Rambler's Top100

№ 519 - 520
20 августа - 2 сентября 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Наш человек в Японии. Временная рубрика
Гендерная ловушка для японцев или кто наденет завтра свадебное кимоно

Провокационный репортаж

Длина юбки как мерило рождаемости

Репродуктивные технологии на страже традиций

Традиционные ценности – гарант побед?

Теннис и “Beatles”, принесшие любовь

Баррикады на улицах: крушение традиционных декораций

Рождение новой японки и бунт в супружеской спальне


Google
Web demoscope.ru

 

Традиционные ценности - гарант побед?

Начиная с эпохи Мейдзи («эпохи просвещенного правительства»), покончившей с самоизоляцией Японии, призрак гендерной революции начал бродить по стране, вызывая ужас и панику среди добропорядочных японцев. Оказалось, что импорт технологий, даже овеществленных в форме броненосцев и пулеметов, явно ориентированных на мужской спрос, неизбежно сопряжен с экспансией женской эмансипации, uman ribu (японская транслитерация английского термина ”women’s lib”) - главного разрушителя традиций. Не обошлось и без японских «суфражисток», и без вызывающего поведения гимназисток в Токийских парках начала 20-го века, укорачивающих свои юбки выше колен. Однако неподобающее поведение отдельных представителей угнетаемого женского сословия не вышло тогда за рамки маргинального явления, лишь обозначив наличие первых ростков недовольства традиционным гендерным порядком. Пожар гендерной революции, охвативший в то время Европу, заморские англосаксонские страны и даже Российскую империю, не переметнулся тогда в Японию, но и не остался незамеченным в стране, активно втягивающейся в общие мировые процессы.

Пока японский мужчина обнажал оружие лишь против своего соседа-японца, удовлетворение его сексуальных потребностей оставалось, главным образом, в традиционных семейных рамках и рождаемость поддерживалась на стабильном уровне. Есть распространенное мнение, что одновременно японскому мужчине нужно, как минимум, три женщины: для рождения наследника и решения бытовых проблем (жена), для удовлетворения сексуальной потребности (постоянная любовница или проститутка) и для услаждения души и психоаналитических сеансов (гейша). Действительно, даже в модернизирующейся Японии конца 19 – начала 20 в. суды спокойно относились к факту конкубината (длительных внебрачных связей), если удавалось «сохранять этот факт в секрете». Более того, ревность жены относилась к тягчайшем порокам, служащим допустимым основанием для развода по инициативе мужа10.

Хорошо известно, что в странах с христианской культурой конкубинат также имел ограниченное распространение как дополнение к ведущей форме традиционного брака, основанного на контрактной, а не на романтической основе. В то же время, в японской культуре, возможно сильнее, чем в европейской, были распространены представления, что жена перестает быть любовницей с рождением ребенка. С обретением более высокого статуса жены-матери, сексуальная активность супружеской пары резко снижалась, в том числе и в соответствии с принятой этикой. Как ни странно, и сегодня многие японские мужчины остаются в плену этих вековых стереотипов и предубеждений, что критически усиливает весь комплекс современных гендерных проблем11.

В то же время относительная этико-правовая защищенность внебрачных «забав» высших сословий не должна вводить в заблуждение. В бедной крестьянской среде, составлявшей основу японского общества вплоть до середины 20 в., жена была единственной женщиной в жизни мужчины, как бы ни складывались их сексуальные отношения. Важно также отметить, что японцы, благодаря большой любви к учению Конфуция, более последовательно, чем европейцы, демонстрировали приверженность этическим нормам, согласно которым женщина всю свою жизнь должна принадлежать Мужчине: в детстве - отцу, в зрелости – мужу, в старости – старшему сыну. Брак как договор между родителями жениха и невесты доминировал в Японии вплоть до середины 20-го столетия! Отсюда и расторжение этого договора (развод) - не прерогатива мужа и жены, это сложное внутри- и меж-клановое действо, допускаемое в исключительных случаях.

Проблемы на сексуальном фронте возникли после того, как вследствие демографического взрыва12 Япония была вынуждена вступить в борьбу за природные ресурсы за пределами своих островов. Пришлось для императорской армии, длительно пребывающей за пределами родины, в массовом порядке создавать походно-полевые бордели, в которых на благо родины (т.е. мужчин-завоевателей!) трудились, по имеющимся оценкам, несколько сотен тысяч «комфортных женщин». Женщина должна оставаться слугой Господину-мужчине и помогать ему сохранять чистоту «японской расы»13, где бы он ни находился. Тут важно заметить, что секс для японца традиционно декларируется как обязательная гигиеническая процедура, поддерживающая в норме его физическое и духовное состояние. Отсюда в японской культуре, «не испорченной» христианским ханжеством, отношение к тому, что мы называем «проституцией», было всегда довольно спокойным, если только не нарушался этно-расовый принцип «чистоты крови». Кроме того, можно ли считать проституцией служение отечеству14? Рекрутирование в массовом порядке работниц сексуального фронта и социальные последствия этой кампании – отдельная интересная тема, но не хотелось бы в нее сейчас углубляться. Тем более, что «эпоха милитаризма» - не только остается весьма чувствительной темой для японцев, но и до сих табуирована для серьезных научных исследований15.

Рассказав об этом историческом факте, я хотел лишь указать на то, что серьезные изменения традиционного положения японских женщин в семье и обществе не наблюдались вплоть до момента, когда, по воле Союзных держав, Император остался без своей империи и был вынужден под давлением американского оккупационного режима пойти на принятие новой Конституции, призванной установить демократические порядки. Но, как известно, на голодный желудок демократия приживается с трудом. Чтобы отвести угрозу голода (в 1946 г. от острого недоедания страдало более 10 млн. японцев), нужно было как-то справляться с демографическим взрывом, усиленным демобилизацией и репатриацией почти 7 млн. человек. С этой целью, по совету тех же американцев, японцы переписали в 1948 г. довоенный Закон о евгенической защите (Eugenic Protection Law), разрешив аборты и стерилизацию по медицинским показаниям. Через год список оснований для искусственного аборта был расширен за счет включения экономических причин, т.е. до беспредела.

Получив отмашку свыше, японцы с радостью бросились спасать страну от перенаселения. В 1952 г. местные евгенические комиссии – бюрократические инстанции, призванные рассматривать каждый случай обращения по поводу аборта по существу, были ликвидированы ввиду полной неспособности справится с бурным потоком заявлений, не имеющих отношения ни к результатам порочных отношений американских солдат с местным населением, ни к размножению граждан, являющихся носителями опасных заболеваний. В том же году Япония активно участвует в Первой Международной конференции ООН по народонаселению (Бомбей, Индия) и в создании Международной федерации планируемого родительства16.

Демографы могут подтвердить, что снижение рождаемости в Японии по-настоящему разворачивается только после Второй мировой войны, когда отпала надобность в расширенном воспроизводстве «пушечного мяса». В Японии ассоциации «сын-солдат» и «дочь – будущая мать солдата» были всегда очень сильны. Отказ от идеологии милитаризма в 1950-х годах отозвался столь стремительным сокращением рождаемости, что можно ставить вопрос о мировом рекорде.


10 Allen P. C. Changes in the Status of Japanese Women //The Ohio Journal of Science. 1958. Vol. 58(1), pp. 39-42. https://kb.osu.edu/dspace/bitstream/1811/4505/1/V58N01_039.pdf
11 См: http://neojaponisme.com/2007/11/26/sumie-kawakami-interview/
12 Напомню для недемографов, что демографический взрыв – неизбежное следствие опережающего, по отношению к снижению рождаемости, снижения смертности, в свою очередь, порожденного общими социально-экономическими и политическими модернизационными изменениями. В странах с догоняющей (заимствованной) модернизацией, к которой, несомненно, относится Япония, демографический взрыв, как правило, носит более выраженный характер за счет импорта уже отработанных, наиболее эффективных технологий ограничения ранней смертности.
13 Евгеника («наука о расовой гигиене»), как известно, была серьезным содержательным элементом теоретического обоснования демографической политики развитых стран в первой половине 20-го века вне зависимости от того, какую сторону эти страны занимали в военно-политическом противостоянии. К примеру, вполне демократическая и нейтральная Швеция занимала в этом вопросе ту же позицию, что и Германия, и Италия, и Англия с США в придачу. Зачастую евгеника, выраженная в законодательстве, принимала ярко выраженные черты расизма в своих заботах о здоровье подрастающего поколения. Идея «японской расы» не была оригинальной в ряду других идеологически конструируемых «рас» - «арийской», «итальянской», «испанской», «англосаксонской», каждая из которых претендовала на то, чтобы быть богом избранной и мессианской. Только т.Сталину, по известным причинам, трудно было актуализировать этот весьма продуктивный «теоретический подход».
14 Интересно, что в 1937 г. был отклонен законопроект о запрете проституции, несмотря на мощную поддержку Министерства внутренних дел. Проституция в Японии оказалась под запретом только в 1956 г. (См.: Allen P. C. Op. cit.)
15 В частности, мне никак не удается от японских коллег добиться каких-либо литературных ссылок по теме «японская демографическая политика в 1920-1940-х гг.». Некоторые из них открыто признаются в том, что не знают, кто бы этими вопросами мог всерьез заниматься по причине намеренного умалчивания. В то же время известно, что демографическая политика в этот период была активно пронаталистской и проводилась под лозунгами «Имейте детей! Увеличивайте население!», “Стране нужны здоровые солдаты!”. Многодетные матери награждались и их фото помещались в газетах (См.: Ochiai E. The Japanese Family System in Transition. Tokyo: LTCB International Library Foundation, 1997; Allen P. C. Op.cit.).
16 Одним из главных инициаторов и основателей Японской ассоциации планирования семьи в 1948 г. была Шизуи Като (Shizue Kato, 1897-2001) – пламенная сподвижница знаменитой феминистки Маргарет Сангер, одна из первых 39 женщин, избранных в японский парламент в 1946 г. (депутат до 1974 г.), лауреат премии ООН по народонаселению (1998) за вклад в развитие движения планирования семьи. В 1937 г. она была подвергнута аресту за протесты против политики японских властей, направленной на увеличение любой ценой рождаемости в стране. (См: http://en.wikipedia.org/wiki/Shizue_Kato; http://www.japantimes.co.jp/text/nn2001123a2.html )

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.