Rambler's Top100

№ 529 - 530
29 октября - 11 ноября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Slon.Ru» о прогнозе населения США и России
«Взгляд» и «Ведомости» о призывах свернуть политику ограничения рождаемости в Китае
«Opec.ru» о цене человеческого капитала в России
«Огонек» о месте России в рейтинге мирового богатства
«Коммерсантъ» о продлении срока программы модернизации российского здравоохранения
«Медицинская газета» о модернизации системы здравоохранения Москвы
«Труд» о высокотехнологичной медицинской помощи
«Медицинская газета» о форуме СНГ по здоровью
«Gazeta.ru» об антитабачном законе
«Gazeta.ru» о ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»
«Эксперт» об употреблении табака, алкоголя и наркотиков российскими подростками
«Российская газета» о региональной демографической политике
«Ведомости» о миграции и экономике
«Московские новости» и «Новая газета» о миграционных проблемах в России
«Коммерсантъ» о миграционном проекте питерских законодателей
«Независимая газета» о лагерях для мигрантов
«Известия» о пенсионных взносах за мигрантов
«Christian Science Monitor» о миграции и глобализации
«Atlantico» о распространении ислама в ЕС
«Radiovesti.ru» о рождаемости и миграции в Великобритании
«Vatican Insider» о миграции глазами Бенедикта XVI
«Radiovesti.ru» о мигрантах глазами Рогозина

«The Wall Street Journal» и «Независимая газета» об эмиграционных настроениях россиян
«Русская Германия» о визовом обмене Балканских стран с ЕС
«The Washington Post» об отношении к чернокожим в США
«Беларусь сегодня» об этническом составе населения Белоруссии
«Независимая газета» о старческом общественном сознании
«Независимая газета» об институтах защиты старших поколений
«Итоги» и «Коммерсантъ-Online» о законопроекте против возрастных ограничений при найме на работу
«Ведомости» о возрастных работниках в США
«Коммерсантъ» и «Opec.ru» о стратегии развития пенсионной системы
«Finmarket.Ru» об отсутствии демографических оснований для повышения пенсионного возраста
«Opec.ru» о страхе безработицы в России
«Slon.Ru» об управлении деньгами в российских семьях
«Профиль» о сетевых обменах домохозяйств
«Slon.ru» о «Божественном порядке» и демографии
«Телеграф» о церкви и абортах в Латвии
«Эхо» о селективных абортах в Азербайджане
«Вечерний Бишкек» об умыкании невест в Киргизии
«American Thinker» об однополых браках
«Полит.ру» о кризисе легитимности системы защите детей
«Российская газета» о московских бомжах

о «Божественном порядке» и демографии

«Возвращения к классическим формам семьи уже не произойдет»

В рамках VII Фестиваля науки директор Института демографии Высшей школы экономики, доктор экономических наук Анатолий Вишневский прочитал лекцию «Конец “Божественного порядка”? О новых демографических вызовах, которые стоят перед человечеством». Slon публикует 7 фрагментов этой лекции.
1. Существует мнение, что в прошлом у всех народов преобладала многодетность традиционной семьи. Но это миф, который возник из-за того, что в современном обществе произошла подмена понятий: люди не видят разницы между многодетностью и многорождаемостью. В эпоху Средневековья и в последующие несколько столетий действительно рождалось много детей, но выживали-то далеко не все. В целом среднее количество детей в семье ненамного превышало сегодняшние показатели: всего 2–3 ребенка. Многодетность же была, как и сейчас, редким исключением.
2. Проблема высокой смертности среди детей очень волновала немецкого лютеранского пастора Иоганна-Петера Зюсмильха. Видный деятель эпохи Просвещения задавался вопросом: почему так происходит? Почему есть родители, которым удалось сохранить в живых всех своих детей, а есть те, у кого не уцелело ни одного? Не пытается ли Бог таким образом осуществить свой замысел, посылая одним тайное наказание, а другим – тайные награды? В итоге он пришел к выводу, что высокая смертность детей есть результат божественного предначертания.
3. 271 год назад в Берлине Зюсмильх опубликовал свою книгу «Божественный порядок в изменениях рода человеческого, подтверждаемый его рождениями, смертями и размножением». Наблюдая постоянные изменения населения планеты, пастор сформулировал шесть правил, предписываемых Божественной мудрости:
Бог заботится о равновесии смертности и рождаемости. Божественный порядок требует населения, но не перенаселения;
Бог управляет смертями таким образом, что продолжительность жизни оказывается достаточной для продолжения рода;
Бог дает возможность человеку выжить в любом месте на Земле;
Бог повсеместно предписывает человеку некоторую продолжительность жизни;
Бог мудро управляет распределением средств пропитания: искусство сельского хозяйства – часть Божественной мудрости;
Бог заботится об определенном порядке в воспроизводстве двух полов.
Одним из главных доказательств проявления Божественного порядка в те времена было чрезвычайно медленное увеличение населения Земли. До начала XIX века оно еще даже не достигло миллиарда человек. Численность людей росла, но очень медленно: каждое следующее поколение по численности почти не отличалось от предыдущего. То есть на смену каждой «средней» родительской паре приходило чуть больше, чем два ребенка.
4. Парадокс истории в том, что трактат Зюсмильха появился во второй половине XVIII века – тогда, когда описанный им же Божественный порядок доживал свои последние дни. Произошли события, которые нарушили сложившуюся систему равновесия. Центральную роль во всем этом сыграло небывалое снижение смертности. В Средневековье люди спокойно относились к смерти. Они жили по принципу: «Бог дал – Бог взял». У людей не было и мысли о том, что со смертью можно бороться. Но с конца XVIII века ситуация начинает меняться. Отправной точкой можно назвать открытие английским ученым Эдвардом Дженнером вакцины против оспы. Оспу в те годы страшно боялись, поскольку, несмотря на имевшийся опыт, не умели лечить. Дженнер же придумал вводить в организм человека неопасный вирус коровьей оспы. Его изобретение давало стопроцентную гарантию, что привитый человек уже никогда не заболеет.
Открытие Дженнера означало не просто создание надежного иммунитета против одной из самых страшных болезней эпохи: ученый открыл принцип, с помощью которого можно защищать человека изнутри. Уже через несколько лет смертность уменьшилась, а продолжительность жизни, напротив, выросла.
5. Эти события не могли не затронуть принцип Божественного порядка, в рамках которого показатель смертности диктовал поведение человечества. Люди всегда помнили о высоком уровне смертности и поэтому стремились родить как можно больше детей. Это было характерно для всех культур и религий, за небольшим исключением.
Теперь же снижение смертности нарушало установившееся Божественное равновесие, делая ненужным и даже опасным традиционную высокую рождаемость. Опасным – потому что низкая смертность и высокая рождаемость привели бы к увеличению населения планеты. А это в свою очередь стало бы причиной проблем самого разного масштаба.
Первыми опасность снижения смертности почувствовали семьи. Родителей это, кажется, должно было радовать. Но нет, увеличившееся количество детей в доме стало им в тягость. Люди стали изобретать различные методы ограничения потомства. Раньше подобные шаги были характерны только для маргинального поведения. Теперь же к этим методам стали прибегать массово. Одной из первых стран, в которых понизилась рождаемость, была Франция. Во многом это следствие революции, уничтожившей некоторые культурные препоны и ограничившей влияние религии. Другие страны почти весь XIX век сопротивлялись этой тенденции, но после Второй мировой войны уже вся Европа перешла к внутрисемейному ограничению деторождения. В конце XX века в развитых странах женщины рожали уже меньше двух детей.
6. Ко второй половине XIX века споры о том, как понизить деторождаемость, докатились и до России, где рождаемость и смертность оставались еще на высоком уровне. Обычно мало кто замечает, но в романе «Анна Каренина» Толстой на протяжении нескольких глав концентрируется на этой проблеме. Там есть момент, где Долли Облонская едет в гости к Анне Карениной, которая только что родила ребенка. Вчитайтесь, о чем она рассуждает по дороге:
«И все это зачем? Что ж будет из всего этого? То, что я, не имея ни минуты покоя, то беременная, то кормящая, вечно сердитая, ворчливая, сама измученная и других мучающая, противная мужу, проживу свою жизнь, и вырастут несчастные, дурно воспитанные и нищие дети. <…> Так что и вывести детей я не могу сама, а разве с помощью других, с унижением. Ну, да если предположим самое счастливое: дети не будут больше умирать, и я кое-как воспитаю их. В самом лучшем случае они только не будут негодяи. Вот все, чего я могу желать. Из-за всего этого сколько мучений, трудов... Загублена вся жизнь!»
Чуть позже, поговорив с Карениной, Долли узнает, что можно сделать так, чтобы дети не рождались. Заглавная героиня ей что-то шепотом объясняет, но что именно – Толстой не пишет, он ставит многоточие.
7. Люди отошли от старых норм. Поиски методов по ограничению деторождаемости привели к признанию права семьи на внутрисемейное регулирование. Но главное то, что исчезла культура слитности трех видов поведения: матримониального (характеризующего склонность и желание человека жить семьей), сексуального и прокреативного (связанного с рождением детей). Эта культура разрешала секс и рождение в браке и, наоборот, осуждала половые отношения, не направленные на производство потомства, а также уклонение от супружеских обязанностей. Теперь это единство рассыпалось. Что самое интересное, его сохранение оказалось бы весьма опасным для демографического равновесия. Раз снизилась смертность, то и рождаемость тоже должна уменьшаться.
Да, эта тенденция подрывает всю культуру семьи, но без нее никак нельзя обойтись. Возникает вопрос: какая судьба ждет семью? Среди ученых единого мнения нет, но, скорее всего, возвращения к классическим формам семьи уже не произойдет.

Ирина МУСТАФИНА. «Slon.ru», 25 октября 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.