Rambler's Top100

№ 545 - 546
4 - 17 марта 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Исторические типы брачности в Европе

Тенденции брачности населения в Республике Беларусь

Брак вдогонку

Эгалитарная семья в России

Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект

Практики неофициального супружества и бракоподобных союзов

Внебрачное материнство

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Практики неофициального супружества и бракоподобных союзов

Михеева А.Р.
(Часть главы "Институционализация современных форм организации частной жизни: практики и дискурсы". Опубликовано в книге: Михеева А.Р. Человек в сфере частной жизни: векторы трансформации семейных отношений. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. с. 100-111)

Феномен распространения официально незарегистрированных супружеских союзов и внебрачной рождаемости, наряду с ростом разводимости, падением рождаемости, относится к тем изменениям в демографической сфере, на основе которых уже с начала XX века делаются выводы о наступающем кризисе, дезинтеграции семьи, брака, а затем и общества1. В целом же, как отмечается в исследованиях, в Северной и в меньшей степени и в Западной Европе добрачное сожительство охватывает большинство населения. По данным Л. Русселя сейчас оно приобретает всеобщий характер в Швеции, охватывает 70% пар во Франции. В этих странах супружеские союзы, как официальные, так и неофициальные, создаются также в молодых возрастах, как и раньше, и их доля остаётся более или менее постоянной.

Результаты социологических исследований этого явления (сравнительных и по отдельным странам) свидетельствуют о следующих тенденциях:

  1. брачное поведение и детерминанты предпочтений сожительства или официального брака заметно меняются для старших и младших когорт женщин. Такие факторы дифференциации, как проживание в родительском доме, размер родительской семьи, образование и даже исповедуемая религия, становятся всё менее значимыми при выборе сожительства, как формы организации частной жизни2;
  2. выборы между неофициальным союзом и законным браком основаны на дифференциации предпочтений и ориентаций людей практически во всех сферах жизни: семейной, репродуктивной, сексуальной, трудовой, доходной, досуговой, гендерно-ролевой3.

Большинство авторов, исследующих феномен свободных супружеских союзов, склоняются к мнению, что изменения в формах семьи происходят вследствие действия совокупности факторов: изменения социальных норм, экономической независимости женщин, роли контрацептивов и др. По уровням распространённости неофициальных союзов, возрастной дифференциации, частоте и возрастным характеристикам супругов феномен сожительства оценивается исследователями по-разному. Например, Хр. Принц в изменении степени культурной приемлемости сожительств в обществе выделяет 4 стадии4:

  1. На первой стадии сожительства существуют как девиантный феномен, наблюдаемый в небольшой группе населения. Как правило, это люди высокообразованные, раньше уже состоявшие в браке, неконформисты, горожане. По-видимому, на этой стадии находится, например, Венгрия, где доля сожителей среди всех пар составляла 3% (1985 г.), не проявлялось явной возрастной дифференциации сожительствующих. Сожительства там являлись девиантным феноменом, в большей степени распространённым среди тех, кто по различным причинам не может зарегистрировать брак, будь то социально-экономические причины или потому, что они не могут добиться развода. По сравнению с другими странами в Венгрии было наибольшее число вступающих в брак, но и большое число сожительствующих пар, в которых один из партнёров состоит в другом браке. Здесь также непропорционально велико число внебрачных рождений.
  2. На второй стадии «врастания в культуру», по теории Хр. Принца, сожительство становится социально приемлемым в качестве «прелюдии к браку». Обычно эти отношения воспринимаются как пробный брак, и они переходят в зарегистрированный брак, как только возникает желание иметь детей. Здесь сожительство скорее кратковременное, чем постоянное явление. Так, в Германии сожительство считается социально приемлемым, но только как "прелюдия" к свадьбе. Сожительства чаще всего распространены в младших возрастных группах, но они гут же трансформируются в брак, когда возникает желание иметь детей. Это подтверждается низким уровнем внебрачной рождаемости в Германии (15% в 1985 г.) несмотря на очень низкий уровень брачности в стране.
  3. На третьей стадии сожительство социально становится альтернативой браку. Оно выбирается в качестве постоянной альтернативы из-за таких своих отличий от официального брака, как большая независимость и равенство между партнёрами. На этой стадии рождение ребёнка более не ограничивается браком. Наилучшим примером такого общества Хр. Принц считает Норвегию, где сожительство реально существует в качестве альтернативы традиционному браку. И сожительства, и внебрачные рождения были очень распространены уже в 1980-е годы (11% и 28% соответственно); доля сожительств среди всех брачных союзов устойчиво снижается с увеличением возраста.
  4. И наконец, на четвёртой стадии сожительство становится разновидностью брака, или, скорее, брак становится некоторой формой сожительства. Такое положение характерно для Швеции, Франции, Финляндии. Официально зарегистрированный брак исчезает; легитимность сожителей приравнивается к официально зарегистрированным брачным парам. Неуклонно трансформируются гендерные отношения в сфере частной жизни: всё более совмещаются/сближаются представления, ориентации мужчин и женщин относительно стиля жизни и распределения власти, обязанностей, прав между супругами-партнёрами.

Эти последовательные стадии «врастания» феномена сожительства в культуру того или иного общества могут сильно отличаться по продолжительности и трудно определить, в какое время и в какой степени будет достигнута конечная стадия. По предположению Хр. Принца, общество, находящееся на определённой стадии распространённости феномена сожительства, уже не может вернуться на предыдущую. Но если определённая стадия уже достигнута, все предыдущие типы сожительства могут и действительно продолжают существовать параллельно в этой стране. Для большинства партнёрских союзов переход к сожительству как к более предпочтительной форме союза происходит в форме повторных союзов, после неудачного опыта в законном браке.

В соответствии с этой последовательностью и её характеристиками Россию можно расположить между второй и третьей стадиями, возможно, ближе к третьей. В последние десятилетия в российском обществе повсеместно распространяются сожительства среди молодых групп населения, внебрачная рождаемость выросла до 30% и выше, например, в Сибирском федеральном округе доля внебрачных рождений составляет 33%.

Рассуждая в категориях нашей теории, можно предположить, что сожительство чаще является не просто игнорированием официальной регистрации брачных отношений, но следствием интериоризации современного приватно-демографического хабитуса, что и проявляется в отходе от традиционных культурных запретов на сексуальные отношения до и вне брака, от патриархальных межгендерных отношений и в переходе к практикам, в основе которых лежит относительная автономность этих видов поведения, равенство прав партнёров, конвергенция внутрисемейных гендерных ролей, да и вообще социальных ролей мужчин и женщин.

Данные Всероссийских переписей населения 2002 г. и 2010 г. дают представление о некоторых возрастных характеристиках и тенденциях современной “неофициальной” брачности в России. Они показывают, в частности, что среди женщин, состоящих во всех союзах, наибольшая доля приходится на самые молодые возраста: от 16 до 20 лет. К 26 годам доля таких союзов в общем числе браков значительно снижается, наименьшее значение имеет доля в возрастах 30-33 года, после чего снова начинает расти. Похожие тенденции проявляются во многих странах, но для России специфичны высокие показатели доли неофициальных супругов в старших возрастах.

Частые случаи неофициальных браков среди людей старших поколений могут свидетельствовать о долговременном распространении в России данного феномена и лояльности общественного мнения по отношению к нему. Кроме того, показателем распространённости неофициальных супружеских союзов в России является регулярное превышение (порядка 100 тыс. человек) числа женщин, считающих себя замужними, над числом женатых мужчин (по данным практически всех предыдущих переписей населения России).

Рост числа сожительств в большой степени компенсирует снижение официальной брачности, отмечаемой в Сибири и в России в целом в последние годы. Та же тенденция наблюдается и в западных странах. Стало быть, откладывание или отказ от официального брака, по-видимому, не является отказом от супружества вообще.

В данном разделе содержатся результаты конкретного исследования, проведённого автором в 1998 г.5. Целью его было выявление изменения нормативов брачного и семейного поведения людей (на примере жителей Сибири), а именно - выяснение того, какие жизненные обстоятельства, причины лежат в основе большой распространённости практик устройства семейной жизни незарегистрированных (неофициальных) супружеских союзов - как в молодых возрастах, так и в старших.

Проведённое методом семейных историй обследование позволило проследить процессы формирования супружеской, брачной пары или семьи и выявить некоторые общие черты их «траекторий». В основу некоторых гипотез, например о демократичности гендерных ролей в неофициальных союзах, были положены известные результаты исследований американских социологов. Что касается брачно-семейных намерений, ориентаций, то операционально они фиксировались в контексте рас- суждений респондентов о причинах нерегистрации существующих супружеских, брачных отношений, о желаемом числе детей, о распределении или выполнении семейных, хозяйственных обязанностей, о внутрисемейных взаимоотношениях.

Объектом обследования были супружеские пары, соответствующие всем критериям «супружеской, брачной пары», кроме одного - отсутствием официально зарегистрированного брака. Опрошены пары «мужчина и женщина», совместно проживающие, ведущие общее хозяйство, воспитывающие или уже воспитавшие детей (общих или партнёра). Причём при исследовании данного феномена в контексте устойчивости институциональных функций продолжительность совместной жизни является принципиальным критерием отбора совместно живущих пар. В данном исследовании этот временной показатель не должен быть менее 1,5-2 лет (в отличие, например, от американских исследователей R. Rindfuss и VandenHcuvel, которые, изучая сожительства с продолжительностью 1 мес. и более, пришли к выводу о том, что ориентации сожителей более схожи с ориентациями одиноких людей6).

Конечно, изучение мотивационных аспектов, намерений, ориентаций требует конкретизации самого определения «супружества» и «брака». Этот методологический вопрос также обсуждается практически во всех работах по данной теме. При этом сожительства с малой продолжительностью (но не меньше 1 мес.) в зарубежных исследованиях зачастую рассматриваются как «пробный брак», «помолвка», некая стадия процесса ухаживания.

Именно такого типа сожительства (недолгие, «пробные») чаще анализируются в американских работах, в то время как материалы европейских исследователей свидетельствуют о распространённости неофициальных союзов с более продолжительным «стажем» совместной жизни.

В рамках данного исследования применяется термин «брак» в смысле устойчивых, долговременных, санкционированных обществом отношений живущих вместе мужчины и женщины. «Санкционированность обществом» в этом определении отражает как законную регистрацию этих отношений, так и социальную приемлемость незарегистрированных союзов. Но в отличие от «супружества» брачные отношения всё-таки являются предпосылкой репродуктивных отношений, т.е. категория «брак» имеет воспроизводственный смысл. Супружеские же отношения определяются чаще как совместная жизнь мужчины и женщины, не предусматривающих репродуктивность союза. Видимо, поэтому С.И. Голод не считает «супружество» институцией. Мы же полагаем, что супружество является институтом именно в смысле устоявшихся в обществе правил и норм по отношению к союзам взрослых людей, не имеющих детей и не имеющих репродуктивных намерений. Часто этими отношениями характеризуются как раз официальные или сожительствующие супруги на «последетном» этапе жизни, т.е. в возрасте старше 50 лет.

Как стало ясно из результатов интервьюирования, в обыденном сознании слово «брак» ассоциируется скорее с законной регистрацией, чем с фактическим супружеством. Так что исследуемый феномен точнее было бы называть «бракоподобными отношениями», как делают это в своей работе М. Кларкберг, Р. Штольценберг, Л. Уайт или «супружескими отношениями»7.

В обследовании были проведены глубинные полуформализо- ванные интервью 86 человек, составляющих 43 официально не зарегистрированные брачные пары. 20 из них живут в сельской местности, 11 - в малом городе, 12 - в крупном областном центре Сибири. Опрошенные представляют возрастные группы взрослых следующим образом, число пар:

Возрастная группа

всего

Город

Село

20-34 года

14

8

6

35-49 лет

18

8

10

50-65 лет

11

7

4

всего

43

23

20

В семи семьях: в пяти молодых и в двух - старшей возрастной группы - нет и не было детей (ни общих, ни «своих») В остальных семьях в среднем по двое детей, при этом по одному - в 10, но у двух пар по четверо и пятеро детей. Общих же детей у неофициальных супругов, естественно, меньше: нет п аковых у 22 пар, один - у 14, двое - у 5, трое - только у двух сельских пар. Средняя продолжительность совместной жизни у опрошенных пар - 8,6 лет, при этом у 8 пар был минимальный стаж супружества – 2 года, но у двух - по 26 лет, а у самой пожилой (сельской) - 36 лет. Короткий стаж сожительства респондентов не всегда означает малый супружеский опыт: только у 26 человек из 85 это первый союз, но у 41 человека - второй, у остальных - третий и даже четвертый (у 5 мужчин):

продолжительность совместной жизни, лет

2-4

5-9

10-14

15-19

20 и более

число опрошенных, чел.

18

10

6

4

5

Полученные материалы дают некоторое представление о нескольких типичных, повторяющихся ситуациях, которые можно назвать причинами откладывания, а зачастую и отказа супружеских пар от официальной регистрации своих отношений. Общая и наиболее часто упоминаемая причина выражается следующими словами:

«Если человек нравится, если есть чувство - будешь жить и без колец, и без ЗАГСа, печати здесь не важны. Не на что сейчас ни разводиться, ни записываться. Крутишься по хозяйству целый день, чтоб только ребятишек голодными не оставить, какие уж тут свадьбы-кольца» (зоотехник, 44 года, никогда не состоял в браке, 3 детей, стаж сожительства - 15 лет, сел.).

Нами выделено четыре группы ситуаций, при которых пары откладывают официальную регистрацию отношений или вовсе отказываются от неё.

В отдельную довольно большую группу можно выделить супружеские пары, которые хотели бы зарегистрироваться, но не могут этого сделать по нескольким причинам - один из партнёров состоит в другом браке; не может найти своего бывшего мужа/жену; не может получить согласие на развод. Таких пар 12 среди опрошенных, 9 - сельских и 3 - городских. У 4 семей стаж совместной жизни - 3-5 лет, у остальных - от 12-13 до 36 лет. Именно в эту группу «сожителей поневоле» входит пара пожилых супругов, где муж не добился развода от своей бывшей жены в конце 1950-х годов.

Вполне понятно, почему сельских жителей в этой группе больше: порой им сложно (материально, морально, физически) даже добраться до юридической консультации, не говоря уж об обращении в суд или в другие конторы подобного рода. Кроме того, по-видимому, юридические службы для сельской местности не всегда дают своим клиентам информацию, позволяющую разрешить их проблемы. Это показывают, на первый взгляд, невероятные истории, рассказанные акторами этой группы. Например, в ответ на запрос о разводе в ЗАГС крупного сибирского города одному сельскому респонденту было прислано «свидетельство» о его смерти, зарегистрированной в этом ЗАГСе в 1988 г. У городских пар в этой группе примерно такие же проблемы - они не могут получить документы о разводе из ставших «заграницей» Белоруссии и Казахстана, а съездить туда также нет возможностей.

Во всех семьях этой группы есть дети - общие или одного из партнёров, чаще - жены. Это нормальные полноценные семьи, с их заботами, проблемами, отношениями - брачными, супружескими, родительско-детскими.

«Если бы у меня были документы оформлены, может быть, мы бы и зарегистрировались. Но, в общем-го, для нас это никакого значения не имеет. Живём и живём. У нас есть общий сын, родился в 1985 г., записали мы его вместе, мой муж нынешний его сразу же усыновил на свою фамилию» (рабочая на ферме,41 год, состоит в другом браке, 2 детей от первого мужа, 1 сын общий, стаж сожительства— 13 лет, сел.).

В остальных группах все партнёры имеют законные права на вступление в брак, т.е. они или холостые, или разведённые официально, или вдовые.

Довольно представительную группу составляют пары, совместную жизнь которых можно было бы назвать «пробным супружеством/браком». Это 7 молодых пар (2 сельских, 5 городских), у которых 2-3-летний стаж совместной жизни, пока нет общих детей; в двух парах есть ребёнок жены, но и в других парах есть уже однажды (и дважды) разведённые. Сельские молодые сожители уже имеют отдельный дом, небольшое хозяйство. Городские также, в основном, живут отдельно от родителей, некоторые снимают жильё.

Причины откладывания регистрации, которые часто называют и женщины, и мужчины в этих парах - неуверенность в партнёре, отрицательное отношение со стороны родителей, своих и партнёра. И никто из партнёров, сознавая свою зависимость от родителей, по-видимому, не настаивает на регистрации брака. Другим аргументом откладывания брака здесь является отсутствие детей (беременности), но, как стало ясно из интервью с женщинами, они сознательно пока не заводят детей, «предохраняются, стараются». Именно в этой группе отношения партнёров можно назвать «супружеством».

«С другом отношения хорошие, он хочет, чтобы я родила ребёнка, но пока нет условий. Пока нужды нет расписываться. Если ребёнок будет, тогда посмотрим» (домохозяйка, 24 года, разведена, 1 ребёнок от первого мужа, стаж: сожительства — 2 года, гор.).

Третья группа сожителей - это по сути предыдущая, но более старшая по возрасту группа, с более продолжительным стажем совместной жизни (10 пар: 6 сельских и 4 городских). Пары в этой группе уже имеют общего ребёнка; у двух пар двое и трое общих детей. Сожители младших возрастов здесь так же, как и в предыдущей группе объясняют откладывание регистрации брака материальными проблемами, несамостоятельностью, зависимостью от родителей (чаще это мнение высказывают мужчины).

«Регистрироваться нет никакого смысла. Хотя я думаю, что всё зависит от родителей, как они относятся к нашему сожительству. Наши - не настаивают, а есть такие, которым нужна определённость в отношениях» (служащий, 24 года, стаж сожительства — 4 года, 2-летний сын, гор.).

Более старшие пары, в основном, сельские, живут давно самостоятельно, и, по-видимому, не придают значения своему официальному статусу.

«Регистрироваться даже и не думаем; однажды я предложил Тане в ЗАГС сходить, а она сказала, что мы и так хорошо живём» (рабочий, 50 лет, разведён, стаж сожительства - 16 лет, летняя общая дочь, сел.).

Можно допустить, что «сдерживающим моментом» для регистрации своих уже устоявшихся, стабильных отношений у пар этой группы являлись материальные затруднения. Государственная пошлина за регистрацию составляла значительную для того времени сумму - 84 руб.; кроме того, в этом случае нельзя было обойтись без традиционной «вечеринки» (если уж не свадьбы) с угощениями, в то время как многие респонденты, особенно сельские, не получали всю зарплату в течение 2-3 лет.

«Мы хотели расписаться сразу, а потом что-то отложили, денег не было. Тогда это было немного, но всё время думаешь, что лучше что-нибудь купить. Сейчас это минимальная зарплата, но их ведь нет. Для нас это деньги, можно костюм Вадику (сыну) купить, рубашку. Потом мы решили, что 10 лет проживём и зарегистрируемся, это уже в прошлом году в марте прошло. А теперь я тоже не хочу, знаете, как будто боюсь даже. Сейчас хорошо живем, а вдруг распишемся и будем - плохо» (безработная, 30 лет, стаж сожительства - 10 лет, 9-летний сын, сел.).

Практически все опрошенные этой группы высказывают большую удовлетворённость своей личной жизнью, со вниманием и пониманием относятся к партнёрам. Окружающие, родственники, сослуживцы спокойно воспринимают их неофициальный семейный статус. Причём, сами сожители, особенно сельские, испытывают некоторое неудобство из-за разных фамилий с родными детьми, но и это они считают несущественным, по сравнению с хорошими отношениями в семье.

«Когда дочь родилась, хотели зарегистрироваться. А я рассудила, наверное, чисто по-матерински и говорю ему, что вдруг мы не уживёмся, и будут разные фамилии у детей, и я записала дочку на себя, а отчество - его. Как-то сосед спросил его о фамилии дочери - хотел смутить этим. Все в деревни уже привыкли к нам, никого не беспокоят разные фамилии, кроме тех, у кого самих в семье не ладится» (кладовщица, 44 года, вдова, 2 детей от первого брака, стаж сожительства - 16 лет, 12-летняя дочь, сел.).

Последняя довольно большая группа состоит из 14 пар, которые образовались на «последетном» этапе жизни. Правда, в двух парах возраст партнёров 30-40 лет, но они знают, что общих детей у них не будет (из-за состояния здоровья, разницы в возрасте), при этом у каждого уже есть свой ребёнок, с которым поддерживаются отношения, если он не в данной семье. Но в основном эту группу представляют пожилые горожане (10 пар), дети которых уже выросли.

Продолжительность совместной жизни опрошенных этой группы - от 2-3 до 19-20 лет, и понятно, что в случаях большого стажа мужчина брал на себя функции отца (отчима) для ребёнка женщины. Предшествующая брачная судьба людей этой группы не простая: большинство из них развелись, шестеро овдовели. Основные дела супругов в этой группе семей - забота друг о друге, о внуках, посильная помощь детям.

Причины, по которым они не «расписываются» разные. Некоторые - по соображениям о разделе наследства (квартиры, дома, хозяйства). Другие - из-за неуверенности в партнёре (при небольшой продолжительности совместной жизни). Третьи считают:

«Не хватало под старость лет в ЗАГС ходить! Вот сраму-то будет!» (пенсионерка, 58 лет, вдова, стаж сожительства – 2 года, гор.).

Надо отметить, что три пары в этой группе состояли в официальном браке, затем разводились (две - фиктивно, ради прописки одного из супругов в другой, родительской, квартире, одна - из-за пьянства мужа), но сейчас все три пары представляют собой сожителей, т.е. продолжают жить вместе, не регистрируя брак вторично. Причём, у тех, что разводились по причине пьянства, эта проблема благополучно разрешилась, когда через 4 года разлуки люди снова «сошлись». Но одна из когда-то фиктивно разведённых пар являет из себя печальный образец несчастного супружества: муж пьянствует практически каждый день.

«У меня к моему мужу никакая не любовь, но мне его жалко. Если я его выгоню, он совсем пропадёт... Я просто мечтаю от него избавиться, а он говорит, что никогда от меня не уйдет. Конечно, я не собираюсь с ним снова расписываться, но мне очень неприятно, когда нас называют сожителями. Мы ведь с ним были мужем и женой, а «штампа» не стало, так перестали ими быть? Значит, если есть «штамп» - нормальная семья, если нет - ненормальная? Я с этим не согласна. Бывает, и со «штампом» живут хуже некуда» (вахтёр, 60 лет, разведена, стаж сожительства (с бывшим мужем) — 20 лет, гор.).

Как видно, неофициальные супруги, живущие вместе продолжительное время, практически не отличаются от тех, чей союз официально зарегистрирован. И, возможно, люди в свободных союзах более бережно, осторожно относятся друг к другу, понимая, что партнёр - свободный человек, и, в случае частых конфликтов, может покинуть другого.

По-видимому, в российском обществе распространение феномена сожительства происходит уже на протяжении 30-40 лет, возможно, как и сейчас, тогда оно было более распространённым явлением в сельской местности, чем в городской. Основанием для такого предположения могут служить истории сельских и городских сожителей с большим стажем совместной жизни, а также воспоминания их о таких же семьях (с разными фамилиями) их бабушек и дедушек.

По результатам данного исследования можно предположить, что происходящие изменения в семейной сфере скорее можно назвать модернизацией и развитием института семьи, чем упадком. По существу, это процесс укрепления институциональной сущности семьи, соответствующей потребностям современного (сегодняшнего) общества, т.е. выполнение тех функций, которые общество «оставило» семье - организацию совместной частной жизни.

По материалам исследования видно, что основой всех жизненных путей опрошенных мужчин и женщин, живущих вместе без официальной регистрации и заботящихся друг о друге, о детях, о внуках, является не отказ от семьи, а «опривычивание» жизненных семейных практик в их частной жизни, стремление к партнёрству, взаимопомощи. Возможно, эта ситуация свидетельствует о наступающей в обществе толерантности по отношению к «другим» жизненным практикам и опытам, даже если они затрагивают, казалось бы, незыблемые устои традиционных строгостей, запретов, осуждений в сфере частной жизни.


1 Popenoe D. American family decline, 1960-1990: A review and appraisal // Journal of Marriage and the family. - 1993. - N 55. - P. 527-555.
2 Rindfuss R.R., VandenHeuvel A. Cohabitation: A Precursor to Marriage or an Alternative to Being Single? // Population and development review. - 1990. - Vol. 16. -N4.-C. 703-726.
3 Clarkberg М., Stolzenberg R.M., Waite L.J. Attitudes. Values and the Entrance into cohabitational versus Marital Unions // Social Forces. - 1995, Dec. - P. 609-631.
4 Prinz Ch. Cohabitating, Married,or Single. IIASA, Aldershot, Brookfield USA, Hong Kong, Singapore, Sydney: Avebury. - 1995. - 207 p.
5 Исследование проведено в рамках индивидуального исследовательского проекта «Брачно-семейные ориентации неофициальных супругов и перспективы трансформации института семьи», поддержанного Фондом Форда.
6 Rindfuss R.R., VandenHeuvel A. Cohabitation: A Precursor to Marriage or an Alternative to Being Single? // Population and development review. - 1990. - Vol. 16. -N4.-C. 703-726.
7 Clarkberg М., Stolzenberg R.M., Waite L.J. Attitudes. Values and the En­trance into cohabitational versus Marital Unions // Social Forces. - 1995, Dec. - P. 609-631.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.