Rambler's Top100

№ 527 - 528
15 - 28 октября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

За безопасные дороги и более здоровые транспортные альтернативы

Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире: Краткий обзоp

Дорожно-транспортная смертность от автомобильных аварий и наездов на пешеходов в Российской Федерации

Дорожно-транспортный травматизм как комплексная медико-социальная проблема потерь здоровья населения России

Смертность от внешних причин среди сельского населения Удмуртской Республики

Московская конференция по безопасности движения

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Московская конференция по безопасности движения

Сергей Смирнов
(Опубликовано в журнале "За рулем", 2010, №1)

Первая всемирная конференция по безопасности дорожного движения прошла в ноябре в Москве. За одним столом впервые собрались представители более чем 140 стран, среди них 70 министров, отвечающих за безопасность движения. А еще эксперты, дорожники, страховщики, врачи и даже жертвы ДТП – всего полторы тысячи человек. Среди приглашенных был наш корреспондент Сергей Смирнов.

ПОТЕРИ КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ

Все министры говорили о профилактике аварий. Тема архиважная – ДТП уносят больше жизней, чем все локальные конфликты и террористические акты, вместе взятые: ежегодно на планете в авариях гибнет 1,3 млн. человек, то есть дюжина ежеминутно! И на каждого погибшего приходится от пяти до десяти раненых. В автомобилях и под их колесами умирает 700 детей. Таким образом, глобальное автомобильное движение ежегодно убивает и калечит 6–7 млн. человек. Эксперты Всемирной организации здравоохранения прогнозируют, что через 10 лет рост смертности на дорогах почти удвоится – до 2 млн. ежегодно. А к 2030 году ДТП станут третьей-четвертой по значимости причиной сокращения жизни в большинстве стран мира. Помимо человеческих жертв и трагедий, ДТП несут и колоссальные экономические потери: издержки от дорожно-транспортного травматизма и автомобильных аварий оцениваются в 1–2% суммарного мирового валового продукта.

СТАТИСТИКА – НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ

Россия много лет подряд лидировала по количеству ДТП, недавно ситуация несколько улучшилась. Эксперты ВОЗ уже готовы перевести Российскую Федерацию из группы стран с высокой дорожной смертностью в другую, со средними показателями: если пять лет назад на наших дорогах ежегодно гибло 30 тыс. с лишним человек, то в 2009-м, по предварительным данным, – около 24 тыс. Это много – 6 тыс. сохраненных жизней. Но в Европе мы пока продолжаем лидировать в этом печальном рейтинге, как ни считай – хоть в жизнях, хоть в рублях. Ежегодные экономические потери от аварий складываются в колоссальную сумму – до 1,5 трлн. рублей. И это несмотря на то, что с 2006 года МВД реализует Федеральную программу повышения безопасности на дорогах, на которую выделено более 50 млрд. рублей...

Два дня интернациональный совет искал, какими действенными способами ситуацию переломить. В главном сошлись: в первую очередь необходимо консолидировать силы специалистов разных государств, создать единую информационную базу, вносить в нее всех нарушителей ПДД, чтобы наказание было неминуемым для каждого без исключения, вне зависимости от гражданства и даже в случае миграции. Обязательно нужно внедрять образовательные программы, а яркие примеры того, как это делать, есть. Скажем, даже в школах Эфиопии – государства, которое на назовешь развитым, еще с 2003 года введен обязательный предмет – изучение ПДД.

Говорили министры о том, как избавиться от ошибок в статистических данных. Не только в России, но и в целом ряде стран сведения о происшествиях собирают и обобщают различные ведомства, и чуть ли не в каждом собственная методика подсчетов. Главы ведомств пришли к согласованному решению не только унифицировать национальные базы данных, но и принять критерии, единые для всех государств. Например, в нашей стране по методике ВОЗ уже с 1 января погибшим в результате ДТП будет считаться тот, чья смерть наступила в течение 30 дней после происшествия. Такой подход сведет к минимуму разночтения в определении количества погибших в авариях.

С ОБРАТНОГО КОНЦА

Делегаты конференции предложили объявить годы с 2011-го по 2020-й Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Теперь слово за ООН, которая должна поддержать предложение. Хотя никто не сомневается, что всемирная организация будет солидарна с этой инициативой.

Ключевым событием конференции стало выступление Дмитрия Медведева – он также говорил о том, как снизить аварийность. Президент пообещал, что в ближайшее время будет подготовлен российский регламент безопасности дорог, который заменит устаревшие ГОСТы, затем призвал представителей разных стран разработать всемирный дорожный техрегламент: «Это очень важная вещь. Мы должны понимать, как устроены дороги, как их делать, как обеспечивать безопасность. Я считаю, что, в конечном счете, подобные стандарты должны быть унифицированы в мировом масштабе». Президент пообещал «разобраться» с коррупцией среди сотрудников ГАИ. Глава государства сделал упор на необходимости просвещать водителей: «Мы должны создать специальную программу подготовки, чтобы наши автовладельцы умели оказывать доврачебную помощь. Каждый человек, который стал свидетелем ДТП, должен обладать элементарными навыками помощи тем, кто попал в беду».

Не имею права ограничиться только пересказом услышанного на министерском совещании... Если подытожить, то что назвали приоритетами мудрейшие? Надеюсь, ответ прочитают не только автовладельцы, но и все сотрудники ГИБДД. Автомобильных жертв на планете столько, что используемых сегодня способов предотвращения ДТП не просто недостаточно – преступно мало, и притом они малоэффективны. Необходимо прежде всего улучшить организацию движения в соответствии с сегодняшними условиями, а также с учетом плотности и скорости движения на дорогах в будущем; продолжить оснащать улицы и автострады передовыми техническими средствами управления и контроля за движением; искать и применять самые эффективные средства профилактики нарушений ПДД, содействовать повышению культуры и цивилизованности водителей; не исчерпали свой потенциал и карательные меры воздействия на нарушителей... Но именно в такой последовательности, а не наоборот. В нашем же МВД самым результативным способом борьбы с аварийностью по-прежнему считают ужесточение наказаний. Мол, реальное снижение погибших и раненых в стране началось с момента, когда за езду в пьяном виде начали отнимать водительское удостоверение.

На этом основании выделенные Госавтоинспекции финансы расходуются в первую очередь на разработку и закупку приборов, уличающих нарушителей, – алкотестеров, видеофиксаторов, радаров и т.п. А что с профилактикой, на которой настаивал наш президент? И в нее вложили средства: развесили над дорогами по всей Москве еще четыре года назад десятки световых табло. Но они, вместо того чтобы информировать водителей, скажем, о пробках впереди и о гололеде, или «молчат», или месяцами извещают, например, о том, что ГИБДД проводит месячник «Пропусти пешехода!». Так ведь это не призыв к умам и душам, а что-то вроде слогана PR-компании – чтобы все знали: мы не бездействуем, осуществляем мероприятие!

А когда через месяц надпись снова «замолчит», что, пешеходов можно давить? А после акции «Осторожно: дети!»? И неужели средств не хватает на знаки-предупреждения «Дорога контролируется радаром», которых в сто раз меньше, чем гаишных засад в кустах? Чего не хватает, чтобы установить внятные дорожные знаки на всех (а не на некоторых) российских перекрестках, где водителей крышу сносит от противоречивости этих графических «командиров» и «информаторов»? (Обо всем этом мы писали в ЗР.) Нет же, автоинспекция совершенствует свой технический арсенал. Да, и он нужен, но не только он.

Правду сказать, средств, затраченных на новый «антиалкогольный» обелиск в центре столицы, не жалко – многих должен пробрать. Спасибо за повод похвалить, а то уж и не чаял, что найдется...

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.