Rambler's Top100

№ 529 - 530
29 октября - 11 ноября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Slon.Ru» о прогнозе населения США и России
«Взгляд» и «Ведомости» о призывах свернуть политику ограничения рождаемости в Китае
«Opec.ru» о цене человеческого капитала в России
«Огонек» о месте России в рейтинге мирового богатства
«Коммерсантъ» о продлении срока программы модернизации российского здравоохранения
«Медицинская газета» о модернизации системы здравоохранения Москвы
«Труд» о высокотехнологичной медицинской помощи
«Медицинская газета» о форуме СНГ по здоровью
«Gazeta.ru» об антитабачном законе
«Gazeta.ru» о ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»
«Эксперт» об употреблении табака, алкоголя и наркотиков российскими подростками
«Российская газета» о региональной демографической политике
«Ведомости» о миграции и экономике
«Московские новости» и «Новая газета» о миграционных проблемах в России
«Коммерсантъ» о миграционном проекте питерских законодателей
«Независимая газета» о лагерях для мигрантов
«Известия» о пенсионных взносах за мигрантов
«Christian Science Monitor» о миграции и глобализации
«Atlantico» о распространении ислама в ЕС
«Radiovesti.ru» о рождаемости и миграции в Великобритании
«Vatican Insider» о миграции глазами Бенедикта XVI
«Radiovesti.ru» о мигрантах глазами Рогозина

«The Wall Street Journal» и «Независимая газета» об эмиграционных настроениях россиян
«Русская Германия» о визовом обмене Балканских стран с ЕС
«The Washington Post» об отношении к чернокожим в США
«Беларусь сегодня» об этническом составе населения Белоруссии
«Независимая газета» о старческом общественном сознании
«Независимая газета» об институтах защиты старших поколений
«Итоги» и «Коммерсантъ-Online» о законопроекте против возрастных ограничений при найме на работу
«Ведомости» о возрастных работниках в США
«Коммерсантъ» и «Opec.ru» о стратегии развития пенсионной системы
«Finmarket.Ru» об отсутствии демографических оснований для повышения пенсионного возраста
«Opec.ru» о страхе безработицы в России
«Slon.Ru» об управлении деньгами в российских семьях
«Профиль» о сетевых обменах домохозяйств
«Slon.ru» о «Божественном порядке» и демографии
«Телеграф» о церкви и абортах в Латвии
«Эхо» о селективных абортах в Азербайджане
«Вечерний Бишкек» об умыкании невест в Киргизии
«American Thinker» об однополых браках
«Полит.ру» о кризисе легитимности системы защите детей
«Российская газета» о московских бомжах

о ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения»

«Денег жалко»

Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». В ее рамках к 2020 году планируется снизить смертность на дорогах на 25% по сравнению с показателями 2010 года (с 26,5 тысячи до 20 тысяч человек в год соответственно). Ориентировочная стоимость всей программы составит 99 млрд рублей, половина из которых будет выделена из федерального бюджета.
Об утверждении ФЦП стало известно в понедельник, хотя премьер-министр, как сообщается, подписал документ еще в субботу. С текстом программы любой желающий может ознакомиться на сайте российского правительства.
В 34-страничном документе, к которому прилагается несколько таблиц с общими данными по расходам, прежде всего, обосновывается необходимость принятия ФЦП и подводятся предварительные итоги реализации предыдущей правительственной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах».
«Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспеченность финансовыми ресурсами», - говорится в документе. В случае непринятия ФЦП авторы документа пугают резким ростом смертности на дорогах (до 32,5 тысяч человек к 2020 году), ухудшением имиджа страны на мировой арене в результате роста показателей аварийности и другими напастями.
Согласно опубликованным данным, социально-экономический ущерб от ДТП в России в 2004-2010 годах составил 7,326 трлн рублей, что сопоставимо с государственными затратами на всю российскую социалку в 2011 году.
Оценивая результаты предыдущей программы, в документе отмечается, что за пять лет ее реализации число лиц, погибших в ДТП, удалось сократить на 23%.
В правительстве утверждают, что с помощь данной ФЦП Россия вошла в число стран-лидеров по сокращению темпов смертности на дорогах, опередив ряд европейских стран, США и Австралию.
В рамках предыдущей программы правительство также потратило десятки миллиардов рублей. Среди прочего, огромные деньги выделялись на пропагандистские акции «Внимание — дети!», «Внимание — пешеход», «Вежливый водитель», «Зебра», эффективность которых вызывает вопросы. Миллиарды выделялись на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), однако об их результатах гражданам до сих пор ничего не известно – в отчете приведены лишь некоторые данные – снижение количества погибших, в том числе детей, снижение числа аварий с участием водителей-новичков и т.д. Анализа эффективности расходования средств, выделенных на тот или иной пункт программы, в новой ФЦП не приводится.
Примечательно, что когда чиновники в прошлом году впервые обозначили цели и задачи новой ФЦП в 2011 году, число погибших на дорогах к 2020 году по их планам должно было не превышать 18 тысяч человек, то есть снижение числа жертв в полтора раза по сравнению с 2012 годом. Однако в правительстве не могли предположить, что последние два года число жертв ДТП, до этого неуклонно снижавшееся, вновь начало расти.
Поэтому в опубликованной программе цель обозначена более реалистичная – снижением смертности до 20 тысяч в год или на 25% от показателя 2010 года.
Основными задачи новой программы будут снижение количества ДТП, в которых гибнет наибольшее количество людей, уменьшение общего травматизма в авариях, а также развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП. В правительстве также планируют повысить эффективность систем обеспечения безопасности на дорогах и увеличить ответственность и правосознание участников движения.
Основной акцент планируется сделать на развитие систем предупреждения опасного поведения на дорогах. На это планируется потратить 35 млрд рублей. На эти деньги, помимо прочего, с помощью пропагандистских кампаний, телепередач и других видов информационного воздействия власти будут повышать культуру на дорогах и воспитывать негативное отношение к нарушителям ПДД. Авторы рассчитывают на «создание в обществе нетерпимости к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами и правового нигилизма на дороге». В рамках этого пункта будет развиваться система подготовки водителей.
На организацию системы движения транспорта и пешеходов, а также повышение безопасности дорожных условий будет потрачено 29 млрд рублей. В частности, в ходе работы в данном направлении планируется создать единый перечень требований к транспортному планированию городов, в том числе в области определения мест для стоянок и парковок и строительство пешеходных переходов. Программа также подразумевает создание в каждом субъекте федерации центров фото- и видеофиксации нарушений на дорогах. В настоящий момент подобные структуры функционируют лишь в нескольких регионах страны.
На развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП планируется потратить 17 млрд рублей. В новой программе также впервые предусматривается разработка на государственном уровне новых систем активной и пассивной безопасности для отечественного автопрома, а также повышение уровня технического состояния машин. На это выделят почти 1,5 млрд рублей, в том числе 350 млн на НИОКР. В частности это направление предусматривает «стимулирование внедрения и использования новых технологий для минимизации человеческой ошибки при управлении транспортным средством, обеспечение мер поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии, а также внедрение современных средств активной и пассивной безопасности транспортных средств».
Результативность действий властей планируется оценивать по таким критериям, как общее число лиц, погибших в авариях, число детей, погибших в авариях, а также социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тысяч человек населения). Кроме того, власти обратят внимание на транспортный риск (число погибших на 10 тысяч транспортных средств) и тяжесть последствий (число погибших на 100 пострадавших).
Немало место в программе отдано и анализу способов финансирования программы. Анализируя возможные варианты, которые разнятся по количеству вливания их федерального бюджета, авторы приходят к выводу, что наиболее оптимальным будет разделить расходы поровну между регионами и федеральным центром.
Они должны выделить по 48,7 млрд рублей, а еще около 0,5 млрд привлекут из внебюджетных источников.
При оптимальном финансировании авторы рассчитывают сохранить жизни 67 587 человек, а также предотвратить социально-экономический ущерб от ДТП в объеме 2,82 трлн рублей.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин сомневается, что основные цели программы будут достигнуты и предполагает, что часть их будет разворована: «Денег жалко. К сожалению, у нас не принято спрашивать с власти, куда она тратит деньги. Предыдущая программа провалена.
Огромное количество средств ушло на аналитическую работу, на научные разработки, то есть на туда, где их очень легко рассовывать по карманам.
Деньги освоили, а итогов нет. Если бы руководству страны было бы жалко наших народных денег, оно бы, прежде всего, потребовало бы детальный отчет о том, куда пошли деньги по предыдущей программе и представить его общественности».
Травин считает, что добиться коренного перелома, несмотря на заявленное снижение смертности на дорогах, в России пока не смогли. «Мне такая статистика кажется эквилибристикой. Снижение, может быть, и пошло, но за счет чего, совершенно непонятно – если спросить на улицах водителей о переменах, то никто не ответит, что изменилось. Да, есть плакаты какие-то, но это же не 50 млрд. Все как было, так и осталось, - считает он. – Снижение есть потому, что обновляется автопарк, к нам приходят более безопасные иномарки. В этом основная причина».
Тем не менее эксперт признал, что в стране худо-бедно происходит ремонт основных магистралей, что также положительно сказывается на статистике смертности.
Травин считает, что, прежде всего, необходимо выяснять причины и условия, способствующие нарушениям и авариям. «У нас этого не делает никто. Нужно устранять причины, чтобы не было соблазна и возможности нарушать. Но если так сделать, то будет меньше протоколов, будут меньше поступления в бюджет, и тогда на следующую ФЦП уже никто не выделит 100 млрд рублей», - считает он.

Сергей ГУСАРОВ. «Gazeta.ru», 30 октября 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.