Rambler's Top100

№ 543 - 544
18 февраля - 3 марта 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Демографическое развитие как многоальтернативный процесс: роль регионов

Региональная демографическая политика в Индии: достигнуты ли поставленные цели?

Международная миграция в России: динамика, политика, прогноз

Современные демографические тенденции в США (итоги переписи 2010 г.)

Архив раздела Глазами аналитиков


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Региональная демографическая политика в Индии: достигнуты ли поставленные цели?

Дмитриев Р.В.1
(Опубликовано в: Региональная демографическая политика: Сборник статей / Под ред. Елизарова В.В. и Джанаевой Н.Г.; Экономический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова. -М.: МАКС Пресс, 2012. с. 245-271)

В 2011 г. в Индии была проведена перепись населения. Обладая уникальным опытом осуществления подобного рода мероприятий, Индия вплоть до настоящего времени служит образцом для развивающихся стран по степени охвата населения, уровню обобщения и качеству публикаций материалов переписей (называемых в стране цензами (Census)). Важность последних состоит в том, что они дают уникальную информацию для ретроспективного анализа демографических и социальных процессов, происходящих в этой стране. Данные первой переписи населения, которая носила выборочный характер (опрос не проводился среди жителей многочисленных индийских княжеств), относятся к 1867-1876 гг. Несколько больший территориальный охват был характерен для переписи 1881 г. С 1891 г. в Индии каждое десятилетие проводятся переписи населения, охватывающие практически всю территорию страны. Таким образом, ценз 2011 г – пятнадцатый за всю историю Индии и седьмой после обретения страной независимости. Какая же информация для размышления демографов, экономистов, географов, социологов и представителей других областей научного знания представлена в первых статистических отчетах по проведенной в минувшем году переписи населения популяционного гиганта Южноазиатского субконтинента?

Основной вопрос, будоражащий умы индийских ученых и политиков, состоял в том, сохранится ли на прежнем уровне тот поистине колоссальный прирост населения страны, который наблюдался в конце XX – начале XXI вв. В соответствии с опубликованными данными, численность населения Индии по состоянию на 0 часов 1 марта 2011 г. (именно эта дата является критическим моментом для большинства индийских цензов) составляет 1210193422 человека, в том числе мужчин – 623724248, женщин – 5864691742. Таким образом, в настоящее время Индия, занимающая лишь 2,4% суши, концентрирует 17,5% населения мира, что сравнимо с долей США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш и Японии вместе взятых! Средняя плотность индийского населения составляет 382 чел/км2, что более чем в 7,5 раз превышает среднемировой показатель.

Полученные в результате проведенной переписи данные о людности страны, тем не менее, несколько отличаются от прогнозных оценок, предложенных коллективами ученых как из самой Индии, так и из-за рубежа (см. табл. 1).

Таблица 1. Прогнозируемая численность населения Индии в 2011 г., млн. человек

 

П.Н. Мари-Бхат3

А. Махмуд, А.Кунду

11й пятилетний план развития Индии

ООН

Минимальная

1173

1178

1208

1228

Максимальная

1191

1191

1232

Составлено автором по: [Eleventh Five Year Plan (2007–2012). Inclusive Growth. Volume I. New Delhi: Oxford University Press, 2008. P. 75; Mahmood A., Kundu A. Demographic Projections for India 2006-2051: Regional variations – in: India’s water future: Scenarios and issues. Colombo: International Water Management Institute, 2009. P. 107-108; Mari Bhat P.N. Indian Demographic Scenario, 2025. Discussion Paper No. 27. New Delhi: Institute of Economic Growth, Population Research Centre, 2001. P. 9; World Population Prospects: The 2008 Revision Population Database. URL: http://esa.un.org/unpp/ (дата обращения 24.03.2011)].

Необходимо отметить, что большинство оценок людности Индии на 2011 г. оказались заниженными. Исключение составил лишь прогноз ООН. Тем не менее, и индийские, и зарубежные демографы едины в одном: абсолютный прирост численности населения Индии, максимальный среди всех стран мира, выведет ее в ближайшем будущем на первое место в списке наиболее населенных государств (по одной из версий, – ко 2-ой четверти XXI в.). В немалой степени этому способствует и тот факт, что демографическая политика главного «конкурента» Индии – Китая – приносит свои плоды: за первое десятилетие XXI в. прирост населения Поднебесной составил лишь около 50% от соответствующего показателя для Индии, оставшегося на уровне 1991-2001 гг.4.

Примечательно, что за прошедшее столетие с 1911 по 2011 гг. суммарный прирост численности населения Индии был максимальным среди всех стран мира, превышая китайский более чем на 50 млн чел (958 млн чел. для Индии против 900 млн для КНР)5. Раннее осознание предстоящих проблем, вызванных неэквивалентным росту экономики увеличением численности населения, обусловило тот факт, что Индия стала пионером среди развивающихся стран по осуществлению государственной демографической политики. Действительно, усилия государства здесь всегда были направлены на замедление роста населения страны

Государственный уровень

Первые заявления о необходимости проведения последовательной общегосударственной политики в области народонаселения Индии прозвучали еще до получения страной независимости – в 1-ой пол. XX в. При этом начало реализации идей будущего премьер-министра Джавахарлала Неру и его сподвижников в этом направлении было положено лишь спустя 13 лет после создания в 1938 г. в рамках Национального комитета по планированию Подкомиссии по проблемам населения. Несмотря на то, что в 1940 г. в резолюции последней было отмечено, что «… планирование семьи и ограничение числа детей являются весьма важными, и государству следует принять политику их поддержки»6, только в 1951 г. под данные лозунги был подведен юридический фундамент в виде положений первого пятилетнего плана развития страны. Сделав упор на добровольный характер внутрисемейного контроля над рождаемостью (в основу которого должен был лечь «метод ритма»78), разработчики Национальной программы планирования семьи, тем не менее, подчеркивали необходимость научного обоснования и пропаганды и иных методов.

Дальнейшие меры, предпринимаемые Правительством страны для регулирования численности населения, носили, в большинстве своем, также добровольный (или, вернее, добровольно-принудительный) характер. Иными словами, политика планирования семьи в Индии проводилась, в основном, «снизу». Лишь непродолжительный период в середине 1970-х гг. был ознаменован масштабным применением государственными органами методов насильственной стерилизации населения, получивших образное название «эффекта Санджая»9. При этом если сейчас 95,6% всех стерилизаций приходится на женщин10, то излюбленным проектом Санджая Ганди являлась мужская стерилизация, или «насбанди». Во многом именно проведение политики планирования семьи «сверху» стоило Индире Ганди премьерского кресла. Сменивший ее на этом посту основатель Джаната Парти11 Морарджи Десаи в рамках принятой в 1977 г. новой политики «Благосостояние семьи» в определенном смысле произвел возврат Индии на путь регулирования численности населения «снизу», с которого страна не сходила уже никогда. Немаловажным в этом отношением свидетельством является заявление М. Десаи о том, что «… он, будучи учеником Махатмы Ганди …, считает лучшим методом регулирования рождаемости самоконтроль»12.

Тем не менее, проводимая в 1970-е гг. демографическая политика13 принесла свои результаты: за десятилетие среднегодовые темпы прироста населения страны пусть и немного, но снизились – с 2,24 до 2,23%. Это произошло впервые с момента получения Индией независимости, и данная тенденция имеет место вплоть до настоящего времени (1,64% в среднем за год в течение первого десятилетия XXI в.). Несмотря на это, прогнозы значительного числа демографов все же сбылись – в 2000 г. численность населения страны перешагнула символическую планку в 1 млрд человек. Данное обстоятельство стало причиной важного этапа в реализации политики планирования семьи – было объявлено о создании Национального комитета в области народонаселения во главе с премьер-министром страны Аталом Бихари Ваджпаи, членами которого стали видные врачи, демографы и другие представители общественности. Параллельно были выдвинуты основные задачи новой Национальной политики в области народонаселения, на решение которых было отведено 10 лет14:

  1. всеобщий доступ к качественным средствам контрацепции, следствием чего должны стать снижение суммарного коэффициента рождаемости до значения в 2,1 ребенка и установление в качестве нормы общества двухдетной семьи;
  2. 100%-ный охват регистрации фактов рождения, смерти и заключения брака;
  3. всеобщий доступ к информации о методах ограничения рождаемости и наличие абсолютно свободного выбора граждан в отношении планирования их семей;
  4. снижение значения коэффициента младенческой смертности до 30‰ и резкое сокращение числа случаев рождения детей с дефицитом массы тела (менее 2,5 кг);
  5. всеобщая иммунизация детей, полная ликвидация полиомиелита и почти полная – столбняка и кори;
  6. исключение случаев вступления в брак девочек моложе 18 лет;
  7. принятие 100%-го числа родов квалифицированным персоналом;
  8. сдерживание распространения венерических заболеваний;
  9. снижение количества случаев материнской смертности до менее чем 100 случаев на сто тысяч живорожденных;
  10. всеобщность начального образования и сокращение числа случаев прерывания среднего образования на первой и второй ступенях до менее чем 20% для лиц обоих полов.

Реализация указанных задач также предполагала в значительной степени добровольный характер действий. Обусловлено это, в первую очередь, сохранением (пусть и неофициальным) кастовой системы в условиях демократического режима. Действительно, «идущие» рука об руку демократия и социальная стратификация индийского общества предопределяют достаточно длительное сохранение в практически неизменном виде тенденций, которые по тем или иным причинам являлись (или являются) господствующими на данном этапе исторического развития. Иными словами, опыт Китая XX столетия в решении проблемы планирования семьи с целью стабилизации и в дальнейшем сокращения уровня рождаемости был для Индии неприемлемым. Одним из доказательств этого может служить печальная участь Индиры Ганди… Да, индийцев можно лишь просить или убеждать, но использование «правительственного» кнута ни для кого еще не проходило без последствий в этой стране.

При этом и в XXI в. методы планирования семьи «снизу» в Индии преобладают. Так, в 2004 г. в штате Уттар-Прадеш действовала программа «оружие в обмен на стерилизацию», в соответствии с которой индийцы, желающие купить огнестрельное оружие или получить лицензию на него, должны представить кандидатов на стерилизацию. В некоторых частях штата Мадхья-Прадеш в 2008 г. данная программа также имела место15.

Для того, чтобы оценить эффективность программ в области народонаселения Индии, попытаемся проанализировать их особенности, спустившись на один уровень в территориальном отношении.

Региональный уровень

Первым регионом, опыт разработки политики в области народонаселения 1939 г. которого можно считать предвестником общенациональной стратегии в этом направлении, является Президентство Бомбей16. Однако массовый характер подготовка проектов семейной политики на региональном уровне приобрела лишь в конце XX в. И совпадение во времени с моментом принятия Национальной политики в области народонаселения 2000 г. не является случайным. Действительно, осознание масштабов колоссального демографического давления на природные, экономические и иные объекты привело к необходимости реализации мер не только на уровне всей страны, но и на уровне отдельных регионов.

Перепись населения 2011 г. показала, что характерные для Индии региональные отличия в протекании демографических процессах между севером и югом сохраняются до настоящего времени. В северных штатах страны, где доминируют индоевропейские народы, прирост населения значительно выше, чем в южных, населённых дравидскими этносами. В то же время уровень социально-экономического развития и качества жизни выше на юге страны.

В беднейших штатах страны – Бихаре, Мадхья-Прадеше, Раджастхане и Уттар-Прадеше, группа которых именуется в Индии по начальным буквам своих названий аббревиатурой «БИМАРУ» (в переводе с хинди «больной»), в 2011 г. в совокупности проживает 36,74% индийцев (в 2001 – 35,59%)17. Один только Уттар-Прадеш концентрирует почти 16,5% населения Индии, или почти 200 млн человек – это самая большая по численности населения административно-территориальная единица в мире. Если бы Уттар-Прадеш был независимым государством, то он разделил бы пятое место с Бразилией в списке наиболее населенных стран мира. В то же время доля в населении страны четырёх южных штатов: Андхра-Прадеша, Тамилнада, Карнатаки и Кералы уменьшилась за межпереписной период с 21,72% до 20,77%.

При среднем приросте населения Индии за последнее десятилетие, равном 17,6%, в штатах БИМАРУ он колеблется от 25,1% в Бихаре до 20,1% в Уттар-Прадеше; в то же время на юге его значение меняется от 15,7% в Карнатаке до 4,9% в Керале (почти как в Европе). Согласно оценкам индийских демографов, доля штатов БИМАРУ в приросте населения страны с 2001 по 2026 г. составит около 50%, тогда как доля юга – всего 12%. Население на юге будет стареть, и к 2025 г., по прогнозам, его медианный возраст достигнет 44 лет (как в современной Японии). В то же время на севере население останется ещё очень молодым, с медианным возрастом 26 лет. Уже через 15–20 лет более развитая экономика южных штатов станет нуждаться в рабочих руках с севера, которые смогут компенсировать постарение населения на юге.

В этой связи необходимость проведения демографической политики на региональном уровне назрела не только в проблемных штатах БИМАРУ, но и в относительно благополучных с демографической точки зрения штатах Юга. Это объясняет тот факт, что в числе первых трех штатов, утвердивших собственную политику в области народонаселения еще до принятия соответствующего решения в масштабах всей Индии, оказались такие непохожие в этом отношении Андхра-Прадеш, Раджастхан и Мадхья-Прадеш (рис. 1).

Рисунок 1. Публикация материалов региональной политики в области народонаселения в Индии, 2012 г.

Следствием этого является пусть небольшое, но вполне ожидаемое расхождение в задачах общегосударственной политики в области народонаселения и эквивалентной ей группы мер, реализация которых планировалась в пределах данных административно-территориальных единиц. Тем не менее, стоит отметить, что их проведение осуществлялось параллельно, одна не заменяла другую. В то же время для штатов, принявших собственную демографическую политику после провозглашения общегосударственных задач, последние явились основой для выработки региональной стратегии в этом направлении.

Попытаемся установить, каковы же региональные особенности политики в области народонаселения, учитывающие характерные местные черты развития административно-территориальных единиц современной Индии18.

Андхра-Прадеш

Данный штат стал первым в новейшей истории страны, кто принял собственную региональную политику в области народонаселения (1997 г.). К этому моменту среди штатов Юга Индии19 Андхра-Прадеш выделялся самыми высокими значениями коэффициентов смертности20. Тем не менее, в число основных задач, предполагающих достижение к 2000, 2010 и 2020 гг. определенных значений демографических показателей, было включено также снижение рождаемости (прежде всего посредством широкой пропаганды новых методов контрацепции) (табл. 2).

Таблица 2. Желаемые тенденции изменения основных демографических показателей штата Андхра-Прадеш в соответствии с задачами региональной политики в области народонаселения в 2000-2020 гг.

Показатель

2000 г.

2010 г.

2020 г.

Коэффициент естественного прироста, ‰

11,5

8,0

7,0

Общий коэффициент рождаемости, ‰

19,0

15,0

13,0

Общий коэффициент смертности, ‰

7,5

7,0

6,0

Коэффициент младенческой смертности, ‰

45,0

30,0

15,0

Коэффициент материнской смертности, на 100 тыс. живорождений

200

120

50

Доля супружеских пар, использующих методы контрацепции, %

60,0

70,0

75,0

Суммарный коэффициент рождаемости, детей

2,1

1,5

1,5

Составлено автором по: [National Rural Health Mission. Andhra Pradesh State. Project Implementation Plan. Part A. Hyderabad: Department of Health, Government of Andhra Pradesh, 2005. P. 15.]

Обращает на себя внимание тот факт, что принятая позднее Национальная политика в области народонаселения предполагала достижение в среднем по стране значения суммарного коэффициента рождаемости на уровне 2,1 к 2010 г. В то же время, по замыслу разработчиков региональной стратегии, в Андхра-Прадеше данный уровень должен был быть достигнут к 2000 г. С другой стороны, повышенные изначальные значения коэффициентов смертности не позволяли надеяться на снижение материнской смертности в штате до необходимого уровня (менее 100 случаев на сто тыс. живорождений) к 2010 г.

По утверждению премьер-министра Правительства Андхра-Прадеша, реализация указанных мер должна была привести к «изменению численности, структуры и размещения населения, повышению уровня и качества жизни». При этом снижение рождаемости было провозглашено «сутью развития штата»21.

Раджастхан

Кардинальным отличием политики в области народонаселения штата Раджастхан, принятой в 1999 г., является пристальное внимание к проблемам окружающей среды. В документах подчеркивалось, что на штат приходится менее 1% имеющихся водных ресурсов страны: воздействие населения штата, по численности в 2000 г. равного населению Италии, на природные ресурсы «ведет к деградации окружающей среды»22. В этом отношении к нему близок также Уттар-Прадеш – правительства лишь двух этих штатов ясно осознавали, что к 2010 г. не удастся снизить суммарный коэффициент рождаемости до значения в 2,1 ребенка. При этом, в качестве основных задач, которые практически в неизменном виде мы будем встречать в соответствующих типах региональной политики почти всех штатов, были выдвинуты следующие (см. табл. 3):

Таблица 3. Желаемые тенденции изменения основных демографических показателей штата Раджастхан в соответствии с задачами региональной политики в области народонаселения в 2001-2016 гг.

Показатель

2001 г.

2011 г.

2016 г.

Коэффициент естественного прироста, ‰

20,5

15,1

11,4

Общий коэффициент рождаемости, ‰

29,2

22,6

18,4

Общий коэффициент смертности, ‰

8,7

7,5

7,0

Коэффициент младенческой смертности, ‰

77,4

62,2

56,8

Доля супружеских пар, использующих методы контрацепции, %

42,2

58,8

68,0

Суммарный коэффициент рождаемости, детей

3,7

2,6

2,1

Составлено автором по: [Population Policy of Rajasthan. Jaipur: Department of Family Welfare, Government of Rajasthan, 1999. 44 p.]

Также следует отметить, что в число задач были включены следующие:

  • средний возраст вступления девушек в брак повысить с 15 лет в 1993 г. до 18 лет в 2010 г.
  • довести к 2005 г. долю родов, принятых квалифицированными специалистами, до 100% (в 1995 г. – только 33%);
  • полная ликвидация детского полиомиелита к 2000 г.;
  • увеличить охват иммунизацией как минимум 90% детей к 2007 г. (вместо 38% в 1996 г.).

При этом подчеркивается, что те жители Раджастхана, которые после 26 января23 2001 г. вступают в брак, не достигнув установленного Правительством штата возраста, лишаются возможности быть избранными в местные и региональные органы власти.

Мадхья-Прадеш

Последним штатом, принявшим собственную политику в области народонаселения до утверждения ее общегосударственного аналога, стал Мадхья-Прадеш. Отличительной чертой ее является, пожалуй, наиболее широкий среди соответствующих программ всех штатов Индии диапазон задач, среди которых (табл. 4).

Таблица 4. Желаемые тенденции изменения основных демографических показателей штата Мадхья-Прадеш в соответствии с задачами региональной политики в области народонаселения в 2001-2011 гг.

Показатель

2001 г.

2005 г.

2011 г.

Коэффициент естественного прироста, ‰

18,5

16,5

13,3

Общий коэффициент рождаемости, ‰

28,7

25,8

21,1

Общий коэффициент смертности, ‰

10,2

9,3

7,8

Коэффициент младенческой смертности, ‰

85,0

75,0

62,0

Коэффициент материнской смертности, на 100 тыс. живорождений

498,0 (1997 г.)

330,0

220,0

Доля супружеских пар, использующих методы контрацепции, %

48,6

55,2

65,3

Суммарный коэффициент рождаемости, детей

3,5

3,0

2,1

Доля мужских стерилизаций в общем объеме стерилизаций, %

2,0

7,0

20,0

Средний возраст вступления в брак девушек, лет

15,0

-

18,0

Возраст матери при рождении первого ребенка, лет

16,0

20,0

21,0

Доля родов, принятых квалифицированными специалистами, %

 

75,0

90,0

Составлено автором по: [Population Policy of Madhya Pradesh. Bhopal: Department of Health and Family Welfare, Government of Madhya Pradesh, 2000. 31 p.]

Помимо указанных основных задач, региональная политика в области народонаселения штата предполагала:

  • увеличить промежуток между рождением первого и второго ребенка до 3 и более лет к 2005 г.;
  • мотивировать пары, имеющие двух и более детей, использовать методы контрацепции, результат действия которых является необратимым;
  • принимая во внимание территориальные различия в уровнях смертности и рождаемости внутри штата, разработать дифференцированные варианты региональной политики в области народонаселения;
  • увеличить охват иммунизацией как минимум 70% детей к 2005 г. и 90% к 2009 г.;
  • увеличить доступность презервативов для предотвращения заболеваний, передающихся половым путем;
  • предоставление качественных услуг по планированию семьи для всех бесплодных пар на уровне дистриктов24 к 2005 г.;
  • всеобщий доступ к начальному образованию к 2005 г. и обеспечение получения полного начального образования как минимум 30% девочек в возрасте 14-15 лет к 2005 г. и 50% к 2011 г.

В качестве своеобразной стимулирующей меры Правительством Мадхья-Прадеша предусмотрено отстранение от участия в выборах в местные и региональные органы власти лиц, имеющих после 26 января 2001 г. более двух детей. В том случае, если третий ребенок родится уже после избрания одного или обоих родителей, то последние будут отстранены от исполнения своих рабочих обязанностей.

Уттар-Прадеш

Первым штатом Индии, сформулировавшим собственную политику в области народонаселения после опубликования общегосударственного аналога, стал штат Уттар-Прадеш. Примечательно, что данное событие произошло 11 июля 2000 г. – во Всемирный день народонаселения. При этом в качестве даты стабилизации численности населения штата был указан 2016 г. (табл. 5). Причинами пятилетней (по сравнению со сроками реализации на государственном уровне) задержки в этом отношении, по заявлению руководителя министерства благосостояния семьи Правительства Уттар-Прадеша С. Гупты, стали «колоссальные размеры штата, его культурное многообразие, огромная численность населения и нехватка промышленных мощностей»25.

Таблица 5. Желаемые тенденции изменения основных демографических показателей штата Уттар-Прадеш в соответствии с задачами региональной политики в области народонаселения в 2001-2016 гг.

Показатель

2001 г.

2011 г.

2016 г.

Коэффициент естественного прироста, ‰

17,0

12,1

9,8

Общий коэффициент рождаемости, ‰

28,2

21,6

18,8

Общий коэффициент смертности, ‰

11,2

9,5

9,0

Коэффициент материнской смертности, на 100 тыс. живорождений

611,0

370,0

250,0

Коэффициент младенческой смертности, ‰

79,7

67,0

60,8

Доля супружеских пар, использующих методы контрацепции, %

26,2

46,3

52,1

Суммарный коэффициент рождаемости, детей

4,0

2,6

2,1

Возраст матери при рождении первого ребенка, лет

18,0

20,0

21,0

Доля родов, принятых квалифицированным персоналом, %

22,0 (1997 г.)

65,0

80,0

Доля детей, охваченных иммунизацией, %

42,0 (1997 г.)

85,0

100,0

Составлено автором по: [Population Policy of Uttar Pradesh. Lucknow: Department of Health and Family Welfare, Government of Uttar Pradesh, 2000. 43 p.]

В качестве важного пункта политики штата также фигурировала необходимость повышения до 19,5 лет к 2016 г. среднего возраста вступления в брак девушек.

Необходимо отметить также, что лишь политика двух штатов Индии – Уттар-Прадеша и Мадхья-Прадеша – предусматривала возможность ее проведения на субрегиональном уровне. При этом предполагалось усиление одних и ослабление других направлений региональной политики в зависимости от демографической ситуации в тех или иных районах штата.

Гуджарат

Как и в случае других штатов, основным принципом политики в области народонаселения в Гуджарате является «… уважение репродуктивных прав мужчин и женщин»26. Основными задачами, выдвинутыми Правительством штата, явились снижение к 2010 г. дискриминации по признаку пола и расширение прав и свобод женщин, а также достижение уровня простого воспроизводства населения. В количественном отношении реализация поставленных задач представлена в табл. 6.

Таблица 6. Желаемые тенденции изменения основных демографических показателей штата Гуджарат в соответствии с задачами региональной политики в области народонаселения

Показатель

Год

Значение

2010 г.

Коэффициент материнской смертности, на 100 тыс. живорождений

1993

389,0

< 100,0

Коэффициент младенческой смертности, ‰

1999

63,0

16,0

Коэффициент детской смертности (в возрасте до 5 лет), ‰

1996

20,4

< 10,0

Доля супружеских пар, использующих методы контрацепции, %

2001

54,2

70,0

Суммарный коэффициент рождаемости, детей

1998

3,0

2,1

Доля родов, принятых квалифицированным персоналом, %

1999

74,2

100,0

Доля детей, охваченных иммунизацией, %

1999

48,0

100,0

Составлено автором по: [Population Policy of Gujarat. Gandhinagar: Health and Family Welfare Department, Government of Gujarat, 2002. 12 p.]

Достижению указанных целей, по словам разработчиков региональной политики в области народонаселения, должны способствовать те структурные и финансовые реформы, которые направлены на улучшение «репродуктивного здоровья и здоровья детей»27.

Уттаракханд

Уттаракханд в отношении реализации собственной политики в области народонаселения является уникальным штатом. Созданный лишь на рубеже XX и XXI вв., он уже через два года смог начать реализацию действий по следующим направлениям (табл. 7).

Таблица 7. Желаемые тенденции изменения основных демографических показателей штата Уттаракханд в соответствии с задачами региональной политики в области народонаселения в 2001-2010 гг.

Показатель

2001 г.

2006 г.

2010 г.

Общий коэффициент рождаемости, ‰

26,0

22,6

19,9

Коэффициент материнской смертности, на 100 тыс. живорождений

 

250,0

< 100,0

Коэффициент младенческой смертности, ‰

50,0

40,0

28,0

Коэффициент детской смертности (в возрасте до 5 лет), ‰

19,0

17,0

15,0

Суммарный коэффициент рождаемости, детей

3,3

2,6

2,1

Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении, лет

63,0

67,0

70,0

Доля супружеских пар, использующих методы контрацепции, %

40,0

49,0

55,0

Составлено автором по: [Health and Population Policy of Uttaranchal. Dehradun: Department of Medical Health and Family Welfare, Government of Uttaranchal, 2002. 26 p.]

При этом в качестве основных подходов к реализации политики в области народонаселения Правительство Уттаракханда рассматривало «децентрализацию, координацию совместных действий различных организаций, а также широкое вовлечение гражданского общества»28.

Гоа

Данный штат стал одним из последних, кто принял (в 2007 г.) собственную региональную политику в области народонаселения. Подчеркивается, что ее предназначением является «… улучшение качества жизни населения Гоа на основе достижения равновесия между численностью населения и количеством потребляемых ресурсов…, а улучшение состояния здоровья населения, особенно женщин и детей, есть необходимое условие для устойчивого развития»29. Однако, по причине достаточно позднего принятия по отношению к Национальной политике в области народонаселения собственной стратегии, время решения ее основных задач смещено с 2010 на 2015 г. (табл. 8).

Таблица 8. Желаемые тенденции изменения основных демографических показателей штата Гоа в соответствии с задачами региональной политики в области народонаселения в 2006-2015 гг.

Показатель

2006 г.

2015 г.

Коэффициент младенческой смертности, ‰

8,0

5,0

Доля супружеских пар, использующих методы контрацепции, %

48,0

65,0

Доля мужских стерилизаций в общем объеме стерилизаций, %

1,0

20,0

Доля детей, охваченных иммунизацией, %

 

~ 100,0

Составлено автором по: [Goa Population Policy. Porvorim: Directorate of Health Services, Government of Goa, 2007. 21 p.]

К 2010 г. также было запланировано:

  • введение в школах предмета «Основы семейной жизни», а также создание специализированных подростковых отделений во всех центрах здоровья штата;
  • обеспечение всеобщности образования и снижение доли детей, не завершающих полный курс обучения;
  • полный охват современным медицинским обслуживанием беременных женщин не позднее первого триместра беременности.

Махараштра

Данный штат открывает группу тех субъектов Индийской федерации, политика в области народонаселения которых не является официально принятой и представляет собой лишь проект. В этой связи ее задачи носят скорее рекомендательный, нежели обязательный характер30, однако обойти их вниманием не представляется возможным (табл. 9).

Таблица 9. Желаемые тенденции изменения основных демографических показателей штата Махараштра в соответствии с задачами региональной политики в области народонаселения в 1999-2010 гг.

Показатель

1999 г.

2004 г.

2010 г.

Коэффициент естественного прироста, ‰

13,6

11,6

10,0

Общий коэффициент рождаемости, ‰

21,1

18,0

15,0

Общий коэффициент смертности, ‰

7,5

6,4

5,0

Коэффициент младенческой смертности, ‰

48,0

25,0

15,0

Коэффициент неонатальной смертности, ‰

35,0

20,0

10,0

Суммарный коэффициент рождаемости, детей

2,5

2,1

1,8

Составлено автором по: [Maharashtra Govt. Resolution. State Population Policy. Mumbai: Public Health Department, Maharashtra Government, 2000. 5 p.]

Несмотря на рекомендательный характер политики штата в области народонаселения, последняя носит по сути добровольно-принудительный характер. Действительно, Правительством Махараштры семья, имеющая не более двух детей, была признана с 2001 г. «эталоном малой семьи»: лишь те жители штата, которые приняли для себя данную норму, имеют право на31:

  • получение разного рода субсидий;
  • занятие должностей на государственной службе;
  • утвердительное решение со стороны государства на получение ссуды на покупку автомобиля, строительство жилья и т.п.;
  • возмещение государством медицинских расходов.

Карнатака

Правительством данного штата собственно политика в области народонаселения сформулирована не была: отдельные положения встречаются лишь в принятой в 2004 г. региональной политике в области здоровьесбережения. Главной причиной этого является решение к рубежу тысячелетий на уровне штата большинства задач, составляющих основу Национальной политики в области народонаселения: достижение суммарным коэффициентом рождаемости значения в 2,1 ребенка, более 60% семейных пар использовали современные методы контрацепции и т.п. Однако, что примечательно, проведение дальнейших действий в этом направлении подразумевает, как и в большинстве штатов, «… защиту прав человека и … неиспользование любых форм принуждения»32. При этом Правительством были поставлены следующие задачи:

  • снижения значения суммарного коэффициента рождаемости до 2,1 в каждом дистрикте к 2010 г.;
  • стабилизации численности населения штата в целом к 2030 г.;
  • 100%-ный охват регистрации фактов рождения, смерти и заключения брака;
  • повышение роли женщины в общественной жизни: предотвращение абортов при беременности плодом женского пола на основе использования современных методов диагностики;
  • увеличение возраста вступления в брак для лиц обоих полов, а также удлинение периода между рождением первого и второго ребенка.

Предварительные итоги и перспективы

Реализация политики в области народонаселения большинством указанных выше штатов к настоящему моменту уже завершена. В этой связи представляется возможным сформулировать некоторые итоговые положения в соответствии с теми результатами, которые были (или, наоборот, не были) достигнуты.

В качестве главной характерной черты региональной политики следует назвать низкую степень ее эффективности. Действительно, если обратиться к доступным статистическим источникам33, то становится очевидным, что большая часть штатов не достигла тех результатов, которые были запланированы региональными правительствами (табл. 10).

Таблица 10. Доля решенных штатами Индии к 2010 г. задач общегосударственной и региональной политики в области народонаселения, %

 

Региональные задачи

Общегосударственные задачи

0-25

25-50

0-25

Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Уттаракханд

Раджастхан, Уттар-Прадеш

25-50

Андхра-Прадеш

Карнатака

50-75

Гоа, Махараштра

 

Рассчитано и составлено автором по: [Family Welfare Statistics in India. New Delhi: Ministry of Health and Family Welfare, Statistics Division, 2011. 306 p.; Sample Registration System Statistical Report 2010. New Delhi: Ministry of Home Affairs, Government of India, 2012. 225 p.]

Обращает на себя внимание отсутствие штатов, которые решили бы более половины задач региональной политики в области народонаселения к 2010 г. При этом смогли реализовать более 50% исходных общегосударственных положений лишь два штата Западной Индии – Гоа и Махараштра. В немалой степени благоприятствовал этому экономический потенциал финансовой столицы и крупнейшего по численности населения города страны – Мумбаи. Тем не менее, вызывает опасения прежде всего тот факт, что ни один штат Индии так и не сумел достичь заявленных в региональных документах значений суммарного коэффициента рождаемости, а также среднего возраста вступления девушек в брак. Напротив, достаточно удачными оказались кампании по снижению смертности и внедрению современных методов контрацепции.

Однако материалы таблицы 10 не должны вводить в заблуждение: такие развитые в экономическом и демографическом отношении штаты, как Гоа, Махараштра, Карнатака и Андхра-Прадеш установили для себя достаточно высокую планку, которая, пусть и с некоторым опозданием, но все-таки будет взята. В то же время депрессивные штаты из группы БИМАРУ, а также не так давно «отколовшийся» от нее Уттаракханд, не смогли достичь и того невысокого уровня, который был установлен в качестве перспективы на 2010-2011 гг. Своеобразным штатом-лимитрофом в этом отношении выглядит Гуджарат: достаточно развитый экономически, он в демографическом плане в большей степени тяготеет к своему северному соседу – Раджастхану, нежели к южному – Махараштре.

Как представляется, большинством штатов, принявших собственную политику в области народонаселения, ее реализация будет продолжена. Уже сейчас к данной группе примкнули по крайней мере два штата – Джаркханд и Тамилнад, которые в настоящее время предпринимают перспективные действия в этом направлении. Демографическая политика проводилась ими в той или иной степени и ранее, однако к своеобразной пограничной черте – 2010 г. – они подошли с совершенно различными результатами. Джаркханд в этом отношении близок к группе БИМАРУ34, что вполне естественно, т.к. до 2000 г. этот штат входил в состав Бихара. В то же время Тамилнад представляет собой уникальную административно-территориальную единицу Индии, сравниться с которой по степени эффективности демографической политики может лишь другой штат Юга – Керала, а также Гоа. Именно эти штаты ранее намеченной даты (2010 г.) решили почти все задачи общегосударственной демографической политики: для их населения характерен один из самых низких суммарных коэффициентов рождаемости (1,6-1,7), коэффициентов младенческой (10-24) и материнской (менее 100) смертности, самый высокий35 средний возраст вступления девушек в брак и т.д. В этой связи достижение еще более впечатляющих показателей36 в ходе реализации политики в области здоровьесбережения и благосостояния семьи в Тамилнаде к 2017 г. представляется вполне осуществимым.

Таким образом, можно говорить об определенных успехах в достижении запланированных результатов политики в области народонаселения в Индии. Однако региональные диспропорции вплоть до настоящего времени вносят существенные коррективы в механизмы реализации требующих решения задач популяционного гиганта Южноазиатского субконтинента. Большое количество людей в трудоспособном возрасте в ближайшее время может стать тем демографическим дивидендом, который будет способствовать становлению Индии в качестве новой сверхдержавы. Однако, по утверждению Правительства страны, это станет возможным только при выполнении двух обязательных условий37:

1) улучшение здравоохранения и образования в целом, а также совершенствование умений и навыков работающего населения;

2) темпы экономического роста должны не только быть высокими, но и обеспечивать достойный уровень заработной платы с целью удовлетворения основных потребностей молодежи.

Уже сейчас реализация этих и иных положений способствует резкому экономическому прорыву Индии. В 2012 г. эта страна обогнала Японию по размеру ВВП (по ППС), который достиг цифры в $4,7 трлн, что вывело экономику страны на третье место в мире по данному показателю после США и Китая38. Экономический рост в Индии в 2011 г., ожидаемый в пределах 9-10% в год, позволяет говорить об индийском экономическом чуде. Однако, и это видно из данных переписи населения 2011 г., это чудо может состояться только если Правительству страны удастся в кратчайшие сроки решить социальные проблемы, стоящие перед Индией. И основным вопросом, стоящим перед руководством страны, является следующий: сможет ли оно превратить демографический фактор, в значительной степени тормозящий развитие государства в настоящее время, в главный фактор экономического роста. Этому в немалой степени способствует тот факт, что в самой стране в последние десятилетия стало меняться отношение к своему демографическому потенциалу. Теперь уже многомиллиардное население не воспринимается как «демографическая бомба», заложенная в фундамент индийского государства. После экономических реформ 1990-х гг. высокая численность населения рассматривается в стране уже как богатство, как необходимый источник работников и потребителей для развития индийской, да и всей мировой экономики.


1 Дмитриев Руслан Васильевич – к.г.н., м.н.с. Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.
2 Provisional Population Tables. Census of India 2011. New Delhi: S. Narayan and Sons, 2011.
3 Рассчитано нами (Р.Д.) с учетом указанных в данных работах тенденций
4 Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Население Индии растет рекордными темпами // Азия и Африка сегодня. 2011. № 8. С. 11-15
5 Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Население Индии растет рекордными темпами // Азия и Африка сегодня. 2011. № 8. С. 11-15; World Population Prospects: The 2008 Revision Population Database. URL: http://esa.un.org/unpp/ (дата обращения 24.03.2011).
6 National Commission on Population. Historical Prospective. – URL: http://populationcommission.nic.in/hp.htm (дата обращения: 04.06.2012).
7 India First Five Year Plan. Ch. 32 (Health). – URL: http://planningcommission.nic.in/plans/planrel/fiveyr/index9.html (дата обращения: 01.06.2012).
8 О его эффективности можно судить по выражению одного крестьянина: «О методе естественного цикла толковали людям, не знавшим, что такое календарь. Потом нам раздали четки с разноцветными бусинами … и ночью люди не могли отличить красную бусину, означавшую “нельзя”, от зеленой, означавшей “можно”» [Moore C.D., Eldridge D. India: Yesterday and Today. New York: Bantam Pathfinder, 1970. 348 p.]
9 В честь Санджая Ганди – младшего сына находившейся в то время у власти дочери Дж. Неру Индиры.
10 Family Welfare Statistics in India. New Delhi: Ministry of Health and Family Welfare, Statistics Division, 2011. 306 p.
11 Своего рода предшественницы современной партии "индуистского национализма" Бхаратия Джаната Парти.
12 Клупт М. Демография регионов Земли. СПб.: Питер, 2008. С. 153.
13 По своей сути политика планирования семьи в Индии является именно демографической политикой.
14 National Commission on Population. Historical Prospective. – URL: http://populationcommission.nic.in/hp.htm (дата обращения: 04.06.2012).
15 Нилекани Н. Образ новой Индии: Эволюция преобразующих идей / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 508 с.
16 Соотнести административные границы того времени с теми, которые имеют место в Индии сейчас, достаточно сложно. Однако речь в данном случае идет о прибрежных участках современных штатов Махараштра, Карнатака и частично Гуджарат (омываемых водами Камбейского залива) [Rao G.R. A Population Policy for the Bombay Presidency // Journal of University of Bombay. 1939. №8 (I). P. 71-87.]
17 Provisional Population Tables. Census of India 2011. New Delhi: S. Narayan and Sons, 2011.
18 Однако подчеркнем, что далее последовательность анализа тех целей, которые Правительство каждого из штатов планировало достичь к определенным датам XXI в., соответствует не пути «от худшего к лучшему» (или наоборот), а лишь хронологическому порядку принятия «руководства к действию» [26]
19 Карнатака, Керала, Андхра-Прадеш и Тамилнад
20 Sample Registration System Bulletin. Vol. 1. № 33. April 1999. New Delhi: Vital Statistic Division, 1999. 8 p.
21 Visaria P. Population policy. URL: http://data.undp.org.in/hdrc/thematicResource/PopnDmgphy/PravinVisaria.pdf (дата обращения: 18.05.2012).
22 Visaria P. Population policy. URL: http://data.undp.org.in/hdrc/thematicResource/PopnDmgphy/PravinVisaria.pdf (дата обращения: 18.05.2012).
23 День Республики, посвященный годовщине введения в 1950 г. Конституции Индии
24 Административно-территориальные единицы, являющиеся составными частями штатов Индии
25 National Colloquium on Population Policy. Development and Human Rights. New Delhi: Ministry of Health and Family Welfare, 2003. 56 p.
26 Population Policy of Gujarat. Gandhinagar: Health and Family Welfare Department, Government of Gujarat, 2002. 12 p.
27 Reddy M.R. Integrating Population into Development: Emergence of State Population Policies in India // International Union for the Scientific Study of Population. XXV International Population Conference. Tours, France, July 18-23, 2005. URL: http://iussp2005.princeton.edu/download.aspx?submissionId=51260 (дата обращения: 18.11.2011).
28 Reddy M.R. Integrating Population into Development: Emergence of State Population Policies in India // International Union for the Scientific Study of Population. XXV International Population Conference. Tours, France, July 18-23, 2005. URL: http://iussp2005.princeton.edu/download.aspx?submissionId=51260 (дата обращения: 18.11.2011).
29 Goa Population Policy. Porvorim: Directorate of Health Services, Government of Goa, 2007. 21 p.
30 Такой же статус имеет политика в области народонаселения и в штатах Керала и Химачал-Прадеш, сформулированная соответственно в 2003 и 2005-2006 гг.
31 Maharashtra Govt. Resolution. State Population Policy. Mumbai: Public Health Department, Maharashtra Government, 2000. 5 p.
32 Karnataka State Integrated Health Policy. Bangalore: Department of Health and Family Welfare, Government of Karnataka, 2004. 41 p.
33 Материалы переписи населения Индии, проведенной в 2011 г., опубликованы к настоящему моменту лишь в очень незначительном объеме
34 A Policy Response to Increase Access to Family Planning Services for the Poor in Jarkhand, India. Washington:  One Thomas Circle, 2010. 20 p.
35 За исключением штата, где большую часть населения составляют мусульмане – Джамму и Кашмира. Объяснением данного факта может служить низкая доля официально регистрируемых здесь браков (в особенности среди низших слоев населения)
36 Policy Note on Health and Family Welfare. Chennai: Health and Family Welfare Department, Government of Tamil Nadu, 2012. 214 p.
37 Faster, Sustainable and More Inclusive Growth. An Approach to the 12th Five Year Plan. New Delhi: Planning Commission, 2011. 182 p.
38 World Economic Outlook Database, October 2012. International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/02/weodata/weorept.aspx?sy=2011&ey=2012& scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=.&br=1&pr1.x=92&pr 1.y=14&c=534%2C158&s=PPPGDP&grp=0&a= (дата обращения: 02.11.2012).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.