Rambler's Top100

№ 509 - 510
1 - 20 мая 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Освежите вашу память! 


1969 год. Возвращение материнства.
"Литературная газета" о новых репродуктивных технологиях

Есть в Тбилиси единственный в своем роде институт. Сюда приходят сотни писем со всей страны, и почти каждое начинается одной и той же фразой: «хочу иметь ребенка». Пишут люди о своей семейной беде, просят помощи.

О нравственном и правовом аспекте этой сложной проблемы и идет сегодня речь.

Когда в семье нет ребенка…

По статистическим данным, около 20 процентов супружеских пар у нас в стране бездетны не по своей воле, а по несчастью, вызванному отклонениями от нормы в организме мужа или жены. 20 процентов — цифра, характерная для любой страны. Это константа биологическая, а не социальная. Среди ученых довольно распространена точка зрения, что природа в среднем сохраняет равновесие между числом бесплодных мужчин и женщин. Если это так, то, следовательно, 10 процентов семей бездетны из-за мужчины. И если в других случаях медицина нередко оказывается бессильной, то 10 процентам семей — благодаря новейшему открытию — она способна помочь.

Несколько лет назад покойный ныне профессор И. Жорданиа, именем которого называется сейчас Институт физиологии и патологии женщины, произвел трем пациенткам искусственное оплодотворение. Родившиеся дети — две девочки и мальчик — растут совершенно здоровыми. Стоит ли говорить, как счастливы родители, мечтавшие о потомстве и совсем уже отчаявшиеся иметь его. Письма, которые каждый день приходят в институт, говорят о том, с какой радостью воспользовались бы бездетные родители помощью института. Для сотен людей в подобном медицинском вмешательстве заключена последняя искра надежды.

В чем же дело?

Формально гетерономное зачатие (сокращенно — ГЗ), как называют врачи эту операцию, никем не запрещено. Как ни странно, дело не столько в препятствиях медицинского характера, сколько в юриспруденции. До сих пор у нас в стране (как, впрочем, и в других странах) нет закона, который юридически подтверждал бы, что ребенок, рожденный при помощи ГЗ, столь же «законный», как и все прочие дети. А врачи без такого установления не хотят взваливать на себя бремя моральной ответственности за судьбу новорожденного.

Дело в том, что медицина в данном случае оказывается тесно связанной с целым комплексом проблем юридического и этического характера. Вот одна из них: будет ли мужчина действительно по-отцовски относиться к ребенку, родному для его жены, но неродному для него самого, - ведь он всего лишь человек и не всегда властен над своими эмоциями? Допустим, он захочет отказаться от малыша... И тогда ничто не помешает ему это сделать, ибо такие дети не защищены законом, существование их в наших юридических установлениях не оговорено.

Эта проблема приобретает особую остроту в зарубежных странах. Вот что пишет доктор Гарольд Вассель в еженедельнике «Вохенпост» (ГДР):

«В последние годы только в США родилось около 150 тысяч детей, зачатых методом ГЗ. Открытие способа консервирования мужских зародышей — несомненный прогресс биологии и медицины. Но, как и многие другие естественные открытия нашего времени, оно глубоко вторгается в человеческую жизнь, ставя перед нами социальные, моральные и мировоззренческие проблемы...

56-летний нью-йоркский терапевт Джон М. Праттинг знал, что не может иметь детей, но его 35-летняя жена хотела ребенка. На помощь ей пришли новые возможности медицины. Но муж, до этого теоретически, так сказать, высказывавшийся за искусственное оплодотворение, был не согласен с практическими шагами, предпринятыми женой, и подал на развод, обвинив ее в «супружеской неверности». Суды различных инстанций долго ломали голову над тем, какое решение вынести по этому делу: уж очень оно не укладывалось в привычные рамки закона. И только через 15 месяцев после рождения ребенка верховный суд присяжных Манхаттана, наконец, определил, что искусственное оплодотворение нельзя считать супружеской изменой в юридическом смысле этого слава.

В Италии учительницу Карлу Казаротти, оказавшуюся в подобном же положении, приговорили к 20 дням тюрьмы за «нарушение супружеской верности».

Трудность юридической оценки объясняется тем, что право в данном случае сталкивается с совершенно новой моральной проблемой...»

Да, это так. Однако бесспорно, что право не есть нечто абстрактное, существующее вне пространства и времени. Закон лишь отражает те экономические, социальные и этические нормы, которые характерны для данного времени и для данного общества.

Исключая возможность возникновения подобных судебных казусов у нас, все же полагаю, что необходимо внести некоторую ясность.

Директор Института физиологии и патологии женщины профессор Д. Цицишвили и заведующий лабораторией того же института кандидат медицинских наук Т. Бегиашвили подготовили докладную президиуму Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения СССР о проблемах, которые вызывает гетерономное зачатие. Этот документ предлагает, в частности, считать родившихся таким образом детей столь же законными и пользующимися теми же юридическими правами, что и вся наша детвора. Условие одно: обоюдное согласие супругов на рождение ребенка. Если это согласие есть, родители берут на себя все обычные по отношению к детям моральные и материальные обязательства.

В апреле 1967 года институту было предложено представить комплексно-тематический план научно-исследовательских работ по данной проблеме. Такой план составлен. Осуществление его рассчитано на три года. А пока ГЗ нигде в Союзе не производится.

Долго ли после того, как план исследований будет завершен, придется ждать, пока новый закон или поправки к существующему будут приняты, — сказать трудно.

За гетерономное зачатие высказываются такие крупнейшие специалисты, как действительный член АМН СССР профессор М. Малиновский, председатель правления Всесоюзного научного, общества акушеров-гинекологов, действительный член АМН СССР профессор Л. Персианинов, главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения СССР, член-корреспондент АМН СССР профессор Л. Новикова, директор НИИ акушерства и гинекологии АМН СССР, член-корреспондент АМН СССР профессор М. Петров-Маслаков.

В. КАЖДАЯ

Мнение специалистов

… Допустимо ли вмешательство медицины?

Не первый раз в истории человечества прогресс науки, принося с собой замечательные открытия на пользу людям, ставит перед ними и новые трудные проблемы морально-этического, психологического и юридического характера. ГЗ — одно из таких открытий.

Позволим себе выразить отношение как ко всей проблеме, так и к отдельным ее аспектам.

Сразу же можно сказать, что при соблюдении ряда необходимых условий применение ГЗ способно увеличить число счастливых семей — и это главное. Нет ничего аморального в том, что супруги или незамужние женщины, движимые естественным стремлением иметь ребенка, обращаются к науке. Известно, что желанные дети — счастливое и могучее соединительное звено в супружеском союзе, что незамужняя женщина, имеющая ребенка, навсегда перестает быть «одинокой». На наш взгляд, ГЗ столь же нравственно и гуманно, как и усыновление ребенка, взятого из детского дома.

Десятки тысяч ГЗ уже произведены в различных странах мира. Да, применение его вызвало и различные проблемы, не разрешимые порою в условиях капитализма. Проекты законодательств, связанных с ГЗ, разработаны и представлены парламентам Великобритании, Дании, Норвегии и других стран. Нигде, однако, они не пошли дальше подготовительной стадии. На пути стала частная собственность с ее правом наследования, с ее противоречивой моралью и религиозными догматами. Иное положение у нас. Вместе с тем было бы неправильно не видеть сложностей в решении этой проблемы.

Так что же несет с собой подобное вторжение в область, доселе являвшуюся самой сокровенной, сугубо интимной стороной человеческих отношений?

МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ

Хотя в этом плане ГЗ не таит в себе каких-то неразрешимых проблем, не следует думать, что здесь так уж все просто. Оно требует длительной и чрезвычайно сложной медицинской подготовки. Имеются в виду генетический подбор наиболее благоприятного донора, генетическая оценка матери и даже обследование родственников, необходимое для того, чтобы предотвратить возможность наследственных заболеваний у будущего ребенка.

Нелегка и психическая оценка личностей. Нельзя забывать, что есть люди психически больные. Функции родителей могут оказаться им не под силу, особенно если речь идет об одиноких матерях. И дело, конечно, не только в том, что дети будут расти в ненормальной семейной обстановке, но главным образом — в реальной угрозе наследования или приобретения будущим ребенком черт психической неполноценности.

На медиков ложится огромная ответственность. Врачебная этика требует сделать все возможное, чтобы не допустить ни одной ошибки, которой можно было бы избежать.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Он равно труден и для родителей, и для специалистов.

Психологический барьер перед непривычностью, необычностью даже самых благодетельных достижений науки у некоторых людей чрезвычайно силен. К данному случаю это положение относится полностью. ГЗ сплошь и рядом способно запутать психологическую ситуацию в семье. Может случиться, к сожалению, и так, что отношение супругов к произведенному медицинскому вмешательству изменится, и это скажется на чувствах, питаемых к ребенку. Натура, характер человека вообще таят в себе немало неожиданного в этом смысле.

Со временем, думается, тому огромному кругу проблем, который представляет собой психологическая сторона ГЗ, будет посвящена большая специальная литература. Но подступать к этим проблемам, практически браться за них, приходится уже сейчас. Специалисты ответственны за все психологические последствия в жизни людей, которые может принести с собой искусственное зачатие.

К чему же конкретно сводятся функции психологов?

В многочасовых и неоднократных беседах им предстоит определить психическую зрелость, полноценность человека, намеревающегося совершить столь ответственный шаг. Более того, они должны предвидеть. прогнозировать те возможные изменения личности (невротизация, психопатизация и т.д.), которые могут обнаружиться в дальнейшей жизни. И надо предвидеть все могущие возникнуть в данной ситуации трудности. Обследования такого рода обязательны для обоих супругов. Производиться подобные обследования должны высококвалифицированными специалистами — психотерапевтом, психологом, психиатром. Им надобно будет решить в каждом отдельном случае, можно ли, по психическим критериям, допустить ГЗ или его необходимо отложить и даже категорически запретить.

Второе направление в работе психологов — обязательная информация о преимуществах, недостатках и возможных психологических осложнениях, которые может вызвать ГЗ.

Искусственное зачатие позволяет избежать многих нравственных и психологических трудностей, которые возникают иногда при усыновлении ребенка, взятого, скажем, из детского дома. Ребенок, рожденный путем ГЗ, в семье — свой или «более чем наполовину свой». Благодаря специальным предварительным генетическим обследованиям матери и донора больше гарантий, что у него будет более благоприятная наследственность, чем в том случае, когда малыша берут на воспитание из детского дома, где роль случайности выше. Нельзя не считаться и с такой немаловажной деталью: беременность подготавливает женщину к роли воспитательницы, пробуждая в ней глубокие материнские чувства, улучшая ее контакты с ребенком, что порой оказывается таким трудным для взрослых (несмотря на самые лучшие их побуждения) в тех случаях, когда усыновляют или удочеряют чужих детей. Огромные преимущества заключает в себе и возможность воспитания ребенка с первого дня. Наконец, в случаях ГЗ легче сохранить тайну происхождения ребенка.

Все это очень важно.

Но на другой чаше весов — все осложнения, которые может повлечь за собой ГЗ. А их, как уже говорилось, немало. Первое: неравное положение супругов по отношению к ребенку. Для одного он биологически «свой», для другого - «чужой».

Порою у матери, независимо от ее воли, возникает навязчивое стремление узнать «настоящего отца», и это тоже чревато острыми разладами в семье. Или, например, родителями вдруг овладевает столь же непреоборимое желание отыскать у ребенка «свои» и «чужие» черты. Есть и такая опасность: из-за неосторожности родителей дети могут узнать о своем «неестественном происхождении».

Стоит ли говорить, к какой катастрофе, к какой острой психической травме может привести такая неосторожность!

Предупреждение и лечение психологических осложнений такого рода — третья сфера приложения сил психотерапевтов.

Начинаться психотерапия должна, пожалуй, со строгого соблюдения врачебной тайны. Это подразумевает и определенную замаскированность самого учреждения, и специальное обучение его персонала. Соблюдение тайны должно идти так далеко, чтобы даже сам врач не знал донора.

Вполне возможны специальные индивидуальные «экзамены» для будущих родителей. Перед ГЗ, как перед вступлением в брак, очевидно, целесообразно давать время на размышление — от одного до трех месяцев. Тут не должно быть места легкомыслию отдельных людей, головокружению от современных научных достижений.

ЮРИДИЧЕСКИИ АСПЕКТ

Согласно действующему закону, родителями детей признаются лица, состоящие в браке. Если кто намерен оспорить отцовство, он может это сделать только в судебном порядке. Появление ребенка в результате ГЗ, безусловно, должно быть вызвано обоюдным желанием и подкреплено обоюдным соглашением супругов. Их заявление, подтвержденное врачом, — достаточное условие для установления объективной истины отцовства и принятия соответствующего решения в случае, если дело дойдет до суда.

Действующий закон о семье и браке предусматривает ситуации, когда лица, взявшие на свое постоянное воспитание и иждивение ребенка, впоследствии от него отказывались. Советское законодательство обязывает их платить алименты. Этот закон дает основание решать и те споры, возможность которых заключает в себе ГЗ.

Словом, специальных законов или норм на сей счет, по нашему мнению, принимать нет необходимости. Речь идет лишь о дополнениях к существующему законодательству.

Для разрешения проблем, стоящих перед медиками, вполне достаточно инструкции, утвержденной Министерством здравоохранения. В ней должны быть оговорены вопросы отбора доноров и различных противопоказаний к ГЗ (биологических, психологических и социальных).

Сомнений и иронии у различных людей ГЗ может вызвать немало. Что ж, подобный способ рождения детей не лучший, он вынужденный. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть, что речь идет не вообще о распространении ГЗ, а о применении его в тех драматических ситуациях, когда бездетность приносит родителям горе. Для многих и многих семей помощь, которую предлагает им медицина, — благо. Она целебна и так же исключительна, как, скажем, переливание крови. И столь же необходима и нравственна.

К. СОЛОВЬЕВ, доцент Вильнюсского госуниверстета имени В. Капсукаса;
К. ЛИПЕЙКА, юрист, председатель народного суда Советского района г. Вильнюса;
Л. ЦУКЕРМАНАС, сексопатолог Республиканской Вильнюсской психоневрологической больницы;
А. АЛЕКСЕЙЧИК, психотерапевт Республиканской Вильнюсской психоневрологической больницы

Мнение философа

Когда возникает проблема допустимости практического применения того или иного научного открытия, к философу обращаются с вопросом: «Да или нет?», «Хорошо это или дурно?» Однако наука и мораль находятся в том динамическом равновесии, которое не позволяет однозначно ответить на поставленный вопрос. Обсуждаемая сегодня на страницах «ЛГ» проблема — из этого ряда проблем.

Исторический опыт человечества свидетельствует о том, что наука и нравственность — суть ответвления от могучего материнского ствола — общественной практики. Если мораль выступает по отношению к науке в роли социального ориентира, то последняя является неким революционизирующим мораль гормоном, способствующим ее росту, развитию и постоянному омоложению. Тем не менее как форма общественного сознания мораль обладает относительной самостоятельностью. Одним из проявлений этой самостоятельности является ее традиционализм, определенный консерватизм, который выполняет некоторую положительную роль. Он выступает в роли сдерживающего, тормозящего начала в отношении скороспелых модернистских нововведений в нравственно-этической сфере жизни общества.

Последовательно проведенный моральный догматизм легко смыкается с принципами религиозной этики, систематически накладывающей свое вето на все новое, прогрессивное. Известно, что научное обоснование возможности и целесообразности переливания крови на первых порах вынуждено было преодолевать не только нравственные, но и религиозные барьеры.

Моральный догматизм, как правило, ведет к тому, что новые явления жизни рассматриваются в старом этическом освещении и понимании.

Метод гетерономного зачатия на первых порах также может встретить на своем пути традиционалистское нравственное возражение. Но общие тенденции развития всей совокупности человеческих отношений на основе научного познания окружающего мира и самих себя все более освобождают человека от табуистских воззрений и дают нравственное «добро» одному научному открытию за другим. Новые научные открытия и рекомендации, удовлетворяющие назревшие человеческие потребности, органически входят в систему прогрессивных нравственных отношений людей.

Но было бы необоснованным ожидать, что наступит какой-то момент абсолютного равновесия между достижениями науки и традиционными требованиями нравственности. Развитие молекулярной биологии уже в ближайшее время может открыть новые возможности контроля и вмешательства в, казалось бы, недоступные сферы эмбрионального развития живых существ, в том числе и человека. Прогресс общества, науки и техники постоянно будет создавать противоречивые коллизии между научными возможностями и моральными запретами. Эти коллизии каждый раз будут требовать новых подходов и осторожных решений. Ничего плохого в этом нет.

И от того, насколько гибко и не традиционно мы сможем решить проблемы сегодняшнего дня, зависит и успех решения новых, более сложных проблем, общие очертания которых уже вырисовываются. Наука дает человеку возможность «скорректировать» некоторые ошибки природы. Круг этих возможностей неуклонно расширяется. Человек должен быть готов использовать их, не впадая при этом ни в крайность тотального отрицания нового, ни в другую, не менее пагубную крайность слишком поспешного внедрения в практику научных возможностей, особенно когда дело касается человека.

Г. ЦАРЕГОРОДЦЕВ, профессор, зав. кафедрой философии Академии медицинских наук СССР

Литературная газета, 21 мая 1969 года

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.