Rambler's Top100

№ 545 - 546
4 - 17 марта 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Исторические типы брачности в Европе

Тенденции брачности населения в Республике Беларусь

Брак вдогонку

Эгалитарная семья в России

Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект

Практики неофициального супружества и бракоподобных союзов

Внебрачное материнство

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Исторические типы брачности в Европе

Калабихина Е.А.1
(Опубликовано в: Проблемы народонаселения в зеркале истории: Шестые Валентеевские чтения: Москва, 22-24 апреля 2010 г. МГУ им. М.В. Ломоносова: Сборник докладов: Том 2 / Ред В.В. Елизаров, И.А. Троицкая. -М.: МАКС Пресс, 2010. С. 148-152)

Теоретические концепции исторических типов брачности

Основную концепцию исторических типов брачности выдвинул Дж. Хаджнал, по мнению которого, в период позднего средневековья формируется европейский тип брачности2. Хаджнал выделяет два основных и сменяющих друг друга типа брачности: традиционный и европейский. Первый из них характеризуется ранними браками и почти полным охватом ими всего взрослого населения; для второго, напротив, характерно позднее вступление в брак и сохранение значительной доли лиц вне брака. Последний тип брачности, как полагает Дж. Хаджнал, возникает на территории Западной Европы из традиционного типа в конце позднего средневековья (примерно, с XVII в.) и становится уникальным, поскольку ничего подобного для других регионов не известно. Средний возраст вступления в первый брак для средневековых европейских мужчин - 28 лет, для женщин - 25 лет. Хаджнал считал, что во всей Западной Европе существует единообразие типов семьи и преобладает нуклеарная семья.

Единомышленник Дж. Хаджнала, Питер Ласлетг, разделил Европу не на две, а на четыре географические зоны. М. Митерауэр и К. Казер придали новую форму модели Хаджнала, говоря о некой «переходной зоне» между западным и восточным типом семьи в Европе3. Р. Фоссьер, Дж. Рассел на основании монастырских описей (полиптиков) о западноевропейской крестьянской семье каролингского периода (в основном — IX в., Франция)4  изучают ранний этап формирования европейского типа брачности, также делая вывод о переходности и двойственности типов брачности на территории Франции в эпоху раннего средневековья.

Плавный переход от неевропейского к европейскому типу брачности можно проследить на примере изменения брачного поведения поколений аристократии в Европе с XIV по XVIII вв.5.

Заметим, что не только разный исторический период времени был «стартом» для развития европейского типа брачности в разных частях Европы, но и распространение определенного типа брачности в той или иной части Европы менялось со временем, порой кардинально. Например, европейский тип брачности после Второй мировой войны сменился неевропейским, а затем вновь население Северо-Западной Европы вернулось к европейскому типу брачности. Как отмечает Ван де Каа6, изменения в демографической ситуации с середины 1960-х годов стали началом второго демографического перехода: растет уровень безбрачия и средний возраст вступления в брак как следствие распространения индивидуалистически ориентированной системы ценностей и изменения норм поведения. Например, суммарный коэффициент первой брачности женщин и мужчин для большинства европейских стран в середине 1960-х гг. был близок к 1, а в середине 1980-х гг. - был около 0,5-0,6 для стран Северной и Западной Европы. Средний возраст вступления в первый брак в 1984 г. был равен 26,1 лет в Дании и 27,3 в Швеции. Позже такие изменения стали происходить в Южной и Восточной Европе.

В связи с развитием второго демографического перехода возникают новые критерии классификации типов брачности, и теперь развитые регионы можно классифицировать по возрасту вступления в первый брак и по доле состоящих в браке7.

Таблица 1. Типы брачности в шести развитых регионах мира8

Возраст вступления в первый брак

Брачность

Разводимость

Консенсуальная брачность

Низкая

Высокая

Низкий

Низкая

Низкая

 

 

Высокая

 

 

Высокая

Низкая

 

 

Высокая

Восточная Европа

США

Высокий

Низкая

Низкая

 

 

Высокая

 

Западная и Северная Европа

Высокая

Низкая

Южная Европа, Восточная Азия

 

Высокая

 

 

Согласно исследованиям М. Митерауэра и К. Казера9, основой для единой европейской модели формирования домохозяйств во всей Западной и Центральной Европе, а также на незначительной территории Восточной Европы, стала система землевладения, основанная на неделимом наделе. Система подразумевает наличие одной супружеской пары в усадьбе, откладывание брака до получения наследства, частый переход надела из рук в руки вследствие повторных браков вдов, отход старшего поколения от дел и передача главенствования в семье молодым, наем работников в зависимости от нужд домохозяйства и т.п. По мнению М. Митерауэра и К. Казера, эта система землевладения распространилась на территориях к западу от Эльбы вследствие германской колонизации в Средние века. На этих территориях встречаются смешанные типы брака и домохозяйств, а также система родства и наследования.

Крестьянское сообщество было неоднородным и состояло из двух социально экономических групп: «полные» крестьяне владели большими фермами со средним размером участка примерно в 1,5 стандартного надела, мелкие владельцы были по социально-экономическому статусу ниже крестьян и владели участком в 0,5 стандартного надела.

С одной стороны, снижение репродуктивных установок населения может приводить к европейскому типу брачности, как к «способу» контроля рождаемости в условиях отсутствия эффективных и массовых средств контрацепции (так называемый «старый мальтузианский тип брачности»10).

С другой стороны формирование европейского типа брачности может быть обусловлено недемографическими мотивами, и снижение рождаемости могло быть лишь одним из последствий изменения в моделировании брачности.

На наш взгляд, социально-экономические и институциональные факторы оказывают более серьезное влияние на формирование типов брачности, чем демографические. Социально-экономические и институциональные факторы могут влиять на формирование типов брачности опосредованно через демографические факторы, изменяя половозрастной состав населения, структуру домохозяйств и прочее.

Влияние структуры домохозяйств на типы брачности

В Западной Европе в период раннего средневековья социальная стратифицикация была закреплена законодательно, и это влияло на брачность. Судя по материалам Сен-Жерменского и Реймского полиптиков, правовое деление зависимых крестьян оказывало существенное влияние на формирование супружеских пар. Юридические градации зависимого населения могли служить сдерживающим фактором при заключении брачных союзов, что в первую очередь сказывалось на женской части этого населения (несмотря на некоторое уменьшение действия этого фактора в середине IX в., судя по данным Реймского полиптика)11.

Во владениях монастырей Северной Галлии определенное сдерживающее влияние на брачность могла оказывать и специфика половозрастного состава зависимого населения, связанная с численной нехваткой женщин брачного возраста.

Особенностью семейной структуры во владениях каролингских монастырей являлось значительное число неполных крестьянских семей (в частности, не вступивших в брак), что несколько отличает брачную ситуацию здесь от традиционного типа.

Таким образом, материалы каролингских описей12 дают основания говорить о существовании в зависимом населении церковных сеньорий элементов обоих типов брачности - традиционного и «европейского». Можно предположить, что постепенное изменение некоторых условий (в частности, уменьшение разницы в численности между полами, утверждение малой семьи и др.) еще на этапе развитого феодализма могло способствовать формированию именно «европейского» типа брачности. Иными словами, истоки такой брачной ситуации следует искать в особенностях социально-экономического и демографического развития феодальной эпохи. Условия же, сложившиеся здесь в период разложения феодальных отношений и генезиса капитализма, лишь ускорили этот процесс и довели его до логического завершения.

Теперь рассмотрим структуру домохозяйств в Центральной Европе в период позднего средневековья. Типы семей в Центральной Европе были традиционные или промежуточные. Интересные результаты в изучении семейных структур дало исследование М. Шолтычека, где он обращает внимание на соотношение числа нуклеарных и сложных семей в крестьянском сообществе Буяков, где была относительно высока доля ремесленников. В этой сельской местности, по классификации Хамела-Ласлетта, 2/3 семей были нуклеарными, а оставшаяся треть представляла собой сложные домохозяйства (расширенные и составные)13. В отдельные годы в некоторых деревнях была зарегистрирована довольно высокая доля сложных домохозяйств, что могло «отражать потенциальную способность домохозяйств к расширению и переходу от простых форм к более сложным под влиянием демографических, социальных и институциональных факторов, специфических для каждой деревни»14.

В Буякове наблюдались разные типы переходов в семейных структурах, а именно, переход от нуклеарного домохозяйства к расширенному и обратный переход - от расширенного к нуклеарному. Это могло быть продолжение совместного проживания двух и более брачных пар, но с передачей функций главы одному из детей; превращение домохозяйства в расширенное после смерти одного из родителей; прямой переход к нуклеарной семье при образовании младшим поколением отдельного домохозяйства15.

Следует также отметить две другие особенности семейных структур в Буякове в позднем средневековье16:

  1. Наличие института услужения. Неженатые и незамужние молодые слуги составляли 12,9% от общего населения.
  2. Наличие квартирантов, которые составляли 3% населения прихода.

В качестве основного вывода следует отметить, что исторические типы брачности и формирования семей в разных регионах Европы в разные периоды средневековья были весьма многообразны. Наличие признаков «европейского» типа брачности, по классификации Дж. Хаджнала, наблюдалось уже в ранние периоды средневековья в Западной Европе. Для Центральной Европы такая «переходность» была характерна в эпоху позднего средневековья.

Второй основной вывод: типы брачности во многом определяются социально-экономическими и институциональными факторами, действующими на данной территории в определенный момент времени.

Следующим этапом работы в направлении изучения исторических типов брачности в европейском населении может стать классификация и ранжирование по значимости социально-экономических и институциональных факторов, влияющих на преобладание того или иного типа брачности. Кроме того, интересно посмотреть на взаимосвязь динамики рождаемости и брачности в историческом европейском населении, чтобы, ответить на следующие вопросы:

  • что первично - изменения в рождаемости или изменения в брачности;
  • обеспечивал ли европейский тип брачности снижение рождаемости или рождаемость снижалась вследствие удлинения интервалов между рождениями и отказом от рождений в определенном возрасте или при достижении желаемого числа детей;
  • если европейский тип брачности обеспечивал снижение рождаемости, то в какой мере.

1 Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.
2 Хаджнал Дж. Европейский тип брачности в ретроспективе // Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979.
3 Шолтычек М. Семья и домохозяйство в Центральной Европе // Историческая демография. - М, 2008.
4 Блонин В.А. Некоторые вопросы исторической демографии западноевропейского средневековья (к проблеме формирования «европейского» типа брачности) // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Европе: межвузовский сборник научных трудов / Горьк. гос.ун-т. Горький, 1989. -с. 15-30.
5 Хаджнал Дж., op.cit., с. 34.
6 Van de Каа, D. J. 1987. "Europe's second demographic transition". Population Bulletin 42(1).
7 Иванов С.Ф. Типы брачности и рождаемости в развитых странах. http://www.demoscope.ru/weeklv/kniei/konfer/konfer_09.html
8 Иванов С.Ф. Новое лицо брака в развитых странах. http://www.demoscope.ru/weekly/2002/067/tema04.php
9 Шолтычек М., op.cit.
10 Lesthaeghe, R. and J. Surkyn. 2004. "When history moves on: The foundations and diffusion of a second demographic transition" Paper presented at the seminar on "Ideational perspectives on international family change", Population Studies Center, Institute for Social Research (ISR), University of Michigan, Ann Arbor. C.I.
11 Блонин В.А., op.cit.
12 Там же. с. 25.
13 Шолтычек М., op.cit., с.244-245.
14 Там же, с.250.
15 Шолтычек М., op.cit., с.252-253.
16 Там же, стр. 253-254.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.