Rambler's Top100

№ 537 - 538
1 - 20 января 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Парламентская газета» и «Российская газета» о послании Путина
«Коммерсантъ» и «InoPressa» об «антимагнитском законе» и сиротах
«The Washington Post» о международных усыновлениях
«Voice of America» о международных усыновлениях в Украине
 «Казахстанская правда» о послании Назарбаева
 «Ведомости» и «Коммерсантъ» об источниках прироста населения России
«Ведомости» и «Российская газета» о рождаемости в России
«Казахстанская правда» о рождаемости в Казахстане
«Gazeta.ru» о последствиях демографической политики в Китае
«Российская газета» о будущем материнского капитала
«Российская газета – Неделя» о новых детских пособиях
«Известия» о московской программе ЭКО
«Эхо» о чайлдфри в Азербайджане
«Slate.fr» о смертности от убийств в Латинской Америке
«Коммерсантъ-Деньги» об инфекционных заболеваниях
«Die Welt» о вакцине против ВИЧ
«Известия» о глобальном демографическом прогнозе
«Московский комсомолец» о миграции и экономике
«Project Syndicate» об иммиграции и «экономической мощи» США
«Project Syndicate» о выборах в США и иммиграции
«Die Welt» об отношении к иммигрантам в Германии
«Российская газета» о миграции в Москве
«Slon.ru» о числе мигрантов в России
«Gazeta.ru» и «Ведомости» о «резиновых квартирах»
«Московские новости» о проблемах обучения мигрантов русскому языку

«Slon.ru» об интеграции мигрантов
«Opec.ru» о ценностных установках и отношении к мигрантам
«Courier.co.il» о детях «русских» репатриантов в Израиле
«Независимая газета» о запрете на поездки украинцев в Россию по внутренним паспортам
«FINANCE.UA» о возможной депортации трудовых мигрантов из Таиланда
«Новые известия» и «Voice of America» о гражданстве Депардье
«Зеркало» о грузинских азербайджанцах
«Известия» о беженцах-черкесах из Сирии
«Ведомости» о российской Стратегии нацполитики
«Коммерсантъ» о ФМС и национальной политике
«Gazeta.ru» об упоминании национальности преступников в СМИ
«Новые известия» о занятости в российской промышленности
«Полит.ру» о социальной мобильности и рынке труда
«Известия» о Тульской агломерации
«Slon.Ru» о будущем пенсионной системы
«Daily Mail» о верующих и неверующих
«Эксперт» о религии и религиях
«TDH» о переписи в Туркменистане
«Daily Mail» о возрасте молодости, зрелости и старости
«New York Daily News» о китайском законе об обязательном «навещении» родителей
«Daily Mail» об экспорте стариков из Германии
«Voice of America» о лишнем весе и долголетии
«Le Figaro» о «водной войне» в Средней Азии

о чайлдфри в Азербайджане

Без детей

В Азербайджане есть зачатки движения сhildfree

"В Азербайджане уже есть зачатки движения childfree, - сказала "Эхо" глава Женского кризисного центра Матанат Азизова. - В последнее время в стране увеличивается число людей, которые хотят учиться, работать и делать карьеру, поэтому возможно, что в дальнейшем сhildfree будет распространено и у нас".
Тем временем в России увеличивается число семей, в которых два разнополых человека наслаждаются обществом друг друга, сознательно не увеличивая численность своей драгоценной ячейки. Для именования себя эти люди используют слово "чайлдфри", калька с английского childfree - "свободный от детей". Теперь этот термин в английский язык вошел прочно, и российские чайлдфри не стали заморачиваться придумыванием русского слова, а просто позаимствовали зазвонистое английское. В некоторых источниках подчеркивается, что определение "childfree" недопустимо путать с childless ("лишенный детей") - этим термином обозначают людей, бездетных из-за медицинских или личных проблем, а не по убеждению.
Психолог Мария Галкина полагает: "Мнение, что люди не хотят иметь детей из-за проблем, которые когда-то были у них с собственными родителями, не вполне соответствует действительности. Чаще всего чайлдфри - и одиночки, и состоящие в паре - провели счастливое детство и хотят психологически его себе продлить, поэтому не рожают собственных детей. Другое мнение - что принципиальные бездетные просто боятся ответственности за другого человека - также не очень правомерно, ибо обычно чайлдфри как раз ответственные, примерные работники, "радость шефа", и сами хорошие шефы. Ответственность за спутника жизни, которого большинство чайлдфри рады заиметь, они тоже будут нести с готовностью. А детей они не хотят, потому что сами еще в чем-то дети. Ответственные дети, отличники, "пионер - всем ребятам пример"!" Количество чайлдфри-пар подсчитать социологам, видимо, сложно. Или социологи полагают, что у них достаточно работы и без необходимости считать всяких альтернативно мыслящих. А может, сами мыслящие подсчитываться не хотят - как написала одна форумистка, "чайлдфри по улицам с плакатами не ходят, мы все в Сети". Таким образом, цифры весьма приблизительны: количество вообще бездетных пар в России составляет около 15-20% (эти данные со ссылкой на исследования озвучила в 2010 году Светлана Медведева), а долю семей, сознательно бездетных, еще один источник в Сети определил как "каждая десятая" из не имеющих детей российских супружеских пар. Есть, по мнению социологов, разница в научном подходе к чайлдфри-одиночкам и чайлдфри-парам. По-разному относятся к этим двум группам и в традиционно ориентированном обществе, в частности, в России. Мнение одиноких мужчин обычно вообще не особо принимают всерьез: обыватель считает, что молодой парень обязательно "перебесится", "одумается", чего бы он ни заявлял по молодости насчет намерения не размножаться. Большее недоумение вызывает не желающая иметь потомство женщина детородного возраста. Ей сначала будут навязчиво сочувствовать. Когда она, рассердившись, заявит в своем кругу общения о принципиальном нежелании рожать детей, на ее счет, скорее всего, решат примерно то же, что и про мужчину: молодая еще, "хорошего мужика найдет", "еще надумает". Так что отношение к чайлдфри-одиночкам скорее имеет форму некоего добродушного презрения, смешанного с ощущением собственного превосходства. Несколько иначе традиционное общество относится к супружеской паре, сознательно отказывающейся от потомства. Мировые авраамические религии, то есть основанные на Ветхом Завете, из Ветхого же Завета черпают убежденность в необходимости плодиться и размножаться, которую Господь, как известно, провозгласил еще на пятый день творения. Семья создается для производства на свет потомства в традиционных исламских, иудейских и всех христианских обществах. Советское общество, хоть и просуществовало семь десятков лет почти вне лона церкви, отношение к детям как к однозначно позитивному дару свыше сохранило. У основной массы российских граждан осталось, можно сказать, советское отношение к убежденным бездетным: недоумение, смешанное с раздражением. Как отмечает "Росбалт", чайлдфри любят подчеркивать, что их "детные" знакомые часто одобряют решение бездетных оставаться бездетными. И вообще больше всего они уважают свободный выбор людей, других и свой собственный. И очень благодарны тем, кто их выбор приемлет без ханжества и болтовни.
М.Азизова отметила, что в Женский кризисный центр обращались люди с подобными проблемами. "Обычно люди приходят из-за оказываемого на них давления, окружающие их люди не считают нормальным нежелание иметь детей и настаивают на посещении психолога. В понимании многих людей в семье обязательно должен быть ребенок. У женщин существует материнский инстинкт, но есть различные факторы, которые заставляют идти против этого инстинкта. Причиной тому могут быть социальное положение, финансовые затруднения или желание создать карьеру, стремление к более благополучной жизни. Порой после выкидыша или аборта женщины боятся, а нередко больше не хотят иметь детей, но у чайлдфри преобладает социальный аспект, эти люди обычно говорят, что они живут друг для друга или для себя, они хотят занять свое место и стремятся достигнуть определенных целей. Свое нежелание иметь детей они нередко обосновывают тем, что не хотят, чтобы дети жили в этом страшном мире", - сказала эксперт.
М.Азизова также подчеркнула, что борьба с инстинктом рано или поздно может плохо сказаться на психологическом здоровье молодых людей. "С возрастом это может достаточно плохо сказаться на них. Распространение этого движения может также отрицательно сказаться и на демографической ситуации в Азербайджане", - сказала эксперт. Однако, по мнению главы Женского кризисного центра люди имеют право присоединяться к движению чайлдфри.
Отечественный психиатр Даянат Рзаев отметил, что нежелание иметь детей не является случайным. "Есть люди, которые не хотят, чтобы их ребенок страдал, поэтому они и не имеют детей. У людей всегда существовала некая тяга к бессмертию, что выражалось в увеличении количества детей. У чайлдфри, которые не желают продолжать род идет борьба между инстинктом продолжения рода и состраданием. Поэтому к этой проблеме можно отнестись с пониманием", - отметил эксперт.
По мнению психиатра, это движение не может получить широкое распространение в Азербайджане. "Наш менталитет не способствует этому. Наши родственные связи, страх смерти и желание продолжать род немного сильнее, чем в других странах и агитация продолжения рода у нас намного выше, поэтому нельзя ожидать широкого распространения этого движения в Азербайджане", - заключил эксперт.

Ж. МАМЕДОВА, Р. АБАСОВ. «Эхо», 29 декабря 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.