Rambler's Top100

№ 505 - 506
2 - 15 апреля 2012

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Планирование семьи в трех славянских странах

Расхождения в темпах снижения абортов нарастают

Законодательство в сфере внутрисемейного регулирования рождаемости мало изменилось после распада СССР

Статистический учет абортов и контрацепции

Объясняются ли различия в показателях абортов структурой контрацепции?

Роль государственной политики

Заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"




Google
Web demoscope.ru

 

Питер Брейгель старший. Детские игры (фрагмент). Pieter Bruegel the Elder. Children's Games (detail). (1560) Планирование семьи в трех славянских странах

Над темой номера работали

Борис ДЕНИСОВ Виктория САКЕВИЧ

Борис ДЕНИСОВ

Виктория САКЕВИЧ

Заключение

Гипотеза о том, что различия в темпах снижения уровня абортов между Россией, с одной стороны, и Белоруссией и Украиной, с другой, являются статистическим артефактом, не подтвердилась. Белоруссия, Россия и Украина имеют либеральные законы об абортах, и различия в положениях, регламентирующих прерывание беременности, между странами являются незначительными. В регионе нет правовых препятствий для использования современных средств контрацепции.

Системы сбора данных об абортах аналогичны во всех трёх странах. Они обладают одними и теми же преимуществами и недостатками, таким образом, абортная статистика этих стран вполне сопоставима по качеству и полноте. Это позволяет сделать вывод о том, что расхождение в тенденциях показателей абортов, наблюдаемое в постсоветский период в этих странах, – реальный феномен.

Материнская смертность от абортов значительно ниже в Белоруссии и Украине, чем в России. Этот факт также может служить подтверждением различий в распространённости практики абортов. Хотя после 1990 года смертность от абортов в России резко сократилась (с 13,6 на 100 тысяч живорожденных в 1990 году до 2,3 на 100 тысяч в 200931), её текущий уровень в России в два раза выше, чем на Украине32. Согласно интервью главного акушера-гинеколога Министерства здравоохранения Белоруссии, в последние шесть лет смертей от абортов в Белоруссии не наблюдалось33.

В некоторой степени официальная статистика использования гормональной контрацепции и ВМС может объяснить, почему аборт менее распространён в Белоруссии и Украине, чем в России. Статистика МЗ говорит о том, что белорусские и украинские женщины, посещающие медицинские учреждения, более активно используют эти два современных метода по сравнению с россиянками. Можно предположить, что системы здравоохранения Белоруссии и Украины более активны в продвижении и поощрении современных методов контрацепции, что ведёт к более последовательному и грамотному их использованию женщинами.

Результаты, полученные на основе материалов выборочных обследований, во многом противоречат данным государственной статистики о применении контрацепции. При прочих равных условиях женщины из российской выборки более склонны к использованию современной контрацепции (по сравнению с респондентками из Белоруссии и Украины); неудовлетворенная потребность в планировании семьи в России ниже, чем в двух других странах. Парадоксальное сочетание более высокой доли пользователей контрацепции и более высокого уровня абортов в России сравнительно с Украиной было отмечено и в материалах обследования 1999 года34. С другой стороны, низкий уровень рождаемости и быстрое снижение уровня абортов в Белоруссии и Украине удивительным образом сочетаются с не очень эффективной структурой методов контрацепции. Таким образом, данные опросов не дают объяснения, почему Белоруссия и Украина прогрессируют в сокращении абортов заметно быстрее, чем Россия. Чтобы разобраться в ситуации, дизайн обследований должен быть другим, не таким как в MICS и РиДМиЖ.

По нашему мнению, основной источник наблюдаемых различий между странами заключается в особенностях контрацептивного поведения, в адекватности знаний и практики контрацепции. Другими словами, важно, чтобы женщины, использующие контрацепцию, пользовались ею надлежащим образом. Возможно, более высокая контрацептивная культура населения Белоруссии и Украины по сравнению с Россией ведёт к более адекватному применению методов и, как следствие, к меньшей частоте контрацептивных неудач, приводящих к аборту. Такое объяснение хорошо согласуется с различной ролью медицинских работников и набором услуг, предоставляемых женскими консультациями. Кабинет планирования семьи, обязательный в Белоруссии и на Украине, в России заменяется кабинетом психолога, задачей которого является отговорить женщину от аборта в пользу рождения ребенка.

Различия в государственной политике в трёх странах, на наш взгляд, вносят свой вклад в объяснение более высокого уровня абортов в России. Официальная (на правительственном уровне) позиция РФ в отношении планирования семьи в последние годы кардинально изменилась. На смену научным разработкам и принципам доказательности пришли религиозный фундаментализм и ещё более усиленный государственный пронатализм. Распространяется миф о том, что контроль рождаемости является синонимом низкого уровня рождаемости, и улучшение доступа к услугам по планированию семьи неизбежно ведёт к сокращению рождаемости. В Белоруссии и на Украине такого резкого поворота в позиции правительства по отношению к планированию семьи не наблюдается (пока)35.

То, каким образом информация о контрацепции доходит до потребителя играет важную роль в эффективности её использования. Качество информации, полученной из Интернета и других средств массовой информации, друзей и знакомых существенно отличается от профессиональной консультации. Отсутствие соответствующих медицинских услуг, сексуального образования и государственного содействия планированию семьи может привести и приводит к неэффективному использованию противозачаточных средств и увеличению риска нежелательной беременности.


31 Здравоохранение в России. 2009: Стат. сборник / Росстат. - М., 2009.
32 Діти, жінки та сім’я, 2010, Стат. Збірник / Державний комітет статистики України. Київ, 2010.
33 Из интервью главного акушера-гинеколога министерства здравоохранения Белоруссии Александра Барсукова www.interfax.by от 22.11.2010
34 Centers for Disease Control and Prevention and ORC Macro. Reproductive, Maternal and Child Health in Eastern Europe and Eurasia: A Comparative Report. Atlanta, GA (USA) and Calverton, MD (USA), 2003.
35 Совсем недавно депутатом украинской Рады Шкилём внесён законопроект о запрете абортов по желанию женщины, а Белоруссия объявила о пилотном проекте привлечения священников в женские консультации.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.