и "брошенности".
Следует заметить, что среди тех женщин, кто родили ребёнка «для
себя», по сравнению с предыдущей групой, большая доля тех, кто на
момент опроса имели постоянного партнёра - мужа или сожителя, и
стало быть - полную семью - официальную (42%) или нет (26%).
Конечно, разделение женских историй на эти дискурсы-причины имеет
условный характер, поскольку наряду с внешними различиями (длительность
сожительств, частота встреч, глубина разочарований, жёсткость культурных
ограничений), в них есть одно общее очень важное событие - реализованное
материнство. И - одинаковое представление об идеальной семье - мать,
отец и дети. Но к этому идеалу приблизились только некоторые женщины
из первых двух групп.
Дискурс "Полная семья"
(внебрачные рождения в стабильном сожительстве)
В этой модели назвать матерей и детей "внебрачными" можно
только по формальному признаку - неусыновлённым детям, получающим
пособие. Именно по этому признаку 12 полных семей с детьми попали
в выборку обследования. Городских семей из них 8 (67%), сельских
- 4 (33%). Официально зарегистрирован брак у супругов в 3 городских
семьях, причём в них муж матери не является отцом внебрачного ребёнка.
Остальные 9 семей - сожители, в 8 из них супруги-партнёры живут
со своими (всеми или младшими в семье) детьми. В противоположность
первому, этот дискурс можно назвать "Сохранившиеся (устойчивые)
сожительства". В самом деле, здесь и там женские истории схожие,
но семья (супружеский союз) не распадается.
«В 19 лет я познакомилась с парнем, и мы стали с ним жить - родители
выделили нам комнату в нашей квартире. Потом мы стали ссориться,
и он ушел. После него был другой парень, мы с ним тоже прожили года
полтора. А вот этот, отец ребёнка, уже третий. Он мне сразу понравился
своей самостоятельностью, он младше меня, и я как-то не могу про
него сказать "муж". С ним мы живём уже три года. Родители
относятся к моим партнёрам спокойно. Когда я сказала парню о беременности,
он очень обрадовался, а на следующий день раскричался и заявил,
что уйдет. Испугался он, что ли. Это у меня вторая беременность,
во время первой был сильный токсикоз и выкидыш. Если бы он вправду
ушел, я не оставила бы беременность. Как бы я одна растила ребёнка?
Мама с папой уже пожилые...Уже через день он всё передумал, а тогда
- я не знаю, что на него нашло... Сейчас он очень любит сына, и,
наверное, он - хороший отец, а я хочу второго ребёнка. Мы будем
вместе» (домохозяйка, 25 лет, стаж сожительства — 3 года,
сыну 1 год, гор.).
Отличительной чертой этой модели является большее число детей в
семьях: в пяти - по одному, в двух - по двое, в остальных (сельских),
по трое-четверо детей. Судя по историям, судьба их матерей вовсе
не всегда гладкая: двое из них овдовели с младенцем на руках, одна
с тремя детьми ушла от мужа-деспота. Но им посчастливилось встретить
на жизненном пути мужчин, взявших на себя ответственность за их
семьи.
«С мужем живём хорошо, я его слушаю, он - меня. Я не могу
сказать, что я влюбилась в него. Просто он мой и всё! Он мне и друг,
и любовник, и муж, и лучше его никого нет. Не выпивает, с полуслова
всё понимает. Сейчас мы подумываем, не зарегистрироваться ли, жизнь-то
стала не постоянная. Надо расписаться, потому что мы строим дом,
чтобы детям было наследство» (домохозяйка, 36 лет, стаж сожительства
12 лет, 16-летняя дочь внебрачная, 3 сына, зарегистрированы по совместному
заявлению родителей, сел.).
На вопрос о причинах нерегистрации фактически существующего многолетнего
союза женщины из этой группы семей давали весьма разнообразные,
но конкретные ответы.
«Бывшая жена не даёт развода» (домохозяйка, 39 лет, 12-летний
сын, стаж сожительства 14 лет, гор.).
«Свадьбу справили, но не зарегистрировались, потому что мне было
15 лет» (домохозяйка, 20 лет, стаж сожительства 5 лет, двое детей,
гор.).
«Сначала как-то неудобно было: мне 17 лет, а ему уже 35. А потом
забыли, так вместе и живем, у нас трое детей» (безработная, 33
года, стаж сожительства 16лет, трое внебрачных детей, сел.).
«Никакого значения не имеет, зарегистрированы мы или нет. Даже,
наверное, лучше, что не зарегистрированы - всё идёт от души, а не
от штампа в паспорте» (медсестра, 39 лет, стаж сожительства 4
года, внебрачная дочь 1,5 года, 4-й ребёнок).
Идея последнего высказывания встречается во многих историях, и
во всех группах опрошенных женщин. Возможно, в этом состоит модернизация
современной семьи - быть высокой ценностью для женщины и мужчины
и их детей, а не для государства.
Дискурс «Парадоксальные истории»
(рождения, ставшие внебрачными из-за овдовения или развода во время
беременности женщины)
Эту группу составляют истории 7 женщин, ставших матерями внебрачных
детей, условно говоря, неожиданно даже для самих себя. Двое из них
овдовели во второй половине беременности, пятеро - родили второго
или третьего ребёнка после развода с отцом ребёнка. Причем, у двоих
из разведённых официальное оформление развода сначала имело формальный
характер - ради прописки и последующего решения "квартирного
вопроса". А потом эти женщины и фактически остались без мужей.
«Вышла замуж, жили в Тюмени, мама - здесь. Она болела астмой, написала
мне, что приступ за приступом, состояние тяжёлое, а брата тогда
посадили. Помрёт - 2-комнатная квартира пропадёт, государству достанется.
Ну, я всё бросила, приехала. Развод оформила заочно, мне надо было
прописаться здесь. Сын родился уже после развода, через две недели.
В общем, всё из-за квартиры. Муж сюда не приехал, не писал мне,
потом он женился, развёлся, снова женился. А мать ещё 14 лет болела,
в прошлом году похоронили... Когда я уехала от мужа, мне было 25
лет, сын родился в 26, а в 39 вот маленького родила. Когда мама
была, мы с его отцом встречались тайно, теперь вместе живём, и старший
сын спокойней стал... Регистрироваться я и сама не хочу. Потому
что думаю, если не поживётся, ничем не удержишь все равно. Алиментов
не дождёшься, если уйдет, а так - пособие от государства - все-таки
доход» (рабочая, 41 год, разведена, стаж сожительства - 5
лет, два внебрачных сына: 15 и 2 лет, гор.).
Но всё же основной стержень каждой из этих грустных "парадоксальных"
историй - рождение желанного ребёнка, забота о нём, ответственность.
Как видно, даже попадая в сложные, порой драматические жизненные
ситуации, все опрошенные женщины делают свой выбор в пользу материнства.
И только одна женщина, судьба которой поистине трагична, призналась,
что ей приходила мысль оставить ребёнка в роддоме.
«Решила, что напишу заявление главврачу, кормить не буду. Но как
только он родился и запищал - и я заревела. Думаю: "Господи,
9 месяцев носила, а теперь - оставлю? Троих кормлю, и ему каши хватит".
Не смогла я его не кормить, просто материнское чувство перебороло»
(санитарка, 45 лет, разведена, дочери 22 и 19 лет, родились в
браке, сыновья 12 и 8 лет — внебрачные, сел.).
Таким образом, материалы исследования приводят к следующему выводу:
главная причина возникновения внебрачной семьи, главная основа всех
жизненных путей женщин, родивших детей вне брака, является не отказ
от семьи, а стремление к ней. И правильнее здесь говорить не о причинах
внебрачного рождения, а о судьбах женщин, у которых оно случилось.
Что касается некоторых предположений о дифференциации внебрачной
рождаемости в зависимости от социального статуса женщин, то по полученным
материалам видно, что в одной и той же группе схожих судеб оказывается
богатая директор фирмы и бедная сельская сторож, главный художник
издательства и дворник домоуправления. В современных условиях, по-видимому,
не существует тесной связи между благосостоянием и брачным, репродуктивным
поведением людей, вопреки выводам О. Льюиса и М. Босанаца, согласно
которым свободные союзы, внебрачные рождения были элементами субкультуры
беднейшего слоя5.
Внебрачная рождаемость, как показывает демографический анализ,
- довольно распространённый феномен как в городском, так и в сельском
населении. Его распространение имеет довольно устойчивую тенденцию
к росту (см. раздел 5.2). Последними переписями фиксируется и заметный
прирост монородительских семей. Вместе с тем со временем происходит
узаконивание брачных отношений между сожителями, узаконивание ребёнка
отцом или образование повторной семьи (с партнёром - не отцом ребёнка).
По существу же, объяснение причин этого феномена, основанное на
демографических фактах и некоторым образом подтверждённое социологическим
обследованием, заключается в том, что современные тенденции в семейной
сфере лежат в русле действия постпереходного приватно-демографического
хабитуса, в русле автономизации и самоценности всех видов поведения
агентов в приватно-демографическом пространстве: сексуального, брачного,
репродуктивного, родительского, самосохранительного.
Итак, результаты проведённого анализа данных демографической статистики,
а также социологических материалов позволяют сделать вывод о возможности
на их основе верифицировать теоретическую гипотезу исследования
закономерностей трансформационных процессов в приватно-демографическом
поле российского социального пространства. Распространение взаимосвязанных
между собой феноменов незарегистрированных бракоподобных союзов
и внебрачной рождаемости (или внебрачного материнства) являются
отражением распространения практик и форм семейной жизни, смысл
которых состоит в дальнейшем разделении/автономизации сексуального,
брачного, репродуктивного и родительского поведения.
Это разделение свидетельствует об «опривычивании» как интериоризации
агентами (индивидуальными и коллективными) постпереходного приватно-демографического
хабитуса, сущность которого - разумное ограничение числа рождений.
Малое число детей как в полных официальных семьях, так и у партнёров-сожителей
и у одиноких матерей, не состоящих в браке, - веское подтверждение
этому. Кроме того, малое число детей значительно «укорачивает» детный
этап жизни семей, в результате чего макроструктура приватно-демографического
поля (семейная структура населения) становится «структурно бездетной»,
и приоритеты детоцентризма отходят на второй план, по сравнению
с растущими приоритетами супружеских, интимных - «взрослых» отношений
в сфере частной жизни.
1
Исследование проведено в рамках индивидуального исследовательского
проекта «Внебрачная рождаемость как реализация репродуктивных нрав
женщин», поддержанного Фондом Макаргуров.
2 Thompson Warren
S. Population // American Journal of Sociology. - 1929. - Vol.
34.
3
Список матерей внебрачных детей был составлен по данным отделов
пособий и пенсий районных (городских и сельских) администраций.
Выборка проводилась из числа женщин, получающих пособие на внебрачного
ребёнка (детей). 4
В этом проявляется эффект «гистерезиса», т.е. запаздывания освоения
современных предрасположенностей, по Бурдьё, свойственного людям,
социализированным в иных объективных условиях (например сельских). 5
Lewis O. Five Families: Mexican case studies
in the cultural of poverty. - London: Souvenir press, 1975; Босанац
М. Внебрачная семья. –М.: Прогресс, 1981.
|