Rambler's Top100

№ 515 - 516
18 июня - 31 июля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Читайте книги

Маятник миграции

Familia contemporană între tradițional și modern

Rolul parental & rolul profesional: oportunități de echilibrare pentru femeia contemporană

Labour market in the Republic of Moldova. 2011

Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге

По страницам журналов «Врач» и «Мировая экономика и международные отношения»

Содержание журнала «Hommes et migrations»




Google
Web demoscope.ru

Д.А. Александров, В.А. Иванюшина,
В.В. Костенко, С.С. Савельева,
К.А. Тенишева

ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

М., Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012, 168 страниц

http://www.unicef.ru/upload/iblock/fe8/fe837c5080c39da266e5cb2577a0e9c1.pdf

В Санкт-Петербурге ситуация с приемом в школы детей, не имеющих гражданства РФ, заметно изменилась весной 2011 года, после того как УФМС затребовало от Комитета по образованию статистику по детям без гражданства, обучающимся в школах Санкт-Петербурга, и провело проверку в ряде школ. В результате проверки УФМС выявило невыполнение двух законодательных актов: нарушение правил приема детей-иностранцев, то есть прием в школу детей без надлежащих документов, подтверждающих легальность их нахождения в стране, и нарушение миграционного законодательства, то есть истечение срока действия временной регистрации у учащихся.

Стр. 21.

Дети-мигранты, в частности, неграждане РФ, распределены по школам Санкт-Петербурга очень не равномерно… Доля детей-мигрантов выше в небольших школах (общей численностью не более 400 учеников), а в крупных школах их не более 5%. Кроме того, в очень значительном числе школ детей-мигрантов нет вообще.

Стр. 26.

Относительная численность школьников Петербурга с неродным русским языком
(стр. 47)

Славянские народы (украинцы, белорусы)

22%

Азербайджанцы

19%

Армяне

13%

Народы Средней Азии (узбеки, таджики, киргизы, казахи)

10%

Народы Северного Кавказа (лезгины, осетины, чеченцы, аварцы и др.)

9%

Грузины

6%

Татары, башкиры, чуваши, мордва

5%

Другие народы

8%

Нет ответа

8%

Курение (стр. 91)

 

Граждане

Неграждане

Никогда не пробовал

54%

72%

Пробовал, но сейчас не курю

32%

23%

Курю время от времени

7%

3%

Курю регулярно

7%

2%

Употребление алкоголя (стр. 92)

 

Граждане

Неграждане

Пробовал когда-либо алкогольные напитки

74%

58%

Употреблял алкогольные напитки за последний месяц

20%

17%

Таблица 36. Разница по ответам граждан и неграждан на вопросы о ценностях
(стр. 102)

Формулировка вопроса

Гражданин

Негражданин

Разница

Следовать традициям, принятым в моей семье и религии

4,028248588

4,982014388

-0,95377

Не совершать поступков, которые люди не одобрят

4,468926554

5,043165468

-0,57424

Вести себя скромно

3,620396601

4,071942446

-0,45155

У всех должны быть равные возможно­сти в жизни

4,776836158

5,201438849

-0,4246

Чтобы мои родители гордились мной

5,367231638

5,658273381

-0,29104

Чтобы окружающие знали о моих достижениях

4,025423729

4,298561151

-0,27314

Быть творческой личностью, идти своим путем

4,457627119

4,71942446

-0,2618

Важно выслушивать мнение других людей

4,536723164

4,748201439

-0,21148

Благополучие близких

5,223163842

5,399280576

-0,17612

Жизнь в безопасности для меня очень важна

4,47740113

4,59352518

-0,11612

Для меня важно быть богатым

3,178470255

3,23381295

-0,05534

Приключения и риск очень важны для меня

3,847457627

3,841726619

0,005731

Для меня важно хорошо проводить время, баловать себя

4,008474576

3,772563177

0,235911

Быть свободным и не зависеть от других

4,734463277

4,384892086

0,349571

Одним из самых привлекательных для мигрантов городов стал Санкт-Петербург. Многие стремятся приехать со своими семьями, зачастую сталкиваясь со сложностями при оформлении документов, приеме детей в школы и детские сады, с несовершенством законодательства. Эти и другие проблемы осложняют адаптацию и интеграцию мигрантов в местное сообщество.

Одна из главных задач для Санкт-Петербурга при приеме семей мигрантов - обеспечить наилучшую адаптацию детей, доступ к образованию, медицинской и юридической помощи. Для разработки каких-либо действий в данном направлении требуется научно-исследовательская и экспертная оценка проблемы.

Целью проекта, результаты которого описываются в издании стало изучение потребностей и проблем адаптации и интеграции детей мигрантов в местное сообщество, а также разработка рекомендаций по совершенствованию адаптации детей мигрантов. Под детьми мигрантами в данном исследовании, в соответствии с поставленной задачей, понимаются лица без гражданства РФ до 18 лет, посещающие школу.

Проект призван максимально полно описать и проанализировать ситуацию, в которой находятся дети мигрантов и дети-неграждане в Санкт-Петербурге. В данном отчете предпринята попытка сформулировать общие правовые и организационные социально-экономические характеристики миграционной ситуации и положения детей неграждан, описать их (1) образовательные успехи, планы и барьеры, (2) здоровье и доступ к здравоохранению, (3) их ценности и религиозные практики в сравнении с гражданами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Материалы и методы исследования

1.1. Интервью с экспертами, обзор законодательной базы и анализ обращений на "горячую линию"
1.2. Анкетный опрос школьников
1.3. Интервью со школьниками
1.4. Фокус-группы с детьми мигрантов

Глава 2. Результаты проекта. Общие характеристики миграционной ситуации и положения детей мигрантов

2.1. Мигранты, неграждане и меньшинства
2.2. Правовые и организационные аспекты миграционной ситуации и положения детей мигрантов. Государственные структуры в работе с детьми мигрантами
2.2.1. Законодательные проблемы
2.2.2. Проблемы статистики и данных
2.2.3. Концентрация мигрантов и сегрегация школ
2.2.4. Интеграция и языковой барьер
2.2.5. Социальные службы в работе с мигрантами
2.2.6. Деятельность диаспоральных организаций
2.2.7. Программа "Толерантность"
2.2.8. Взаимодействие между организациями в области работы с детьми мигрантов
2.2.9. Динамика ситуации вокруг детей мигрантов
2.2.10. Предложения экспертов
2.3. Демографические и социально-экономические аспекты
2.3.1. Статус гражданства учеников
2.3.2. Страна происхождения, этническое самоопределение, родной язык
2.3.3. Миграционная история
2.3.4. Состав семьи и жилищные условия
2.3.5. Образование и работа родителей

Глава 3. Межэтнические отношения

3.1. Исследования дружеских отношений в классах
3.2. Этническая дискриминация
3.3. Ксенофобия в Санкт-Петербурге глазами детей-неграждан

Глава 4. Образование: планы и барьеры

4.1. Обучение в школе и успеваемость
4.2. Культурное потребление
4.3. Роль учителя
4.4. Язык
4.5. Выбор дальнейшего образования и карьеры
4.6. Карьера
4.7. Возможные препятствия

Глава 5. Здоровье и здравоохранение

5.1. Самооценка здоровья
5.2. Опыт взаимодействия с системой здравоохранения
5.3. Рисковое поведение и вредные привычки
5.4. Увлечение спортом

Глава 6. Ценности, нормы и мечты

6.1. Ценности детей мигрантов и их отличия от ценностей местных детей
6.1.1. Методика исследования ценностей
6.1.2. Жизненные ценности (выбор из 12 ценностей)
6.1.3. Ценности, наиболее важные для детей-неграждан
6.1.4. Ценность равенства возможностей
6.1.5. Ценности, более важные для детей - граждан России
6.1.6. Ценности, одинаково важные для граждан и неграждан
6.2. Нормы. Традиционализм в ценностных ориентациях детей мигрантов
6.2.1. Отношение к религии
6.2.2. Страхи
6.2.3. Маскулинность
6.2.4. Поведение женщин
6.3. Мечты и представления о будущем

Выводы и рекомендации

Список литературы

Приложение 1.
Список организаций, в которых проводились интервью с экспертами

Приложение 2.
Обзор законов и нормативных актов, действующих на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в области положения детей-мигрантов в Санкт-Петербурге

Приложение 3.
Анализ обращений на "горячую линию" Общественной благотворительной организации "Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества Красного Креста"

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.