Rambler's Top100

№ 539 - 540
21 января - 3 февраля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Смертность пожилых от неестественных причин

Пожилые тоже умирают от внешних причин

Смертность пожилых от убийств и «повреждений с неопределенными намерениями»

Лидируют самоубийства

Очень много пожилых людей гибнет от пожаров

Падения в пожилом возрасте

… и другие причины смерти пожилых

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Рембрандт ван Рейн. Портрет старика с бородой. Rembrandt van Rijn. Old man with a beard (1630) Смертность пожилых от неестественных причин

Над темой номера работала

Инна ДАНИЛОВА

Инна
ДАНИЛОВА

Падения в пожилом возрасте

Самое значительное увеличение коэффициента смертности с возрастом происходит и у мужчин, и у женщин в группе причин «Случайные падения». Это объясняется, в первую очередь определенными ухудшениями в здоровье, которые происходят у пожилых людей. Если в молодых возрастах основные факторы риска падений – внешние, такие как недостаточная освещенность помещения, гололед и т.д., то в пожилом возрасте к ним добавляются факторы, связанные с общим состоянием организма. Это различного рода неврологические и соматические заболевания, вследствие которых нарушается равновесие, ухудшается зрение, изменяется масса тела, повышается хрупкость костей и т.д.

Выбранные нами страны сильно разнятся по коэффициенту смертности пожилых от падений (рис. 11). Так, минимальные коэффициенты смертности от падений наблюдаются в Болгарии – 18,8 смертей на 100 тыс. населения для мужчин, старше 75 лет, 7,9 – для женщин. А максимальные – в Финляндии (274,2 – у мужчин; 138,6 – у женщин) и Венгрии (204,4 и 163,8 соответственно). Коэффициенты российской смертности лиц старше 75 лет от падений в 2010 году составили 32,7 у мужчин и 19,6 у женщин. Такая разница в величине коэффициентов обусловлена не действительным положением дел, а различиями в практиках кодирования причин смерти.

Рисунок 11. Стандартизованные коэффициенты смертности от случайных падений в России и других странах

В 1996 году, сравнивая тенденции смертности в России и Франции, Ф. Милле, В.М. Школьников, В. Эртриш и Ж. Валлен писали: «Различие между уровнями смертности в России и Франции в пользу России также объясняется практикой регистрации. Во Франции к падениям систематически относят смерти пожилых людей от перелома шейки бедра, а в России подобные смерти часто относятся на счет сердечно-сосудистых заболеваний или болезней органов дыхания, которые осложняют такие переломы в старческих возрастах».5 И хотя после 1999 года коэффициент смертности от падений в старших возрастах несколько вырос (рис. 12), что, по всей видимости, связано с переходом на десятую версию Международной классификации болезней и некоторое изменение в практике кодирования падений, на фоне других стран он все еще остается очень небольшим.

Рисунок 12. Стандартизованные коэффициенты смертности от падений в России, на 100 000

В Руководстве по кодированию причин смерти, опубликованном Центральным научно-исследовательским Институтом организации и информатизации здравоохранения Федерального Агентства по Здравоохранению и Социальному Развитию» приведен следующий пример неправильного кодирования причины смерти6:

Неправильно

Правильно

а) Терминальная гипостатическая пневмония

б) Перелом шейки левого бедра (вставлен стержень) S72.0

г) Споткнулась дома при уборке квартиры W01 II. Остеопороз

а) Гипостатическая пневмония

б) Остеопороз с патологическим переломом шейки бедра М80.8

В этом примере изначально экспертом, проводившим вскрытие, падение было закодировано как основная причина смерти (код W01). Остеопороз был закодирован как сопутствующее заболевание. Но авторы руководства оценивают такой выбор первоначальной причины смерти как неверный. Теперь основная причина смерти, по которой будет вестись разработка причин смерти – остеопороз (код М80.8), класс XIII «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани».

На основании выше приведенных данных, можно было бы предположить, что значительная часть падений в пожилых возрастах в России, не попадая в класс «Внешние причины смерти» кодируется в рубриках класса «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани». Однако сравнение изменения повозрастных коэффициентов смертности от этого класса не подтверждает это предположение (рис. 13).

Рисунок 13. Повозрастные коэффициенты смертности от группы причин «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани» в России и других странах, на 100 000 соответствующего пола и возраста

Как видно из графика, коэффициент смертности от этого класса причин в большинстве стран резко увеличивается после 75 лет и в целом динамика коэффициента повторяет динамику коэффициента смертности от падений. В России, тем не менее, такого увеличения не происходит. Похожая ситуация в Румынии, Болгарии – тех странах, где, как и в России, наблюдаются минимальные коэффициенты смертности от падений. Тогда как страны с высоким уровнем смертности пожилых от падений имеют высокий коэффициент смертности и по классу причин «Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани».

Следовательно, если падения пожилых не попадают и в этот класс причин - они кодируются в других классах МКБ (по мнению Ф. Милле и соавторов,– в классах IX «Болезни системы кровообращения» и X «Болезни органов дыхания7), увеличивая, таким образом, коэффициенты смертности от других причин. Но есть и другая, более важная проблема кодирования падений в других рубриках: заниженный коэффициент смертности от падений не позволяет привлечь внимание к данной проблеме. Если в большинстве развитых стран профилактика падений в пожилом возрасте является одной из приоритетных задач здравоохранения, на эту тему ведутся научные исследования, принимаются национальные программы по профилактике падений, то в России этой проблеме пока не уделяется должного внимания.


5 Милле Ф., Школьников В., Эртриш В., Вален Ж. Современные тенденции смертности по причинам смерти в России 1965-1994. Париж, INED, 1996.
6
Руководство по кодированию причин смерти. М.: ЦНИИОИЗ, 2008.
7 Милле Ф., Школьников В., Эртриш В., Вален Ж. Современные тенденции смертности по причинам смерти в России 1965-1994. Париж, INED, 1996

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.