Rambler's Top100

№ 527 - 528
15 - 28 октября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейско-евроазиатский демографический барометр 
ДТП и смертность от внешних причин в ЕС-27 и в СНГ

Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных случаев – с 1,2% до 0,8%

Стандартизованный коэффициент смертности от внешних причин снизился с 46 на 100 тысяч человек в 2000 году до 36 в 2010 году, от транспортных несчастных случаев – с 11,9 до 6,5

Число погибших в ДТП составляет в странах ЕС-27 от 29 до 111 на миллион человек, от 12 до 117 на 1000 ДТП, от 6 до 55 на 100 тысяч легковых автомобилей

Число погибших в ДТП в странах СНГ составляет от 54 до 187 в расчете на миллион человек, от 133 до 340 на 1000 ДТП


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных случаев - с 1,2% до 0,8%

Устойчивое снижение смертности является важнейшей долговременной тенденцией демографического развития Европейского союза1. Изменяется и структура смертности по причинам смерти. Данные о смертности в разбивке по причинам смерти2, полу, возрасту, а также регионам стран-членов ЕС3  представлены в базе данных Статистической службы Европейского союза (Евростата) начиная с 1994 года (по ЕС-27 начиная с 1999 года), хотя отдельные показатели представлены и за более ранние периоды.

Так, по имеющимся данным статистики транспортных происшествий, число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП)4 в ЕС-27 сократилось за 1990-2000 годы в 2,2 раза - с 75 426 в 1991 году до 34 500 в 2009 году. За 1991-1999 годы оно снизилось на 23,5% (до 57 691 в 1999 году), а за последнее десятилетие – на 40,2%. Если еще учесть растущую численность населения, сокращение смертности в результате ДТП будет еще значительнее: на 25,0% за 1991-1999 годы (со 160 до 120 погибших в ДТП на 1 миллион человек постоянного населения) и на 42,5% за 1999-2009 годы (до 69 в 2009 году).

Снижение смертности в результате ДТП происходило на фоне роста объема пассажирских и грузовых автомобильных перевозок, по крайней мере, до финансово-экономического кризиса 2008 года, и было обусловлено рядом причин: улучшениями в проектировании и строительстве дорог, ужесточением законодательства в отношении употребления алкоголя и управления транспортным средством, усилением требований к безопасности транспортных средств, введением ряда ограничений на скорость передвижения, время работы водителей грузовиков и автобусов, ужесточением требований, не допускающих перегрузки грузового транспорта.

Несмотря на это смертность в результате ДТП остается высокой – 9 из каждых 10 погибших в результате всех видов транспортных несчастных случаев (с участием железнодорожного, водного и авиатранспорта) умирают на автомобильных дорогах. Почти половина этих смертей обусловлена употреблением алкоголя, нарушением скоростного режима, отказом от применения ремней безопасности.

В относительном выражении смертность от всех видов транспортных несчастных случаев (коды V01-V99 по ICD) играет сравнительно небольшую роль не только в общей смертности, но и в смертности от внешних причин (коды V01-Y89). Две трети смертей в ЕС-27 обусловлены болезнями системы кровообращения и злокачественными новообразованиями (подробнее см. Европейский барометр в Демоскопе Weekly № 487-488). На третьем месте, с большим отрывом, следуют болезни органов дыхания, на четвертом-пятом – внешние причины смерти и болезни органов пищеварения.

Доля умерших от внешних причин в ЕС-27 снизилась за 1999-2010 годы с 5,3% до 4,8%, в том числе от транспортных несчастных случаев – с 1,2% до 0,8% (рис. 1).

Внешние причины играют более значимую роль в смертности мужчин. Снижение вклада внешних причин в общую смертность шло в основном за счет сокращения смертей мужчин от этих причин. Доля умерших от внешних причин среди всех умерших мужчин снизилась с 7,0% в 1999-2002 годах (7,1% в 2001 год) до 6,3% в 2010 году, а среди женщин – с 3,6% в 1999-2001 годах до 3,3% в 2010 году.

Аналогично, доля мужчин, умерших от всех видов транспортных несчастных случаев, в общем числе умерших снизилась с 1,9% в 1999 и 2001 годах до 1,1% в 2010 году, а доля женщин - с 0,6% в 1999-2002 годах до 0,3% в 2010 году.

Рисунок 1. Доля умерших от внешних причин (ВП) и всех видов транспортных несчастных случаев (ТНС) в ЕС-27 по полу, 1999-2010 годы, % от общего числа умерших

Для сравнения отметим, что в Российской Федерации доля умерших от внешних причин в общем числе умерших также сокращалась в 2000-е годы. В целом она оставалась заметно выше, чем в среднем по Европейскому союзу, но по доле умерших от транспортных несчастных случаев различия были не столь высоки. Так, доля умерших от внешних причин снизилась с 14,3% от общего числа умерших в 2000 году до 10,7% в 2010 году, среди умерших мужчин – с 21,2% до 16,5%, среди женщин – с 6,6% до 5,4%. В то же время доля умерших от всех видов транспортных несчастных случаев снизилась с 1,8% до 1,4% от общего числа умерших, в том числе среди умерших мужчин – с 2,5% до 2,1%, а среди женщин – с 1,0 до 0,8%5

Смертность от транспортных несчастных случаев играет существенную роль в смертности людей молодых и средних возрастов.

Более 80% смертей в ЕС-27 происходят в возрасте 65 лет и старше (80,6% в 2010 году), смерть человека, не дожившего до 65 лет, считается преждевременной. Среди умерших от всех внешних причин доля умерших в возрасте до 65 лет превышает половину (53,1% в 2010 году), а среди погибших в результате транспортных несчастных случаев – три четверти (76,4%). Среди умерших в результате транспортных несчастных случаев особенно велика доля людей в возрасте 20-24 года – 10,7% (рис. 2).

Если говорить о молодежи в возрасте 15-29 лет, ее доля среди всех умерших в 2010 году составила 0,9%, среди умерших от внешних причин – 10,4%, среди умерших от транспортных несчастных случаев – 26,7%.

Рисунок 2. Распределение умерших от разных причин смерти по возрасту, ЕС-27, 2010 год, %

Возрастно-половая пирамида умерших от всех видов транспортных несчастных случаев наглядно показывает преобладание юношей среди погибших: 21,7% погибших от транспортных несчастных случаев в 2010 году составили мужчины в возрасте 15-29 лет, 5,0% - женщины того же возраста. Среди всех умерших доля этих половозрастных групп составила, соответственно, 0,6% и 0,2% (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение умерших (от всех причин и от всех видов транспортных несчастных случаев) по полу и возрасту, ЕС-27, 2010 год, %


1 В современном составе Европейский союз (ЕС-27) существует с 1 января 2007 года. До 1 мая 2004 года Европейский союз составляли 15 стран (ЕС-15): Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция. С 1 мая 2004 года в союз вошли еще 10 стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, а с 1 января 2007 года еще две - Болгария и Румыния. Евростат пересчитывает основные оценки населения ЕС нового состава и в ретроспективе. Данные по Франции с 1998 года включают численность населения Франции-метрополии (63,1 миллиона человек на начало 2011 года) и ее заморских территорий (Гваделупы, Мартиники, Французской Гвианы и Реюньона – 1,9 миллиона человек). Данные по Кипру относятся только к территории, контролируемой правительством.
2 По краткой номенклатуре, включающей 65 причин на основе Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, разработанной ВОЗ (The International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems (ICD)). Почти все страны ЕС применяют в настоящее время ICD-10 (МКБ-10), хотя и не все используют ее обновления.
3 Уровень 2 номенклатуры территориальных единиц NUTS.
4 На месте ДТП или в течение 30 дней после ДТП, в результате которого были получены травмы, приведшие к смерти. При этом в качестве транспортного происшествия рассматриваются нежелательное и непреднамеренное внезапное событие или цепь таких событий, которые имеют пагубные последствия. Самоубийства, убийства и террористические акты исключаются как преднамеренные действия компетентными органами. - Illustrated Glossary for Transport Statistics. 4th edition / International Transport Forum, Eurostat, United Nations Economic Commission For Europe, July, 2009. - http://www.unece.org/trans/main/wp6/publications/stats_glossary.html
5 Демографический ежегодник России. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С.101. С. 221-229.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.