Rambler's Top100

№ 529 - 530
29 октября - 11 ноября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Slon.Ru» о прогнозе населения США и России
«Взгляд» и «Ведомости» о призывах свернуть политику ограничения рождаемости в Китае
«Opec.ru» о цене человеческого капитала в России
«Огонек» о месте России в рейтинге мирового богатства
«Коммерсантъ» о продлении срока программы модернизации российского здравоохранения
«Медицинская газета» о модернизации системы здравоохранения Москвы
«Труд» о высокотехнологичной медицинской помощи
«Медицинская газета» о форуме СНГ по здоровью
«Gazeta.ru» об антитабачном законе
«Gazeta.ru» о ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»
«Эксперт» об употреблении табака, алкоголя и наркотиков российскими подростками
«Российская газета» о региональной демографической политике
«Ведомости» о миграции и экономике
«Московские новости» и «Новая газета» о миграционных проблемах в России
«Коммерсантъ» о миграционном проекте питерских законодателей
«Независимая газета» о лагерях для мигрантов
«Известия» о пенсионных взносах за мигрантов
«Christian Science Monitor» о миграции и глобализации
«Atlantico» о распространении ислама в ЕС
«Radiovesti.ru» о рождаемости и миграции в Великобритании
«Vatican Insider» о миграции глазами Бенедикта XVI
«Radiovesti.ru» о мигрантах глазами Рогозина

«The Wall Street Journal» и «Независимая газета» об эмиграционных настроениях россиян
«Русская Германия» о визовом обмене Балканских стран с ЕС
«The Washington Post» об отношении к чернокожим в США
«Беларусь сегодня» об этническом составе населения Белоруссии
«Независимая газета» о старческом общественном сознании
«Независимая газета» об институтах защиты старших поколений
«Итоги» и «Коммерсантъ-Online» о законопроекте против возрастных ограничений при найме на работу
«Ведомости» о возрастных работниках в США
«Коммерсантъ» и «Opec.ru» о стратегии развития пенсионной системы
«Finmarket.Ru» об отсутствии демографических оснований для повышения пенсионного возраста
«Opec.ru» о страхе безработицы в России
«Slon.Ru» об управлении деньгами в российских семьях
«Профиль» о сетевых обменах домохозяйств
«Slon.ru» о «Божественном порядке» и демографии
«Телеграф» о церкви и абортах в Латвии
«Эхо» о селективных абортах в Азербайджане
«Вечерний Бишкек» об умыкании невест в Киргизии
«American Thinker» об однополых браках
«Полит.ру» о кризисе легитимности системы защите детей
«Российская газета» о московских бомжах

об этническом составе населения Белоруссии

Наша Лига Наций

Кто живет в Беларуси? Белорусы, конечно! И еще почти 140 наций и народностей, этнически представляющих практически все уголки и даже закутки света. Легко ли организовать такое «общежитие»? Наверное, непросто. Но живем дружно. И, как это водится, о соседях знаем все. Или почти все. А то, что пока не знаем, прочитаем в новой книге издательского дома «Беларуская навука», вышедшей в свет под говорящим названием — «Кто живет в Беларуси». Фолиант (никак не меньше — возьмите в руки: оцените!) подготовлен этнологами академического Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы совместно с аппаратом уполномоченного по делам религий и национальностей Совета Министров и дает хорошее представление о социальной, материальной и духовной культуре народов, проживающих на территории страны, — с давних времен и с недавних пор.
«Книга построена исключительно на основе фундаментальных исследований. Но отличается от традиционных научных монографий тем, что написана популярным, простым языком, — характеризует издание один из его авторов, этнолог, доктор исторических наук Александра Гурко. — Мы учитывали, что читательская аудитория будет не специализированная. Вместе с тем могу утверждать: таких основательных комплексных исследований по этнологии у нас еще не выходило».
Условно книга делится на две части. Первая рассказывает о происхождении, особенностях расселения, традициях в культуре не только титульной нации, белорусов, и традиционных этносов — русских, украинцев, поляков, татар, евреев, цыган, литовцев, но и мигрантов нового и новейшего времени — афганцев, вьетнамцев, корейцев, немцев, японцев. Вторая часть дает общие представления о конфессиях, наиболее распространенных в Беларуси. Поэтому и моя беседа с Александрой Владимировной шла сначала об особенностях белорусских этнических реалий, а затем — об уникальности нашего этноконфессионального развития.
Взбалтываем, но не смешиваем
Страницы старинных книг — как зеркало, подернутое патиной времени, но по–прежнему отражающее его. Что же мы видим в том зеркале? Свое прошлое. И себя. Потому что дорожим традициями предков и продолжаем их.
— Александра Владимировна, вот если представить такое зеркало прошлого, скажите, что вы как этнолог в нем видите?
— Исторически белорусы обладают значительным опытом контактов и мирного, добрососедского сосуществования с представителями других народов. Общеизвестно, что в XIV-XV веках на нашей территории появились евреи и татары. В XVII-XVIII веках — русские староверы. Цыгане известны с XV столетия. Немцы — с XVI века...
Геополитическое положение определило уникальный характер этнокультурного взаимодействия на территории страны различных народов. Традиции соседствующих этнических общностей подвергались взаимному влиянию. Это не значит, что они смешивались. Но перенимали друг у друга элементы материальной и духовной культуры.
Да, для Беларуси характерна толерантность, возникшая в Средневековье и дошедшая до нашего времени. Великие князья литовские издавали специальные «привилеи», позволявшие представителям этнических групп селиться на их землях — татарам, цыганам, евреям, что избавляло переселенцев от притеснения — экономического, социального. И в этом, я считаю, тоже заключается уникальность складывавшихся межэтнических отношений. Я верю, что заложенные в те давние времена традиции помогают нам сегодня избежать очень многих опасных социальных катаклизмов.
Задача исследователей — этот сформированный исторический опыт транслировать на появление новых этнических групп.
— Последняя перепись показала: традиционно проживавшие на территории Беларуси этнические группы уменьшаются, а вот появившиеся недавно — увеличиваются: туркмены, таджики...
— Действительно, в силу миграционных процессов, которые происходят во всем мире, мы также рано или поздно должны были столкнуться с тем, что у нас увеличится количество представителей новых этнических групп, которые ранее не были вообще представлены в Беларуси. Поэтому в 2008 году Президиум Национальной академии наук открыл отдельный научный проект — «Изучение этнической адаптации мигрантов в Беларуси», продолжавшийся два года. И задача проекта состояла в том, чтобы, проанализировав ситуацию, не допускать возникновения этнических анклавов, подобных тем, что образовались в странах Евросоюза и при определенных условиях могут даже угрожать безопасности государств. Мы хотим, чтобы люди успешно адаптировались на новом месте и положительно воспринимали культуру среды, в которой оказались.
— А не возникает ли здесь противоречия между тем, что мы, с одной стороны, стараемся максимально обеспечить возможность для сохранения культурно–этнических особенностей национальных меньшинств, а с другой — стремимся интегрировать эти группы в уже существующую социокультурную схему?
— Ассимиляции от них никто не требует, речь идет об адаптации в материальной, духовной, социальной культуре. Например, у нас есть исследование об адаптации в Беларуси представителей Юго–Восточной Азии — японцев, корейцев, вьетнамцев... Вьетнамцы на территории страны присутствуют с конца 80–х годов, когда, например, на обувную фабрику «Неман» приехали работать несколько десятков человек в качестве трудовых мигрантов. Практически все они остались у нас. То есть мы отличаем трудовую миграцию от других видов миграции — скажем, учебной. Вот китайцы приезжают учиться, но не остаются, а с полученными знаниями и дипломами возвращаются к себе домой. Нас же интересуют те, кто остается здесь жить. Тогда исследуются их община, возникающие связи, вовлеченность в белорусские традиции и праздники, участие в социально–экономической жизни. Даже то, чем они у нас питаются.
— Что же в результате имеем? Готовы ли переселенцы принимать белорусские обычаи и праздники?
— Дело в том, что ранее у нас складывалась особая ситуация, когда появлялось очень много смешанных семей. Это касается прежде всего советского времени. В результате представители иных этнических групп называли себя уже белорусами. И ощущали, самоидентифицировали себя так же. Современная ситуация несколько другая. И по опросам, проведенным в крупных землячествах, например вьетнамском в Гродно, выходит следующая картина. Вьетнамские мигранты находятся в стране по 10-15 лет. Они обеспечены жильем, многие вступили в смешанные браки, отмечают белорусские государственные праздники, — но не религиозные, поскольку сохраняют свои традиционные религиозные представления. Поддерживают тесные связи с землячествами в других местах, причем даже в смешанных семьях, где, как правило, детям дают вьетнамские имена и иногда отправляют на учебу во Вьетнам. Но потом те все равно возвращаются в Беларусь.
Подобным образом у нас подробно исследовались народы Кавказа, японцы, корейцы. Сейчас идут исследования по трудовой миграции, причем учитывается трафик и к нам, и от нас. Белорусская этнология развивается в русле самых современных тенденций. Такие исследования необходимы и государству, которое финансирует работы, и обществу. Поэтому работа будет продолжена. В том числе молодыми учеными. Ведь миграционные процессы только усиливаются.
И наша задача — обратить их на пользу стране и обществу. Действовать всегда выверено, точно и аккуратно. Примерно как в рецепте известного напитка, где можно взбалтывать, но нельзя смешивать... Должен получиться коктейль — с богатым и приятным вкусом. Но не «коктейль Молотова».
Кстати
По данным последней переписи населения, в Беларуси почти 84 процента жителей относят себя к белорусам, а остальные представляют более чем 140 этносов.

Галина УЛИТЕНОК. «Беларусь сегодня», 20 октября 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.