Rambler's Top100

№ 535 - 536
10 - 31 декабря 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» о демографии в послании Президента
«РИА «Новости», «Российская газета», «Ведомости» и «Московский комсомолец» о рождаемости в России
«Slon.ru» о росте населения в 2011 году
«Новые известия» о жизни до 100 лет
«Коммерсантъ» о российском здравоохранении
«Медицинская газета» о ранней диагностике ДЦП
«Gorod.lv» о семейной политике в Литве
«Slon.Ru» о снижении рождаемости в США
«Atlantico» о демографии и экономике
«Forbes» о детности и инновационности
«Независимая газета» о росте российских зарплат
«Независимая газета» и «Slon.Ru» о прикреплении белорусов к рабочим местам
«FINMARKET.RU» о роботах вместо китайцев
«Российская газета» о кризисе и «новых отверженных»
«Итоги» о переводах денег из России
«Ведомости» о миграции в послании Президента
«Superjob.ru» и «Slon.ru» о вредности миграции для России
«Московские новости» о законодательстве в отношении трудовых мигрантов
«Известия» об уголовной ответственности для работодателей мигрантов-нелегалов
«Gazeta.ru» о трехлетнем запрете въезда для вовремя невыехавших
«Коммерсантъ» о мигрантах и русском языке
«Новые известия» о мигрантах-почтальонах
«Известия» об увеличении квоты на привлечение трудовых мигрантов в Москве

«Gazeta.ru» о переносе рассмотрения закона об упрощении предоставления гражданства России зарубежным соотечественникам
«Московские новости» о «закрытии» Нового Уренгоя
«Известия» и «Полит.ру» о хорошем воспитании для детей-сирот северных широт
«The New York Times» о беженцах из Сирии в Армению
«Courier.co.il» о принуждении к контрацепции эфиопских репатрианток в Израиль
«Новые известия» о доминиканском расизме
«Slon.Ru» о миграции из бедных стран
«Slon.ru» о смене лица иммиграции в США
«Телеграф» об американском «движении чаепития»
«Эксперт» о культурном многообразии как угрозе кризиса США
«Независимая газета» о сохранении татарской этнической идентичности
«Итоги» о «пенсионном компромиссе»
«Профиль» о российской и шведской пенсионных системах
«Зеркало недели» о высшем образовании на Украине
«ИноСМИ» об ограничениях выезда иранских женщин
«Новые известия» об избыточном весе российских школьников
«Российская газета» о водке и пиве
«Gazeta.ru» о возрастной специфичности ДТП
«Эксперт» о земельном вопросе на Северном Кавказе
«Lenta.ru» об умирании Детройта
«Зеркало» о грязных городах
«Коммерсантъ-Власть» о коренных малочисленных народах Севера и углеводородах
«Коммерсантъ» о едином государственном демографическом реестре и биометрических паспортах Украины

о хорошем воспитании для детей-сирот северных широт

Русских сирот хотят отдать в кавказские семьи

Зампред Совета Федерации нашел способ вернуть русских на Северный Кавказ и создать там рабочие места

В Совете Федерации (СФ) обеспокоены пробуксовкой программы по возвращению русского населения в северокавказские республики. Чтобы переломить тенденцию, зампред Совета Федерации Александр Торшин предлагает перевезти на юг сирот из детских домов, расположенных в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Сенатор считает, что нет необходимости строить для переселенцев новые детские учреждения. Правильнее будет отдавать детей в семьи, на основе которых могли бы появиться «частные детские дома».
— Заключается договор, и люди принимают маленьких постояльцев с обязанностью кормить, одевать, обувать. За это они будут получать соответствующее содержание. Уверен, что это было бы эффективное частно-государственное партнерство, — считает Александр Торшин.
Содержание одного воспитанника, на которого государство в среднем по стране «тратит в год от 300 тыс. до 1 млн рублей», на юге обходится гораздо дешевле, подчеркивает Торшин. Кроме того, благоприятный климат улучшит рацион детей из северных детдомов. 
— Маленький человечек, который и так обделен родительским теплом, он еще и климатическим теплом обделен. А в Северной Осетии руку протянул — и вот тебе фрукты бесплатно, — рассуждает Торшин.
Проживая в семье, дети будут воспитываться «в лучших традициях Кавказа», знать язык и горские обычаи, что в будущем позитивно скажется и на межнациональных отношениях в стране, считает сенатор. К тому же появление частных детских домов на Кавказе привлечет в регион дополнительное финансирование и создаст новые рабочие места, которые там необходимы.  
— Скептики говорят, что Кавказ и так перенаселен, работы не хватает. Но дети-то не работают! А местные жители получат ставки воспитателей, — рассуждает Торшин. 
Он полагает, что реализацию программы стоило бы поручить Минздравсоцразвития (? У нас такого министерства, вроде, уже нет. – Демоскоп). Сенатор планирует в 2013 году выйти с такой инициативой на полпреда в СКФО Александра Хлопонина, чтобы провести конференцию на эту тему, «посмотреть, насколько в регионе к этому готовы».
Опрошенные «Известиями» эксперты разошлись в оценке предложения. Главной сложностью называли нестабильную ситуацию в регионе.
— В принципе идея интересная, ее воплощение могло бы принести позитивные результаты — на Кавказе детей любят. Но политическая ситуация там опасная, а детей подставлять нельзя, — сказал «Известиям» глава комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты Николай Сванидзе.
Нужно активнее привлекать русскоязычных людей, оставшихся после распада СССР в Киргизии, Казахстане и других странах, считает лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин. По его словам, «оголять» Дальний Восток и другие регионы нельзя ни при каких условиях.
— Плохая идея, поскольку Кавказ — проблемный регион. Туда взрослые мужчины не хотят ехать, а вы хотите детей везти. Не одобряю, — сказал Демушкин.
Пресс-секретарь главы Чеченской Республики Альви Каримов комментировать предложение зампреда СФ отказался «до тех пор, пока оно не будет опубликовано».
Пресс-секретарь полпреда СКФО Наталья Платонова заявила «Известиям», что рассматривать одну меру в качестве решения проблемы «не совсем правильно». Уже в ближайшее время, отметила представитель полпреда, правительство может принять госпрограмму по развитию СКФО, где предложен комплексный подход развития экономики и социальной сферы региона.
— Именно это и стимулирует приток людей в регион, позволит им жить нормально, получать работу и досуг, — сказала Платонова. 
Она отметила, что в регионе открыты к обсуждению всех конструктивных предложений, для чего под эгидой полпредства работают различные дискуссионные площадки.

Петр КОЗЛОВ. «Известия», 12 декабря 2012 года

Плавильный котел для русских сирот

Недавнее предложение зампреда СФ А.Торшина отдавать бесхозных сирот из русской глубинки в кавказские семьи порождает бурю разных эмоций, но чтобы оценить реалистичность предложения и возможные последствия его реализации, надо бы как раз от эмоций воздержаться.
Итак, что мы имеем? Достаточно большое количество сирот и брошенных детей в детских домах и подобных им учреждениях по всей России, а особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Эти дети частично относятся к неблагополучным – потомство наркозависимых, алкоголиков, социальных аутсайдеров и т. д. Существует некоторое количество семей, желающих усыновить ребенка, но процесс этот долгий и непростой, а вдобавок такие семьи ищут, как правило, грудных детей. Дети среднего возраста никому не нужны. Далее: постсоветская эпоха углубила старые этно-социальные разрывы и создала новые. Власть осознает потенциальный сепаратистский фон на Кавказе как угрозу безопасности страны в целом. Ну и наконец, модель 90-х, т. е. «отправлять сирот в Америку» становится все менее актуальной в свете надвигающегося «закона Димы Яковлева». Скоро отправить ребенка в приемную семью заграницу будет сложнее, чем отправить гуманитарную помощь в сектор Газа.
Но что же предлагает, по сути, проект Торшина? На деле это применение старой идеи смешения народов в своего рода плавильный котел (melting pot), который сплавит все противоречия и создаст нового человека. Это отчасти сработало в Соединенных Штатах, стране эмигрантов, но едва ли мыслимо у нас, в стране автохтонов. Просто потому, что американские эмигранты приезжают на новые земли уже готовыми переформатировать и менять свою идентичность. И в процессе этого переформатирования они готовы отказываться от старой, по крайней мере, частично. При миграциях наших граждан внутри страны, даже из региона в регион, происходит совершенно иное: люди везут с собой свою идентичность на новое место, чтобы ее там посадить и взрастить. Ибо наша идентичность похожа на дырявое ведро: из него вечно что-то льется, что-то теряется, идентичность расточается.
Дело в том, что идентичность через язык и культуру оказывается слабой для российских граждан. В условиях глобальности информации, культурного сдвига и диверсификации языкового поля русский человек теряет связь с людьми через культуру. Субкультуры (рок-тусовка, волонтеры, байкеры) тут не в счет – слишком локально. Массовая самоидентификация людей через религию (85% непрактикующих православных), которая стала важным феноменом, фиксируемым соцопросами, порождает в условиях религиозного кризиса и возникновения на базе прежних религиозных «паспортов» нескольких новых, другую проблему. Человек не испытывает нужды в легитимации этой идентичности через институт церкви. Это не классический «феномен Деви» believing without belonging, ибо даже не предполагает личной веры как условия. Это псевдокультурная идентичность через религиозное. Не имея сильной культурной среды, люди хватаются за религиозную идентичность как за культурную и языковую. А собственно религия переместилась почти без остатка в семью, став личным делом.
Теперь вернемся к детям-сиротам, гипотетически передаваемым в кавказские семьи. Поскольку у детей идентичность не сформирована, они будут получать культурную идентификацию в приемных семьях. Вместо плавильного котла и возникновения новой идентичности, они просто «перекодируются». Чем это грозит? Не будучи этнически частью принимающих их народов, они будут образовывать отдельный тип, стремящийся восполнить недостаточную (дефектную с т. зр. своей новой культуры) этничность форсированной самоидентификацией через, например, ислам. Получаем на выходе тот же феномен фундаменталистского «русского ислама», который ставит в тупик современных исследователей. В кавказских семьях нет детских домов. Нет в принципе. Ибо дети – это семейный капитал, они жестко вставлены в структуру семьи и общества.
Кроме того, такие кросс-культурные перебросы выглядят как неспособность решить вопрос локальными средствами. Возьмем Крайний Север. Он заселен отчасти коренными народами (ненцами, селькупами, коми, ханты и манси, якутами и др.), которые традиционно, в силу сложных условий выживания, держатся за семейный уклад. Другая часть – пришлые русские, украинцы и т.д. И там, и там есть проблема алкоголизма, а у коренных еще и конфликт оседлого и кочевого населения, межэтнические проблемы. У русских это приводит иногда к появлению брошенных детей и сирот, а у ненцев и хантов – нет. За детей держатся, как на Кавказе. Например, ненцы отправляют детей в интернаты, а сами кочуют по тундре, некоторые дети просто сбегают к родителям в тундру, не хотят учиться.
Они в принципе не отбиваются от семей, некоторые брошенные дети – результат разложения традиционного ненецкого уклада или алкоголизма. И вот вместо того, чтобы разбираться с этими проблемами и решать их, предлагается просто собрать этих аутсайдеров и жертв неотрегулированной застарелой социальной ситуации и высыпать в чуждый им кавказский «котел». Авось проварятся. Но вместо адаптации тут можно получить дезадаптивность гораздо более сильной степени. На Дальнем Востоке и вовсе иная специфика. Китайские иммигранты, оторванность от «большой земли» создают иную ситуацию, которую также надо решать локально.
Что касается русского народа и его собственной культурной и национальной трагедии, то такая мера едва ли сможет благотворно повлиять на его положение. Вне причастности к культуре и к большой имперской задаче, русский народ чахнет и дохнет. Таких детей можно будет далее не ассоциировать с задачами и исторической ролью своего народа. Можно вспомнить историю янычар, которых отбирали у греков-христиан турки и делали из них элитный корпус гвардии Османской империи. Но постепенно сами турки уже потеряли понятие, что делать с этими «нетурецкими турками», которые так и остались чужими. Под конец их просто всех перерезали в казармах. Так закончился проект инокультурной адаптации этих христианских детей.
И наконец, экономический аспект. Под этот проект с оттенком регулирования национальных отношений предполагается получить солидное финансирование. Эти средства просто уйдут на очередной утопический проект. Это будет очередным «озеленением Луны». Поэтому рассуждение о возможных последствиях такого проекта хочется подытожить следующими словами. С точки зрения социальной инженерии это безнадежно, ибо сильная семейная структура есть и на Крайнем Севере. С точки зрения культуры это более чем сомнительно, с точки зрения религии – потенциально опасно, а с точки зрения экономики – прямой источник коррупции. Остается тень «национального урегулирования» и показывания кукиша в кармане заокеанским недругам. Стоит ли ради этого заводить едва ли не расовые эксперименты?

Алексей МУРАВЬЕВ. «Полит.ру», 14 декабря 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.