Rambler's Top100

№ 523 - 524
17 - 30 сентября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Новая газета» о населении России
«Gazeta.ru» о конференции по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, мальтузианстве и демографическом переходе
«Ведомости», «Профиль» и «Независимая газета» о пенсионной реформе
«Взгляд» о пенсионном возрасте глазами Онищенко
«Эксперт» о грядущей нищете немецких пенсионеров
«Gazeta.ru» о бюджете соцпрограмм в Москве
«Aif.ru» об акции «Роди патриота»
«Вечерний Бишкек» о положении детей в Киргизии
«Aktualne.cz» о суррогатном алкоголе в России
«Медицинская газета» о маммографическом скрининге
«Daily Mail» о переработках и риске заболеваний сердца
«Медицинская газета» и «Вечерний Бишкек» о мигрантах и услугах здравоохранения
«Ведомости» о трудовой миграции в России
«Российская газета» о квотах на иностранных работников в России на 2013 год

«FINANCE.UA» о трудовой миграции из Украины
«Эхо» о нелегальной миграции в Азербайджане
«Российская газета – Неделя» о миграции в Москву из соседних областей
«The New York Times» о кризисной миграции из городов в села в Испании
«Русская Германия» о 250-летии переселения в Россию немцев
«Gazeta.ru» о лице российской национальной политики
«Коммерсантъ» о казаках «региона-фильтра»
«MoldovaNova» о нацменьшинствах в Молдавии
«Час» о гражданстве и лояльности в Латвии
«Новые известия» о беженцах из Сирии в Армении
«Hankook Ilbo» о проблемах образования и гражданства в Корее
«Karriere» о детях и отцовской карьере
«Огонек» о норме сексуальной активности

… о положении детей в Киргизии

Тряпки, ведра за учебу

Как устроить ребенка в школу, если он работает? Еще задолго до начала нового учебного года на Ошском рынке, “Дордое” появились красочные объявления, в которых родителям работающих детей предлагалась помощь. Их приглашали проконсультироваться, если у них возникли проблемы и сами они с этим справиться не могут. Мы позвонили по одному из этих телефонов — трубку взяла специалист по защите прав несовершеннолетних Центра защиты детей Фатима Аллаярова.
— Наша задача — просто проинформировать родителей, дать им информацию, как они должны действовать, куда идти, если их ребенка не хотят брать в школу. Казалось бы, написал заявление, собрал документы — и учись. Но на деле все получается иначе, редко из тех, кто обращается к нам сам, способен справиться с ситуацией, — рассказывает Фатима Сагитовна. — Мы буквально ведем их, сами звоним в учреждения, просим помочь, будь это РОВД, школа, отделы образования. Ведь наш проект называется “Реинтеграция уличных (работающих и беспризорников) в систему образования”. Он действует у нас уже 14 лет, но пока остается внутренняя и внешняя миграция, безработица в стране, у нас работы не убавится.
— К нам звонят в редакцию мамочки, которые говорят, что руководители школ требуют у них тряпки, ведра, если нет денег, для того, чтобы заплатить за поступление в школу...
— Да, если раньше просили только деньги, то теперь вот так. В одной из школ в открытую просили с тех, кто прописан, 4 тысячи, а с тех, кто не прописан, — 7 тысяч сомов за поступление, причем эта школа в районе Ошского рынка и там сконцентрировано как раз множество работающих детей. Разумеется, таких денег у родителей нет. И “борзые щенки” для мам — вынужденная мера. Как говорят, очень часто такие родители на все согласны, лишь бы устроить ребенка в школу, но обнародовать свои проблемы не торопятся.
— А в чем причина?
— В их уязвимости. На самом деле сама проблема часто кроется в отсутствии документов на детей. Можете себе представить, что у нас под опекой есть семья, которая выучила детей, не имеющих документов, просто оплачивая руководителям школ “социальное пособие”.
— Как такое возможно? И не легче ли было оформить документы на детей?
— По словам мамаши, она оказалась один на один со своей проблемой. Она сама зарабатывала на рынке как могла, муж пил, отбирал деньги, а потом и вовсе кинулся на нее с ножом и распорол ей живот. Его посадили, а все родственники по мужу ополчились на нее. И никакой от них помощи за несколько лет не было. Муж умер, и теперь родня требует приехать на юг и сделать мужу поминки, а где ей взять такие деньги, если она за все это время не смогла найти средства на проезд, чтобы оформить документы на детей? И при этом обувала, одевала детей, которые работали вместе с ней на рынке и учились. Для нее оказалось гораздо проще платить, чтобы на отсутствие документов закрывали глаза, чем разбираться в этой проблеме. У нее просто нет времени на всю эту бюрократию, вы же понимаете, что на это надо потратить не один день.
— Вы говорите, что родственники мужа не оказывали помощь, но существует ведь социальная защита, сотрудники Лиги защиты прав ребенка.
— К сожалению, в последнее время часто видим, что женщина оказывается беззащитной в беде. Было несколько случаев, когда после смерти мужа родные отца детей забирали у женщины свидетельство о его смерти, чтобы оформить все возможные льготы не на женщину, а на своих родственников. Или переписать на себя все имущество мужа или долю в бизнесе, или надел земли. А женщина оказывается бесправна. Видимо, необходимо разработать механизм, который бы защищал мать от такого беспредела. Ведь, как вы понимаете, такие родственнички вряд ли будут помогать мамочке оформлять какие–то документы на детей. Они стараются как можно побыстрее спихнуть их с дороги.
— И все эти проблемы взаимосвязаны: безработица, миграция, бесправие женщин, безграмотность в социальных вопросах, и в итоге ребенок без документов и его не хотят принимать в школу.
— Да, это, как снежный ком, все цепляется одно за другое. И чем дальше, тем сложнее ситуация. Непрофессионализм сотрудников районных властей, айыл окмоту, в особенности в отдаленных загсах, просто обезоруживает нас, профессиональных сотрудников социальной системы. Там иногда такие казусы происходят, что за голову хватаешься. А вы представьте на нашем месте обычную женщину, которая не знакома с казусами законодательства, социальной системы! Каково ей пробивать эту стену?
— И так дети годами живут без метрик, а потом?
— По закону все решается через суд: детей или уже подростков направляют на судмедэкспертизу и определяют возраст. И тогда у нас “появляются” новые граждане Кыргызстана, которые все эти годы были бесправными невидимками.
— То есть сотни детей могут легализоваться достаточно легко.
— Да, когда мы помогаем готовить документы для таких ребят, ходим с ними по судам. И это вполне реальный способ вернуться в жизнь. Если кто–то из родителей–мигрантов работающих детей готов сделать первый шаг и прийти к нам и рассказать свою историю, мы будем рады им помочь. А позвонить мне можно по телефону (0312) 45–06–34.

Светлана ЛАПТЕВА. «Вечерний Бишкек», 10 сентября 2012 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.