Rambler's Top100

№ 539 - 540
21 января - 3 февраля 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Освежите вашу память  

1976. Крылатый эрос вчера, сегодня и завтра

Мы предлагаем нашим читателям опубликованный и оригинальный вариант беседы А. Вишневского с С. Голодом, появившейся в "Комсомольской правде" в 1976 году (см. историю этой публикации).

Опубликованный вариант

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР
Сегодня мы предлагаем вам диалог нашего комментатора А. Вишневского с кандидатом философских наук, социологом С. Голодом о культуре чувств, которая так необходима молодой семье.

А. Вишневский. Мы говорим, что современный брак - это брак по любви, и подчеркиваем при этом важность духовной близости супругов. Но ведь любовь немыслима и без другого - без чувственного влечения, без страсти...

С. Голод. Конечно. Одних общих интересов, - материальных ли, духовных ли - для любви недостаточно. Нужна общность более интимных стремлений, нужно страстное чувство.

А. Вишневский. В былые времена эта сторона отношений мало принималась в расчет.

С. Голод. Что было, то быльем поросло. Еще в двадцатые годы журнал "Молодая гвардия" опубликовал статью видной деятельницы Коммунистической партии А. М. Коллонтай, которая называлась "Дорогу крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодежи)*. Коллонтай осуждала как безнравственное брачное общение лиц, не испытывающих чувственного влечения друг к другу, основанное на посторонних расчетах, и подчеркивала, что новая мораль требовательна "к содержанию любви, к оттенкам чувства и переживаний, связывающих оба пола".

А. Вишневский. Можно ли сказать, что сегодня отношения мужчины и женщины всегда отвечают этим высоким требованиям?

С. Голод. Не всегда, но гораздо чаще, чем прежде. Сейчас идет нарастание духовного компонента в отношениях мужчины и женщины, и это огромный шаг по сравнению с тем, когда физическая близость сплошь и рядом сочеталась с полной отчужденностью супругов во всем, что можно назвать их межличностными отношениями. Это безусловно положительный результат всего развития нашего общества, но, думаю, не окончательный. Мне кажется, что его надо рассматривать как исторически неизбежный и весьма важный шаг на пути к более высокой форме отношений между мужчиной и женщиной, к отношениям, которые невозможны без страстного, эмоционально насыщенного чувства.

А. Вишневский. Значит, более глубокие, эмоционально яркие, истинно любовные отношения - это дело будущего?

С. Голод. Они не так уж редки и сейчас, но преобладающими станут лишь в будущем. Не надо только упрощать и схематизировать этот прогноз. Возникновение любовного чувства - это тайна. Одно искусство, быть может, способно приподнять завесу над этой тайной, да и то лишь лучшие его образцы. Было бы наивно думать, что, начиная с какого-то года, повсюду воцарится всеобщая гармония идеальной любви. Проблемы неразделенного чувства, ревности, взаимного супружеского долга вечны.

А. Вишневский. Но в то же время есть, вероятно, и такие проблемы, которые не относятся к категории вечных и которые можно пытаться устранить уже и сейчас?

С. Голод. Еще бы! Есть масса трудностей, которые порождены просто неумением супругов осознать и устранить причины дисгармонии в их интимных отношениях. Сейчас каждый более или менее хорошо знает, что надо стремиться к общности интересов, но очень многие не придают значения психофизиологической и эмоциональной специфике друг друга и не стремятся к гармонизации своих отношений в этом плане. Все это не дает возможности перевить полноту чувств, обедняет личность. Яркое эмоциональное переживание оставляет глубокий след в отношениях любящих. Сама страсть, как правило, через некоторое время угасает, но к тому времени складывается прочная привязанность, устойчивая интимность отношений, сцементированных этим общим переживанием. Если же супругам не удалось подняться выше примитивного физического влечения, то такие прочные связи едва ли могут возникнуть. Отсюда, в частности, непрочность многих браков. А в основе нередко (хотя, конечно, не всегда) - просто эмоциональная неподготовленность людей.

А. Вишневский. Как же преодолеть эту неподготовленность? В последнее время много говорят о половом просвещении, видя в нем средство устранения дисгармонии в интимной жизни людей. Но дело, видимо, не столько в половом просвещении, сколько в воспитании культуры чувств, в изживании недооценки чувственной стороны отношений мужчины и женщины. Ориентация только на духовные ценности в этих отношениях создает искусственную пропасть между чувственностью и чувством. Человек, который в своей половой жизни видит только дань физиологии и хочет, уплатив эту дань, освободиться от власти чувственного, едва ли будет счастлив.

С. Голод. Надо прямо сказать: нельзя познать любовь в самом высоком смысле этого слова, если считать чувственное влечение, половую жизнь чем-то второстепенным в отношениях любящих людей, чем-то низменным, даже греховным. Так смотрели на вещи в прошлом, того требовала, например, христианская мораль. Но мы живем в другое время. Так же, как человек прошлого, достигнув определенного возраста, мы слышим "голос плоти", но теперь мы должны по-новому осознать его в контексте новых жизненных отношений.

А. Вишневский. Стало быть, дело в развитии общей культуры каждого, в воспитании душевной тонкости, эмоциональной восприимчивости. Но нельзя решение всех этих задач связывать только с половым просвещением, его цели гораздо более узкие, оно - лишь один из предметов в школе жизни.

С. Голод. Один, но важный. Вы, конечно, правы в том смысле, что книги, которые человек читает, фильмы, которые он смотрит, и, самое главное, отношения между людьми, которые окружают его с детства, нередко дают больше для воспитания, чем Школьные уроки. Но из этого ведь не следует, что школа не нужна. Половое просвещение - неотъемлемая часть воспитания культуры чувств, о котором вы говорите. Половая жизнь современного человека связана с широким спектром эмоциональных переживаний, и именно поэтому достаточно сложна. Люди редко приходят к началу супружества в полном неведении относительно ожидающих их интимных отношений. Но источники, из которых они черпают свои сведения, порой сомнительны, а сами эти сведения не очень достоверны. Если мы не хотим, чтобы люди учились только на собственных ошибках - а я думаю, что мы этого не хотим,- нужно им помочь не делать этих ошибок.

А. Вишневский. Еще один вопрос, который мне хотелось бы затронуть в нашей беседе. Нет сомнения, что более высокое место, которое занимают в жизни нашего современника ценности, связанные с его интимными чувствованиями, способствуют обогащению личности. Однако, так сказать, в развитие этого верного тезиса, иногда полагают, что полная свобода человеческой личности невозможна без полной свободы в области прловых отношений - это якобы естественно для человека. Не возникает ли при таком подходе опасности абсолютизации половой свободы, создания культа полового наслаждения? А ведь такой культ привел бы к одностороннему развитию человека, не к обогащению, а к обеднению его личности, да и антисоциальный смысл его очевиден.

С. Голод. Половая любовь. половое наслаждение играют в жизни современного человека гораздо большую роль, чем в жизни прошлого, но это не значит, что мы стали одностороннее. Наоборот, дело как раз в том, что внутренний мир человека вообще стал намного шире, чем прежде, все другие его интересы также стали намного глубже и многообразнее. Человек сейчас меньше, чем когда-либо прежде, может быть поглощен только любовными переживаниями. Это яркие, сильные переживания, но, кроме них, существуют и радости труда, творчества, познания, интеллектуального созерцания, радости материнства и отцовства. Конечно, можно искусственно раздуть все, что связано с эротическим влечением. Спекулируя на исторически обусловленном стремлении современного человека сделать свою жизнь эмоционально наполненной, можно превратить секс и все, что с ним связано, в предмет купли-продажи, в источник наживы. Именно это происходит или уже произошло во многих странах Запада. Однако было бы ошибочно думать, что такое развитие соответствует исторической тенденции. Наоборот, "сексуальная свобода", как она часто понимается на Западе, отбрасывает человека к отчужденности и бездуховности половой жизни прошлого, а не ведет его к одухотворенной и эмоционально насыщенной любви будущего.

А. Вишневский. А если говорить о половой свободе без кавычек? Ведь мы действительно смотрим на многие вещи свободнее, чем прежде, значит ли это, что мы движемся ко вседозволенности?

С. Голод. По-моему, нет. Мы стали намного свободнее в своем поведении, когда речь идет о нашей интимной жизни, мы можем не огладываться ни на кого, кроме самих себя. Но то, что социологи называют социальным контролем над индивидуальным поведением, не исчезает, а лишь меняет форму. Увеличение индивидуальной половой свободы означает не переход ко вседозволенности, а переход к контролю, опирающемуся на внутреннюю убежденность, на совесть и достоинство человека, на уже не раз упомянутую культуру чувств.

А. Вишневский. Значит, воспитание чувств сегодня - это двуединая задача. С одной стороны, мы идем к более свободному, более естественному взгляду на вопросы пола, к признанию важности и высокой ценности полового наслаждения, права человека на такое наслаждение...

С. Голод. А с другой, мы все лучше понимаем ничтожную ценность примитивного, бездуховного эротизма, оголенного физического влечения, не окрыленного глубоким и ярким чувством. Ибо, как писал еще Платон, "не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить".

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА", 14 апреля 1976 г.

Оригинал

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.