Rambler's Top100

№ 511 - 512
21 мая - 3 июня 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Старение населения и угроза бюджетного кризиса

Российская пенсионная реформа: куда идти дальше?

Проблема старения населения в России

Пенсионная реформа: нужна концепция социального контракта поколений россиян для XXI века

Междисциплинарный анализ развития пенсионной системы Швеции

Архив раздела Глазами аналитиков




Google
Web demoscope.ru

Междисциплинарный анализ развития пенсионной системы Швеции

А.В. Рябиченко1 - специально для Демоскопа

Для всестороннего анализа факторов развития пенсионной системы королевства Швеция необходимо обратиться к данным многих наук: истории, политологии, экономики и демографии.

Всеобщее пенсионное обеспечение – один из краеугольных камней «шведской модели»2, созданной Социал-демократической рабочей партией Швеции (СДРПШ) в рамках «максималистского» подхода. Швеция  - государство благоденствия, представляющее собой частный пример «северной модели» экономики. Политолог Бу Ротстейн характеризует государство всеобщего благоденствия как «выстроенный государственный аппарат, осуществляющий систему трансфертов и услуг, заботящийся о том, чтобы все граждане обладали определенным типом основополагающей экономической защищенности вместе с доступом к таким услугам как, например, школа, здравоохранение и забота о старшем поколении»3. Государственно-монопольная сфера социального страхования и социальных услуг, общедоступная и финансируемая из бюджета – это своего рода «социальная надстройка» «шведской модели»4.

Уже в 1913 году в стране была введена пенсионная система, которая стала первым в мире примером всеобщего социального страхования. С 1950-х гг. Швеция объединила высказанные еще Отто фон Бисмарком и Уильямом Бевериджем идеи в т.н. «всеобщей модели» социальной защиты. «Всеобщая модель» или «модель стандартной защиты» оказывает поддержку всем без исключения гражданам; уровень компенсации зависит при этом от величины доходов получателя. «Всеобщая модель» была также внедрена в Норвегии и Финляндии (социальная защита в Дании была создана на основе модели «основной защиты», которую характеризует низкий уровень выплат, не связанных с величиной доходов получателя). Решающими шагами в создании шведской «всеобщей модели» стало введение в 1948 году народной пенсии и дополнение ее системой всеобщей пенсии за выслугу лет (АТП) в 1960 году5.

АТП не случайно называли драгоценным камнем в короне шведского «государства благоденствия». Принципиальное значение для «шведской модели» имели как ее введение, так и реформирование пенсионной системы в 1999 году.

В современной Швеции пенсионная система находится в ведение частных пенсионных фондов, в отличие, например, от соседней Финляндии, в которой пенсиями занимаются частные, но регулируемых государством пенсионные  страховые компании6.

Пенсионная система современной Швеции является смешанной. Графически пенсия по возрасту может быть представлена в виде пирамиды (рис. 1), в основании которой лежит всеобщая пенсия (allmän pension). Трудовая пенсия (tjänstepension) – это «средний ярус»; на вершине пирамиды находятся возможные частные пенсионные накопления (eventuell privat pension). Также в пенсию по возрасту входит т.н. гарантийная» пенсия (garantipensionen)7.

Рисунок 1. Основные элементы пенсии по возрасту в Швеции.

Источник: [Pension från flera håll // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/PensionFranFleraHall.html (дата обращения: 01.09.2011)].

Всеобщая пенсия состоит из двух частей: пенсии, основанной на доходах (inkomstpensionen) и премиальной пенсии (premiepension). Ежегодно 16% от заработной платы и других налогооблагаемых выплат отчисляется на пенсионный счет для будущей пенсии, основанной на доходах. Ее величина зависит от заработка пенсионера, а также от развития общественных финансов страны в целом. Информация о состоянии счета, которую будущий пенсионер получает в особом оранжевом конверте ежегодно, содержит индекс доходов (изменения базовой расчетной суммы доходов). Индекс доходов обеспечивает рост основанной на доходах пенсии в соответствии со средним развитием заработной платы в стране. Поскольку экономическая конъюнктура может меняться, сложно сказать заранее, каков будет окончательный размер основанной на доходах пенсии. 2,5% от заработной платы и других налогооблагаемых компенсаций ежегодно поступает на пенсионный счет для будущей премиальной пенсии. Размер этой пенсии отчасти зависит от того, в какие фонды будущий пенсионер поместил деньги8.

Трудовая пенсия состоит из пенсии по возрасту, страховки на случай смерти супруга, а также медицинской страховки. Величина трудовой пенсии зависит от сферы работы; студенты и безработные не получают никакой пенсии.  Существует два типа трудовой пенсии: льготная (förmånsbestämd) и премиальная (premiebestämd). Получатель не может влиять на величину льготной пенсии, поскольку она формируется из выплат работодателя, но может выбрать как будет выглядеть его премиальная пенсия.

За оформление трудовой пенсии отвечает специальная пенсионная компания или же работодатель. Работник получает пенсию согласно коллективному трудовому договору с профессиональным союзом, или согласно индивидуальному договору с работодателем. Из величины трудовой пенсии можно сделать вывод об объеме пенсии в целом9.

Гарантийная  пенсия – это форма поддержки для лиц, не имеющих никакого заработка, или получающих минимальную оплату за свой труд. Получатель должен достигнуть возраста 65 лет и при этом прожить в Швеции не менее 40 лет. Уровень гарантийной пенсии, также как и всеобщей, привязан к росту цен10.

Возможные частные пенсионные накопления, венчающие пирамиду, целиком добровольны: пенсионер сам принимает решение о том, в какой степени этот элемент будет дополнять другие части пенсии.

На пенсию в Швеции выходят в разные сроки: здесь действует подвижный пенсионный возраст. Пенсионер выбирает срок выхода на пенсию, руководствуясь тем, что чем больше он будет работать, тем больше у него будет пенсия. Можно выйти на пенсию рано – в возрасте 61 года; размер пенсии в таком случае составляет 70% от пенсии человека, ставшего пенсионером в возрасте 65 лет.

Своего современного состояния пенсионная система Швеции достигла не сразу. В хронологии развития системы пенсионного обеспечения в Швеции можно выделить четыре основных этапа:

  1. 1913-1948 гг. Внедрение системы всеобщего пенсионного обеспечения.
  2. 1948-1960 гг. Внедрение народной пенсии
  3. 1960-1999 гг. Внедрение всеобщей пенсии за выслугу лет (всеобщая трудовая дополнительная пенсия или АТП-пенсия).
  4. 1999-настоящее время. Систему АТП сменила смешанная пенсионная система.

Государственная пенсия впервые начала выплачиваться с XVII века – это было скромное пособие, входящее в выплаты для участников войн, которые вела держава. Речь о введение системы всеобщего социального страхования зашла только в XIX веке на фоне общих для Западной Европы тенденций, сопровождавших индустриализацию: роста классовых различий и бедности. Для Швеции, кроме того, были характеры содействие росту рабочей силы и уменьшение уровня эмиграции, ставшей настоящим бичом для страны на рубеже веков.

План социальной реформы германского канцлера Отто фон Бисмарка привлек внимание депутатов шведского парламента уже в 1882 году (см. протокол риксдага 1882:29). Два года спустя вопрос о пенсиях приобрел политическую актуальность благодаря парламентскому предложению AK 1884:1, подготовленному  либеральным депутатом Адольфом Хедином. В этом же году правительством либералов была создана специальная комиссия по подготовке предложений в области «страхования рабочих», но только в 1907 году был создан Комитет по пенсионному страхованию. Всеобщая пенсия была введена в Швеции только в 1913 году. Профессор в  области социальной работы Пер Гуннар Эдебальк отмечает, что введение системы всеобщего пенсионного обеспечения стало победой сторонников замены системы «призрения бедных» всеобщим социальным страхованием11.

Всеобщая пенсия формировалась с помощью взносов; ее сумма была невелика и  соответствовала примерно 13% от средней заработной платы; величина пенсии у мужчин и женщин различалась. Получателями льгот были инвалиды и лица старше 67 лет.

Вплоть до 30-х гг. в области социального законодательства Швеция отставала от других стран. В 1938 году основу шведского «дома для народа»12 заложили Сальтшёбаденские соглашения, а в 1948 году была внедрена народная пенсия, достигавшая прожиточного минимума. Право на пенсию получили все граждане вне зависимости от доходов. Народная пенсия была принята в рамках обширной программы реформ министра социальной политики Густава Мёллера13. Эта программа была одним из трех основных направлений политики «дома для народа».

Рисунок 2. «Обеспечь пенсию ради нас. Голосуй за №1». Афиша СДРПШ, призывающая выбрать на консультативном референдуме по вопросу всеобщей пенсии за выслугу лет (АТП) 13 октября 1957 года предложенный партией вариант №1. Королевская библиотека, Стокгольм.

Уменьшенное изображение доступно в сети Интернет: [Trygga pensionen för vår skull [Affisch]: rösta 1 den 13 okt / Linje 1 // LIBRIS. Nationella bybliotekssytem [сайт]. URL: http://libris.kb.se/bib/9799784 (дата обращения: 01.09.2011).].

Возможность для обновления системы социального страхования у властей Швеции появилась только после Второй мировой войны: в 1946 году риксдаг принял  решение о внедрении народной пенсии. Годом позже была принята пенсия по возрасту. Народная пенсия, действовавшая с 1948 года, была одобрена профессиональными объединениями Швеции и правящей СДРПШ14.

Народная пенсия стала толчком для внедрения впоследствии всеобщей пенсии за выслугу лет (АТП-пенсия); однако ее внедрению в 1960 году предшествовали серьезные политические баталии. Профессор истории из Стокгольмского университета Клас Омарк отмечает, что борьба за АКП стала примером, располагающим исследователей  к изучению политических битв и конфликтов по вопросу «государства благоденствия»15. Правящая СДПРШ сумела добиться принятия системы АТП, благодаря альянсу с Крестьянским союзом (ныне – Партия центра)16.

Внедрению всеобщей пенсии за выслугу лет предшествовал консультативный референдум 1957 года. Его участникам были предложены три альтернативы: всеобщая пенсия за выслугу лет, финансируемая с помощью взносов работодателя, большая народная пенсия с возможностью добровольного страхования и рыночный договор между сторонами рынка труда и фондами, выбираемыми предприятиями. Первый вариант, предложенный СДРПШ, и получил больше всего голосов. В мае 1959 года закон о всеобщей пенсии за выслугу лет был одобрен второй палатой риксдага с перевесом в один голос.  Состоявшиеся в следующем году выборы стали, по сути, референдумом по вопросу порядка выплаты дополнительных пенсий17. Выборы закончились победой СДРПШ: Швеция одобрила реформу.

Система АТП начала действовать в 1960 году. Основанная на принципе падения доходов, пенсия впервые рассматривалась как отсроченный заработок, а  не как пособие. Теперь пенсия состояла из базовой пенсии, народной пенсии, одинаковой для всех, и всеобщей пенсии за выслугу лет (АТП)18.

Введение АТП пришлось на «золотой век» шведского «государства благоденствия». В первое послевоенное время, пока разрушенные войной промышленные предприятия стран-участниц только восстанавливались, нейтральная Швеция расширяла диапазон своей промышленной продукции. В 50-е – 60-е гг. быстрые темпы экономического роста предоставили властям возможность расширить государственный сектор и провести ряд социальных реформ.

Одновременно с внедрением АТП возросли поступления от международной торговли в бюджет Швеции. В середине 1970-х гг. страна находилась в числе самых богатых стран мира по показателю ВВП на человека.

Однако шведская промышленность скоро начала терять свои конкурентные преимущества. Ориентированная на сырье и инвестиционные товары экономика стала причиной того, что страна не смогла конкурировать на своих экспортных рынках с новыми конкурентами, обладающими меньшими производственными издержками19. Предпосылки долгосрочного роста шведской экономики постепенно ослаблялись. Уже во второй половине 70-х гг. экономика страны погрузилась в глубочайший кризис.

В период с 1975 по 2000 гг. темп экономического роста составил 1,5% в год (в 1945-1970 гг. – 3,5%). Это не могло не отразиться на пенсионной системе. Кроме того, АТП уже не соответствовала увеличившейся средней продолжительности жизни20. Закономерным итогом стала реформа пенсионной системы, которая началась в 1984 году и продолжалась 10 лет. Переход на новую,  смешанную систему начался в 1994 году; пенсия, сменившая АТП, выплачивается с 1999 года21.

На фоне перемен в экономике правящая СДРПШ начала движение в сторону реформирования собственной идеологии. Такая реформа должна была предварить изменение «шведской модели» в целом и пенсионной системы в частности. Решения, принятые представителями партии по ряду важных вопросов в период с 1988 по 1991 г. в некоторых случаях свидетельствовали о смене курса партии.  Социал-демократы очень долго отстаивали систему АТП, принесшую партии политический успех в 1960-х гг., но бесконечно это продолжаться не могло.

Помимо причин экономического порядка, к реформированию своей идеологии партию подвинул ряд событий. Еще в 70-е гг. шведский бизнес повернулся в сторону неолиберализма и стал в твердую оппозицию курсу СДРПШ22. Опросы общественного мнения, проводившиеся перед парламентскими выборами 1988 года, показали: в течение двух лет поддержка партии сократилась с 45 до 32%. В октябре 1983 года в Стокгольме на демонстрацию против введения т.н. фондов наемных работников вышло 70 000 человек. В 80-е гг. развернулась внутрипартийная борьба, известная как «война роз»23. Либерально-обновленческое крыло в СДПРШ завоёвывало все более крепкие позиции.

В своей книге «Драгоценность в короне. Социал-демократы и всеобщая пенсия» (2003) шведский историк Урбан Лундберг рассматривает пенсионную реформу 1994 года как пример сотрудничества между противоборствующими «красно-зеленым» и «буржуазным» блоками в вопросах реформирования государства благоденствия в условиях новых вызовов24. Одной из причин того, что такое сотрудничество стало возможным, была упомянутая выше смена курса партии. По словам политолога Томми Мёллера, в 1980-х гг. представители СДРПШ «шаг за шагом оставляли то, что традиционалисты внутри партии воспринимали как идеологическое наследие партии».

Одновременно с этим росла поддержка у главного противника СДРПШ  - Умеренной коалиционной партии (УКП), чья новая радикальная неолиберальная идеология вдохновлялась деятельностью Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана. Общество стало более индивидуалистским, социал-демократическое уравнение уже не находит такой поддержки как прежде. Коллективистская общественная модель подверглась жесткой общественной критике. По итогам выборов 1991 года впервые после 20-х гг. правительство возглавил представитель УКП. Уже в проекте бюджета на 1991/1992 финансовый год министр финансов Алан Ларссон дал понять, что он намерен сделать пенсионную систему  более индивидуальной  и повысить стимулы к индивидуальным накоплениям25.

На фоне всех этих событий и развернулось реформирование «шведской модели» обеими политическими блоками Швеции. В 90-е гг., снова придя к власти,  социал-демократы провели частичную приватизацию и коммерциализацию сферы социальных услуг, в рамках которой и произошла окончательная ликвидация АТП26. На выборах 1994 года СДРПШ победила, показав лучшие результаты после введения в 1911 году всеобщего права голоса; партия в очередной раз продемонстрировала прагматичность, сотрудничая с членом буржуазной коалиции - Партией центра27.

Урбан Лундберг пишет о том, что после пенсионной реформы 1994 года «социал-демократия утратила свой объект, а государство благосостояния – свой субъект». После 1994 года вопрос пенсионного обеспечения  перестал быть «вопросом, который делал социал-демократов социал-демократами» - отмечает он. Теперь экономическая политика неолиберального буржуазного альянса и коалиции, возглавляемой СДРПШ уже не столь разительно отличались друг от друга как прежде28.

Основанная на соглашении пяти парламентских партий Швеции (УКП, Партия центра, Народная партия-либералы, Христианские демократы и СДРПШ), новая пенсионная система начала действовать 1 января 1999 года. Целью проекта, предложенного в 1994 году рабочей группой, было создание пенсионной системы, которая была бы привязана к развитию экономики и демографическому развитию Швеции29.

Соглашение о пенсиях, достигнутое партиями было не единственным межблоковым соглашением 90- х гг. партии объединились также по вопросу противодействия экономическому кризису, а также по вопросу вхождения в ЕС. В первом случае, как и в период Второй мировой войны, партии объединились перед лицом опасности. С другой стороны, обсуждение пенсионной реформы выявило и  ясную идеологическую несогласованность между партиями «красно-зеленого» и «буржуазного» блоков в вопросе о том, как будет выглядеть новая пенсионная система.

Политолог Томми Мёллер считает, что все события, развернувшиеся вокруг  пенсионной реформы можно понять в свете институциональной теории. Он отмечает консервирующую силу АТП;  а также то, что реформе «шведской модели» противилась общественность и представители групп интересов30.

В 2001 году шведский парламент принял решение о введении механизма так называемой «автоматической балансировки», исключающего риски возможного продолжительного дефицита и гарантирующего долгосрочную финансовую стабильность пенсионной системы. Пенсионная реформа в целом была завершена в 2003 году – вместе с реформированием пенсии для пережившего супруга и пенсии по инвалидности31.

Новая система заменила собой народную пенсию и АТП для людей, которые родились после 1953 года и частично для родившихся в период между 1938 и 1953 гг. (см. таблицу 1). Пенсию, основанную на доходах, получают все родившиеся в 1938 году или позднее. Лица, родившиеся в 1954 году или позднее, получают 2% процента от пенсии, основанной на доходах за период с 1995 по 1998 годы. С 1999 накопление возрастает на 2,5%. Лица, родившиеся в период между 1938 и 1953 годом получают определенный процент от премиальной пенсии, точная сумма зависит от года рождения пенсионера32.

Таблица 1. Соотнесение пенсионных систем по возрастам шведских пенсионеров. «Старая система» - АТП-система 1960 года. «Новая система» - пенсионная система 1994 года

Период рождения

Пенсия, на которую можно претендовать

1937 г. или ранее

100% старая система (АТП)

1938-1953 гг.

И старая и новая система

1954 г. или позднее

100% новая система

Источник: Allmän Pension // Pension.se [сайт]. URL: http://www.pension.se/allmannpension.html (дата обращения: 01.09.2011).

В начале 80-х гг. исследователи отмечали кризис легитимности внутри СДРПШ - можно с полной уверенностью сказать, что этот кризис продолжается и сегодня. Свидетельство тому – дважды проигранные партией выборы в риксдаг (2006 и 2010 гг.) После того как это произошло, руководство партии осуществило ряд мер, в частности на посту председателя СДРПШ Мону Салин сменил Хокан Юхольт. Реформа пенсионной системы стала одним из тезисов, благодаря которым партия намерена вернуться к власти. В мае 2011 года в предложении по бюджету СДРПШ обозначила свое желание изменить существующую пенсионную систему. Более того, партия готова сделать эту тему одним из ключевых вопросов в предвыборной кампании 2014 года33.

С точки зрения отдельных представителей правящего неоконсервативного правоцентристского объединения «Альянс» нынешняя пенсионная система по-прежнему остается «лучшей альтернативой» для страны34. Однако реформирование пенсионной системы – процесс, объективно необходимый на фоне демографической ситуации, сложившейся в Швеции.

Демографическую ситуацию в современной Швеции можно понять, сравнив демографические пирамиды за 1900 и 2010 гг., построенные Центральным статистическим бюро Швеции.

Сравнение пирамид за 1900 и 2010 гг. демонстрирует серьезные изменения состава населения Швеции по полу и возрасту в течение 110 лет.

Рисунок 3. Возрастно-половая структура населения Швеции на 31 декабря 1900 г. и 31 декабря 2010 г.

Источник:[Befolkningspyramiden för Sverige. [Электронный документ]. URL: http://www.scb.se/Statistik/BE/BE0101/2010A01L/Befolkningspyramiden_Sverige.pdf (дата обращения: 01.09.2011).]

Форма пирамиды за 1910 г. соответствует пирамиде молодого населения. Незначительное преобладание женского населения начинается среди лиц старше 60 лет. Пирамида за 2010 год показывает: за 110 лет структура населения Швеции претерпела значительные изменения. Резко снизилась доля и численность детских поколений; число женщин становится большим в промежутке после 75 лет. Снижение рождаемости объясняется проведением политики планирования семьи уже с первой половины XX века. Рост числа пожилых женщин вызван естественными причинами.

Объяснение равномерности распределения по полу заключается в том, что Швеция не участвовала в двух мировых войнах, нанесших урон мужскому населению многих стран Северной Европы. Не было здесь, в отличие от соседней Финляндии, и гражданской войны.

В результате развития социального сектора в XX веке в рамках «шведской модели» средняя продолжительность жизни в Швеции значительно возросла. На иллюстрации видно, что максимальная продолжительность жизни в 1910 году составляла 89 лет: малочисленные старшие поколения прерывались на этой отметке. В 2010 году часть шведов доживала и до столетнего возраста.

Современная Швеция – страна со старым населением. Пирамида демонстрирует сочетание снижения рождаемости («старение снизу») с увеличением продолжительности жизни («старение сверху»). Согласно статистике, в 1910 году лица в возрасте 10 лет или младше составляли 24% населения; тогда как лишь 8% населения доживало до шестидесятилетнего возраста. Рост продолжительности жизни и уменьшение рождаемости привели к тому что в 2010 году аналогичные показатели составили 12% и 18%. Согласно прогнозу 2010 года, средняя продолжительность жизни для рожденных в этом году мальчиков должна составить 79,1 лет, для девочек – 83,2 года. По прогнозам, в 2020 г. лица старше 65 лет должны составить 22% от населения страны35.

Глобализация и связанные с ней миграционные процессы являются серьезным фактором, воздействующим на пенсионную систему Швеции.  По некоторым данным, число тех граждан, кто сам или чьи родители родились не в Швеции, составило уже 20%, и без ужесточения миграционного законодательства, подобного тому, которое было проведено в Дании, эта категория населения будет расти. Поскольку среди отдельных групп эмигрантов (чаще всего это беженцы) существует традиция «жизни на одно пособие», говорить о том, что такое изменение демографической структуры принесет пользу пенсионному обеспечению Швеции, не приходится.

Таким образом, вопрос, который будет стоять перед Швецией в XXI веке – это не «нужна ли реформа пенсионной системы», а «как будет осуществляться такая реформа».

Глоссарий:

Демографическая пирамида – графический метод, широко используемый в демографической науке. Представляет собой графическое изображение распределения людей по полу и возрасту на определенный момент времени. Пирамида представляет собой сочетание графика с диаграммой в виде полос, идущих от оси ординат параллельно оси абсцисс. На оси ординат, установленной в средней точке двунаправленной оси абсцисс, по направлению «снизу вверх» откладывается возраст людей – от 0 до 100 лет – с разбивкой на нужные возрастные интервалы (1, 5, 10 лет). На оси абсцисс откладывается численность населения, причем слева от оси ординат принято изображать число мужчин, справа – женщин. Главной в пирамиде является не величина, а ее форма, конфигурация. (Рунова Т.Г. Демография: учебное пособие. М.: МГИУ, 2007).

Инвестиционные товарытовары, изготовляемые за счет инвестиционного капитала и служащие целям замены, обновления, качественного улучшения основных средств; в основном продукция машиностроения и строительная продукция. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006)

Институциональная теория - отрасль организации теории; иногда обозначается как «новая» институциональная теория;  сложилась в 1970-1980-е гг. В ее основе лежит положение о том, что действия организации определяются не только логикой экономических и технологических факторов, но и институтами, составляющими ее социальную среду, например, государством, профессиями, другими организациями, а также ценностями и культурой общества в целом. Такого рода институциональное влияние затрагивает как цели организации, так и используемые ею средства. (Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997).

Хронологиявспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением систем счисления времени в их ист. развитии. Хронология имеет исключительное значение для исторической науки, поскольку для последней важнейшим условием являются знание последовательности событий и их точная датировка. При помощи данных хронологии историк устанавливает точные даты, переводит на современное летоисчисление даты других хронологических систем. (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т.3).


1 А.В. Рябиченко, соискатель, младший научный сотрудник, руководитель группы исследований стран Северной Европы НОЦ «Балтийский регион» Института Балтийских исследований Балтийского федерального университета им. И.Канта.
2Понятие «Шведская модель», также как и «дом для народа» в современной Швеции уже не рассматривается лишь как наследие СДРПШ; в своей риторике их используют также и партии правящего правоцентристского объединения «Альянс».
3 Lundell A. Social arbete i välfärdsland. En kvalitativ fallstudie inom socialtjänsten. Social arbete, C-uppsats 10 p. SR 83, 2007. Examinationsuppgift. Handledare: Farouk Kobba Abdennabi. [Электронный документ]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.esh.se/fileadmin/erstaskondal/Uppsatser/socarb/c-upps_07/cupps_a_lundell.pdfs.14
4 Гришин И.В. Шведская модель как общественно-исторический феномен // РАН. ИМЭМО. Шведская модель современного постиндустриального развития: новые проблемы и характеристики социального развития. Материалы теоретического семинара ИМЭМО. М; 2006. с. 7
5 Korpi W., Stenberg S-Å., Åmark K. Välfärdsstat i brytningstid. Ett historiskt-samhällsvetenskapligt forskningsprogram om välfärdsstatens omdaning i Sverige och i OECD-länderna. Institutet för social forskning och Historiska institutionen, Stockholms universitet. [Электронный документ]. URL: http://www2.historia.su.se/personal/klas_amark/slutrapportViB.pdf (дата обращения: 01.09.2011). s.5
6 Kiander J. The Nordic Welfare State in the 1990s: Consequences of Disinflation and Fiscal Consolidation in the Three Nordic EU Countries. Eurozone Working Paper No. 13D. Regional Input on Social Dimension. Supplement to Working Paper 13. February 2003 [Электронный документ]. URL: http://www.ezoneplus.org/archiv/ezoneplus_wp_thirteenD.pdf (дата обращения: 01.09.2011) p. 6
7 Det svenska pensionssystemet. PM april 2010. Pensionsystemet.se. [Электронный документ]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.pensionssystemet.se/PENSIONSPM_april_2010.pdf (дата обращения: 01.09.2011); Pension från flera håll // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/PensionFranFleraHall.html (дата обращения: 01.09.2011).
8 Den allmälla pension [сайт]. URL: http://www.swedbank.se/privat/mer-om-privatekonomi/arbete,-skatt-och-pension/pensionen/vad-bestar-den-allmanna-pensionen-av/index.htm (дата обращения: 01.09.2011); Vad är inkomstpension? // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/Inkomstpension.html (дата обращения: 01.09.2011); Vad är premiepension? // Pensionsmyndigheten [сайт]. http://pensionsmyndigheten.se/Premiepension.html (дата обращения: 01.09.2011).
9 Pensionsordlista. [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/Pensionsordlista.html (дата обращения: 01.09.2011); Tjänstepension // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/Tjanstepensionen.html (дата обращения: 01.09.2011).
10 Vad är inkomstpension? // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/Inkomstpension.html (дата обращения: 01.09.2011).
11 Создавая социальную демократию. Сто лет социал-демократической рабочей партии Швеции. М.: Весь мир, 2001. с. 78; Edebalk P-G. Bismark och dom första socialförsäkringar Socialvetenskaplig Tidskrift, №4, 2003. [Электронный документ]. URL: http://svt.forsa.nu/documents/forsa/documents/socialvetenskaplig%20tidskrift/artiklar/2003/bismarck
%20och%20de%20första%20socialförsäkringarna%20av%20per%20gunnar%20edebalk.pdf (дата обращения: 01.09.2011) s. 357; Edebalk P-G. Folkpension och åldringsvård - om svensk socialpolitik 1903-1950 // Socialvetenskaplig Tidskrift, №2-3, 2003. [Электронный документ]. URL: http://svt.forsa.nu/documents/forsa/documents/socialvetenskaplig
%20tidskrift/artiklar/2003/folkpension%
20och%20åldringsvård,%20om%20svensk%20socialpolitik%20
1903%20till%201950%20av%20per%20gunnar%20edebalk.pdf (дата обращения: 01.09.2011).s.132; Lundell A. Social arbete i välfärdsland. En kvalitativ fallstudie inom socialtjänsten. Social arbete, C-uppsats 10 p. SR 83, 2007. Examinationsuppgift. Handledare: Farouk Kobba Abdennabi. [Электронный документ]. URL: http://www.esh.se/fileadmin/erstaskondal/Uppsatser/socarb/c-upps_07/cupps_a_lundell.pdf, s. 19-20
12Идея нации включающая признаки дома для своих граждан. По мнению датского социолога Ёсты Эспинг-Андерсена, понятие «дом для народа» передает образ общенациональной солидарности без классовых границ, но со стратегией по существу основанной на широких политических коалициях.
13 Historien om den svenska sjukförsäkringen // Rehabverktyget [сайт]. URL: http://www.bliwastiftelsen.se/Rehabverktyget/Om-rehabverktyget/ (дата обращения: 01.09.2011); Varför ett nytt pensionsystemet? // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/OmPensionsonssystemet.html (дата обращения: 01.09.2011)
14 Edebalk P-G. Folkpension och åldringsvård - om svensk socialpolitik 1903-1950 // Socialvetenskaplig Tidskrift, №2-3, 2003. [Электронный документ]. URL: http://svt.forsa.nu/documents/forsa/documents/socialvetenskaplig%20tidskrift/artiklar/2003
/folkpension%20och%20åldringsvård,%20om%20svensk%20socia
lpolitik%201903%20till%201950%20av%20per%20gunnar%20edebalk.pdf (дата обращения: 01.09.2011), s. 132-146
15 Åmark Klas. Inledningsföreläsning vid det 24. Nordiska Historikermötet i Århus, augusti 2001, till heldagssessionen «Tryghed, lighet og frihet – vision og realitet i nordisk velfærdspolitik» // Netværk for nordisk velfærdsstatshistorie. Trygghet och tvång. Makt, normer och aktörer i nordisk välfärdsstatshistoria. [Электронный документ]. URL: http://hem.passagen.se/joed5148/nb16.doc (дата обращения: 01.09.2011)., s. 8
16 Создавая социальную демократию. Сто лет социал-демократической рабочей партии Швеции. М.: Весь мир, 2001. с. 55-57
17 Там же, c. 519, 21
18 Det svenska pensionssystemet. PM april 2010. Pensionsystemet.se. [Электронный документ]. URL: http://www.pensionssystemet.se/PENSIONSPM_april_2010.pdf (дата обращения: 01.09.2011), s.3
19 Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991. с. 279, 294-295, Så fungerar pensionen // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/SaFungerarPensionen.html (дата обращения: 01.09.2011).
20 Det svenska pensionssystemet. PM april 2010. Pensionsystemet.se. [Электронный документ]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.pensionssystemet.se/PENSIONSPM_april_2010.pdf (дата обращения: 01.09.2011), s. 3-4
21 Varför ett nytt pensionsystemet? // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/OmPensionsonssystemet.html (дата обращения: 01.09.2011).
22 Гришин И.В. Шведская модель как общественно-исторический феномен // РАН. ИМЭМО. Шведская модель современного постиндустриального развития: новые проблемы и характеристики социального развития. Материалы теоретического семинара ИМЭМО. М; 2006. с. 22-23
23 Название обыгрывает эмблему СДРПШ – алую розу. Välfärdsstaten utmanas och reformeras // Möller T. Strid och samverkan under tvåhundra år. Stockholm: Studentliterature, 2007. s. 257-262
24 Korpi W., Stenberg S-Å., Åmark K. Välfärdsstat i brytningstid. Ett historiskt-samhällsvetenskapligt forskningsprogram om välfärdsstatens omdaning i Sverige och i OECD-länderna. Institutet för social forskning och Historiska institutionen, Stockholms universitet. [Электронный документ]. URL: http://www2.historia.su.se/personal/klas_amark/slutrapportViB.pdf (дата обращения: 01.09.2011)., s.7
25 Создавая социальную демократию. Сто лет социал-демократической рабочей партии Швеции. М.: Весь мир, 2001. с. 532; Välfärdsstaten utmanas och reformeras // Möller T. Strid och samverkan under tvåhundra år. Stockholm: Studentliterature, 2007, s. 257-262
26 Гришин И.В. Шведская модель как общественно-исторический феномен // РАН. ИМЭМО. Шведская модель современного постиндустриального развития: новые проблемы и характеристики социального развития. Материалы теоретического семинара ИМЭМО. М; 2006. с. 24
27 Välfärdsstaten utmanas och reformeras // Möller T. Strid och samverkan under tvåhundra år. Stockholm: Studentliterature, 2007. s. 270-271
28 Svensson T. Pensionreformen och den socialdemokratiska välfärdspolitikens förändring // Histroisk Tidskrift. №4б 2004. [Электронный документ]. URL: http://www.historisktidskrift.se/fulltext/2004-4/pdf/HT_2004-4_937-941_svensson.pdf (дата обращения: 01.09.2011), s. 937-939
29 Det svenska pensionssystemet. PM april 2010. Pensionsystemet.se. [Электронный документ]. URL: http://www.pensionssystemet.se/PENSIONSPM_april_2010.pdf (дата обращения: 01.09.2011), s.3
30 Välfärdsstaten utmanas och reformeras // Möller T. Strid och samverkan under tvåhundra år. Stockholm: Studentliterature, 2007. s.276-277
31 Det svenska pensionssystemet. PM april 2010. Pensionsystemet.se. [Электронный документ]. URL: http://www.pensionssystemet.se/PENSIONSPM_april_2010.pdf (дата обращения: 01.09.2011)., s. 3; Varför ett nytt pensionsystemet? // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/OmPensionsonssystemet.html (дата обращения: 01.09.2011).
32 Det svenska pensionssystemet. PM april 2010. Pensionsystemet.se. [Электронный документ]. URL: http://www.pensionssystemet.se/PENSIONSPM_april_2010.pdf (дата обращения: 01.09.2011)., s. 3; Vad är inkomstpension? // Pensionsmyndigheten [сайт]. URL: http://pensionsmyndigheten.se/Inkomstpension.html (дата обращения: 01.09.2011).
33 S vill reformera pensionssystemet // PrivataAffärer.se, 02.05.2011 [сайт]. URL: http://www.privataaffarer.se/nyheter/201105/s-vill-satsa-pa-sommarjobb/index.xml (дата обращения: 01.09.2011).
34 Nilsson M.G. Dagens pensionssystem är det bästa alternativet // Göteborgs-Posten [сайт]. URL: http://www.gp.se/nyheter/1.123542-dagens-pensionssystem-ar-det-basta-alternativet (дата обращения: 01.09.2011).
35 Иванов К., Смирнов А. Все, что вы хотели знать о Швеции. Стокгольм: Шведский институт, 2005. С.11; Befolkningspyramiden för Sverige. [Электронный документ]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.scb.se/Statistik/BE/BE0101/2010A01L/Befolkningspyramiden_Sverige.pdf (дата обращения: 01.09.2011), s.1

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.